Напоминание

Инновационные технологии в работе учителя математики


Автор: Егорова Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ЧОУ "СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии в работе учителя математики
Раздел: полное образование





Назад




Инновационные технологии в работе учителя математики

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление)

деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с

целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие

изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных

языков).

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса,

построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и

позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

Цель современной школы – развитие самостоятельной личности, владеющей

инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные

способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить

и вступать в дискуссию, коммуникацию.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

хорошее начало и хорошее окончании;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровье сбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль

класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику

предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика

с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

1

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же

принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его

организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с

учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает

учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы

знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую

работу они должны выполнить, чтобы

достичь цели

Планирование учащимися способов достижения

намеченной цели

Практическая

деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся

выполняют ряд практических задач

(чаще применяется фронтальный

метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по

намеченному плану (применяется групповой,

индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за

выполнением учащимися

практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются

формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по

итогам выполненной работы

учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и

осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание

учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её

результатам (самооценивание, оценивание

результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они

запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

(чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из

предложенных учителем с учётом

индивидуальных возможностей

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Давайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие.

Э.И. Александрова

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в

Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения;

-технология решения задач;

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологии модульного обучения;

-лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды

обучающих игр);

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

2

Целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках

математики в достижении качественного образовательного результата.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное

усвоение знаний, умений и навыков, но и

развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

научить школьника не только понимать, но и мыслить.

Для этого надо развивать способности школьников.

Умственная деятельность должна быть мотивирована.

3

Необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда,

Осознание мотивов своей деятельности.

В основе умственных способностей лежат природные задатки человека.

Задача учителя в том и состоит, чтобы развить эти задатки.

Проблемное обучение.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,

которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную

самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит

творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей.

Проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных

знаний и способов действий.

Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания.

Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и

отсутствием необходимых знаний.

Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?».

Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет.

Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски,

связанные с исследованием предметов и явлений, то возникает проблемная ситуация,

здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Можно выделить три группы проблемных ситуаций:

Познавательные (теоретическое мышление);

Оценочные (критическое мышление);

Организаторско-производственные (практическое мышление).

Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез,

предположений и т.д.

Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда.

Решение организаторско-производственных проблем связано с поиском путей

различных положительных изменений окружающей действительности.

Оценочные проблемные ситуации

Основная цель– развитие критического мышления учащихся.

Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе

этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путём сопоставления

найти ошибку.

Учебные организаторско-производственные ситуации

4

способствуют подготовке учащихся к активной деятельности в производстве,

развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных

положений.

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

На одном уроке должны решаться проблемы разного вида.

Перед решением заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения.

Систематичность в организации проблемного обучения на уроках.

Проблема должна решаться письменно.

Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения заданий.

Необходимо постепенно усложнять задания.

Как же создавать проблемные ситуации?

Через умышленно допущенные учителем ошибки.

Через использование занимательных заданий.

Через решение задач, связанных с жизнью.

Через выполнение практических заданий.

Через решение задач на внимание и сравнение.

Через противоречие нового материала старому, уже известному.

Через различные способы решения одной задачи .

Через выполнение небольших исследовательских заданий

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА

1. Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят,

на их смекалку.

2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей

по материалу, хорошо известному школьникам.

3. На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и

неверные. Предлагается проверить их.

Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке.

1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ

разрешения.

2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.

3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным

опытом.

4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.

5. Предлагать практические исследовательские задания.

5

6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.

7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.

9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.

Вывод.

Создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует систему знаний,

умений и навыков,

Но развивает у школьников творческую активность.

Ситуация затруднения в решении задач приводит к пониманию недостаточности

имеющихся знаний, что вызывает интерес к познанию и установку на приобретение

новых.

Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей

успеваемостью.

Необходимо давать возможность экспериментировать и не бояться ошибок

воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

6



В раздел образования