Напоминание

Использование метода моделирования в работе с детьми по экологическому воспитанию


Автор: Малкина Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №57
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода моделирования в работе с детьми по экологическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 «Радужный мир» г. Балаково Саратовской области

413860, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 31а. тел/факс.: (8 845 3) 39-19-03

Использование метода моделирования в работе с детьми

по экологическому воспитанию

Подготовила воспитатель:

Малкина А В.

2019г.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное

влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не ново, она

имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема

взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого

общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные

масштабы. И поэтому каждый человек должен иметь определённый уровень

экологической культуры, экологического сознания, формирование которых

начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В настоящее время большое значение приобретает экологическое

воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой

личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как

именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

то есть у него формируются первоосновы экологического мышления,

сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно

разнообразным миром природы.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания,

является использование детьми моделей и активное участие, в процессе

моделирования.

Так что же такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и

дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов

предметами, схематическими изображениями, знаками.

Цель моделирования в детском саду : обеспечение успешного усвоения

детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и

отношениях, существующих между ними.

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые

существенные свойства системы-оригинала.

Модели могут представлять собой материальные предметы или быть

математическими, графическими, действенными, информационными

(наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и

использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.

В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить

много информации, и именно моделирование помогает ему в этом.

В исследованиях многих психологов отмечается доступность метода

моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в

основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может

быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом,

изображением.

В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) могут

выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми

конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические

изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,

пиктограммы), планы и многое другое.

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного

усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре,

связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного

возраста позволяет решить следующие задачи: - развивает у детей

умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение

сравнивать; - учит вычленять главные признаки предметов,

классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта; -

наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; -

способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом

интеллектуальному развитию дошкольника.

В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:

1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности,

пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть

технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма;

модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать

глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом).

Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и

небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки,

обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле

зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи

и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски

бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при

абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических

фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;

полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при

абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений –

листьев, стеблей и т. д.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.)- передают признаки, связи и

отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды,

который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения

явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия

«рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены

существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической

группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей

(плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых

проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве

дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие

основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении.

Экологические модели можно классифицировать по разным

основаниям:

- по характеру моделирования;

– модели объектов, процессов;

- по внешнему виду ;

– плоскостные и объёмные;

- по месту расположения ;

– настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д.

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо

придерживаться следующих требований: модель должна отображать

обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в

объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она

была им понятна.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования

значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая

выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.

Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически

целесообразно вести себя в природе.

Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что

придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным

достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к

величайшей ценности – Жизни.

Используемая литература: Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей

5-6 лет. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012. «Мы». Программа

экологического образования детей /Н.Н.Кондратьева и др. – СПб: «Детство –

пресс; 2000. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию

в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и

Детство ПРЕСС», 2010. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». СПб,



В раздел образования