Напоминание

Урок в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями. Тема урока: "Предложение"


Автор: Таранова Татьяна Эдуардовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГКОУ школа № 27 г.- к. Анапа
Населённый пункт: г.- к. Анапа
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями. Тема урока: "Предложение"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное

казенное

общеобразовательное

учреждение

Краснодарского

края

специальная

(

коррекционная

)

школа

№ 27

г

.-

к

.

Анапа

Из опыта работы учителя Тарановой Татьяны Эдуардовны

2018 – 2019 учебный год.

«

Социальная

адаптация

учащихся

с

интеллектуальными

нарушениями

через

уроки

русского

языка

и

развития

речи

».

Основной

задачей

коррекционной

школы

для

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями

является

социальная

адаптация

и

интеграция

учащихся

в

обществе

,

их

успешная

социализация

.

Поэтому

деятельность

педагогического

коллектива

в

рамках

работы

по

адаптации

учащихся

можно

определить

как

приоритетную

.

Чтобы

повысить

интерес

детей

с

нарушениями

к

урокам

русского

языка

и

чтения

,

учитель

должен

найти

такие

методы

и

приёмы

,

которые

смогли

бы

увлечь

детей

сделать

процесс

обучения

интересным

,

при

этом

учитывая

индивидуальные

особенности

каждого

ребёнка

.

Оканчивая школу, ребята идут в большую жизнь, будут сталкиваться с

необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить

учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки

делового письма.

Проведенный

в ГКОУ

школы

№27

в

2016

году

опрос

среди

учащихся

7-9

х

классов

показал

,

что

95%

из

них

не

смогут

написать

объяснительную

записку

,

93%

учащихся

не

знают

,

что

такое

резюме

,

94%

не

умеют

писать

доверенность

,

80%

учащихся

не

смогут

самостоятельно

написать

заявление

о

приеме

на

работу

.

Из

этого

следует

,

что

большинство

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

не

умеют

составлять

деловые

бумаги

и

не

знают

значение

некоторых

из

них

.

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Ряд 1

Ряд 1

Поэтому мы решили создать методическое пособие по написанию деловых

бумаг в школе.

Начиная с 5-го класса, учащиеся заводят папку по деловому

письму (используются файловые папки с вложенными в них листами белой

бумаги).

Все

темы,

предусмотренные

программой,

указаны

в

разделе

"Содержание" и разбиты по классам. Ученики работают с данной папкой до

конца 9-го класса, защищают проекты по деловым бумагам, что обеспечивает

реализацию

принципа

цикличности

и

многократности

повторения,

присущего коррекционной школе для обучающихся с интеллектуальными

нарушениями.

В 9-м классе все ранее изученные деловые бумаги еще раз повторяются.

Завершая курс обучения в

ГКОУ

школы

№27

, учащиеся 9 класса сдают

зачетную

работу

по

теме

"Деловое

письмо"

(обычно

это

заполнение

анкеты).

«

Методическое

пособие

по

обучению

деловому

письму

».

Учебный предмет: письмо и развитие речи.

Классы: 5-9

Цель:- создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе;

- формировать умения написания деловых бумаг по образцу;

- воспитывать способности самостоятельно мыслить;

Задачи:

- проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;

- изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;

- создать методическое пособие для учащихся.

Практическое значение:

-

это

методическое

пособие

может

быть

использовано

на

уроках

для

оформления деловых бумаг;

- проектная деятельность предполагает групповую работу учеников.

Направления работы:

1.Оформление деловых бумаг (папки - проекты);

2. Проектная деятельность учащихся.

3. Проведение уроков по теме.

Рекомендации:

Проектная

деятельность

предполагает

групповую

работу

учеников.

При

работе над проектом предполагается организовать учащихся в следующие

группы:

- техническую;

- информационную;

- оформительскую.

Техническая группа занимается набором текстов на компьютере.

Информационная группа - поиском информации.

Оформительская группа - оформлением папок.

В соответствии с заданием, состав групп может меняться.

Ход проекта

1.Собрать материал из разных источников.

2. Провести опрос.

3. Проанализировать сделать вывод.

4. Создать методическое пособие – презентацию.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе

всего класса. Они оценивают работу, выставляя баллы в карте испытания.

При защите проекта все эти материалы должны быть представлены.

Оформление деловых бумаг (папки - проекты)

Виды деловых бумаг, изучаемых на уроках письма и развития речи:

объявление, адрес на открытке и конверте, автобиография, заявление о

приеме в ПТУ, резюме, расписка, анкета, объяснительная, записка,

телеграмма, договор, расписка, объявление, характеристика, протокол, акт,

справка.

Темы делового письма повторяются, т.к. в каждом классе они усложняются,

добавляются

новыми

сведениями.

Учащиеся

привыкают

к

оформлению

бумаг,

у

них

вырабатывается

навык,

и

они

уже

более

уверенно

с

ними

работают,

что

способствует

их

большей

социализации

и

адаптации

в

обществе. Но, даже научившись на уроках оформлять деловые бумаги, в

жизни все равно это вызывает у них трудности. Тем не менее, такая работа

очень важна для учащихся. Для того чтобы дети лучше усвоили оформление

деловых

бумаг,

необходимо

тренировать

их

в

нахождении

ошибок,

неточностей в предлагаемых образцах. (Например, «Найди ошибки в деловой

бумаге», «Как правильно нужно написать?», «Верно ли оформлена деловая

бумага?», «Почему ты так считаешь?» и т.д.).

Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля:

- автобиография

- поздравительная открытка

- письмо

- заметка в стенгазету

Каждый ученик оформляет деловые бумаги в свою папку.

Оформление

деловых

бумаг

:

Титульный лист.

Деловое письмо

6 класс

Школа №27

Содержание:

1.

Адрес на открытке и конверте.

2.

Поздравительная открытка.

3.

Письмо.

4.

Заметка в стенгазету (о хороших и плохих поступках).

5.

Объявление.

6.

Заметка в стенгазету.

Деловое письмо

7-8 класс

Школа № 27

Содержание:

1.

Заметка в стенгазету о выборе профессии.

2.

Телеграмма.

3.

Объяснительная записка

4.

Заявление.

5.

Письмо – поздравление.

6.

Объявление (виды объявлений)

7.

Договор.

8.

Резюме.

Деловое письмо

9 класс

Школа № 27

Содержание:

1. Объявление.

2. Адрес на открытке и конверте.

3. Автобиография.

4. Заявление о приеме в ПТУ.

5. Резюме.

6. Расписка.

7. Анкета

8. Объяснительная записка.

9. Телеграмма.

10. Письмо

11. Открытое письмо

12. Деловое письмо

13. Объяснительная записка.

14. Договор.

15. Расписка.

16. Объявление.

17. Характеристика.

18. Протокол.

19. Акт.

20. Справка.

Потребность в умении оформлять деловые бумаги возникает часто,

поэтому техника делового письма должна быть отработана до автоматизма.

Работа в данном направлении проводится в системе. Знания, полученные на

таких

уроках,

окажут

выпускникам

необходимую

помощь

в

дальнейшей

социальной адаптации.

Рассмотренные в данной разработке методы и приемы

усиливают

интерес

учащихся

к

изучению

учебного

материала,

активизируют

познавательную деятельность учеников и способность к более прочному

усвоению знаний.

В ходе проектной деятельности учащиеся под руководством учителя

изучали

и

анализировали

литературу

по

данной

теме

с

целью

создания

методического

пособия. Актуальность

разработки

обусловлена

тем,

что

данное методическое пособие должно помочь в дальнейшем учителям и

ученикам изучать построение деловых бумаг.

В нашем пособии находится вся полезная информация, которая касается

деловых бумаг и рекомендуется для использования учителями нашей школы.

Государственное

казенное

общеобразовательное

учреждение

Краснодарского

края

специальная

(

коррекционная

)

школа

№ 27

г

.-

к

.

Анапа

Из опыта работы учителя Тарановой Татьяны Эдуардовны

2018 – 2019г.

Урок

в

9

классе

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(

интеллектуальными

нарушениями

).

Тема

урока

: «

Предложение

» 9

класс

.

Тип

урока

:

урок

повторения

.

Цели

:

обучающая

:

-

управлять

развитием

учащихся

посредством

урока

;

-

закрепить

знания

о

предложении

;

-

совершенствовать

умения

находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения

.

коррекционно

-

развивающая

-

развивать

внимание

,

речь

,

память

,

способность

самостоятельно

принимать

решения

,

делать

выводы

.

воспитывающая

:

-

воспитывать

чувства

товарищества

,

положительную

мотивацию

учения

через

игровые

формы

работы

.

Оборудование

:

интерактивная

доска

,

карточки

для

дифференцированной

работы

,

учебник

,

доска

Методы

работы

:

объяснительно

иллюстративные

,

частично

поисковые

,

словесные

,

наглядные

,

практические

.

ХОД

УРОКА

I.

Организационный

момент

.

-

Добрый

день

!

-

Я

рада

видеть

сегодня

вас

видеть

!

-

Покажите

,

какое

у

вас

настроение

.

(

карточки

:

красные

и

коричневые

)

-

Плохое

настроение

мы

исправим

.

(

Слайд

солнышко

)

-

Каким

вы

хотите

видеть

наш

урок

?

-

Интересным

,

полезным

!

-

Какое

сегодня

число

?

-

Запишите

.

II.

Актуализация

знаний

.

-

Какое

сейчас

время

года

? (

Весна

)

-

Назовите

признаки

весны

. (

Растаял

снег

,

пригревает

солнышко

,

дни

стали

короче

,

распускаются

почки

,

цветы

)

На

доске

:

солнце

свет

весна

-

Какая

буква

общая

?

Какой

звук

? (

характеристика

звука

)

III.

Минутка

чистописания

.

Сс

Письмо

слова

солнце

(

соединения

)

IV.

Словарная

работа

(

Слайд

)

Красивый

ландшафт

будет

окружать

окрестность

нашей

школы

.

Ландшафт

- 1)

Общий

вид

местности

,

ее

строение

.

2 )

Природный

географический

комплекс

,

для

которого

характерно

сочетание

определенных

признаков

:

рельефа

,

климата

,

почв

,

растительного

мира

и

т

.

п

Окрестность

- 1)

Местность

,

прилегающая

к

чему

-

л

.

2)

Окружающее

пространство

.

Буквально

— «

местность

вокруг

креста

,

окрестность

».

Проверочные

слова

к

слов у

«

окрестность

» — «

окрест

», «

перекре

-

сток

», «

крест

», «

крестильный

».

Красивый

ландшафт

окружает

окрестность

нашей

школы

.

V.

Сообщение

темы

и

цели

урока

.

-

Какое

сейчас

время

года

?

-

Прочитайте

слова

о

весне

. (

Слайд

)

Пр и ш л а оп я т ь ве с н а таинственная ож и в л е н и е радостное

настроение

-

В

этих

словах

содержится

суть

нашего

урока

.

Если

мы

соединим

подчёркнутые

буквы

,

то

прочитаем

цель

нашего

урока

.

ПОВТОРЕНИЕ

-

А

повторять

будем

всё

о

предложении

.

-

Составьте

предложение

из

этих

слов

.

таинственная

,

Пришла

,

радостная

,

весна

.

VI.

Обобщение

знаний

о

предложении

.

1.-

Сегодня

на

уроке

будет

работать

«

Фабрика

идей

».

-

Мы

будем

строить

дома

из

наших

знаний

!

-

Разделимся

на

группы

:

1-

я

группа

берёт

розовые

карточки

. (

Коля

,

Илья

,

Кирилл

,

Ваня

Л

.,

Лера

)

2-

я

группа

берёт

зелёные

. (

Давид

,

Ваня

,

Настя

Л

.,

Саша

,

Настя

)

-

У

нас

возникла

проблема

.

Что

такое

предложение

?

Доска

П

Р

Е

Д

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

(

карточка

)

-

На

листочках

разного

цвета

фломастером

напишите

всё

,

что

знаете

о

предложении

.

(

Работа

в

группах

)

Строим

дом

у

доски

(

клеим

карточки

на

доску

),

и

рассказываем

о

предложении

.

Фото

3433

2.

Составить

предложение

: (

слова

на

карточках

)

1-

я

группа

небе

,

высоко

,

сияет

,

на

,

ласковое

,

солнце

2 -

я

группа

долгожданная

,

весна

,

пришла

,

опять

(

Пишут

фломастером

на

полосках

бумаги

предложения

(1

ученик

),

другие

пишут

в

тетрадях

).

-

Назовите

грамматическую

основу

предложения

,

поместите

на

доску

.

Солнце

сияет

Весна

пришла

Фото

2930

4.

Синтаксический

разбор

.

Дать

характеристику

предложению

,

написать

на

карточках

,

поместить

на

доску

.

5.

Доска

выбрать

нужные

карточки

и

распределить

по

группам

:

Грамматическая

основа

подлежащее

,

сказуемое

1-

я

группа

подлежащее

2-

я

группа

сказуемое

Карточки

:

в

2

х

экземплярах

Главный

член

предложения

Отвечает

на

вопрос

кто

?

что

?

Обозначает

о

ком

?

или

о

чём

?

говорится

Выражено

существительным

Главный

член

предложения

Отвечает

на

вопрос

что

делать

?

Обозначает

,

что

говорится

о

подлежащем

Выражено

глаголом

Фото

3558

6.

Самостоятельная

работа

Дифференцированная

работа

1

группа

Составить

предложения

и

выделить

главные

члены

.

(

красная

карточка

:

Коля

,

Илья

,

Давид

)

долгожданная

,

Пришла

,

весна

.

и

,

Над

,

солнце

,

полями

,

лесами

,

ярче

,

светит

.

По

,

Звенят

,

оврагам

,

ручейки

.

с

,

снег

,

Сходит

,

полей

,

последний

.

2

группа

Списать

предложения

и

выделить

главные

члены

.

(

синяя

карточка

:

Настя

Л

.,

Ваня

Л

.,

Ваня

Б

.)

Надуваются

на

деревьях

смолистые

почки

.

Появляются

первые

цветы

подснежники

.

Грачи

поправляют

свои

старые

гнёзда

.

3.

группа

Списать

предложения

.

(

зелёная

карточка

Саша

,

Настя

,

Кирилл

)

Прилетели

первые

скворцы

.

Они

будут

радовать

нас

своими

песнями

.

Все

радуются

солнцу

и

теплу

.

7.

Самопроверка

Выделены

главные

члены

.

Правильно

сделано

- ( + )

Неправильно

сделано

- ( - )

В

МАРТЕ

СТОИТ

СЫРАЯ

ПОГОДА

ВЕСЬ

МЕСЯЦ

ЛЬЮТ

ДОЖДИ

.

ПО

НЕБУ

ПЛЫВЕТ

БОЛЫШ

АЯ

ТУЧА

.

ВЫГЛЯНУЛО

ЛАСКОВОЕ

СОЛНЫШКО

.

НАД

ОЗЕРОМ

ПРОНЕСЛИСЬ

ДИКИЕ

УТКИ

.

(

Слайд

-

правильный

ответ

)

VII.

Итог

урока

-

Хорошо

поработали

.

Назовите

ключевые

слова

урока

.

-

Поможет

нам

в

этом

схема

опора

.

VIII.

Рефлексия

:

-

Кому

понравился

урок

?

-

Кому

скажем

спасибо

?

-

Оцените

свою

работу

.

На

доске

карточки

:

Я

ВСЁ

ПОНЯЛ

И

МОГУ

ОБЪЯСНИТЬ

ТОВАРИЩУ

красный

Я

ЕЩЁ

НЕ

ВСЁ

ПОНЯЛ

,

НО

БУДУ

СТАРАТЬСЯ

ПОНЯТЬ

зелёный

Домашнее

задание

.

С

. 214,№ 291

пись

мо

Группа

1

Группа

2

Группа

3

9

клас

с

Илья

С

фонетико

-

фонематическими

нарушениями

.

Замена

гласных

и

согласных

,

сходных

,

в

основном

,

с

близко

звучащими

фонемами

;

Валерия

С

нарушениями

зрительного

восприятия и

пространственной

ориентировки

.

Врожденная

патология

горизонтальный

нистагм

ОИ

.

Оперированная

пролиферативная

ретинопатия

3

ст

.

правого

глаза

.

Фиброз

стекловидного

тела

ОИ

.

Врожденная

окклюзионная

компенсированная

гидроцефалия

.

С

-

м

дефицита

внимания

.

Когнитивное

расстройство

.

Рас

-

во

экспрессивной

речи

.

ОНР

.

Анастасия

С

нарушением

работоспособности

.

Замена

гласных

и

согласных

,

сходных

,

в

основном

,

с

близко

звучащими

фонемами

;

пропуски

букв

,

чаще

всего

гласных

в

сложных

словах

и

согласных

при

их

стечении

,

где

звуки

менее

отчетливо

воспринимаются

на

слух

;

Списывание

,

как

правило

,

сохранено

.

Расторможена

,

отвлекаема

,

отличаются

дезорганизованным

поведением

.

Николай

с

фонетико

-

фонематическими

нарушениями

.

пропуски

букв

,

чаще

всего

гласных

в

сложных

словах

и

согласных

при

их

стечении

,

где

звуки

менее

отчетливо

воспринимаются

на

слух

Анастасия

С

фонетико

-

фонематическими

нарушениями

замена

гласных

и

согласных

,

сходных

,

в

основном

,

с

близко

звучащими

фонемами

;

пропуски

букв

,

чаще

всего

гласных

в

сложных

словах

и

согласных

при

их

стечении

,

где

звуки

менее

отчетливо

Иван

Сфонетико

-

фонематическими

нарушениями

,

нарушением

замена

гласных

и

согласных

,

сходных

,

в основном

,

с

близко

звучащими

фонемами

;

пропуски

букв

,

чаще

всего

гласных

в

сложных

словах

и

согласных

при

их

стечении

,

где

звуки

менее

отчетливо

воспринимаются

на

слух

;

с

нарушениями

зрительного

восприятия и

пространственной

ориентировки

Неправильно

располагает

строчки

примеров

,

нарушает

высоту

цифр

и

букв

,

интервалы

между

ними

воспринимаются

на

слух

;

Списывание

,

как

правило

,

сохранено

.

С

расстройством

экспрессивной

речи

.

Сложный

гиперметропический

астигматизм

ОИ

.

Сходящееся

содружественное

косоглазие

.

Искривление

перегородки

носа

.

Носовые

кровотечения

.

Нарушение

осанки

Давид

фонетико

-

фонематическими

нарушениями

.

Замена

гласных

и

согласных

,

сходных

,

в

основном

,

с

близко

звучащими

фонемами

;

пропуски

букв

,

чаще

всего

гласных

в

сложных

словах

и

согласных

при

их

стечении

,

где

звуки

менее

отчетливо

воспринимаются

на

слух

.

Александр

А т и п и ч н ы й аутизм

эндогенного

генеза

с

рас

-

ом

экспрессивной

речи

.

С

фонетико

-

фонематическими

нарушениями

замена

:

гласных

и

согласных

,

сходных

,

в основном

,

с

близко

звучащими

фонемами

;

пропуски

букв

,

чаще

всего

гласных

в

сложных

словах

и

согласных

при

их

стечении

,

где

звуки

менее

отчетливо

воспринимаются

на

слух

;

Списывание

сохранено

.



В раздел образования