Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание детей с особенностями психического развития в условиях массового мероприятия"


Авторы: Ковалева Анастасия Владимировна, Ободова Анна Алексеевна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СШ №128
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей с особенностями психического развития в условиях массового мероприятия"
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание детей с особенностями психического

развития в условиях массового мероприятия

(на примере праздника «Международный день приветствий»)

Ободова А.А., Ковалева А.В.,

Педагог-психолог, социальный педагог

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 128

Дзержинского района Волгограда»

МОУ СШ №128 г. Волгограда

Совершенствование

образовательного

процесса

требует

проведение

исследований, направленных на раскрытие внутреннего мира ребенка, его эстетических

потребностей

и

духовно-нравственного

воспитания.

Данный

факт

отражен

в

нормативных документах и представлен в качестве социального заказа в Федеральном

законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года

(Распоряжение

Правительства

РФ

от

29.05.2015

996-р)

и

«Федеральных

государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы»

(Приказ Минобрнауки от 23.11.2009 № 655). Перечисленные нормативные документы

провозглашают базовым компонентом образовательного процесса духовно-нравственное

воспитания.

Духовно-нравственное воспитание может реализоваться через познавательную

деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с

действительностью,

эстетическую

деятельность,

направленную

на

закрепление

в

структуре

личности

ребенка

положительных

образов

и

чувств

и

практическую

деятельность,

направленную

на

воспитание

положительного

отношения

к

труду,

деятельности ради общего блага, приучение к ответственности за свои дела и поступки.

Важную роль в решении этой задачи играют традиции мировой культуры, отечественные

и всемирные праздники, помогающие детям обрести нравственный идеал и морально-

этические нормы поведения [2].

Проблема

духовно-нравственного

развития

всегда

остается

актуальной

и

приоритетной в отечественной системе воспитания, ей уделяли внимание авторитетные

исследователи (Ю.К. Бабанский, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Л.С

Выготский, Л.А. Высотина и др). В последние годы предметом пристального внимания

ученых и практических работников системы специального образования стала проблема

оказания

своевременной

комплексной

психолого-педагогической

помощи

детям

с

ограниченными возможностями развития, а также их духовно-нравственное воспитание

(Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В.

Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.).

Однако,

диагностика

духовно-нравственного

воспитания

детей

подросткового

возраста

ГКОУ

«Волгоградской

школы-интерната

№1»

показала,

что 43% ребенка

демонстрируют

отсутствие

знаний

основных

духовных

и

нравственных

понятий,

эталонов, норм и правил, их них 12% не способны формировать собственных убеждений

и нравственных ценностей; 50% детей с особенностями психического развития показали

отсутствие способности судить о прекрасном и безобразном в жизни и произведениях

искусства

и

только

7%

детей

продемонстрировали

знание

основных

духовных

и

нравственных

понятий,

эталонов,

норм

и

правил,

умение

отстаивать

свои

взгляды,

убеждения, нравственные идеалы. Таким образом, результаты диагностики позволяют

утверждать, что проблема духовно-нравственного воспитания детей с особенностями

психического развития остается открытой.

С

целью

нами

эффективного духовно-нравственного

воспитания

детей

с

особенностями

психического

развития

нами были

подготовлены

и

организованы

праздничные мероприятия, посвященные международному празднику «Всемирный день

приветствий», «Дню доброты», «Международному дню примирения» и др. Рассмотрим

фрагменты

сценария

и

их

реализацию

на

примере

праздничного

мероприятия,

посвященного «Всемирному дню приветствий».

Целью данного мероприятия являлось посредством праздничного мероприятия

способствовать формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств. К

основным задачам мы отнесли следующие:

формировать дружеские взаимоотношения классного коллектива;

воспитывать вежливость, внимание к окружающим людям;

воспитывать культуру коммуникативного общения;

развивать творческие способности учащихся.

Реализация сценария предполагала несколько этапов.

На первом (вводном) этапе ведущие познакомили детей с историей праздника.

Первый

ведущий:

Сегодня

21

ноября. Ежегодно

в

этот

день

отмечается

Всемирный день приветствий.

Второй

ведущий:

Придумали

его

два

брата-американца

Майкл

и

Брайан.

Случилось

это

в

1973

году,

в

знак

протеста

против

усиления

конфликтов

между

народами.

Первый ведущий: По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют

миру и снятию напряжения между людьми.

Второй ведущий: Наверное, так и есть. Ведь, когда мы здороваемся, то вольно

или невольно желаем друг другу что-то хорошее.

Первый ведущий: Международный день приветствий отмечается в 140 странах

мира. В этот день принято приветствовать и знакомых, и незнакомых и в течение дня

необходимо поприветствовать не менее 10 незнакомцев.

Второй

ведущий:

Приветствия

могут

быть

разными,

но

обязательно

сопровождаться пожеланиями добра, здоровья, счастья.

Первый

ведущий:

Чаще

всего

мы

приветствуем

друг

друга

поднятием

руки

(демонстрируется). Поприветствуйте теперь нас таким же жестом (ведущие продолжают

демонстрировать)

Второй

ведущий:

А

еще

приветствие

сопровождается

кивком

головы.

Поприветствуем соседа справа кивком головы

Первый

ведущий:

Теперь

поздороваемся

рукопожатием

с

соседом

слева.

Традиционный жест - рукопожатие. Смысл древнего обычая подавать правую руку для

приветствия - показать, человек пришел с миром и его опасаться не нужно.

Второй ведущий:

Во все времена считалось: не поздороваться с человеком –

невежливо, а не ответить на приветствие, значит нанести настоящую обиду. В разные

времена, у разных народов существовали и разные приветствия.

Первый ведущий: Гренландцы при встрече обязательно произносят: «Хорошая

погода». Смысл этого изречения означает «мир прекрасен».

Второй ведущий:

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по

спине.

Первый ведущий: Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в

щеку.

Второй ведущий:

Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

Японцы предпочитают поклоны.

Первый

ведущий:

Самыми

забавными

и

по

сей

день

остаются

приветствия

африканских племен. Словами «я тебя вижу» обмениваются при встрече зулусы. На

Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.

Второй

ведущий:

В

знак

приветствия

арабы

скрещивают

руки

на

груди, а

китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

Первый ведущий: Таджики складывают обе руки чуть ниже груди и, немного

наклонившись, подходят к приветствуемому: «Ассолом алейкум» – и протягивают обе

руки.

Второй

(основной)

этап

предполагал

включение

детей

с

особенностями

психического развития в ход мероприятия. Ведущие предложили детям разделиться на

группы

и

занять

соответствующие

места

(заранее

подготовлены

названия

команд:

«Счастье», «Здоровье», «Добро»).

Первый ведущий: Сегодня у нас три команды. Но у вас нет пока ни названия, ни

эмблемы. Поэтому первое задание для участников команды составить свое название.

Команды прошу выстроиться в одну колону, смотря друг другу в спину. Внимательно

слушаем правила: последний в колоне получает буквы и пишет указательным пальцем

их на спине впереди стоящего. Затем второй участник то, что понял должен таким же

способом передать впередистоящему. А участник стоящий у стола записывает буква на

листок. Ваша задача из букв составить название команды. Все проходит в полной

тишине.

Второй

ведущий:

Молодцы.

Вы

успешно

справились

с

заданием.

Теперь

необходимо создать эмблему, которая будет соответствовать вашему названию. Сейчас

вы получить вот такой шаблон (демонстрируется), карандаши, картинки, клей. Ваша

задача за 5 минут создать эмблему вашей команды и по окончании один человек от

команды

должен

будет

о

ней

рассказать.

Время

пошло.

Время

вышло.

Слово

предоставляется команде «Добро». Отлично.

После

успешного

выполнения

первого

задания

дети

должны

были

самостоятельно перестроится из трех команд в равные две команды.

Первый ведущий: Перед вами находится импровизированный мост над огромной

пропастью раздора. Проходить мост вы будете с двух сторон одновременно (показ

ведущими).

После

того

как

вы

встретились

на

середине

моста

вы

должны

поприветствовать

жестом

друг

друга,

который

вам

известен

и

разойтись

в

противоположные стороны моста не упав

И

чтобы

его

пройти

мы

разделимся

на

две

команды.

Команда

«Доброты»

становится справа, команды «Здоровье» - слева, а часть команды «Счастье» становится

справа, а другая – слева. (ведущие делят детей).

Первый ведущий:

Скажите, а каким слово чаще всего люди приветствуют друг

друга?

(Привет,

здравствуйте).

Верно!

Приветствуя

другого

человека

словом

«здравствуйте» мы желаем ему здравия, т.е. здоровья. У вас есть карточки, где в каждую

строчку напротив буквы нужно вписать одно слово-пожелание. Например, 1-я буква «з»

мы можем пожелать здоровья, заботы, задора и т.п. На выполнение задания у вас 5

минут. Просим команда «Доброта» прочитайте свои пожелания и адресованы они будут

всем присутствующим детям в этом зале. Команда «Счастье», а вы желаете вашим

учителям. А команда «Здоровья» - желает нам, вашим гостям

Второй ведущий: Молодцы. Пусть эти добрые слова всегда звучат из ваших уст

для всех людей.

Третий (заключительный этап) был направлен на подведение итогов игры и

рефлексию детей с особенностями психического развития.

Детям

с

особенностями

психического

развития

предлагалось

высказаться

в

свободной

форме

о

том,

что

нового

они

узнали

из

мероприятия,

посвященного

«Международному дню приветствия»; ребята также могли показать, как приветствуют

друг друга различные народы.

Первый ведущий: К сожалению, приходит время, когда нам нужно расставаться.

Но сегодняшний День приветствия продолжается.

Второй ведущий: Мы вам оставляем вот этот плакат, где в течении всего дня

каждый желающий может оставить доброе пожелание для всех. Его мы передаем вашим

учителям.

Повторная

диагностика

показала

положительную

динамику

духовно-

нравственного воспитания детей с особенностями психического развития: 45% детей

стали

демонстрировать

знание

основных

нравственных

понятий,

эталонов,

норм

и

правил приветствия, умение отстаивать свои взгляды относительно художественного

вкуса,

убеждения,

эстетические

идеалы.

В

тоже

время

45%

обучающихся

школы-

интерната стали применять полученные на мероприятиях знания в своей повседневной

жизни – в шутку и в серьез приветствовали друг друга так, как это делают различные

народы.

Таким

образом,

организация

и

проведение

праздничных

мероприятий

положительным

образом

сказывается

на

духовно-нравственном

воспитании

детей

с

особенностями

психического

развития.

Положительная

динамика

исследуемого

процесса позволяет судить об эффективности выбранных форм и средств в процессе

проведения мероприятий (игровые методы, фронтальная и групповая формы работы,

индивидуальных подход к каждому ребенку с особенностями психического развития,

возможность личной оценки мероприятия в различных видах рефлексии). Перспективой

нашей работы является подготовка и реализация концертных и игровых сценариев для

детей

с

особенностями

психического

развития,

направленных

на

освещение

календарных праздников различных народов.

Литература

1.

Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения:

учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2003. С. 82.

2.

Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование

в духовно-нравственном становлении будущего педагога // Современные исследования

социальных проблем : Электронный научный журнал. - 2015.- № 10 (54). - С. 163-169.

3.

Тригер

Р.

Д.

Психологические

особенности

социализации

детей

с

задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

4.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. \Избранные

психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М. - Воронеж: Издательство

НПО «МОДЕК», 2005. - 416 с.



В раздел образования