Авторы: Мадвалиев Умеджон Алиджонович, Герасимов Михаил Леонидович
Должность: бакалавры
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: полное образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА
(К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)
Федоров Александр Михайлович,
Заслуженный деятель науки Республики Карелия,
кандидат педагогических наук, доцент,
профессор кафедры управления образовательными системами
имени Т.И. Шамовой
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,
эксперт Федерального учебно-методического объединения
в сфере высшего образования по укрупненной группе специальностей и
направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки
Мадвалиев Умеджон Алиджонович,
студент Института социально-гуманитарного образования
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Герасимов Михаил Леонидович,
студент Института истории и политики
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Настоящая
статья
посвящена
актуальным
проблемам
разработки
национальной
системы
квалификаций
в
сфере
образования
Российской
Федерации. Анализируются основные тенденции по разработке национальной
рамки
квалификации
в
сфере
образования.
Профессиональный
стандарт
педагога
рассматривается
в
качестве
базового
инструмента
формирования
национальной
системы
профессионального
роста
и
развития
педагога
образовательной организации.
Н е о бхо д и м о с т ь
ф о р м и р о в а н и я
н а ц и о н а л ь н о й
с и с т е м ы
профессионального
роста
и
развития
педагога
(Национальной
системы
учительского
роста,
НСУР)
определяется
системными
изменениями,
происходящими
в
системе
образования
в
первой
четверти
XXI
века,
повышением роли учителя в инновационных процессах, ориентированных на
достижение нового качества образования.
В
теоретических
работах
и
исследованиях
А.М.
Федорова
и
Е.Н.
Федоровой,
в
частности,
отмечается,
что
среди
глобальных
сдвигов
в
современном образовании выделяются:
-
изменение
культурного,
социального
и
педагогического
смыслов
образования, ценностей образовательной деятельности на пересечении двух
векторов
развития:
глобального
образовательного
пространства
и
историко-
культурного пласта образовательных и педагогических традиций;
-
трансформация
ценностно-смыслового
содержания
детства
и,
как
следствие,
изменение
его
жизненного
пространства
(не
«оградительное
детство», на «достойное детство», «детство ради детства», «цифровое детство»
и
др.),
что
неизбежно
ведет
к
развитию
принципиально
иных
способов
проживания ребенком, подростком собственного детства;
-
изменение
основного
смысла
образовательной
и
педагогической
деятельности, которые приобретают характер социокультурной и психолого-
педагогической
поддержки
разнообразия
детства,
ориентированной
на
сохранение его уникальности и самоценности, уважение личности ребенка,
подростка, молодого человека как субъекта образования и социокультурной
самореализации;
-
расширение
границ
педагогической
реальности
и
образовательного
пространства, вследствие чего в настоящее время рассматриваются различные
формы и траектории личностно-профессионального развития личности и его
академической
и
социально-профессиональной
мобильности:
речь
идет
не
только о формальном, но и об информальном и неформальном образовании, в
том
числе
посредством
виртуализации
и
цифровизации
образовательной
и
профессиональной деятельности;
-
парадигма
целей
сменяется
парадигмой
ролей,
обеспечивающих
развивающейся
личности
включение
в
социокультурное
пространство
и
формирование
ее
академической,
социальной
и
профессиональной
мобильности
ресурсами
образования,
рассматриваемого
в
том
числе
и
в
качестве
одного
из
важнейших
социальных
лифтов,
как
ресурс
развития
человеческих ресурсов для общества и экономики, основанных на знаниях;
-
качество
образования
рассматривается
как
важнейший
компонент
качества жизни человека и условие успешности личности в современном и
будущем мире;
- ориентация на принципиально иной тип педагогической культуры –
содействие в развитии сущностных сил личности ученика, как доминирующий
принцип современной теории и практики образования (А.М. Федоров, Е.Н.
Федорова).
Нет сомнения в том, что данные системные изменения, происходящие в
образовании,
формируют
принципиально
иной
контекст
профессиональной
деятельности
учителя,
призванного
выступить
ключевой
фигурой
в
инновационных
процессах,
определяющих
вектор
развития
от
«школы
для
всех» к «школе для каждого», «школе ответственного будущего».
Данные изменения предполагают необходимость изменения содержания
и
спо собов
профе ссиональной
ре ализации
социокультурной
и
профессиональной
миссии
педагога,
его
профессиональных
функций
(педагогическое
понимание,
педагогическая
поддержка,
педагогическое
сопровождение,
педагогическое
содействие),
его
профессиональных
ролей
(«тьютор», «модератор», «фасилитатор»).
С
другой
стороны,
это
обусловливает
и
качественные
изменения
в
образовательно-педагогическом
дискурсе
(ценности,
смыслы,
стратегии
взаимодействия субъектов образовательной деятельности).
В
какой
степени
учитель
готов
ответить
на
эти
новые
вызовы
в
современном образовании?
К
большому
сожалению,
приходится
констатировать
тот
факт,
что
несмотря на принятие учительством новых ценностей и смыслов образования,
по-прежнему они не стали для педагогов личным достоянием, побудительной
силой
к
эффективной
организации
образовательной
деятельности
в
изменившихся
условиях.
Налицо
обострившееся
противоречие
между
социальными ожиданиями в отношении школы, личности и профессионализма
учителя, с одной стороны, и, с другой, - недостаточным потенциалом и низкой
инновационной способностью педагога к решению профессиональных задач на
новом уровне и в новых условиях.
В связи с этим решение проблемы профессионального роста и развития
учителя
является
одним
из
стратегических
направлений
Государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы,
Федеральной целевой программы развития образования на период до 2025 года,
Национального проекта «Образование» и Национальной стратегии в интересах
детей на 2018-2027 гг. В ряду стратегических проблем, которые предстоит
решить в системе образования в среднесрочной перспективе, стоит задача по
созданию Национальной системы учительского роста (НСУР), идея которой
впервые была озвучена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в
2015 году.
Проблема
формирования
национальной
системы
профессионального
роста
учителя
тесно
увязывается
с
другой
проблемой
–
введением
Профессионального
стандарта
педагога
в
рамках
Национального
плана
развития профессиональных стандартов, что определено майскими (2012 г.)
указами Президента Российской Федерации. «На самом деле это очень важный
вопрос для развития экономики, для рынка труда и практически для каждого
работника,
-
отметил
Президент
Российской
Федерации
В.В.Путин.
-
Профстандарты
должны
задать
чёткие
и ясные
требования
к компетенции
специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они
должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда.
В руках
государства
система
профессиональных
стандартов
призвана
стать
одним
из главных
инструментов
модернизации
экономики,
обеспечения
высокого
качества
жизни
людей
через
достойно
оплачиваемый,
высокопродуктивный
производительный
труд.
Многие
существующие
требования к профессиям безнадёжно устарели».
Нормативно-правовую
основу
для
разработки
Профессионального
стандарта педагога составляют:
-
Указ
Президента
российской
Федерации
от
07.05.2012
№
597
«О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Постановление Правительства российской Федерации от 22.01.2013 №
23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных
стандартов»;
- Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении
уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов»;
- Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении
методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»;
- Приказ Минтруда России от 24.05.2013 № 147н «Об утверждении
макета профессионального стандарта»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2015 № 122 «О
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в
силу с 01.01.2016).
Законодатель
определяет
профе ссиональный
стандарт
ка к
характеристику
квалификаций,
необходимых
работнику
для
осуществления
определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения
определённой трудовой функции.
Между тем, в авторитетных исследованиях ученых приводится и другое,
более
конкретизированное
определение
профессионального
стандарта
как
«многофункционального нормативного документа, устанавливающего в рамках
конкретного вида профессиональной деятельности требования к содержанию и
качеству труда и условиям его осуществления, а также уровень квалификации
работника, и
требования к профессиональному образованию и обучению,
необходимому
для
соответствия
данной
квалификации»
(О.Н.Олейникова,
Н.М.Аксенова, А.А.Муравьева).
О.Н.Олейникова,
в
частности,
отмечает,
что
«профессиональный
стандарт определяет результат обучения, устанавливает требования к тому, что
человек должен знать и уметь использовать в практике трудовой деятельности.
Стандарты
отражаются
в
присуждаемых
свидетельствах,
выходных
квалификациях и т.д. и могут быть ориентированы на оценку деятельности или
практического опыта».
К л юч е в ы м и
кат е го р и я м и ,
х а р а к т е р и зу ю щ и м и
р е з у л ь т а т
профессионального обучения и требования к знаниям и умениям, реализуемым
в
профессиональной
деятельности
или
в
практическом
опыте,
выступают
категории «квалификация работника» и «трудовая функция».
Согласно
статьи
195.1
Трудового
кодекса
Российской
Федерации
«Понятия
квалификации
работника,
профессионального
стандарта»,
под
квалификацией
работника
понимается
уровень
знаний,
умений,
профессиональных навыков и опыта работника.
По нашему мнению, данное определение также требует существенной
конкретизации, поскольку в данной формулировке оно практически совпадает
по значению с понятием «профессиональная компетенция», используемым в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
среднего
профессионального и высшего образования.
Мы
разделяем
позицию
Н.М.Аксеновой,
А. А. Му р а вь е во й ,
О.Н.Олейниковой,
что
под
квалификацией
работника
должно
пониматься
официально признанное и (или) подтвержденное в виде диплома, сертификата
наличие
у
лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению
трудовых функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности
(требований
профессионального
стандарта
или
требований,
сложившихся
в
результате
практики),
сформированных
в
процессе
профессионального
образования,
обучения
или
трудовой
деятельности
(включая
обучение
на
рабочем месте). Не менее ценен вывод исследователей о том, что квалификация
означает официальное признание ее ценности для рынка труда и дальнейшего
образования.
Таким образом, если квалификация характеризует готовность работника
к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного
вида
трудовой
деятельности,
то компетенция
– способность
работника
в
качественному выполнению данных функций в рамках определенного вида
трудовой деятельности.
Компетенция
определяется
целостной
актуализацией
в
деятельности
знаний, умений, опыта и отношений/ценностных установок. Именно с данных
позиций
определяется
перечень
общекультурных,
общепрофессиональных
и
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
ком п е т е н ц и й ,
в к л юч а е м ы х
ф е д е р а л ь н ы м и
государственными
образовательными
стандартами
профессионального
образования в компетентностную модель выпускника, как цель и результат
освоения соответствующей основной или дополнительной профессиональной
образовательной программы.
К
сожалению,
данная
терминологическая
установка,
определяющая
совершенно разные подходы к формированию профессионального стандарта и
ф е д е р а л ь н о го
го с уд а р с т в е н н о го
о б р а з о в ат е л ь н о го
с т а н д а р т а
профессионального
образования
(среднего
профессионального
образования,
высшего
образования)
не
устранена,
свидетельствует
о
рассогласованности
двух важнейших документов, определяющих требования к работнику в части
выполнения
им
основных
и
конкретных
трудовых
функций
в
рамках
выполнения определенного вида трудовой деятельности. Это, в свою очередь,
существенно тормозит процесс введения профессиональных стандартов.
В связи с этим Министерство образования Российской Федерации в своих
информационных письмах (письмо министра образования и науки Российской
Федерации
Д.В.Ливановым
22.01.2015
№
ДЛ-1/05вн
о
направлении
Методических
рекомендаций
по
разработке
основных
профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с
учетом соответствующих профессиональных стандартов; письмо заместителя
министра
образования
и
науки
Российской
Федерации
В.Ш.Каганова
от
22.04.2015
№
ВК-1032/06
о
направлении
методических
рекомендаций-
разъяснений по разработке дополнительных профессиональных программ на
основе
профессиональных
стандартов) акцентирует внимание разработчиков
основных
и
дополнительных
образовательных
программ
на
необходимости
корреляции соответствия трудовых функций, к выполнению которых готовится
обучающийся,
и
компетенций,
которые
формируются
в
образовательной
деятельности по новым ФГОС ВО, а также по ФГОС СПО и дополнительным
образовательным
программам,
разработанным
с
учетом
соответствующих
стандартов.
Наконец,
требует
некоторых
комментариев
и
категория
«трудовая
функция», которая используется в профессиональном стандарте.
Законодатель определяет трудовую функцию как работу по должности в
соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием
квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (Трудовой кодекс
Российской Федерации, ст.57).
Из
Трудового
кодекса
Российской
Федерации
следует,
что
трудовая
функция,
является
обязательным
условием
трудового
договора;
её
наличие
отличает
трудовой
договор
от
гражданско-правовых
договоров.
Трудовые
отношения на основании трудового договора возникают, если предполагается
выполнение работником определенной трудовой функции.
И
данном
случае,
по
нашему
мнению,
требуется
конкретизация
категории «трудовая функция».
О.Н.Олейникова считает, что трудовую функцию следует рассматривать
в качестве составной части определенного вида профессиональной (трудовой)
деятельности,
поскольку
она
представляет
собой
интегрированный
и
относительно автономный набор трудовых действий, определяемых процессом
профессиональной
(трудовой)
деятельности.
Подчеркивается,
что
трудовая
функция предполагает наличие необходимых компетенций для их выполнения.
Данный подход реализован в содержании макета профессионального
стандарта
и
профессиональных
стандартов,
утвержденных
Министерством
труда
Российской
Федерации.
В
этих
документах
представлен
конкретный
перечень
общетрудовых
функций,
которые
декомпозированы
на
несколько
конкретных
трудовых
функций,
в
общей
совокупности
составляющих
содержание конкретной общетрудовой функции. Трудовая функция включает
одну или несколько профессиональных компетенций (формируемых на основе
профессиональных знаний, умений и навыков), характеризующих способность
работника реализовать ту или иную общетрудовую функцию.
Важно отметить, что рассмотрение проблемы разработки и введения
профессиональных
стандартов
и
формирования
национальной
системы
квалификаций в Российской Федерации следует рассматривать и с позиций
аналогичных процессов, происходящих за рубежом.
Так, например, основными тенденциями государств Европейского Союза
в решении аналогичных задач являются:
-
Переход
к
единым
интегрированным
национальным
системам
профессиональных стандартов и квалификаций;
- Разработка образовательных стандартов на основе профессиональных
стандартов;
- Разработка европейской (ЕРК) и национальных рамок квалификаций
(НРК);
- Соотнесение национальных квалификаций с зарубежными;
-
Использование
результатов
обучения
как
связующего
звена
между
образованием и трудовой деятельностью;
- Стирание границ между формальным, неформальным и информальным
образованием в условиях новой парадигмы общества, основанного на знаниях,
и «обучения в течение всей жизни».
Международные организации (ОЭСР, МОТ, ЕС) используют следующие
подходы к определению квалификаций:
-
Официальное
признание
о
достижении
результатов
обучения
и
профессиональной
деятельности
в
соответствии
с
установленными
профессиональными стандартами;
-
Определение
квалификации
через
результаты
обучения
и
профессиональной деятельности, что способствует формированию различных
траекторий
профессионального
образования,
как
формального,
так
и
неформального, в рамках которых признается и поощряется обучение в течение
всей жизни.
В настоящее время в процесс реформирования системы квалификаций
вовлечены свыше 155 стран мира. Важно также отметить, в данном процессе
очень активную позицию занимают профессиональные союзы.
Например, данные направления находят свое отражение в документах
Европейского Союза, подготовленных при активному части и по инициативе
профсоюза
работников
образования
и
определяющих
с т р ат е г и и
педагогического образования для XXI века: «Green Paper on Teacher Education in
Europe: High Quality Teacher Education for High Quality Education and Training»,
«Common
European
Principles
for
Teacher
Competences
and
Qualifications»,
«Teacher Education in Europe» и других. В этих документах отражены основные
требования к профессиональной подготовке учителя для современной школы
Европы: высокий профессионализм, обучение и профессиональное развитие в
течение
всей
жизни,
профессиональная
мобильность,
вовлеченность
в
партнерство,
приводятся
конкретные
рекомендации
по
разработке
профессиональных стандартов для учителей и руководителей образовательных
организаций и оценке их труда.
Первые
попытки
дать
системную
характеристику
профессиональной
педагогической
деятельности
в
нашей
стране
с
точки
зрения
выделения
и
описания общепедагогических функций были даны еще в середине 1950-х –
начале
1960-х
годов
видными
советскими
учеными
А.И.Щербаковым
и
И.Т.Огородниковым. Данными учеными был заложен теоретический фундамент
для разработки функционального подхода к изучению и оценке труда учителя.
Большое
влияние
на
разработку
теории
профе ссиональной
педагогической деятельности и, соответственно, содержания профессиональной
педагогической
подготовки
студентов
к
решению
профессиональных
задач
оказали
результаты
исследований
Н.В.Кузьминой
и
ее
научной
школы,
разработавших структурно-функциональный подход к анализу труда учителя.
Учеными
были
выделены
гностическая,
коммуникативная,
организаторская,
проектировочная и конструктивная функции профессиональной педагогической
деятельности, соответствующим им профессиональные умения и способности.
Неоценим
вклад
академика
В.А.Сластенина
и
его
последователей
в
разработке
задачно-профе ссиографиче ского
подхода
к
а н а л и зу
профессиональной
педагогической
деятельности,
которая
рассматривается
учеными
как
особый
вид
социального
управления,
как
процесс
решения
неисчислимого множества педагогических задач разных типов, видов и классов.
Учеными были охарактеризованы основные уровни решения педагогической
задачи
в
процессе
реализации
учителем
профессиональной
деятельности:
интуитивный,
репродуктивный,
репродуктивно-творческий,
творческо-
репродуктивный,
творческий,
показана
специфика
функционирования
профессиональных психолого-педагогических знаний и умений на каждом из
этапов решения педагогической задачи.
В
последние
десятилетия
весьма
продуктивно
велась
разработка
компетентностного похода к анализу профессиональной деятельности учителя
(Г.А.Бордовский, В.А.Козырев, А.П.Тряпицына, Н.Ф.Радионова, О.В.Акулова,
С.А.
Писарева,
Е.В.Пискунова
и
др.).
Плодотворная
разработка
концепции
компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании
была
положена
в
основу
проектирования
содержания
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
высшего
образования
по
укрупненной
группе
направлений
подготовки
44.00.00
Образование
и
педагогические науки (в частности, направления подготовки «Педагогическое
образование», «Психолого-педагогическое образование»).
В настоящее время Министерством труда Российской Федерации по
согласованию
с
Министерством
образования
Российской
Федерации
утверждены следующие профессиональные стандарты в сфере образования:
01.001. Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель, учитель) (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н);
01.002.
Педагог-психолог
(психолог
в
сфере
образования)
(Приказ
Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
01.003.
Педагог
дополнительного
образования
детей
и
взрослых
(Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н);
01.004.
Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования и дополнительного профессионального образования (Приказ
Минтруда от 8 сентября 2015 г. № 608н);
01.005.
Специалист
в
области
воспитания (Приказ
Минтруда
и
социальной защиты от 10 января 2017 г. № 10н);
01.006.
Мастер
производственного
обучения
вождению
транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (приказ
Минтруда и соцзащиты от 28 сентября 2018 г. № 603н);
01.007.
Специалист,
участвующий
в
организации
детского
коллектива (Приказ Минтруда и соцзащиты от 25 декабря 2018 г. № 840н).
В
соответствии
с
Трудовым
кодексом
Российской
Федерации
и
Федеральным
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
профессиональные
стандарты
применяются
государственными
или
муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по
организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня
2016 г. № 584). Основная причина, по которой был введён профессиональный
стандарт педагога, заключается в несоответствии старых норм определения
квалификации
современным
требованиям,
предъявляемым
к
учительской
деятельности.
Приходится констатировать, что характеристики, содержащиеся в ЕКС
не
подвергались
обновлениям
и
доработкам
и
перестали
соответствовать
задачам модернизации этой области.
Согласно
постановлению
Правительства
Российской
Федерации
от
27.06.2016
№
584
для
перехода
на
новые
стандарты
определён
период
до
01.01.2020 г. К этому времени во всех образовательных организациях должно
произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет
являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в
образовательную
организацию.
Предстоит
провести
также
работу
по
согласованию
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
среднего
профессионального
образования,
высшего
образования
по
укрупненной
группе
направлений
подготовки
44.00.00
Образование
и
педагогические
науки
в
соответствие
с
требованиями
соответствующих
профессиональных
стандартов
педагогических
работников.
Одновременно
требуется ускорить работу по доработке и утверждению Профессионального
стандарта руководителя образовательной организации.
В
соответствии
с
поручением
Президента
Российской
Федерации
В.В.Путина
от
23.12.2015
Правительством
Российской
Федерации,
Министерством образования Российской Федерации должна быть проведена
работа
по
формированию
национальной
системы
учительского
роста,
направленной, в частности, на установление для педагогических работников
уровней
владения
профессиональными
компетенциями,
подтверждаемыми
результатами
аттестации,
а
также
на
учёт
мнения
выпускников
общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после
окончания
ими
обучения
в
таких
организациях,
предусмотрев
издание
соответствующих нормативных правовых актов.
В
настоящее
время
отрабатываются
модели,
которые
смогли
бы
обеспечить
эффективную
горизонтальную
карьеру
учителя
в
течение
профессионального
жизненного
пути.
Предлагается
конкретизация
Профессионального стандарта педагога за счет введения новых должностей и
категорий
работников:
учитель
(высшая
категория,
первая
категория,
соответствие
должности);
старший
учитель
(высшая
категория,
первая
категория,
соответствие
должности);
ведущий
учитель
(высшая
категория,
первая категория, соответствие должности).
Обобщенными трудовыми функциями должны стать:
- для учителя – реализация образовательных программ в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего образования;
- для старшего учителя – проектирование и реализация образовательных
программ
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования;
- для ведущего учителя – управление проектированием и реализацией
образовательных
программ
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
В
соответствии
с
концепцией
формирования
национальной
системы
профессионального роста учителя предлагается также разработать процедуры и
критерии единой федеральной оценки на категорию и соответствие должности,
а также формы проведения оценки и аттестации.
Таким
образом,
система
образования
вступила
в
сложный
и
противоречивый
проце сс
формирования
национальной
систем ы
профессионального роста учителя. Перед учительством и образовательными
организациями страны в ближайшей перспективе стоят задачи введения в сферу
образования профессиональных стандартов. В конечном итоге, все мероприятия
направлены
на
достижение
нового
качества
образования
в
Российской
Федерации.