Автор: Малкина Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №57
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода моделирования в работе с детьми по экологическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 «Радужный мир» г. Балаково Саратовской области
413860, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 31а. тел/факс.: (8 845 3) 39-19-03
Использование метода моделирования в работе с детьми
по экологическому воспитанию
Подготовила воспитатель:
Малкина А В.
2019г.
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное
влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не ново, она
имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема
взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого
общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные
масштабы. И поэтому каждый человек должен иметь определённый уровень
экологической культуры, экологического сознания, формирование которых
начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В настоящее время большое значение приобретает экологическое
воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой
личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как
именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
то есть у него формируются первоосновы экологического мышления,
сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно
разнообразным миром природы.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания,
является использование детьми моделей и активное участие, в процессе
моделирования.
Так что же такое модель и моделирование?
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и
дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов
предметами, схематическими изображениями, знаками.
Цель моделирования в детском саду : обеспечение успешного усвоения
детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и
отношениях, существующих между ними.
Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые
существенные свойства системы-оригинала.
Модели могут представлять собой материальные предметы или быть
математическими, графическими, действенными, информационными
(наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и
использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.
В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить
много информации, и именно моделирование помогает ему в этом.
В исследованиях многих психологов отмечается доступность метода
моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в
основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может
быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом,
изображением.
В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) могут
выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми
конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические
изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,
пиктограммы), планы и многое другое.
Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного
усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре,
связях и отношениях существующих между ними.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного
возраста позволяет решить следующие задачи: - развивает у детей
умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение
сравнивать; - учит вычленять главные признаки предметов,
классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта; -
наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; -
способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом
интеллектуальному развитию дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности,
пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть
технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма;
модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать
глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом).
Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и
небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки,
обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле
зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи
и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски
бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при
абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических
фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;
полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при
абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений –
листьев, стеблей и т. д.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.)- передают признаки, связи и
отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды,
который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения
явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия
«рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены
существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической
группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей
(плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых
проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве
дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие
основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Экологические модели можно классифицировать по разным
основаниям:
- по характеру моделирования;
– модели объектов, процессов;
- по внешнему виду ;
– плоскостные и объёмные;
- по месту расположения ;
– настенные, настольные и напольные;
- по способу использования – статические и динамические и т. д.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо
придерживаться следующих требований: модель должна отображать
обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в
объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она
была им понятна.
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования
значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая
выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.
Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически
целесообразно вести себя в природе.
Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что
придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным
достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к
величайшей ценности – Жизни.
Используемая литература: Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей
5-6 лет. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012. «Мы». Программа
экологического образования детей /Н.Н.Кондратьева и др. – СПб: «Детство –
пресс; 2000. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию
в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и
Детство ПРЕСС», 2010. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». СПб,