Авторы: Ковалева Анастасия Владимировна, Ободова Анна Алексеевна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СШ №128
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей с особенностями психического развития в условиях массового мероприятия"
Раздел: среднее образование
Духовно-нравственное воспитание детей с особенностями психического
развития в условиях массового мероприятия
(на примере праздника «Международный день приветствий»)
Ободова А.А., Ковалева А.В.,
Педагог-психолог, социальный педагог
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 128
Дзержинского района Волгограда»
МОУ СШ №128 г. Волгограда
Совершенствование
образовательного
процесса
требует
проведение
исследований, направленных на раскрытие внутреннего мира ребенка, его эстетических
потребностей
и
духовно-нравственного
воспитания.
Данный
факт
отражен
в
нормативных документах и представлен в качестве социального заказа в Федеральном
законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года
(Распоряжение
Правительства
РФ
от
29.05.2015
№
996-р)
и
«Федеральных
государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы»
(Приказ Минобрнауки от 23.11.2009 № 655). Перечисленные нормативные документы
провозглашают базовым компонентом образовательного процесса духовно-нравственное
воспитания.
Духовно-нравственное воспитание может реализоваться через познавательную
деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с
действительностью,
эстетическую
деятельность,
направленную
на
закрепление
в
структуре
личности
ребенка
положительных
образов
и
чувств
и
практическую
деятельность,
направленную
на
воспитание
положительного
отношения
к
труду,
деятельности ради общего блага, приучение к ответственности за свои дела и поступки.
Важную роль в решении этой задачи играют традиции мировой культуры, отечественные
и всемирные праздники, помогающие детям обрести нравственный идеал и морально-
этические нормы поведения [2].
Проблема
духовно-нравственного
развития
всегда
остается
актуальной
и
приоритетной в отечественной системе воспитания, ей уделяли внимание авторитетные
исследователи (Ю.К. Бабанский, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Л.С
Выготский, Л.А. Высотина и др). В последние годы предметом пристального внимания
ученых и практических работников системы специального образования стала проблема
оказания
своевременной
комплексной
психолого-педагогической
помощи
детям
с
ограниченными возможностями развития, а также их духовно-нравственное воспитание
(Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В.
Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.).
Однако,
диагностика
духовно-нравственного
воспитания
детей
подросткового
возраста
ГКОУ
«Волгоградской
школы-интерната
№1»
показала,
что 43% ребенка
демонстрируют
отсутствие
знаний
основных
духовных
и
нравственных
понятий,
эталонов, норм и правил, их них 12% не способны формировать собственных убеждений
и нравственных ценностей; 50% детей с особенностями психического развития показали
отсутствие способности судить о прекрасном и безобразном в жизни и произведениях
искусства
и
только
7%
детей
продемонстрировали
знание
основных
духовных
и
нравственных
понятий,
эталонов,
норм
и
правил,
умение
отстаивать
свои
взгляды,
убеждения, нравственные идеалы. Таким образом, результаты диагностики позволяют
утверждать, что проблема духовно-нравственного воспитания детей с особенностями
психического развития остается открытой.
С
целью
нами
эффективного духовно-нравственного
воспитания
детей
с
особенностями
психического
развития
нами были
подготовлены
и
организованы
праздничные мероприятия, посвященные международному празднику «Всемирный день
приветствий», «Дню доброты», «Международному дню примирения» и др. Рассмотрим
фрагменты
сценария
и
их
реализацию
на
примере
праздничного
мероприятия,
посвященного «Всемирному дню приветствий».
Целью данного мероприятия являлось посредством праздничного мероприятия
способствовать формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств. К
основным задачам мы отнесли следующие:
формировать дружеские взаимоотношения классного коллектива;
воспитывать вежливость, внимание к окружающим людям;
воспитывать культуру коммуникативного общения;
развивать творческие способности учащихся.
Реализация сценария предполагала несколько этапов.
На первом (вводном) этапе ведущие познакомили детей с историей праздника.
Первый
ведущий:
Сегодня
21
ноября. Ежегодно
в
этот
день
отмечается
Всемирный день приветствий.
Второй
ведущий:
Придумали
его
два
брата-американца
Майкл
и
Брайан.
Случилось
это
в
1973
году,
в
знак
протеста
против
усиления
конфликтов
между
народами.
Первый ведущий: По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют
миру и снятию напряжения между людьми.
Второй ведущий: Наверное, так и есть. Ведь, когда мы здороваемся, то вольно
или невольно желаем друг другу что-то хорошее.
Первый ведущий: Международный день приветствий отмечается в 140 странах
мира. В этот день принято приветствовать и знакомых, и незнакомых и в течение дня
необходимо поприветствовать не менее 10 незнакомцев.
Второй
ведущий:
Приветствия
могут
быть
разными,
но
обязательно
сопровождаться пожеланиями добра, здоровья, счастья.
Первый
ведущий:
Чаще
всего
мы
приветствуем
друг
друга
поднятием
руки
(демонстрируется). Поприветствуйте теперь нас таким же жестом (ведущие продолжают
демонстрировать)
Второй
ведущий:
А
еще
приветствие
сопровождается
кивком
головы.
Поприветствуем соседа справа кивком головы
Первый
ведущий:
Теперь
поздороваемся
рукопожатием
с
соседом
слева.
Традиционный жест - рукопожатие. Смысл древнего обычая подавать правую руку для
приветствия - показать, человек пришел с миром и его опасаться не нужно.
Второй ведущий:
Во все времена считалось: не поздороваться с человеком –
невежливо, а не ответить на приветствие, значит нанести настоящую обиду. В разные
времена, у разных народов существовали и разные приветствия.
Первый ведущий: Гренландцы при встрече обязательно произносят: «Хорошая
погода». Смысл этого изречения означает «мир прекрасен».
Второй ведущий:
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по
спине.
Первый ведущий: Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в
щеку.
Второй ведущий:
Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
Японцы предпочитают поклоны.
Первый
ведущий:
Самыми
забавными
и
по
сей
день
остаются
приветствия
африканских племен. Словами «я тебя вижу» обмениваются при встрече зулусы. На
Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.
Второй
ведущий:
В
знак
приветствия
арабы
скрещивают
руки
на
груди, а
китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
Первый ведущий: Таджики складывают обе руки чуть ниже груди и, немного
наклонившись, подходят к приветствуемому: «Ассолом алейкум» – и протягивают обе
руки.
Второй
(основной)
этап
предполагал
включение
детей
с
особенностями
психического развития в ход мероприятия. Ведущие предложили детям разделиться на
группы
и
занять
соответствующие
места
(заранее
подготовлены
названия
команд:
«Счастье», «Здоровье», «Добро»).
Первый ведущий: Сегодня у нас три команды. Но у вас нет пока ни названия, ни
эмблемы. Поэтому первое задание для участников команды составить свое название.
Команды прошу выстроиться в одну колону, смотря друг другу в спину. Внимательно
слушаем правила: последний в колоне получает буквы и пишет указательным пальцем
их на спине впереди стоящего. Затем второй участник то, что понял должен таким же
способом передать впередистоящему. А участник стоящий у стола записывает буква на
листок. Ваша задача из букв составить название команды. Все проходит в полной
тишине.
Второй
ведущий:
Молодцы.
Вы
успешно
справились
с
заданием.
Теперь
необходимо создать эмблему, которая будет соответствовать вашему названию. Сейчас
вы получить вот такой шаблон (демонстрируется), карандаши, картинки, клей. Ваша
задача за 5 минут создать эмблему вашей команды и по окончании один человек от
команды
должен
будет
о
ней
рассказать.
Время
пошло.
Время
вышло.
Слово
предоставляется команде «Добро». Отлично.
После
успешного
выполнения
первого
задания
дети
должны
были
самостоятельно перестроится из трех команд в равные две команды.
Первый ведущий: Перед вами находится импровизированный мост над огромной
пропастью раздора. Проходить мост вы будете с двух сторон одновременно (показ
ведущими).
После
того
как
вы
встретились
на
середине
моста
вы
должны
поприветствовать
жестом
друг
друга,
который
вам
известен
и
разойтись
в
противоположные стороны моста не упав
И
чтобы
его
пройти
мы
разделимся
на
две
команды.
Команда
«Доброты»
становится справа, команды «Здоровье» - слева, а часть команды «Счастье» становится
справа, а другая – слева. (ведущие делят детей).
Первый ведущий:
Скажите, а каким слово чаще всего люди приветствуют друг
друга?
(Привет,
здравствуйте).
Верно!
Приветствуя
другого
человека
словом
«здравствуйте» мы желаем ему здравия, т.е. здоровья. У вас есть карточки, где в каждую
строчку напротив буквы нужно вписать одно слово-пожелание. Например, 1-я буква «з»
мы можем пожелать здоровья, заботы, задора и т.п. На выполнение задания у вас 5
минут. Просим команда «Доброта» прочитайте свои пожелания и адресованы они будут
всем присутствующим детям в этом зале. Команда «Счастье», а вы желаете вашим
учителям. А команда «Здоровья» - желает нам, вашим гостям
Второй ведущий: Молодцы. Пусть эти добрые слова всегда звучат из ваших уст
для всех людей.
Третий (заключительный этап) был направлен на подведение итогов игры и
рефлексию детей с особенностями психического развития.
Детям
с
особенностями
психического
развития
предлагалось
высказаться
в
свободной
форме
о
том,
что
нового
они
узнали
из
мероприятия,
посвященного
«Международному дню приветствия»; ребята также могли показать, как приветствуют
друг друга различные народы.
Первый ведущий: К сожалению, приходит время, когда нам нужно расставаться.
Но сегодняшний День приветствия продолжается.
Второй ведущий: Мы вам оставляем вот этот плакат, где в течении всего дня
каждый желающий может оставить доброе пожелание для всех. Его мы передаем вашим
учителям.
Повторная
диагностика
показала
положительную
динамику
духовно-
нравственного воспитания детей с особенностями психического развития: 45% детей
стали
демонстрировать
знание
основных
нравственных
понятий,
эталонов,
норм
и
правил приветствия, умение отстаивать свои взгляды относительно художественного
вкуса,
убеждения,
эстетические
идеалы.
В
тоже
время
45%
обучающихся
школы-
интерната стали применять полученные на мероприятиях знания в своей повседневной
жизни – в шутку и в серьез приветствовали друг друга так, как это делают различные
народы.
Таким
образом,
организация
и
проведение
праздничных
мероприятий
положительным
образом
сказывается
на
духовно-нравственном
воспитании
детей
с
особенностями
психического
развития.
Положительная
динамика
исследуемого
процесса позволяет судить об эффективности выбранных форм и средств в процессе
проведения мероприятий (игровые методы, фронтальная и групповая формы работы,
индивидуальных подход к каждому ребенку с особенностями психического развития,
возможность личной оценки мероприятия в различных видах рефлексии). Перспективой
нашей работы является подготовка и реализация концертных и игровых сценариев для
детей
с
особенностями
психического
развития,
направленных
на
освещение
календарных праздников различных народов.
Литература
1.
Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения:
учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2003. С. 82.
2.
Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование
в духовно-нравственном становлении будущего педагога // Современные исследования
социальных проблем : Электронный научный журнал. - 2015.- № 10 (54). - С. 163-169.
3.
Тригер
Р.
Д.
Психологические
особенности
социализации
детей
с
задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
4.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. \Избранные
психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М. - Воронеж: Издательство
НПО «МОДЕК», 2005. - 416 с.