Автор: Маркелова Ольга Борисовна
Должность: инструктор по фк
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Внедрение здоровьесберегающих технологий инструктором по ФК в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Внедрение здоровьесберегающих
технологий в практике ДОУ
Маркелова О.Б.
инструктор по ФК
МАДОУ детский сад № 33
г. Балаково Саратовской области
1
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие его организма - одна из
основных проблем в современном обществе. Период дошкольного детства – наиболее
важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.
В процессе физического воспитания дошкольников следует создавать такие условия, в
которых их физические возможности раскроются полностью.
Согласно
исследованиям
специалистов,
75%
болезней
взрослых
заложены
в
детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье - это
основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье - это
правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или
физических
дефектов,
но
и
полноценное
физическое,
психическое
и
социальное
благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком
социальном аспекте. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная
к у л ь т у р а
ч е л о в е к а .
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки
на формирование преимущественно «знаний, умений и навыков» к воспитанию качеств
личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, таких как:
ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др.
Приоритетной
целью
образования
в
современном
обществе
становится
развитие
личности,
готовой
к
гуманному
взаимодействию
с
окружающим
миром,
к
самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе
развития с учетом его своеобразия и самооценки. Перед системой образования, считают
ученые Е.В.Бондаревская. В.Т.Фоменко, Р.М.Чумичева, стоит глобальной важности задача
запустить
развитие
и
саморазвитие
сущностных,
природных
свойств
ребенка
в
их
единстве и целостности. Именно это обстоятельство, по мнению исследователей, является
главной
необходимостью
интеграционных
процессов
в
современном
образовательном
процессе. А это возможно лишь в том случае, если ребенок здоров, ведь только здоровый
ребенок способен на гармоничное развитие.
Поэтому оздоровительная работа в ДОУ – одна из ключевых проблем в системе
дошкольного образования. Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка,
надо его еще и правильно воспитывать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику.
Что нужно маленькому человеку?
Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:
быть здоровым
находиться в безопасной обстановке
2
получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей
приносить пользу обществу
Как только дети начинают посещать детский сад, жизнь для них изменяется. Социальные
и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на
принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.
Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников и младших школьников
является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Как добиться,
чтобы
ребенок
не
болел.
Ученые
пришли
к
единому
мнению:
привлечение
детей
к
активному
образу
жизни,
их
участие
в
оздоровительных
мероприятиях,
помогают
развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки
в физической, познавательной, эмоциональной и социальных областях жизни.
Факторы, влияющие на здоровье человека
Охрана
здоровья
детей,
его
укрепление
составляют
предмет
особой
заботы
взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и
укреплять
свое
здоровье.
Взрослые
создают
благоприятную
материальную
среду,
обеспечивают
ребенку
безопасность
жизнедеятельности,
питание,
способствуют
двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление
здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных
условиях
обеспечивает
малышу
полноценное
физическое
и
психическое
развитие,
у к р е п л я е т
с о с т о я н и е
е г о
з д о р о в ь я .
3
Целью
физического
воспитания
является
сохранение
и
укрепление
здоровья,
формирование
жизненно
необходимых
двигательных
умений
и
навыков
ребенка
в
соответствии
с
его
индивидуальными
особенностями,
развитие
физических
качеств,
формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания
осуществляются
оздоровительные,
образовательные
и
воспитательные
задачи.
Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и
укрепление здоровье детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование
функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую
группу
задач
составляют
образовательные
задачи,
которые
предусматривают
формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств,
получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических
упражнений
в
его
жизнедеятельности,
способах
укрепления
собственного
здоровья.
В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по
формированию здорового образа жизни в дошкольных учреждениях представляют собой
единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и
всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни
в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особен -
ностей
детей.
Средствами
реализации
группы
оздоровительных
задач
являются:
гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные
силы
природы,
рациональный
режим
жизни,
физические
упражнения.
Средствами
реализации группы воспитательных задач являются; деятельность детей, игры, а также
художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произве-
дения
музыкального
и
изобразительного
искусства).
Средствами
реализации
группы
образовательных задач являются: пример взрослого человека, собственная деятельность
д е т е й ,
х у д о ж е с т в е н н ы е
с р е д с т в а .
Содержание
физического
воспитания
дошкольников
включает:
упражнения
общеразвивающего воздействия; упражнения в основных движениях; подвижные игры и
игровые
упражнения;
спортивные
игры;
ритмические
(танцевальные)
движения;
упражнения
в
построении
и
перестроении,
в
перемещении
со
скольжением,
с
техническими
средствами;
упражнения
для
освоения
движений
в
водной
среде.
К
основным средствам физического воспитания дошкольников относятся: рациональное
питание, режим дня, физические упражнения; природные факторы; гигиена одежды и
помещения, физические упражнения, закаливание. К средствам физического воспитания
также относятся гимнастика, прогулки и экскурсии, праздники физической культуры, дни
здоровья.
4
Развитию
физических
возможностей
человека
способствует
физический
труд
(особенно на свежем воздухе), который можно использовать как вспомогательное средство
физического воспитания. Полноценное физическое развитие и отношение к здоровью
возможно
лишь
при
условии
комплексного
использования
всех
средств
физического
воспитания.
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие
и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и
становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика,
массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
оздоровительные процедуры в водной среде (душе, бассейне) и на тренажерах, воспитание
привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих
технологий осуществляется специалистом по физическому воспитанию, медицинскими
работниками
и
воспитателями
в
условиях
специально
организованных
форм
оздоровительной работы.
Перед
педагогами
нашего
детского
сада
встала
необходимость
активизации
методической
работы
по
данному
направлению,
которая
бы
отражала
систему
деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей. Очевидно, что процесс воспитания и
обучения не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен
н а
в ы п о л н е н и е
е д и н о й
ц е л и .
Основная цель работы:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование
их физического развития, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении
с в о е г о
з д о р о в ь я .
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
разработать
эффективную
комплексную
систему
формирования
здоровья
детей
дошкольного возраста;
обосновать
и
внедрить
в
деятельность
дошкольного
учреждения
эффективные
ф ормы
оздоровле н и я
дош коль н и ков
п о с редс т вом
и с п о л ь з о в а н и я
здоровьесберегающих технологий и методик;
снизить
уровень
заболеваемости,
укрепить
здоровье
детей,
формировать
мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении
созданы все необходимые условия. Это, прежде всего здоровьесберегающая предметно-
развивающая среда:
5
физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием
и другими спортивными атрибутами, и тренажерами (велотренажеры, батут, сухой
бассейн, беговая дорожка, диски здоровья, балансиры);
спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития
основных
видов
движения,
позволяющая
проводить
физкультурные
занятия,
оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;
в группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем,
нетрадиционным
оборудованием:
для
профилактики
нарушений
осанки,
плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей;
Триаду
здоровья
составляют гигиенические факторы, закаливание и физические
упражнения. Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в
нашем дошкольном учреждении строится в следующих направлениях:
1.
Создание
экологически
благоприятных
условий
для
физического
развития
и
снижения заболеваемости:
соблюдение
санитарных
и
гигиенических
требований
(подбор
мебели
в
соответствии с ростом детей);
сквозное проветривание (3 – 5 раз в день в отсутствии детей);
обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
кварцевание групповых помещений для детей раннего возраста в период эпидемии
гриппа и ОРВИ;
специальный
подбор
комнатных
растений,
поглощающих
вредные
химические
вещества,
выделяющих
фитонциды
и
увлажняющих
воздух
(«Экологический
ландшафт»);
специальный выбор цветовой гаммы интерьеров ДОУ и групповых помещений.
2.
Повышение
педагогического
мастерства
и
деловой
квалификации
педагогов
дошкольного учреждения.
3.
Комплексная
диагностика
и
исследование
состояния
здоровья
детей
специалистами:
Осмотр детей узкими специалистами городской детской поликлиники;
Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
Обследование учителем-логопедом ДОУ;
Обследование психоэмоционального состояния детей педагогом-психологом ДОУ;
6
Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах
с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце
учебного года.
4.
Рациональная организация двигательной деятельности детей:
физкультурные занятия;
утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;
физкультминутки, динамические паузы и динамические часы;
подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;
оздоровительный бег, ходьба;
прогулки-походы;
активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);
самостоятельная двигательная деятельность;
индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в
физическом и двигательном развитии).
5.
Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей детей
и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур:
ежедневные оздоровительные прогулки;
прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе;
ходьба
босиком
(босохождение)
по
ребристым
дорожкам
до
и
после
сна,
на
занятиях по физической культуре;
воздушные ванны в облегченной одежде;
сон без маек;
игровой массаж;
дыхательная гимнастика;
обширное умывание;
игры с водой;
полоскание рта водой комнатной температуры, отваром трав, солевым раствором;
циркулярный душ.
6.
Лечебно-профилактическая
работа.
В
его
рамках
проводятся
следующие
мероприятия:
Постоянный контроль осанки;
7
Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
Контроль
за
физическими
нагрузками
для
переболевших
детей
и
для
детей,
находящихся
на
диспансерном
учете
по
поводу
сопутствующих
заболеваний
(пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
сбалансированное питание;
вакцинация против гриппа;
потребление фитонцидов (чеснока и лука);
употребление соков и фруктов (второй завтрак);
прием поливитаминов;
закладывание оксолиновой мази в нос.
7.
Использование
практически
апробированных
и
разрешенных
методик
нетрадиционного оздоровления детей (смотреть ниже).
8.
Комплекс психогигиенических мероприятий:
психодиагностика;
элементы релаксации;
элементы
музыкотерапии
(музыкальное
сопровождение
режимных
моментов,
музыкальное
оформление
фона
занятий,
музыкально-театральная
деятельность,
хоровое пение);
индивидуальные
и
подгрупповые
занятия,
направленные
на
коррекцию
познавательных процессов и эмоциональной сферы;
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
9. Профилактическая и коррекционная работа:
реабилитация
детей,
перенесших
простудные
заболевания
дыхательных
путей
(щадящий и гибкий режимы, расчет физических нагрузок);
профилактическая
работа
с
детьми,
имеющими
склонность
к
формированию
нарушений осанки;
профилактическая
работа
с
детьми,
имеющими
плоскостопие
и
склонность
к
плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
коррекция психоэмоциональной сферы;
индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по
физической культуре и воспитателями групп.
8
10. Консультативно-информационная работа с родителями:
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса (в
детском саду работает консультационный пункт, «Школа заботливого родителя»,
проводятся консультации, семинары практикумы, круглые столы с просмотром
видеоматериалов и т.д.);
анкетирование;
родительские собрания;
дни открытых дверей;
открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня;
активное
участие
родителей
в
физкультурно-оздоровительной
работе
ДОУ
по
мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях,
обмен опытом семейного воспитания);
оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, буклетов, фото
стендов.
Для
правильной
организации
физкультурно-оздоровительной
работы,
необходимо
владеть
всем
арсеналом
информации
об
организме
ребенка,
об
основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностях
каждого. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во
всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Поэтому
вся
работа
по
физическому
воспитанию
детей
и
применению
здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду строиться с учетом их
физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового
ребенка
возможно
только
при
интеграции
образовательной
и
лечебно-
оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного
взаимодействия педагогов и медицинского персонала. Так, в начале года, после
оценки
физического
развития
и
здоровья
детей,
совместно
с
медиками
ДОУ
заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Вместе
разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми,
имеющими
отклонения
в
развитии.
Получаем
дополнительную
информацию
о
детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные
беседы.
Кроме
этого,
исходя
из
условий
нашего
дошкольного
учреждения,
профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости
9
детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительных следующие
здоровьесберегающие технологии:
Циркулярный душ и массажная дорожка - способствует улучшению обменных
процессов, повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям
внешней
среды,
закаливает
детей
и
создает
положительный
эмоциональный
настрой на весь день.
Пальчиковая
гимнастика
–
является
действенным
способом
повышения
сопротивляемости
детского
организма
простудным
заболеваниям,
а
также
средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения
детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами,
проводится в любой удобный отрезок времени.
Дыхательная
гимнастика
–
проводятся
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной
работы.
Для
этого
необходимо
обеспечить
проветривание
помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа
перед проведением процедуры. В проведение дыхательной гимнастики, включаем
звуковое
дыхание
М.
Лазарева.
Комплекс
звукового
дыхания
направлен
на
стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того,
звуковая
вибрация
позволяет
улучшить
микроциркуляцию
в
области
легочных
альвеол,
стимулирует
деятельность
диафрагмы,
улучшает
дренаж
мокроты,
расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Упражнения
этого
комплекса
могут
выполняться
ежедневно,
упражнения
подойдут
для
физминуток, динамических пауз, а также как элемент расслабления – перед сном.
Гимнастика для глаз – Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а
отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз
полезно
для
гигиены
и
профилактики
нарушения
зрения.
В
своей
работе
используем игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения
детей
В.
Ф.
Базарным,
Э.
С.
Аветисовым
и
Г.
А.
Шичко.
Их
рекомендуется
проводить
в
зависимости
от
интенсивности
зрительной
нагрузки
с
младшего
возраста.
Бодрящая гимнастика после сна – помогает улучшить настроение детей, поднять
мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Форма её проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели и
самомассаж, гимнастика игрового характера и т.д.). Мы широко используем босо
хождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными
воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна. Массажную дорожку
10
составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая
дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Воспитанники занимаются в
одних трусиках, босиком).
Корригирующая гимнастика – форма проведения зависит от поставленной задачи
и
контингента
детей.
В
своей
работе
широко
используются
комплексы
самооздоровления
В.Т.
Кудрявцева
–
проводится
как
часть
физкультурного
занятия, развлечения, во время проведения утренней, бодрящей и корригирующей
гимнастики,
а
также
во
время
проведения
индивидуальной
работы
с
детьми,
имеющими отклонения в физическом развитии.
Психогимнастика по методике М. Чистяковой – используется для организации
психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей. Её
элементы
включаются
в
физкультурные
занятия
и
развлечения.
Такие
игры
и
упражнения
помогают
снятию
психоэмоционального
напряжения,
развивают
умение
чувствовать
настроение
и
сопереживать
окружающим,
демонстрируют
различные
эмоции
(зависти,
страха,
радости).
Это
помогает
обучать
детей
регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные
обстоятельства.
Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех
возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки
природы.
Оздоровительные игры А. С. Галанова – Эти игры и упражнения, направлены на
развитие
ребенка
и
преодоление
последствий
его
заболеваний
(игры
на
формирование
правильной
осанки,
преодоление
плоскостопия,
снижение
веса,
преодоление
болезней
носа
и
горла,
задержки
психического
развития
и
т.д.).
Проводятся во всех формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех
возрастов.
Гимнастика
маленьких
волшебников.
Элементы
йоги
для
детей
по
Т.
Нестерюк
и
А.
Шкода–
Точечный
массаж
как
элемент
психофизической
тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального
напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных
процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это са-
момассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове,
лице и ушах, а также на пальцах рук. Например: «Лепим ушки для Чебурашки»,
«Лепим» красивое лицо». Эти игровые упражнения могут проводиться во всех
возрастных группах. Например: «Лепим ушки для Чебурашки», «Лепим» красивое
лицо».
11
Игровой
массаж
А.
Уманской
и
К.
Динейки.
–
Суть
его
заключается
в
выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он
основан на стимуляции биологически активных точек. Является доступным для
детей всех возрастов.
Обширное умывание – Как эффективный вид закаливания рекомендуется для
детей
среднего
и
старшего
возраста.
Проводится
после
сна.
Суть
обширного
умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе,
самостоятельно выполняет ряд последовательных действий во время умывания.
Цветотерапия – Цвет оказывает огромное влияние на человека, не зависимо от
того, обращаем мы на него внимание или нет. Поэтому уделяем особое внимание
цветовой гамме интерьеров ДОУ и групповых помещений. Правильно подобранные
цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Желтый
цвет
–
цвет
здоровья,
дает
жизненную
энергию,
улучшает
настроение,
положительно влияет на учебу и приобретение навыков. Зеленый цвет – дает
уверенность в себе, успокаивает нервную систему.
Экологический ландшафт – Создание здоровой экологической среды. В данном
случае для нас речь идет о выборе растений в групповых комнатах, которые
обладают полезными свойствами. Например, хлорофитум и аспарагус – прекрасно
очищает воздух от пыли. Герань – полезна детям с заболеваниями дыхательных
путей.
Бегонии
снижают
общее
содержание
микробных
клеток
в
воздухе
помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха.
Д л я
в н ед р е н и я
в
у ч е б н о - в о с п и т ат е л ь н ы й
п р о ц е с с
Д ОУ
д а н н ы х
здоровьесберегающих методик и технологий была разработана определенная структура.
Структура внедрения здоровьесберегающих
методик и технологий в МАДОУ
I. Вводный этап
Подготовительный
1.
Ознакомление с теоретическими основами методики,
технологии.
2.
Определение оздоровительной направленности и значимости
для ребенка.
3.
Изучение мнения родителей и получение согласия на
внедрение технологий.
II. Основной этап
Практический
1.
Создание условий и оформление необходимого материала.
2.
Включение методики в педагогический процесс.
III. Заключительный
Анализ результатов использования методик и технологий:
12
этап
Аналитический
- диагностика физической подготовленности детей;
- анализ заболеваемости;
- спецопрос родителей и педагогов.
Показ результатов:
- открытые мероприятия;
- выступления;
- оформление наглядного материала.
Выводы и предложения.
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были
составлены:
1. Картотеки оздоровительных игр.
2. Картотека игрового массажа.
3. Составлены оздоровительные комплексы:
дыхательной гимнастики;
пальчиковой гимнастики;
гимнастики для глаз;
гимнастики для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
СХЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №33»
г. Балаково Саратовской области
№
п/п
Виды
Оздоровительной деятельности
Сроки
проведения
Ответственные
1
2
3
4
1.
НОД физическая культура
3 раза в неделю
Инструктор по ФК
2.
НОД в оздоровительных
интегрированных занятиях
1 раз в неделю
Музыкальный
руководитель Инструктор
по ФК воспитатели
3.
НОД музыка с акцентом на
формирование эмоционально-
музыкальной доминанты
2 раза в неделю
Музыкальный
руководитель
4.
Оздоровительные паузы в НОД и
свободной деятельности детей
Ежедневно
Воспитатели
5.
НОД по ОБЖ
1 раз в неделю
Воспитатели
6.
Утренняя гимнастика
Ежедневно
Музыкальный
13
руководитель Инструктор
по ФК воспитатели
7.
Оздоровительный бег
Ежедневно
Инструктор по ФК
воспитатели
8.
Бодрящая гимнастика
Ежедневно
после дневного
сна
Воспитатели
9.
Корригирующая гимнастика
2 раза в неделю
Инструктор по ФК
10.
Дыхательная гимнастика
Ежедневно
Музыкальный
руководитель Инструктор
по ФК воспитатели
11.
Гимнастика для глаз
Ежедневно
Все педагоги
12.
Гимнастика ортопедическая
2 раза в неделю
Инструктор по ФК
13.
Гимнастика пальчиковая
Ежедневно
Музыкальный
руководитель Инструктор
по ФК воспитатели
14.
Динамические паузы
1 раз в день
Воспитатели
15.
Ритмопластика
2 раза в неделю
Инструктор по ФК
16.
Подвижные и спортивные игры
Ежедневно
Инструктор по ФК
воспитатели
17.
Стретчинг
2 раза в неделю
Инструктор по ФК
18.
Релаксация
Воспитатели, Инструктор
по ФК психолог
19.
Циркулярный душ + массажная
дорожка
2 недели подряд
2 недели
перерыв
Инструктор по ФК
медицинская сестра
20.
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
Инструктор по ФК
воспитатели
21.
Спортивный праздник
2 раза в год
Инструктор по ФК
воспитатели
музыкальный
руководитель
22.
Неделя здоровья
1 раз в квартал
Инструктор по ФК
воспитатели
23.
Музыкальный праздник
1 раз в квартал
Музыкальный
руководитель
24.
Проблемно-игровые (игротреннинги
и игротерапия)
В свободное
время
Воспитатели
педагог- психолог
25.
Коммуникативные игры
2 раза в неделю
Воспитатели, педагог-
психолог
26.
Занятия из серии «Здоровье»
1 раз в неделю
Воспитатели
Инструктор по ФК
27.
Полоскание горла водой комнатной
температуры
Ежедневно
после обеда
Воспитатели
Помощник воспитателя
28.
Во время эпидемии ношение
искусственного ингалятора с
чесночной начинкой
Ежедневно
Воспитатели
медицинская сестра
29.
Витаминизация третьего блюда
Ежедневно
Медицинская сестра
30.
Самомассаж
Ежедневно
Инструктор по ФК
медицинская сестра
воспитатели
14
31.
Точечный самомассаж
Ежедневно
Инструктор по ФК
медицинская сестра
воспитатели
32.
Музыкальное сопровождение
режимных моментов
Ежедневно
Музыкальный
руководитель воспитатели
33.
Родительские собрания по вопросам
формирования здорового образа
жизни
2 раза в год
Врач
медицинская сестра
Инструктор по ФК
воспитатели
34.
Беседы с родителями о состоянии
здоровья детей по результатам
профосмотра врача, медицинской
сестры детского сада
Индивидуально
в течении месяца
Воспитатели
медицинская сестра
35.
Профилактическая работа с
родителями (папки-передвижки,
информационные стенды,
консультации)
Ежемесячно
Воспитатели
медицинская сестра
36.
Педагогический совет, посвященный
вопросам оздоровления детей
1 раз в год
Врач
медицинская сестра
зам.зав. по ВОР
37.
Консультации, практикумы для
воспитателей по применению
здоровьесберегающих технологий
Ежеквартально
Врач
медицинская сестра
зам.зав. по ВОР
Инструктор по ФК
Коррекционные технологии оздоровления воспитанников
Коррекционные
технологии
Периодичность
применения
Формы организации
Ответственные
Арттерапия
1 раз в неделю по 30
мин. со средней
группы
Занятия проводят по
подгруппам 10-13 человек,
программа имеет
диагностический
инструментарий и разработка
занятий
Воспитатели,
педагог-
психолог
Технологии
музыкального
воздействия
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы; либо
отдельные занятия 2-
4 раза в месяц в
зависимости от
поставленных целей
Используются в качестве
вспомогательного средства
как часть других технологий;
для снятия напряжения,
повышения эмоционального
настроя и пр.
Воспитатели
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц
по 30 мин. со
старшего возраста
Занятия используют для
коррекционной и
развивающей работы. Сказку
может рассказывать
взрослый, либо это может
быть групповое
рассказывание, где
рассказчиком является не
один человек, а группа детей
Воспитатели,
педагог-
психолог
15
Технологии
воздействия
цветом
1 раз в неделю по
плану педагога-
психолога
Необходимо уделять особое
внимание цветовой гамме
интерьеров ДОУ. Правильно
подобранные цвета снимают
напряжение и повышают
эмоциональный настрой
ребенка
Воспитатели,
педагог-
психолог
Технологии
коррекции
поведения
1 раз в неделю по 25-
30 мин. со старшего
возраста
Проводятся по специальным
методикам в группах по 6-8
человек. Группы
составляются не по одному
признаку - дети с разными
проблемами занимаются в
одной группе. Занятия
проводятся в игровой форме,
имеют диагностический
инструментарий и протоколы
занятий
Педагог-
психолог
Психогимнастика
1-2 раза в неделю со
старшего возраста по
25-30 мин.
Занятия проводятся по
специальным методикам
Воспитатели,
педагог-
психолог
Фонетическая
ритмика
2 раза в неделю с
младшего возраста
не раньше чем через
30 мин. после
приема пищи. В
физкультурном или
музыкальном залах.
Младший возраст-15
мин.,
старший возраст-30
мин.
Занятия рекомендованы
детям с проблемами слуха
либо в профилактических
целях. Цель занятий -
фонетическая грамотная речь
без движений
Воспитатели,
Инструктор по
ФК, логопед
Одной из самых эффективных методик, проводимых в детском саду, является
оздоровительный
комплекс
«Корригирующая
гимнастика
на
массажных
дорожках
и
циркулярный душ».
Методика проведения оздоровительной процедуры
Циркулярный
душ
применяется
в
практике
оздоровительных
учреждений:
санаториях и профилакториях. Использование его в детском саду является новаторством.
Специально для этого было оборудовано помещение с душевыми кабинами, заказаны и
установлены душевые боксы.
Данный
оздоровительно
-
профилактический
комплекс
рекомендован
практически
здоровым
детям.
Он
способствует
улучшению
обменных
процессов,
повышает
устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, закаливает
детей и создает положительный эмоциональный настрой на весь день. Комплекс состоит
из двухнедельного цикла занятий (каждый день, за исключением субботы и воскресения) с
16
подгруппой
детей
старших
и
подготовительных
к
школе
групп.
Он
проводится
под
руководством воспитателя по ФК и медицинской сестры.
Упражнения дети выполняют, оставшись в одних трусиках.
Сначала
дети
ходят
и
бегают
по
массажным
коврикам
1-2
мин.,
затем,
под
руководством воспитателя по ФК, выполняют комплекс упражнений корригирующего
характера,
направленный
на
профилактику
нарушения
осанки
и
плоскостопия.
Корригирующая гимнастика включает 5 – 6 упражнений, каждое из которых выполняется
по 3 – 4 раза. Заканчивается комплекс самомассажем голеней и стоп.
17
После выполнения упражнений, дети надевают резиновые шапочки и заходят в
душевую кабину для гидромассажа. Стоя в ванне, дети подставляют под струйки воды
разные части тела: спину, стопы ног, ладони рук и т.д. Продолжительность гидромассажа 3
– 5 минут.
После выхода из ванны, дети ходят по массажным коврикам (проходит воздушное
обсыхание тела), а затем растирают тело и ноги массажерами надевают сухие трусики,
одежду и идут в свою группу. Общее время комплекса составляет 12 – 15 минут.
Циркулярный душ осуществляется в специальном боксе, который оборудован
трубками для подачи воды в вертикальном и горизонтальном положении со всех сторон
бокса. Вода подается под сильным напором, примерно 1,5 атм., и множество струек со
всех сторон оказывают гидромассажное воздействие на кожу и тело ребенка.
Технические
характеристики
этой
методики
предполагают
использование
различных температур воды, чтобы позволить добиться желаемого эффекта в зависимости
от
цели
и
показаний.
За
температурным
режимом
следят
медицинские
работники.
Струйки воды при попадании на кожу ощущаются в виде легкого покалывания, которое
воспринимается не болезненно, а даже приятно. При этом в процессе гидромассажа
происходит воздействие на всю поверхность тела одновременно. По сути, эта методика
обеспечивает
позитивное
воздействие
пресной
воды
на
человека,
позволяя
ему
восстановить
свое
здоровье
и
общее
самочувствие.
Самое
важное
–
это
общеукрепляющее влияние на организм, которое способствует тонусу иммунной системы,
повышению эмоционального состояния и обмена веществ, регуляции сна, устранению
нервных
стрессов
и
раздражительности.
Циркулярный
душ
заставляет
кровь
перераспределяться к внутренним органам, при этом усиливается выведение токсинов,
шлаков, свободных радикалов. Мониторинг заболеваемости детей подготовительной к
школе групп №5, №11.
Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей вносятся необходимые
поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивается индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Контроль
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью
детей
осуществляется
два
раза
в
год.
Для
этого
медицинским
персоналом
совместно
с
воспитателем по ФК составляются экраны. Проводятся антропометрические измерения
веса, роста, окружности головы и груди. На основе этих данных по специальной формуле
высчитывается «индекс гармоничности».
18
В детском саду регулярно ведется работа по профилактике плоскостопия у детей.
Медицинским персоналом проводится обследование, выявляются дети, с которыми в
дальнейшем занимается воспитатель по ФК, имеющий подготовку инструктора по ЛФК.
Динамика имеет положительные результаты.
Дети
10
группы
один
раз
в
неделю
посещают бассейн «Дельфин». Проведенная диагностика показала, что заболеваемость
снизилась на 13,1%.
Укреплению здоровья детей также способствует реализуемая в детском саду в
рамках
муниципальной
подпрограммы
«Развитие
системы
дошкольного
образования
«Крепыш»». В программу входят средства по музыкально-ритмическому воспитанию
детей, основной гимнастике, танцам и танцевально-ритмической гимнастике, а также
игропластике,
пальчиковой
гимнастике,
музыкально-подвижным
играм,
игровому
самомассажу, сюжетным урокам и креативной гимнастике. Она построена на основе
оздоровительно-развивающей
программы
по
танцевально-игровой
гимнастике
Са-Фи-
Дансе, авторы Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилева.
Цель: Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Задачи: - Формировать у детей правильную осанку.
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.
-
Обеспечить
развитие
мышечной
силы,
гибкости,
ловкости,
выносливости
и
координационных способностей.
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения
согласовывать движения с музыкой.
-
Формировать
навыки
выразительности,
пластичности,
грациозности
и
изящества
танцевальных движений.
Формы организации: игроритмика, игрогимнастика, ритмические прыжки, танцевально –
ритмическая
гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
музыкально
–
подвижная
игра,
игропластика.
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка проводится
по методике А.И. Бурениной.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий
повышает
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
педагогов
и
родителей
ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление здоровья воспитанников.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы показал снижение заболеваемости
детей и стабильно положительные результаты их физической подготовленности.
19