Автор: Лапшова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ N28 "Аистенок"
Населённый пункт: г. Подольск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка Журнал для родителей, воспитателей и детей
Тема: "Наташкины Загадки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №28 «Аистенок»
Журнал для родителей, воспитателей и детей.
Автор: Лапшова Наталья Владимировна
Научный руководитель: Кузнецова Анна Борисовна - преподаватель ОГБПОУ УСПК
Рецензент: Шарова Ирина Александровна - преподаватель ОГБПОУ УСПК
Развиваем логику и мышление
Учимся рисовать
Обогащаем словарный запас
Н
а
т
а
к
ш
и
ы
н
и
к
д
а
г
а
З
Аннотация.
Журнал «Наташкины загадки» представляет интерес для родителей, воспитателей
дошкольных учреждений и студентов специальности Дошкольное образование. Данный
журнал
реализует
принцип
развивающего
обучения
и
воспитания,
соответствует
требованиям ФГОС ДО
и образовательной программе «От рождения до школы» Н.Е.
Вераксы и др.
Содержание журнала основано
на
использовании загадок
с целью
развития мышления и речи детей дошкольного возраста, с акцентированием внимания
на задачах словарной работы.
2017 г.
Пояснительная записка
Уважаемые взрослые!
Предлагаем вашему вниманию журнал «Наташкины Загадки».
Цель журнала: создание условий для обогащения литературного багажа детей загадками,
развития мышления и речи, с акцентированием внимания на задачах развития словаря.
Журнал имеет
восемь
выпусков.
Каждый журнал представляет загадки,
объединенные по тематическому принципу. Материал журнала содержит разные виды
работ, подводящие к отгадыванию загадок, собственно загадывание и отгадывание загадок,
заучивание текста загадки. Для активизации словарного запаса даются разнообразные
задания, направленные на развитие мышления, памяти и мелкой моторики.
Каждый журнал может использоваться автономно.
Журнал
представлен и на
электронных
носителях,
что
позволяет
самостоятельно
растиражировать
выпуски
журнала, как в целом, так и отдельные его страницы, особенно с заданиями для детей,
требующими индивидуального выполнения и, возможно, увеличения размера отдельных
иллюстраций (раскрашивание, дорисовывание, кроссворды, лепка, аппликация, оригами и
т.п.)
Предлагаем алгоритм выполнения заданий при работе с загадками.
1.
Рассмотрите с ребенком картинку, задайте предложенные вопросы по картинке. Если
ребенок затрудняется, подскажите, при необходимости объясните значение слова.
2.
Прочитайте стихотворение, с последующим заучиванием. Это поможет подготовить
детей к последующему пониманию загадки и успешному ее отгадыванию.
3.
Предложите ребенку, самостоятельно выполнить задание - раскрашивание предмета.
Уточните с ребенком выбор цвета.
4.
Теперь пришло время, загадать ребенку загадку: прочитайте ее выразительно, не
торопясь (можно несколько раз подряд, поочередно организуйте работу с каждой
загадкой).
5.
Выслушайте отгадку и обязательно добейтесь ее доказательства: почему так думаешь?
Расскажи, как думал? С чем (или с кем?) сравнивается? (если ребенок затрудняется в
отгадке
или
допускает
ошибку,
организуйте
рассуждение
–
задайте
вопросы,
подводящие к отгадке)
6.
Выучить с детьми загадку. Помните, для этого загадку нужно прочитать несколько раз,
побеседовать. При повторном чтении сделать установку: «Послушай внимательно,
постарайся запомнить, будем учить наизусть!» Заучивание идет целиком всего текста
загадки, а не по строчкам. Можете помогать ребёнку подсказом начала фразы.
7.
Рисование ребенком отгадки
8.
В конце журнала представлены задания, предложите ребенку выполнить. Если ребенок
затрудняется,
помогите
ему.
В
ходе
работы
побуждайте
к
вспоминанию
текста
загадки, использованию сравнений.
9.
Выполните задания контрольного среза.
Желаем успехов! Надеемся, что ваш ребенок обогатил свой словарный запас, стал
знатоком загадок по предложенной теме. Вы вместе с ребенком интересно и с пользой
провели время.
Рассмотрите с ребенком картинку и задайте следующие вопросы:
Что это? (Лук)
Какого цвета лук? (Золотистого) Что еще
бывает такого же цвета?(репа, цыпленок,
солнце, одуванчик…). Какой формы лук? (круглый,
овальный) Что еще бывает такой же формы?
(мяч, булочка). Какого вкуса лук? (горький). Что
еще бывает таким же горьким? (чеснок,
лекарство). Какой на ощупь лук? (по твердости –
твердый, если погладить- гладкий). Из каких
частей состоит? (корень - похож на бороду
деда, сам лук-головка, плод; шелуха (желтая,
коричневатая, золотистая, сухая шуршащая…,
многослойная; зеленые перья).
Прочитайте ребенку стихотворение.
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
Активизировать словарь – злющий, жжет.
Предложите ребенку обвести по точкам и раскрасить ЛУК. Уточните выбор цвета
каждой части лука.
Загадайте загадки.
В золотой одёжке дед.
Ни одной застёжки нет.
Тронешь, дух пойдёт в глаза,
Сразу катится слеза.
И натерпишься с ним мук,
Чистим мы полезный … (лук)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Активизация словаря – золотой, застежки, слеза, полезный, дед, сто шуб, слезы
проливает.
Что это? (Чеснок)
Какого цвета чеснок? (белый, серый)
Какой формы чеснок? (круглый) Что еще
бывает такой же формы? (глобус, зеркало)
Какого вкуса чеснок? (горький, острый). Что
еще бывает таким же горьким? (перец).
Какой на ощупь чеснок? (по твердости –
твердый, если погладить - гладкий). Из каких
частей состоит? (корень-похож на бороду
деда, сам чеснок разделен на зубцы (дольки),
плод; шелуха (белая, сероватая, сухая
шуршащая, многослойная).
Прочитайте ребенку стихотворения.
Луку я родной братишка.
Я не нравлюсь ребятишкам!
Только, как же я полезен -
Тот не знает и болезней,
Кто со мной, ребята, дружит,
Ешь меня и врач не нужен!
Хоть не очень то и вкусный -
Организму, все же, нужный!
Вот такой я паренек,
И зовут меня.
(Чеснок)
Парень наш чеснок не видный,
Но совсем не безобидный.
Если много сунешь в рот,
Он весь рот твой обожжет.
Активизировать словарь – родной братишка, паренек, видный, безобидный, обожжет.
Предложите ребенку раскрасить ЧЕСНОК (уточните выбор цвета).
Загадать ребенку загадки.
Он кусает. Только вот,
Есть зубок! Но, где же рот?!
Белый носит сюртучок.
Это, верно... (Чесночок)
Этот овощ как головка,
В ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем,
Всех микробов убиваем.
(Чеснок).
Активизация словаря – кусает, белый, сюртучок, зубцы засели, очищаем.
Задание: выучить с детьми загадку, нарисовать отгадку.
Что это? (Огурец)
Какого цвета огурец? (зеленого). Что еще
бывает такого же цвета? (трава, листья
на деревьях, кузнечик). Какой формы огурец?
(овальный). Что еще бывает такой же
формы? (кабачок, сарделька). Какого вкуса
огурец? (без вкуса, сочный, пресный, не
соленый, соленый). Какой на ощупь огурец?
(по твердости - упругий, твердый; если
погладить - гладкий, пупырчатый, колючий).
Из каких частей состоит? (кожура,
мякоть, много семечек, хвостик).
Прочитайте ребенку стихотворение.
Активизировать словарь – длинный, зеленый, свежий, соленый.
Предложите ребенку раскрасить ОГУРЕЦ (уточните выбор цвета).
Загадайте ребенку загадки.
Он в пупырышках, зелёный,
Вкусен свежий и солёный.
Помидору друг и брат,
С ними так хорош салат!
Этот стройный молодец
Хрусткий, тонкий.
(Огурец)
Никогда он не грустит,
А хрустит, хрустит, хрустит.
Хочешь, так подай на стол,
Хочешь, брось его в рассол.
(Огурец)
Активизация
словаря
–
в
пупырышках,
зеленый,
свежий,
соленый,
стройный,
хрусткий, тонкий, не грустит, хрустит.
Задание: выучить с детьми загадку, нарисовать отгадку.
Что это? (Помидор).
Какого цвета помидор? (красный, алый). Что
еще бывает такого же цвета? (яблоко,
цветок, огонек). Какой формы помидор?
(круглый). Какого вкуса помидор? (сладкий,
кислый, сочный). Какой на ощупь помидор? (по
твердости –мягкий, упругий; если погладить -
гладкий). Из каких частей состоит? (кожица -
атласная, мякоть, семечки, хвостик).
Теперь самое время прочитать ребенку стихотворение.
Активизировать
словарь – блеск, атласной,
светофор, ярко –
красный, сочный, спелый.
Предложите ребенку дорисовать картинку и раскрасить ее (уточните выбор цвета).
Загадайте ребенку загадки.
Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,
Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен…
(Помидор)
Как на наших грядках
Выросли загадки
Сочные да круглые,
Вот такие крупные.
Они летом зеленеют,
А к осени краснеют…
(Помидоры)
Активизация словаря
- круглый, красный, кислый, сладкий, зеленым, соленым,
прекрасен, сочные, крупные краснеют.
Задание: выучить с детьми загадку, и слепите отгадку.
:
Что это? (Капуста).
Какого цвета капуста? (зеленая) Что еще бывает
такого же цвета? (трава, кусты, яблоко). Какой
формы? (круглая как голова, мяч). Какого вкуса
капуста? (сладкая, хрустящая). Что еще бывает
хрустящим? (кукуруза, снег). Какая на ощупь
капуста?(по твердости – твердая,если погладить -
гладкая). Из каких частей состоит? (корень,
кочерыжка, кочан, листва (ботва).
Теперь самое время прочитать ребенку стихотворение.
Побежали мы вприпрыжку,
Рвать капусты кочерыжку.
Только сверху кочерыжки,
Было листьев много слишком.
Отнесём капусту маме –
Листья станут голубцами.
Активизировать
словарь
–
шинкуют,
солят,
квасят,
маринуют,
вприпрыжку,
кочерыжку, листьев много.
Предложите ребенку раскрасить картинку (уточните выбор цвета).
Загадайте ребенку загадку.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява
Кто любит щи,
Меня в них ищи.
(Капуста)
Активизация словаря - голова бела, кудрява.
Задание: выучить с детьми загадку, и слепите отгадку.
Что это? (Редиска).
Какого цвета редиска? (розовая, румянная)
Что еще бывает такого же цвета?
(бантик). Какой формы редиска? (круглой)
Какого вкуса редиска? (горького). Что еще
бывает таким же горьким? (чеснок,
перец). Какой на ощупь редиска? (по
твердости – твердая, если погладить -
гладкая). Из каких частей состоит?
(корень - хвостик, плод, ботва - листья)
Теперь самое время прочитать ребенку стихотворение.
С белым хвостиком редиска,
Зарумянила бочок,
С грядки нам сестра Раиска,
Собрала большой пучок.
Активизировать словарь – румяная, с белым хвостиком, зарумянила.
Предложите ребенку раскрасить картинку (уточните выбор цвета каждой части).
Загадайте ребенку загадки.
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок - зелененький лесок.
(Редиска)
Красная мышка,
С белым хвостом,
В норке сидит,
Под зелёным листом.
(Редиска)
Активизация словаря –красна, бела, зелененький лесок, красная мышка, белый
хвост.
Задание: выучить с детьми загадку, и нарисовать отгадку.
Что это? (Морковь).
Какого цвета морковь? (оранжевая). Что
еще бывает такого же цвета? (тыква,
лиса, апельсин, закат, солнце). На какую
геометрическую фигуру похожа морковь?
(треугольник) Что еще бывает такой же
формы? (крыша, пирамида, елка,
колокольчик). Какая на вкус морковь?
(сладкая, хрустящая). Что еще бывает
таким же сладким? (яблоко). Какая на
ощупь морковь? (твердая, гладкая). Из
каких частей состоит? (плод, ботва –
зеленый пышный хвостик).
Теперь самое время прочитать ребенку стихотворение.
Активизировать
словарь
–
красный
носик,
сочный,
вкусный,
сладкий,
зеленый,
пышный хвостик.
Предложите ребенку дорисовать картинку и раскрасить отгадку
Загадайте ребенку загадку.
Очень яркая девица
Летом прячется в темнице.
Любят зайчики и детки,
В свежем виде и в котлетках.
Эта рыжая плутовка,
Называется…
(Морковка)
Активизация словаря - яркая девица, прячется, рыжая плутовка.
Задание: выучить с детьми загадку, и сделать аппликацию.
Что это? (Свекла).
Какого цвета свёкла? (бордовая) Что еще
бывает такого же цвета? (вишня, слива).
На какую геометрическую фигуру похожа
свёкла? (круглая) Что еще бывает такой
же формы? (мяч, шарик, обруч). Какая на
вкус свёкла? (сладкая). Какая на ощупь
свёкла? (твердая, гладкая). Из каких частей
состоит? (корень, сердцевина (сам плод),
ботва - листья).
Теперь самое время прочитать ребенку стихотворение.
Свёкла – яркая девица,
Всё на грядке молодится,
Новое у неё пальто,
Старое уже не то.
И в зеленые сапожки,
Спрятала поглубже ножки.
Активизация словаря –яркая девица, пальто, зеленые сапожки.
Предложите ребенку обвести картинку и раскрасить ее.
Загадайте ребенку загадки.
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не корова,
Зелена, а не яблоко,
(Свекла)
Красна, а не солнце,
Сладка как мед,
Да вкус не тот.
(Свекла)
Активизация словаря – зелена, красна, сладка как мед.
Задание: выучить с детьми загадку, и сделать аппликацию.
Задание №1. Предложите ребенку найти лишнее?
Задание №2. Соотнеси по форме.
Задание №3. Помоги зайке дойти до морковки.
Задание №4. Легкий овощной кроссворд для детей и родителей
с вопросами и ответами в картинках.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
5.
2.
6.
3.
7.
4.
8.
Задание №5.
Кроссворд.
Задание №6. Посчитай сколько овощей нарисовано.
Задание №7. Красным карандашом соедини овощи, которые спеют в земле, зеленым –
овощи, которые спеют на земле.
Задание №8. Сделать аппликацию из пластилина вместе с ребенком.
Задания контрольного среза.
1.
Проверить знания текста загадок и умения читать их наизусть выразительно
(Конкурс на лучшего знатока загадок).
2.
Предложить описать любой овощ «Расскажи про…. Вспомни красивые слова из
стихотворений и загадок и используй их в своем рассказе…».
3.
Сочини загадку, описывая овощ, не называя его.
4.
Сделайте вывод об изменении словарного запаса ребенка, и пополнение его
литературного багажа.
Благодарим Вас, за использование нашего журнала!
Желаем удачи!!!