Автор: Тихонова Вера Викторовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Компьютерное проектирование на LibreCad в системе дополнительного образования по информационным технологиям"
Раздел: дополнительное образование
Тихонова В.В.,
учитель информатики и ИКТ,
МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород
Компьютерное проектирование на LibreCad в системе дополнительного
образования по информационным технологиям
Одним
из
самых
сложных
и
важных
в
освоении
предметов
в
школе
является
геометрия. В старших классах школы при изучении стереометрии от учащегося требуется не
только
знание
аксиом
и
теорем,
но
также
достаточное
развитие
пространственного
мышления. На помощь учителям математики может прийти дополнительное образование по
информационным технологиям. В нашей школе разработана система занятий под общим
названием
«Инфознайка».
Несмотря
на
казалось
бы
несерьезное
название,
в
рамках
дополнительного
обучения
по
информационным
технологиям
изучаются
передовые
программные
продукты,
имеющие
практическую
значимость,
при
этом
предпочтение
отдаётся свободно распространяемым продуктам.
Одна из программ дополнительного образования «Кмпьютерное проектирование на
LibreCad» предназначена для обучения ребят современной технологии создания чертежей.
LibreCAD
система,
мало
чем
уступает
известной
системе
AutoCAD,
но
абсолютно
бесплатная. Этот программный продукт для компьютерного дизайна позволяет выполнять
различные чертежи, но чаще всего используется для двумерного черчения. При решении
задач по стереометрии очень часто применяется метод выносных чертежей, и учащимся
очень
полезно
попрактиковаться
с
черчением
проекций
пространственных
фигур
и
их
сечений. Кроме того школьникам бывает сложно работать с метрически определенными
изображениями, то есть изображениями фигур, которые могут обладать свойствами, не
сохраняющимися при параллельном проектировании. Поэтому, возвращаясь к черчению, мы
стремимся, во-первых, познакомить учащихся с современными программными продуктами
для
выполнения
чертежей,
во-вторых,
актуализировать
знания
старшеклассников
по
параллельному проектированию, что поможет им в усвоении такого сложного предмета, как
стереометрия,
в-третьих,
помочь
тем
выпускникам,
которые
выберут
для
дальнейшего
обучения технические вузы.
В LibreCAD системе предусмотрено пять способов задания координат: интерактивный
(аналогичный
традиционному
черчению),
метод
абсолютных
координат,
метод
относительных координат, метод относительных полярных координат, задание направления и
расстояния. Если первый способ ребята усвоили на занятиях по технологии, то с остальными
им приходится знакомиться впервые. В школьном курсе геометрии незаслуженно обойден
вниманием
координатный
способ,
то
есть
аналитический
способ
решения
стереометрических, да и планиметрических задач. На уроках стереометрии разбираются
координатный и векторный методы решения задач, но времени для закрепления, естественно,
не хватает. Строя в CAD системе чертежи по координатам абсолютным и относительным,
ребята
подготавливаются
к
освоению
вышеуказанных
методов
решения.
Знакомясь
с
полярными координатами, школьники расширяют свой математический кругозор.
При
черчении
на
компьютере
объектная
модель
становится
более
значимой
по
сравнению с традиционным черчением – черчением на бумаге, при котором значительную
часть времени занимает сам процесс черчения – изготовления чертежа, а при компьютерном
моделировании мы можем изменять параметры: размеры, формы, не перечерчивая чертеж
заново
каждый
раз,
то
есть
чертеж
становится
более
«послушным»,
снижается
эмоциональная напряженность при этом виде деятельности, повышается эффективность
работы, создается ситуация успеха, и учащиеся получают возможность психологической
разгрузки на таких занятиях.
Черчение осуществляется в масштабе 1:1, поэтому расстановка размеров происходит
автоматически, т.е. нет необходимости пересчитывать размеры. Естественно, при распечатке
(если это требуется ) чертежа можно задать масштаб. Предусмотрена в этой программе и
многослойность выполнения чертежей. Следовательно, во-первых, можно сделать заготовки,
а
затем
«накладывать»
на
них
чертеж,
во-вторых,
очень
удобно
использовать
вспомогательные
построения,
выполняя
их
различными
цветами,
а
затем,
чтобы
не
загромождать чертеж посторонними линиями, отключить черновые слои. Все это с окращает
время выполнения чертежа.
Таким
образом
изучение CAD систем в рамках дополнительного образования по
информационным
технологиям
имеет
важное
практическое
значение.
На
этих
занятиях
ребята не только узнают о передовых технологиях создания чертежей, они делают первые
шаги
в
профессии
«конструктор»,
то
есть
получают
возможность
профессионального
самоопределения.
Кроме
того
занятия
по
информационным
технологиям
в
рамках
допобразования позволяет ребятам расширить свой кругозор, совершенствовать свои навыки,
помогает повысить у учащихся мотивацию к изучению точных наук, помочь в развитии
абстрактного и логического мышления, а также преодолеть психологический барьер при
изучении стереометрии.