"Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках ИЗО"
Автор: Королькова Валентина Степановна Должность: учитель изо Учебное заведение: ГБОУ СОШ №504 с углубленным изучением английского языка Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках ИЗО" Раздел: среднее образование
Из опыта работы учителя ИЗО.
Методы,приемы и формы преподавания курса ИЗО,
Повышающие мотивацию к обучени.
«Семантика геометрического орнамента в
мезенской росписи на уроках
изобразительного искусства»
Разработчик:
Королькова Валентина Степановна
ГБОУ СОШ №504 Кировский район
2016 учебный год
Оглавление
1.
Введение………………………………………1
2.
Содержание «Развитие мезенской росписи
в традиционном русском искусстве»………2-7
3.
Заключение ……………………………………8
4.
Список литературы…………………………… 9
5.
Приложения:
Технологическая карта урока
Презентация
1.Введение
Любовь к родному краю, знание его истории - основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Д.С.Лихачёв
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего
поколения связано с задачами трудового воспитания.
Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного
творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Изучая, декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания технических приёмов с
художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и
красивые вещи. Работу ребят, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором
материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.
Изучение традиционного русского искусства соответствует требования ФГОС и базируется на
личностных
и
общественных
ценностях,
обозначенных
в
Концепции
духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Важность изучения этого направления отражена в следующих нормативных документах:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
- «ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования»
- «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России»
- Программа «Развитие образования в Санкт- Петербурге на 2013-2020 годы»
Изучение
традиционной
русской
культуры
способствует
в
области
формирования
личностной
культуры обучающихся и формированию таких ценностей как: красота, духовный мир человека,
самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
Цель
работы: целью
изучения
северной
росписи
является
воспитание
у
детей
интереса
к
народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса,
формирование
умений
и
навыков
графического
письма,
воспитание
чувства
коллективизма,
патриотизма,
приобщение
к
общественно
-
полезной
деятельности,
а
также
повышение
ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.
Цель данной работы : разработать систему заданий и упражнений по геометрическому орнаменту
при выполнении мезенской росписи для развития творческих способностей учащихся на уроках
ИЗО, основываясь на программе Т.Я. Шпикаловой.
Задачи:
1.
Изучить исторические сведения по теме «Семантика геометрического орнамента в мезенской
росписи»
2.
Проанализировать литературу по данному вопросу, выделить особенности мезенской росписи
и предложить возможные упражнения для их усвоения.
3. Создать методическую разработку урока по мезенской росписи.
2. Развитие мезенской росписи в традиционном русском искусстве.
Роспись – как человек: у неё есть свой неповторимый внешний вид, характер и почерк. Почерк
связан с характером, а характер формируется природной и бытовой средой. А природная среда
определяет изначальные условия бытования. Поэтому почувствовать душу росписи невозможно
без представлений о её географии, о природе той местности , откуда она родом.
Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палащелье Мезенского района Архангельской
области в конце 19века. Эта роспись получила своё название, как и многие росписи, по имени
местности,
а
точнее
реки.
Давайте
посмотрим
на
карту,
чтоб
представить
себе
обширную
территорию Русского Севера, по которой протекает Мезень.
Мезенская роспись носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки,
короба, туеса, орудия труда, украшали избу.
Мезенская роспись в её изначальном виде - фризовая, графическая монохромная орнаментальная
роспись. Структура мезенской росписи ярусная, ленточная, построчная, фризовая.
Мезенскую
роспись
определяем
как
графическую,
хотя
она
начинает
строится
с
цветового
замалевка.
Мезенская
роспись
поражает
скупостью
изобразительных
средств,
художественным
немногословием, цветовой сдержанностью.
Используются
два цвета: красно- коричневый
(получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному «сера») и
чёрный (из сажи, смешанной с «серой»).
Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей. Интересен и «мужской характер
росписи – прялки расписывали в старину мужчины те, для кого самым важным в хозяйстве являлись
кони
и
олени.
Это
бал
нарядный
и
значимый
подарок
мужчин
рода
своим
женщинам.
Наследовалась она по женской линии. Сейчас бы мы сказали, что прялка была, да
и остаётся,
культовым предметом.
Мастерством росписи в Палощелье славились пять фамилий: Аксёновы, Новиковы, Шишовы,
Федотовы и Кузьмины.
Мезенская прялка называлась по местному прялицей – кокорицей или корневухой. Название
подчёркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из
его ствола.
Мезенская прялка по
размеру меньше, чем, например, борецкая, тоньше и стройнее.
Небольшая, срезанная по нижним углам лопастка украшена наверху главками на тонких шейках,
которые в деревянном зодчестве называются барабанами. Срезанная на два ската и увенчанная
главками верхушка прялки напоминает своим контуром « премудроверхие» церкви Севера.
Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три
яруса, причём в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем – птицы.
Иногда
в
среднем
ярусе
к
изображению
животных
присоединяются
фигуры
птиц.
По
всей
вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трём мирам - подземному, наземному и
небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.
На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем « бёрдо»- решётка,
ряд клеток, названных так по сходству с одноимённой принадлежностью ткацкого станка.
Далее ряд « уточек» и снова «бёрдо» в окружении «уточек». Под ними ряд – оленей и коней. Затем
сова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде – как бы
невзначай разбросаны
спиральки,
чёрточки, крестики, кружочки, звёздочки, точно вихрь от
быстрой езды.
С обратной стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться
своей фантазии – тут сцены охоты, рыбной ловли, катаний на санях.
Теперь уже все, кто интересуется росписью, знают, что мезенская роспись- это красные
графичные «лошадки на ножках».
Рисование элементов мезенской росписи
Начать
изучение мезенской росписи лучше
в с е г о
с
освоения
простейших
приёмов,
элементов
,которые
будут
необходимы
при
составлении
композиции.
Это
различные
виды
линий:
горизонтальные,
вертикальные,
наклонные,
волнистые,
спиральные,
затем
овалы,
кружочки,
крестики, звёздочки. Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно
проводить линии.
Для работы необходимо иметь:
чёрную тушь;
красная гуашь;
кисть беличья №3;
ученическая перьевая ручка;
палитра и баночку для туши.
Элементы росписи мезенской росписи
Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой по- местному
«тиской»).
Узоры,
помещённые
в
квадраты,
поражают
многообразием,
сложностью
и
оригинальностью.
Геометрический орнамент фризовой композиции мезенской росписи
Анализируя
элементы
мезенской
росписи,
обращаем
внимание
на
их
геометрический
характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерный для этого края.
Деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили
резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента круги, ромбы,
квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы
и др.
Эффект достигался тем, что каждый раз мастер сочетал элементы геометрического орнамента по-
разному.
Геометрические
ряды,
разделяющие
мезенские
прялки
на
три
части,
рисовались
мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной сторонах прялок, что говорит о том, что
прялка воспринималась как нечто объёмное и округлое и уподоблялось древу жизни.
Рисование фигуры коня –упражнения
Данные
упражнения
необходимы
для
того,
чтобы
дети
по
принципу
повтора
рисования
отдельных
элементов
фигуры
коня
отработали все элементы и натренировали свою руку.
Упражнения выполняем сначала карандашом, затем кистью.
Последовательность рисования фигуры коня
- определяем высоту фигуры коня и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;
- от каждого конца линии вверх проведём линии с наклоном вправо и соединим их горизонтальной
прямой линией (получился четырёхугольник);
- пририсовываем наклонную линию для шеи, головку;
- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;
- линии ног, находящихся в середине;
- пририсовываем хвост, состоящий из трёх-четырёх наклонных, близко находящихся друг к другу
линий;
- голова, шея и туловище расписываются красным цветом, а ноги и хвост – чёрным;
- заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами чёрного цвета у гривы, у ног (штрихи
напоминают « реснички») и уздечкой из двух линий.
Рисование птиц , уточек, лебедей мезенской росписи
Композиция в полосе
Композиция в квадрате
Композиция в круге
Существует наука, изучающая смыслы условных изображений. Раздел её, занимающийся
орнаментом, называется семантикой орнамента. Многие учёные у нас в стране и за рубежом
затратили немало сил на разгадывание значения причудливых сочетаний линий, точек, кружков.
Знаки сгруппированы по значениям. Нельзя не заметить , что одинаковые по начертанию элементы
несут иногда разную смысловую нагрузку. Прямая линия может означать и небесную, и земную
твердь. По расположению в композиции можно определить их значение правильно.
Небесные знаки Знаки стихий
Знаки Земли и растений
Надо помнить, что роспись не существует самостоятельно, а всегда «прикладывается» к
декорируемой
поверхности,
она
–
один
из
жанров
декоративно-прикладного
искусства.
Задумываясь над законами гармонии и композиции, осмысливая их, надо понимать, что искусство
тем и отличается от науки, что включает в себя тайну не всегда осознанного творчества.
Мезенская роспись меняется со временем и название «народная» вовсе не означает, что она
несовместима с авторским прочтением.
Стилизация – это творческое переосмысливание известного стиля в новом контексте. Мода
меняется, а стиль остаётся. Роспись всегда отражает вкусы времени, приспосабливается к новым
формам,
материалам,
но
при
этом
сохраняет
своё
узнаваемое
лицо.
Стилизация
позволяет
перевести роспись в сферу дизайна и этим даёт новую жизнь росписи.
Заключение
Развитие человека непрерывно связано с его включением
в систему общественных
и
трудовых отношений, с процессами его духовного роста через усвоение достижений традиционной
и
современной
культуры.
Наибольшая
наглядность
и
ярко
выраженная
направленность
на
социокультурные аспекты развития личности педагогике декоративно прикладного искусства.
Народные художественные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них
воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены
глубокие
художественные
традиции,
отражающие
самобытность
многонациональной
России.
Сохранение
традиций
развития
мезенской
росписи
в
традиционном
русском
искусстве
представляется одним из направлений искусства.
Поиск
новых
путей
реального
осмысления
традиционного
народного
искусства
как
источника
нравственно-эстетических
ценностей
российского
общества;
поиск
новых
форм
возрождения, сохранения и развития
видов
традиционного народного искусства ; разработка
программ, курсов и занятий для учащихся в сфере искусства и народного творчества на основе
потенциала
традиционного
народного
искусства
является
одним
из
направлений
духовно-
нравственного воспитания и развития детей школьного возраста.
Беседы - диалоги о художественной росписи по дереву как традиционном виде народного
искусства, об истоках росписи в художественной культуре Древней Руси, о мастерах Русского
Севера,
о графическом письме мезенских мастеров, об особенностях символического значения
элементов орнаментального строя в мезенской росписи – всё
это вызывает у
детей огромный
интерес к познанию росписи и
они хотят участвовать в обсуждении
прялочного искусства;
отражения
в
нём
мира
самобытной
русской
культуры,
мира
красоты
и
фантазии,
средств
художественной
выразительности
росписи
по
дереву,
бытующих
в
разных
центрах
народного
мастерства Русского Севера.
Выполнять проект изделия – сувенира, конструировать его из дерева украшать росписью,
выражать в творческой работе своё отношение к расписному узору, выполнять творческую работу
согласно условиям - деятельность учащихся на уроке.
Участвовать в подведении итогов творческой работы, обсуждать творческие работы
одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности
повышает интерес, любознательность , самооценку происходящего.
Анализ мониторинга, проведённого по итогам уроков по обучению изобразительному
искусству детей на основе изучения роли искусства и художественной деятельности человека в
развитии показал:
- повышается мотивация к предмету;
- проявляется познавательный интерес к традиционной русской культуре, к практическому
усвоению средств народного мастерства Русского Севера;
- развиваются творческие способности учеников;
- развивается творческое отношение к учёбе, труду, социальной деятельности на основе
нравственных ценностей и моральных норм.
Изучение сюжетов, мотивов и приёмов росписи – весьма захватывающее и увлекательное
занятие, которое позволит детям
непосредственно прикоснуться
к живой истории Отечества,
познакомиться с мировым культурным наследием.
Список литературы
1.
Шепелеева О.Н., Аверина Г.С., «Методическое пособие по мезенской росписи», 1992г.;
2.
Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись
по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера» -Архангельск 1992г.;
3.
Наина Величко «Мезенская роспись», Москва «АСТ- ПРЕСС», 2014г.;
4.
«Изобразительное
искусство.
Рабочие
программа.
Предметная
линия
учебников
под
редакцией Т.Я. Шпикаловой 5-8 классы. Москва «Просвещение», 2012г.;
5.
Ю.Г. Дорожин « Мезенская роспись» Москва, Мозаика- Синтез