Автор: Иванова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Южное Бутово"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности поведения детей с аутизмом.
Раздел: среднее профессиональное
Иванова Ирина Владимировна, учитель-дефектолог, ГКУ ЦССВ «Южное
Бутово» г.Москва
Особенности поведения детей с аутизмом.
В
статье
приведены
примеры
наиболее
часто
встречающихся
поведенческих проблем аутичных детей, предложены некоторые способы их
решения. Не вызывает сомнений, что актуальность темы, последовательность
и доступность изложения позволяют этой статье быть полезным подспорьем
как для специалистов, работающих с аутичными детьми, так и для родителей.
Нарушения
социально
адекватного
поведения
являются
одним
из
основных признаков аутизма. Особую группу нарушений составляют так
называемые проблемы поведения. Как в отечественной, так и в западной
литературе встречаются аналогичные термины: «деструктивное поведение»,
девиантное поведение.
За
патологическими
формами
поведения
мы
стараемся
выявить
особенности формирующей среды или собственно эмоционально-волевые
нарушения. Среди последних особенно часто встречаются следующие:
1)недостаточность
общего,
в
том
числе
психического,
тонуса,
т.е
низкая психическая активность с быстрой пресыщаемостью. Это является
причиной снижения внимания и нарушения целенаправленности действий;
2)повышенная
или
пониженная
чувствительность
(это
обычная
причина
нарушений
в
аффективной
сфере-
источник
возникновения
тревожности и страхов).
Ребенок, имеющий нарушения поведения и общения, не приобретает
разнообразных и гибких способов адаптации к миру и окружающему его
социуму. Все становится для него пугающим и опасным. В результате он
уходит
от
контактов
со
средой
и
людьми
или
адаптируется
за
счет
стереотипизации
поведения ( в данном случае под стереотипными мы
подразумеваем
те
формы
поведения,
которые
ребенок
постоянно
воспроизводит в различных ситуациях- это может быть любое выбранное
ребенком
действие
или
система
действий).
Из-за
особой
психической
организации ребенок ищет доступные для него поведенческие штампы и
особые
формы
повышения
психической
активности,
т.е
тонизации.
Тонизация,
в
частности,
может
достигаться
аутостимуляцией
в
рамках
стереотипа.
Когда
мы
пытаемся
вмешаться
в
жизнь
ребенка,
заставить
его
взаимодействовать
с
окружающим
миром
и
людьми,
не
учитывая
и
не
понимая
его
особенностей,
возникают
неадаптивные
формы
поведения:
агрессия
и
самоагрессия,
страхи,
тревога,
негативизм,
излишняя
возбудимость и т.п. Поэтому, первая задача- изменить образ взрослого в
глазах ребенка, снять отрицательную установку на взрослого как человека,
который что-то требует все время.
Хотелось
бы
отметить,
что
следует
избегать
«оценочных»
формулировок проблемного поведения ребенка. Что имеется в виду? Иногда
приходится слышать о ребенке от родителей и специалистов: « плохо себя
ведет», «дерется», «назло мне кусает свою руку». Если мы так воспринимаем
это поведение, то мы не сможем изменить его, поскольку считаем, что его
причина-
внутренне
свойственные
ребенку
особенности
и
мы
не
можем
повлиять на это «присущее ему» качество. Понятно, что когда произносятся
подобные слова, они должны восприниматься как признак усталости, иногда-
почти отчаяния. Следует понимать и помнить, что «оценочная» позиция
опасна,
поскольку
со
временем
усугубляет
равнодушие,
а
иногда
даже
негативное отношение к ребенку.
Определяя поведение нельзя довольствоваться общим термином ( «у
ребенка часто бывает агрессия», «отмечаются двигательные стереотипии»).
Следует четко описать,что имеется в виду («ребенок кусает себе запястье
руки»,
«перебирает
в
воздухе
пальцами»,
«трясет
кистями
рук»
)
Определение
поведения
должно
быть
конкретным
,т.к
мы
фиксируем
и
наблюдаем данное поведение в различных ситуациях.
Следующий этап работы- расширение форм контакта с ребенком. Мы
стараемся выявить проблему, наиболее существенную в данный момент для
развития
ребенка,
понять
причины
его
агрессии
или
самоагрессии,
негативизма, тревожности, страхов, возбудимости. Затем, стремимся создать
ребенку
среду,
смягчающую
патологические
формы
поведения,
и
одновременно
помочь
ему
выстроить
адекватные
формы
поведения
и
взаимоотношений с миром.
Организация специальных воздействий, направленная на коррекцию
проблем поведения- самое трудное в работе с аутичными детьми. Для того,
чтобы
эффективно
влиять
на
проблемы
поведения,
используя
методы
поведенческой
терапии,
требуется
многолетний
опыт
и
высокий
профессионализм.
Тем
не
менее,
начинающим
специалистам
можно
с
успехом
использовать
общие
принципы
бихевиорального
подхода
к
коррекции
проблем
поведения,
с
осторожностью
применять
некоторые
приемы работы.
Остановимся на некоторых способах коррекции проблем поведения.
Причины агрессивного поведения и тактика коррекции.
Одна
из
существенных
проблем
-
агрессивность.
Ребенок
бывает
агрессивен
по
отношению
к
чем-то
его
не
устраивающим
окружающим
предметам, животным, людям( детям и взрослым) и т.д . Прежде всего нужно
разобраться ,в чем причина агрессии.
Возникает предположение: не защита ли это? А если да, то от чего
защищается ребенок?
Возможно, он пытается оградиться от вторжения в свой внутренний
мир, от навязываемых ему действий; что он тщательно оберегает себя от
разрушения
извне;
что
контакты
с
внешним
миром
для
него
тяжелы
и
реально опасны из-за возможного стресса.
Предлагаем
первый
шаг-
как
бы
отойти,
отодвинуться
от
ребенка,
постепенно
и
осторожно
налаживая
с
ним
контакт
.Мы
не
ломаем
его
стереотипы,
а
стараемся
расширить
их,
очень
осторожно
внося
новые
элементы.
Еще
предположение:
может
быть,
это
форма
контакта
с
миром
и
людьми?
Бывает, что поведение ребенка, строго говоря, даже нельзя назвать
агрессией, поскольку нет внутренней агрессивности. Тогда это для ребенка
лишь
игра.
Например,
в
процессе
игры,
агрессивность
возникает
от
перевозбуждения. Ребенок
просто не знает другого адекватного способа
выражения своих эмоций. Или во внеигровых ситуациях-
как попытка
привлечь к себе внимание.
Стоит правильно выстроить свою работу с ребенком, дать ему новые
формы
взаимодействия
через
игру,
через
совместную
деятельность-
и
постепенно агрессивные действия становятся не единственно доступным для
него и не самым эффективным способом общения с миром и людьми.
Возможно, желание причинить боль, разрушить все кругом направлено
на самотонизорование, на получение своеобразного удовольствия?
В подобных случаях педагогу и родителям надо проявить сильную
волю. Такой ребенок обычно хорошо чувствует, кто сильнее, а кто слабее его.
Чтобы не стать объектом агрессии, взрослый вводит систему ограничений,
пресекая
агрессивные
действия
ребенка.
Запрет,наказание
приводят
к
ослаблению или даже сводят на нет агрессию по отношению к другим.
Следующий
шаг-
дать
ребенку
другие
способы
поднятия
своего
психического тонуса, улучшения настроения, такие. Как рисование, музыка,
лепка,
танцы,
подвижные
игры,
конструирование
и
т.д.На
этом
этапе
с
ребенком
необходима
индивидуальная
работа.
Включение
в
групповые
занятия
возможно
только
после
того,
как
ему
станет
доступна
какая-то
созидательная деятельность.
Аутоагрессия.
Аутоагрессия-
наиболее
сложная
проблема
из
тех,
с
которыми
приходится сталкиваться достаточно часто.
Ребенок
с
низким
психическим
тонусом,
для
которого
способ
самозащиты в форме агрессии невозможен, направляет агрессиию на себя,
так
защищаясь
от
неприятных
впечатлений
извне.
Для
повышения
психического тонуса ребенка можно использовать музыку, игры с водой и
песком, игры со световыми игрушками и т.п Главное, не испугать ребенка
неожиданным действием, звуком.
Если есть возможность устранить те обстоятельства,которые вызывают
у
ребенка
самоагрессию,
то
мы
используем
все
способы.
Как
правило,
следует предоставить ребенка самому себе, не вступать с ним в контакт.
Иногда, в напряженной для ребенка ситуации самоагрессию можно снять,
объяснив ребенку, что сейчас происходит. Затем постараться увести его в
более привычную обстановку.
Негативизм
и
аффективные
вспышки
могут
возникать
в
ответ
на
требования или просьбу со стороны взрослого и проявляться как отказ от
выполнения задания или участия в игре. Ребенок может проявлять агрессию,
кричать,
физически
сопротивляться.
Поведение
взрослых
должно
быть
обусловлено
конкретной
ситуацией.
Главное,
вести
себя
спокойно
и
уверенно. Нужно переключить ребенка или оставить в покое, дать побыть
одному и успокоиться.
Основными функциями проблемного поведения являются:
1.Избегание неприятного.
Проблемы поведения у аутичных детей наиболее часто служат для
достижения именно этой цели. Чаще всего встречаются следующие
ситуации:
- нарушение привычного стереотипа;
-непонимание происходящего;
-общение в форме, некомфортной для ребенка;
-непривлекательные для него занятия;
-сверхсильные сенсорные стимулы;
-внутренний дискомфорт.
2.Получение желаемого. Аутичные дети достаточно часто при помощи
проблемного поведения стремятся получить что-либо им необходимое.
Примеры ситуаций:
-ребенок требует конкретный предмет;
-ребенок стремится к выполнению какого-то действия;
-ребенок ищет внимания со стороны другого человека.
Следует отметить, что избегание неприятного и получение желаемого в
некотором смысле являются двумя сторонами одной и той же модели.
Например,
нежелание
заниматься
неинтересным
делом
можно
рассматривать как желание заняться чем-то привлекательным.
Организация занятий.
При
организации
занятий
с
аутичными
детьми
следует
учитывать
некоторые особенности.
Обеспечение безопасной среды.
Неизменность места и времени.
Использование плана занятия.
Использование рисунков, схем.
Индивидуальная инструкция (простыми словами).
Внимание ребенка ничто не должно отвлекать.
Сначала предлагаются приятные виды занятий.
Все действия комментируются.
Понравившиеся
виды
деятельности
повторяются
многократно
с
постепенным расширением.
Создание
ощущения
успеха,
трудности
и
неудачи
ведут
к
поведенческим проблемам.
Возможно, в данной статье рассмотрен не весь спектр поведенческих
проблем и перечислены не все способы их решения. Здесь приведены
лишь наиболее яркие и характерные примеры различных отклонений в
поведении.
Важно, что каждый ребенок нуждается в индивидуально подобранной
коррекционной
среде
и
специалистам
необходимо
это
учитывать
в
своей работе.
Список литературы:
Дименштейн,М.С., сост . Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми
детьми.- М., 2013.
Морозова
С.С.
Методические
рекомендации
по
работе
с
детьми
с
осложненными формами аутизма .-М.,2002.
Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных
формах: пособие для учителя-дефектолога.- М.,2007
Селигман М. Обычные семьи, особые дети (перевод с английского).- М., 2013