Напоминание

Использование метода проектов на уроках английского языка


Автор: Сороколадова Вера Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: Саратовская область, г.Ртищево
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода проектов на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Использование метода проектов на уроках английского языка

(Сороколадова В.Ю., учитель английского языка МОУ "Лицей № 3 им.

П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области" )

Приоритетной целью школьного образования по ФГОС является развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе

говоря, умение учиться.

Как известно, обучение английскому языку нацелено на формирование и

развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на

изучаемом языке.

Очевидно, что достижение этих целей становится возможным, если

созданы мотивы и условия, в которых обучающиеся могут проявлять

познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться

приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и

умениями.

Все эти требования модернизирующегося образования привели меня к

решению использовать элементы деятельностного подхода на уроках

английского языка через использование проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и

руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а

потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу

провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже

проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже

проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

Загадайте число.

Прибавьте столько же.

Прибавьте 10.

Разделите на два.

Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат

был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы

все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности

учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель

«ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от

«старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Сначала мы попытаемся обобщить материал, который всем известен о

проектной деятельности.

У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни

моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но

как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки?

Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.

«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к

моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты

произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе

начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая

правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень

скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где

трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки!

Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы

проекта. А для этого нам необходимо ответить на вопросы, которые написаны

после текста.

Задание 1.

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как

он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)

4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были

распределены роли и обязанности)

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со

всех сторон, проверили нет ли трещин)

6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на

другой берег)

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал,

консультировал, давал советы).

Посмотрим, что у вас получилось. Руководители каждой группы дают свои

варианты. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.

Теперь поставим в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.

Выдвижение проблемы, цели проекта.

Планирование.

Выполнение проекта.

Анализ результатов.

Защита проекта.

Сейчас мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над

любым проектом.

Как же внедрить метод проектов в учебную деятельность?

В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках

программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается как в

течении нескольких уроков (краткосрочные проекты), а также можно

создавать мини-проекты, рассчитанные на один урок. По характеру

конечного продукта проектной деятельности, их можно отнести к

творческим, ролево-игровым, информационным проектам.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков,

когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися

определенного учебного материала. В конце каждого раздела в учебнике

ученикам предлагается подготовить творческий проект. Для многих

учащихся этот вид задания может оказаться новым, поэтому необходимо

подробно объяснить цель данного задания. Прежде всего, вместе с учениками

нужно изучить памятку «Творческий проект — это интересно!», в которой

даются советы, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся

нужно помочь выбрать тему, которая соответствует их интересам и уровню

языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный

вариант, если ни один из предложенных им не интересен.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В

последнем случае участникам совместного проекта следует помочь

распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого

ученика. Особое внимание следует уделить презентации выполненного зада

ния, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском

языке.

Основными этапами работы являются: подготовка проекта, защита

проекта, оценка проекта.

Подготовка проекта ведётся с самого первого урока цикла. Можно

познакомить учащихся с названиями проектов на первом уроке, чтобы они

могли постепенно накапливать материал для своего проекта. Каждый

выбирает ту тему, которая больше нравится, или предлагает другую,

распределяются роли, намечается основной макет проекта, начинается

работа.

2. Защита проекта может занимать два урока, так как необходимо дать

возможность каждому учащемуся представить свой проект. Учащиеся сами

выбирают форму представления работ. Желательно, чтобы все ученики,

которые работали в группе, принимали участие в презентации проекта. Все

другие учащиеся могут задавать вопросы как по содержанию проекта, так и

по его оформлению.

3. Оценка проекта происходит по критериям, предложенным учителем или

разработанным самими учениками. Следует организовать обсуждение

содержания и формы представленной работы, а также роли каждого

учащегося в представлении проекта.

1. Содержание.

Полнота раскрытия и изложение аспектов темы изложены полно -10

частично изложены-5

большая часть материала не представлена, тема не раскрыта-0

2. Самостоятельная работа группы.

Распределение ролей и слаженность работы в группе

роли распределены, работа группы четко спланирована,-10

демонстрируют слаженную работу-5

не спланирована работа в группе, доминирующая роль одного участника-0

3.Оформление работы.

Грамматика, отсутствие ошибок правописания и опечаток

отсутствуют грамматические, стилистические, орфографические ошибки-10

имеется небольшое количество ошибок-5

большое количество ошибок-0

4.Расположение информации на постере, стиль, иллюстрации.

грамотное расположение информации на постере, выдержан стиль,

присутствует умеренная иллюстрация-10

среднее качество выполнения работы-5

плохо продумано расположение информации, неудачное оформление, без

иллюстрации-0

5.Защита работы

Качество доклада

(грамотность представления, культура речи, манера держаться перед

аудиторией)

грамотная подача материала, речь свободная, понятная, грамотная, хороший

темп речи-10

материал излагается не свободно, с постоянной зрительной опорой, темп

речи замедленный, присутствуют ошибки-5

восприятие материала затруднено из-за множества ошибок-0

Оценка «5» - 40 - 50 баллов

Оценка «4» - 20-30 баллов

Оценка «3»- 10-20 баллов

Оценка «2»– до 10 баллов

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с

вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие

средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи,

картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется

многообразием средств, передающих ту или иную информацию

С целью внедрения новых педагогических технологий в учебно-

воспитательный процесс для развития познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве, развития их критического мышления,

умения увидеть, сформулировать и решить проблему и оценки

метапредметных результатов, в школе каждый год проводится лицейская

ученическая конференция по защите индивидуальных проектов обучающихся

6, 9 классов, а также учебно-исследовательской конференция

обучающихся 5-8 классов «Шаг в будущее». В рамках этих мероприятий я с

учениками готовлю долгосрочные проекты, работа над которыми ведется в

течение года. Вид данного проекта- исследовательский. Такие проекты

полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют

структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным

научным исследованием (аргументация актуальности принятой для

исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и

объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой

логики, определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее

решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление

результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход

исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью

соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного

этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

Особая ценность метода проектов в среднем звене заключается в том, что он

предоставляет старшеклассникам возможность на практике проявить свои

личностные качества, взгляды и убеждения. Основное требование к проекту в

старшем звене – его актуальность и социальная значимость. На данном этапе

следует выбирать острые проблемные темы, касающиеся каждого: экология,

образование, терроризм, субкультуры, проблемы современного общества и

другие. Острота обеспечивается тем, что проблема актуальна для

современных учащихся. Главная задача проекта на данном этапе заключается

в том, чтобы никого не оставить равнодушным. Чем острее проект, с точки

зрения проблематики, тем эмоциональнее работа учащихся.

Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт

(сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы,

сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий

коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой

родины, написанием письма зарубежному сверстнику, листовка, буклет,

рекламный проспект и т.д. – который можно увидеть и потрогать. Это может

быть классическая “бумажная версия”, выполненная карандашами,

фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают

компьютерные технологии.

Учащемуся невозможно стать успешным представителем общества без

владения навыками использования информационных технологий. И я

предложила своим учащимся создавать свои проекты, используя платформу

Glogster EDU. Она объединяет два популярных метода визуализации из

разных эпох – стенгазету и компьютерную презентацию. Сервис позволяет

поместить всю информацию на одну страницу, но не задает ограничений по

формату: в дело идут как тексты, так рисунки или видеоролики.

Опыт работы с сервисом у меня пока еще не большой. Я использую Glogster в

основном для самостоятельной работы учеников. После того как мы

проходим определенную устную тему, я предлагаю сделать по ней глог –

проект.

Подготовку глогов можно предложить в качестве домашнего задания

или сделать частью урока.

Нужно отметить, что сегодня компания работает скорее со школами и

классами, чем с индивидуальными пользователями. На сайте доступно три

вида подписок: базовая (1, преподаватель, 30 студентов, 39 долларов в год),

расширенная (1 преподаватель, 125 студентов, 95 долларов) и факультетская

(10 преподавателей, 250 студентов, 390 долларов в год). Помимо этого,

существует пробная версия, действующая в течение 7 дней: после этого

лицензия конвертируется в бесплатную с лимитированным количеством

функций – глоги по-прежнему можно будет создавать и просматривать.

Сервис очень легко освоить, хотя он англоязычный.

В среднем звене метод проектов реализуется посредством написания

сочинений, эссе (тематических и на свободную тему).

Я пришла к выводу о том, что с помощью проектной методики на уроке

можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас детей,

закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке

атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными

работами детей.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся

открывают для себя ценность английского языка как языка международного

общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою

семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи,

стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и

воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии

своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно,

узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого

языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому

пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию

активной гражданской позиции учащихся и максимального развития

индивидуальных способностей, и талантов каждого.

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается

акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная

методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает

следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость,

активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка,

саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить,

извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и

проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение,

опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике,

совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать

индивидуально и проявлять себя в группе.

Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках ФГОС

обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с

интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся, т.е. имеет

внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно-

ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся

универсальных учебных действий: личностных, познавательных,

коммуникативных.

Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения

английским языком и компьютером, а главное формирует навыки

самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной

работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое

важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект,

в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность

учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески

продуманной форме.

Но имеются и трудности о которых следует упомянуть.

В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего

учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика,

которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна

быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а

учитель создает все предпосылки для этого.

Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:

- Организация работы.

- Дополнительная нагрузка.

- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение

проектной работы.

- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы

над проектом.

- Оценка работы учащихся.

- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать

психологические особенности детей и их совместимость.

При работе над проектами у учащихся также возникают трудности:

- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.

- Трудности в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по

определенной теме)

- Трудности логического связного построения текста.

- Трудности взаимодействия с другими учащимися.

- Трудности в работе со справочным материалом.

- Трудности оформления и презентации проектов.

Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного

взаимодействия учителя и учащихся.



В раздел образования