Автор: Лёвина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №27" имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Конспект личностно ориентированного урока по русскому языку
Тема: "Слова - помощники"
Раздел: начальное образование
Конспект личностно ориентированного урока по русскому языку
1 класс
(Перспективная начальная школа)
Тема урока: "СЛОВА-ПОМОЩНИКИ"
Цели
деятельности
педагога:
создать
условия
для
формирования
представления
о
словах-помощниках,
ознакомления
со
схематическим
изображением слов-помощников, закрепления знаний о значении предлогов;
способствовать
воспитанию
любознательности,
интереса
к
изучению
русского языка.
Планируемые
результаты:
предметные:
научатся
распознавать
предлоги
в
предложении,
составлять
схемы
предложений,
записывать
предложения
по
схемам,
состоящим
из
четырех
слов;
метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий (УУД)): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу,
соответствующую
этапу
обучения;
познавательные
-
понимают
знаки,
символы,
модели,
схемы,
приведенные
в
учебнике
и
рабочей
тетради;
коммуникативные - используют в общении правила вежливости; личностные
УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: карточки: 1) с буквами; 2) со схемами
предложений; 3) с заданиями учащимся для самостоятельной работы.
Сценарий урока
I.
Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Чистописание
-
Для
начала
мы
закрепим
правильное
написание
одной
буквы.
А
что
это
за
буква,
догадайтесь
сами,
воспользуйтесь
столбиком
алфавита в учебнике (с. 12).
На доске: б в г д ж з й …
-
Назовите
следующую
букву.
Докажите.
(Следующая
буква
«к»,
так
как
даны
буквы
согласных звуков по алфавиту.)
-
Ее
мы
и
будем
писать.
Рассмотрите
сочетания букв: кн ко кп.
Продумывание учителем
в о з м о ж н о с т е й
д л я
самопроявления
учеников;
- По какой закономерности написаны вторые
буквы? (Вторые буквы идут по алфавиту: н, о, п.)
- Запишите эти буквосочетания, чередуя до
конца строки.
На доске:
акартинабморковьвкармангокнодкислый.
- Найдите слова с буквой «к», выпишите их
на следующую строку. (Картина, морковь, карман,
окно, кислый.)
-
С
какими
словарными
словами
вы
познакомились на прошлом уроке?
-
Запишите
их
на
следующей
строке.
(Телевизор, телефон.)
III. Актуализация опорных знаний
1. Работа в группах (по 4 человека).
Учитель
раздает
наборы
карточек-схем
(по
4
ш т у к и )
ка ж д о й
г р у п п е . Задача
учеников:
придумать предложения к схемам.
Например:
Мальчик собирает огурцы, помидоры.
Веселая девочка поет песню.
При проверке группа выходит к доске, ученики
строятся
в
таком
же
порядке,
что
и
слова
в
предложении. Каждый ученик называет свое слово
и
держит
перед
собой
карточку
со
схемой-
обозначением этого слова.
Учитель может попросить учеников групп
выполнить
дополнительное
задание,
например:
«Сделай
шаг
вперед,
слово-предмет
главное»;
«Присядь,
слово-действие»;
«Покружись,
слово-
п р и з н а к » ;
« Ул ы б н и с ь ,
с л о в о - п р е д м е т
дополнительное».
IV.
Сообщение
темы
урока,
постановка
целей
Стимулирование
учащихся
к
активным
действиям по усвоению
знаний;
Продумывание
учителем
в о з м о ж н о с т е й
д л я
самопроявления
учеников;
Продуманное
ч е р е д о в а н и е
в и д о в
работ,
типов
заданий
д л я
с н и ж е н и я
утомляемости
учащихся;
- Отгадайте загадку:
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица.
(Белка.)
-
Составьте
предложение
о
белке.
(Белка
сидит на ветке.)
- Составьте схему предложения.
У доски, например, выполняют работу двое
учеников: Соня и Вася.
-
Почему
получились
разные
схемы
предложений?
- Повторите предложение. (Белка сидит на
ветке.)
- Назовите первое слово. (Белка.)
-
Что
оно
называет?
(Это
слово
называет
предмет.)
- Сравните схемы этого слова у Сони и у
Васи. (Они одинаковые и правильные.)
- Назовите второе слово. (Сидит.)
- Что оно называет? (Действие.)
- Верно ли это слово обозначили ребята?
(Да, у них правильно.)
- Соня, назови третье слово в высказывании.
(На ветке.)
-
Вася,
какое
у
тебя
третье
слово
в
высказывании? (На.)
- Как доказать: «на ветке» - это одно или два
слова? (Нужно между этими словами вставить еще
одно слово.)
-
Подумайте, какое слово можно вставить.
(Белка сидит на красивой ветке. Белка сидит на
толстой ветке.)
- Так сколько же слов в этом высказывании?
(Мы
смогли
вставить
между
словами
«на»
и
«ветке»
еще
одно
слово.
Значит,
в
этом
высказывании четыре слова.)
- Какое третье слово? (На.)
Использование
субъективного опыта и
опора
на
интуицию
каждого ученика;
- Какое четвертое слово? (Ветке.)
-
Теперь
назовем
каждое
слово
в
этом
высказывании.
Дети называют слова, указывая на схемы.
-
Мы выяснили, что «на» - это отдельное
слово.
Как
вы
думаете,
что
оно
называет?
Предмет?
Признак?
Может,
действие?
(дети
начинают рассуждать, высказывать своё мнение)
- Это слово называет предмет! Задам вопрос
к нему. (Нет, это не предмет.)
- Это не слово-признак. Задам вопрос. (Нет.)
Тогда это действие. (Нет. Действие - это когда что-
то делают. А к слову «на» нельзя задать вопрос
«что делает?».)
Вывод учителя:
- Какое странное слово: ничего не называет,
к нему нельзя поставить вопрос. Может, оно не
нужно? Уберем его из высказывания. Прочитайте,
что получилось. (Белка сидит ветке. - Получилось
неправильно.)
- Так можно обойтись без слова «на»? (Нет.)
-
Д л я
ч е го
о н о
н уж н о ?
( Ч т о б ы
в
предложении были связаны слова.)
- Слово «на» хотя ничего не называет, но в
предложении очень нужно. Оно помогает слову-
названию, «связывает» слова в высказывании.
- Ребята, придумайте этому слову имя. Если
оно
помогает
связать
слова,
как
оно
может
называться? (Может, оно «помощник»?)
-
О
таких
словах-помощниках
мы
будем
говорить
на
нашем
уроке.
Обозначают
слово-
помощник:
-
Составьте
схему
предложения
про
белку.
Организация
о б м е н а
м ы с л я м и ,
мнениями, оценками;
Стимулирование
учащихся
к
активным
действиям, по усвоению
знаний, к дополнению и
а н а л и з у
о т в е т о в
товарищей;
Конструирование
дидактического
ма т е р и а л а
р а з н о г о
типа,
вида
и
формы,
определение цели, места
и
в р е м е н и
е г о
Физкультминутка
Гимнастика для рук
Один
из
дежурных
учащихся
проводит
пальчиковую гимнастику.
А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики -
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики -
Девочки и мальчики.
V. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с. 18).
Познавательные
УУД:
общеучебные
-
формирование
умения
поиска
начала
урока
в
учебнике
по
условным
обозначениям:
символу
главы
и
порядковому
символу
урока,
а
также
умения соотносить эти обозначения в учебнике и
тетради;
читать
дидактические
иллюстрации
с
р а з м е щ е н н ы м и
в н у т р и
с л о в а м и
и
с л о во с оч е т а н и я ми ;
в ы п ол н я т ь
з н а ко в о -
символическое моделирование.
Регулятивные УУД: осуществление учебных
действий
(запись
предложений
и
их
схем),
сверяясь с образцом.
Учитель читает текст. Учащиеся составляют
п р ед л оже н и я .
( Н е кото р ы е
п р е д л ож е н и я
записываются
в
тетрадь
по
образцу,
к
ним
составляется схема.)
Упражнение 7, с. 18.
использования на уроке;
Личностные
УУД:
самоопределение
-
выполнение
системы
заданий,
нацеленной
на
д е ц е н т р а ц и ю
м л а д ш е г о
ш к о л ь н и к а ,
ориентирующей его на учет чужой точки зрения,
на оказание интеллектуальной помощи сквозным
героям учебников, которые в этом нуждаются при
решении трудных задач.
Познавательные
УУД:
общеучебные
-
р а зв и т и е
уме н и я
п р и ме н я т ь
п р а в и ла
и
пользоваться
инструкциями
и
освоенными
закономерностями;
логические
-
подведение
ко н к р е т н о го
я з ы ко в о го
м ат е р и а л а
п о д
лингвистическую
схему;
формирование
умения
осуществлять
сравнение
и
выделять
общее
и
различное.
Вывод:
слова-помощники
помогают
не
главным словам-предметам.
- Прочитайте подсказку Летучей Мыши (с.
20).
-
Дополните
письменно
предложения
нужными словами.
Коммуникативные
УУД:
п о с т р о е н и е
совместных
действий,
учитывающих
позицию
партнера, собеседника.
П е р в о е
п р ед л оже н и е
с о с т а в л я е т с я
совместно, с комментированием.
Далее:
I вариант - 2-3-е предложения;
II вариант - 4-5-е предложения;
III вариант - 6-7-е предложения.
Чтение интриги.
«- Докажите, что все эти слова-помощники
пишутся
со
словами-названиями
предметов
раздельно! - попросила Волшебница».
-
Докажите
это
на
примерах
своих
предложений по вариантам.
2. Работа по тетради.
Упражнения
1,
2,
с.
12
-
учащие ся
выполняют
самостоятельно.
Упражнение
3
-
коллективная работа.
VI. Итог урока.
1.
Работа по карточкам.
Учитель: «Выберите ту группу заданий, с которой
вы сможете справиться»
I уровень.
Задание: спишите стихотворение, раскрывая
скобки.
(На) лугу мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
(На) зиму (для) печек.
С. Маршак
Задание:
составьте
предложения,
добавляя
слова-помощники. Запишите их.
Учителя, тетрадь, взял, Павлик.
Оля, рвет, редьку, огороде.
Задание:
вставьте
пропущенные
слова
в
предложения.
Сережа положил ключ … карман.
Саша несет письма … почту.
II уровень.
З а д а ние :
с пишит е
с л о в о с о ч е т а н и я ,
раскрывая скобки.
Зашел (за) угол, дошел (до) школы, поднялся
(в) гору, побежал (по) тропинке.
III уровень.
Задание:
выпишите
из
стихотворения
выделенные
слова
вместе
с
теми
словами,
к
которым они относятся.
Грач качался в гамаке,
Гуси - в волнах на реке.
Мимо голуби летели,
И на веточку присели.
Веточка качается -
Неплохо получается.
А. Пудваль
Задание: вставьте пропущенные предлоги в
предложение.
Продумывание учителем
в о з м о ж н о с т е й
д л я
самопроявления
учеников;
Стремление к созданию
ситуации успеха для
каждого ученика;
Полкан … калитки ждет ребят … школы.
2. Вопросы:
- Мы закончили третью главу. Вспомните,
как она называется.
- С какими словами мы познакомились?
- Как они обозначаются схемами?
3. Запись под диктовку.
Шумит дремучий лес. Пришла ранняя осень.
Закружились золотые листья. В траве шуршат ежи.
- Подчеркните каждое слово в предложении.
VI. Итог урока: - Урок окончен! Молодцы!
Хорошо потрудились!