Напоминание

Социокультурная программа для детей с нарушением зрения и их родителей законных представителей, направленная на организацию семейного досуга на базе Новосибирской Межрегиональной Общественной Организации Инвалидов Общероссийской Общественной Организации Инвалидов – Российского Союза Инвалидов: Ассоциация "Интеграция"


Автор: Дусенко Мария Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СКШИ №37"
Населённый пункт: г.Новосибирска
Наименование материала: Социальный проект
Тема: Социокультурная программа для детей с нарушением зрения и их родителей законных представителей, направленная на организацию семейного досуга на базе Новосибирской Межрегиональной Общественной Организации Инвалидов Общероссийской Общественной Организации Инвалидов – Российского Союза Инвалидов: Ассоциация "Интеграция"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Социокультурная программа для детей с нарушением зрения и их

родителей (законных представителей), направленная на организацию

семейного досуга на базе Новосибирской Межрегиональной

Общественной Организации Инвалидов Общероссийской Общественной

Организации Инвалидов – Российского Союза Инвалидов: Ассоциация

«Интеграция»

Принято

считать,

что

досуг

это

деятельность,

осуществляемая

индивидом в свободное, вне сферы общественного и бытового труда, время,

которая направлена на удовлетворение духовных, социальных и физических

потребностей. Для детей с ограниченными возможностями, в нашем случае –

с

нарушением

зрения,

досуг,

и

социокультурный

опыт

получаемый

в

процессе деятельности, позволит ребенку с недостатком зрения смягчить

отчужденность и отсутствие вовлеченности в окружающую среду, а также

внутриличностные

и

внутрисемейные

разлады.

Создание

и

реализация

программы, которая будет направлена организацию досуговой деятельности

для

детей с нарушением зрения, входит в перечень актуальных проблем

проекта «Доступная среда».

Название программы: «Семейное кафе»

Координаторы: Новосибирская общественная организация инвалидов

Ассоциация «Интеграция»

География

программы: Западная Сибирь, Новосибирская область,

город Новосибирск

Тип: поддерживающий

Сроки реализации: сентябрь 2019

май 2020

Цель:

социальная

реабилитация

детей

с

нарушением

зрения

средствами анимационно – досуговой терапии

Задачи программы:

1.

Формирование активного включения детей с нарушением зрения в

различные виды культурно-досуговой деятельности с учетом их интересов,

способностей, потребностей;

2.

Создание условий для творческого развития детей с нарушением

зрения;

3.

Развитие социального взаимодействия детей с нарушением зрения

и их родителей;

4.

Развитие

коммуникативного

потенциала

детей

с

нарушением

зрения;

5.

Организация свободного времени детей с нарушением зрения и их

родителей;

6.

Развитие рефлексивного потенциала детей с нарушением зрения;

7.

Формирование

у

родителей

реалистичных

представлений

о

процессе социальной реабилитации детей с нарушением зрения;

8.

Информирование

родителей

об

основных

о собенно стях

организации досуга детей с нарушением зрения.

Принципы

реализации

программы:

принцип

учета

возрастно-психологических

и

индивидуальных

особенностей.

принцип интеграции методов социально-психолого-педагогического

воздействия.

принцип

активного

привлечения

ближайшего

социального

окружения к работе с детьми

принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьей;

принцип

ценностного

подхода,

находящий

свое

отражение

в

осуществлении поиска нового содержания, новых форм и методов при работе

с членами семьи;

принцип системности в организации жизнедеятельности детей и их

новых семей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и

комплексность воспитания.

Программа состоит из двух блоков:

1.

Информационно-просветительский

Информирование

родителей

об

услугах,

городских

центрах

и

общественных мероприятиях для семей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Включает информирование родителей по их обращениям: непосредственная

форма (на собраниях, встречах, лекциях, вебинарах) и опосредованные (через

информационные стенды, памятки и т.д.).

Семинар-тренинг для родителей «Создание комфортной среды как

средства преодоления информационного неравенства детей» заключается в

получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих

проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и

последующего

решения

социально-психологических

проблем.

Это

вид

специально организованного обучения, подразумевающий активные методы

групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний,

обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного

развития и коррекции.

Уроки

«Добра,

Любви

и

Гармонии»

имеют

главной

целью

привлечение детей и родителей к пониманию доброты, любви и гармонии, а

также других положительных качеств человека, обучение детей и взрослых

терпимости,

умению

общаться

со

сверстниками

и

родителями

без

конфликтов, умение прощать.

Акция

«Кино

для

вс ех»

некоммерческие

показы

детских

художественных фильмов с тифлокомментариями.

Данный блок может проводиться как психологами-консультантами,

так и специалистами по социальной работе, работе с детьми, психологами-

консультантами, работающими в очном индивидуальном режиме.

Основная

цель

информационно-просветительского

блока

состоит

в

формировании

адекватной

позиции

у

родителей

в

отношении

своих

потребностей и потенциальных возможностей в условиях семьи, в которой

растет ребенок-инвалид.

2.

Социокультурный

Подготовка

и

проведение

фотовыставки

«Наши

лица»,

которая

показывает,

что

ребенок

с

инвалидностью

может

добиться

признания

и

успеха,

как

и

любой

целеустремленный

человек:

вести

общественную

деятельность, заниматься спортом, играть в театре, петь, танцевать.

Проведение

творческого

фестиваля

«Арт-базар»,

в

программе

которого:

мастер-класс

для

мужчин

«Создай

подарок

любимой

своими

руками»;

мастер-класс для детей «Открытка маме»;

продажа авторской одежды, бижутерии, предметов интерьера;

уголок детских причесок, аква-грим, интерактивная анимация.

Спортивно-оздоровительный

праздник « 7 Я » проводится

с целью

привлечения

к регулярным

занятиям

физической

культурой

и спортом

и

формирования здорового образа жизни.

Проведении

конкурса

рисунков

«Моя

семья»,

направленного

на

повышение

роли

и

значимости

семьи,

распространение

положительного

опыта семейных отношений, в том числе в семьях, воспитывающих детей-

инвалидов;

духовно-нравственное

воспитание

детей

средствами

художественного творчества.

Арт-терапия основная целью имеет возможность самовыражения с

помощью различных видов пластических искусств. Важно на ощупь изучить

окружающий мир (по книжкам для слепых и ощупывая разные предметы),

р и с у ю т

и

в а л я ю т

и з

ш е р с т и . Сказкотерапия, где

используется

психологическая,

терапевтическая,

развивающая

работа.

Сказку

может

рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где

рассказчиками может быть группа детей.

Релаксация

в

зависимости

от

состояния

ребенка

используется

спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными,

использование сухого бассейна.

Песочная терапия

занятия проводятся с применением центра песка

и воды. Психогимнастика

включает в себя ритмику, пантомиму, игры на

снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое

настроение», «Веселый

грустный» и др.

Элементы

кукольной

драматизации,

к

основным

задачам

которой

можно отнести: развитие творческих способностей детей, интонационной

выразительности речи, умения отвечать на вопросы (диалогическая речь).

Модель социокультурной программы «Семейное кафе» схематически

представлена на рисунке 7.

Рисунок 7

Модель реализации социокультурной программы

«Семейное кафе».

Реализация

данной

программы

позволит

наиболее

полно

развить

потенциальные способности детей с нарушением зрения и реализовать свои

актуальные

потребности,

способствует

укреплению

внутрисемейных

Социальный заказ: создание условий для развития личности, ее свободной и

осознанной самореализации, оказать влияние на становление идентичности и

формирование образа «Я»

Цель: социальная реабилитация детей с нарушением зрения средствами анимационной

терапии.

КОМПОНЕНТЫ

Анимационно-досуговый

Организация работы « Семейного кафе» для детей с нарушением зрения и их родителей на

базе Новосибирской общественной организации инвалидов

Ассоциация

«Интеграция»

Социокультурный

Информационно-просветительский

1. Информирование родителей об услугах, городских

центрах и общественных мероприятиях для семей,

воспитывающих ребенка-инвалида

2. Семинар-тренинг для родителей «Создание

комфортной среды как средства преодоления

информационного неравенства детей»

3. Уроки «Добра, Любви и Гармонии»

4. Акция «Кино для всех»

1. Подготовка и проведение фотовыставки «Наши

лица»

3. Проведении конкурса рисунков «Моя семья»

3.Арт-терапия

( и г р о т е р а п и я , рисуночная,

сказкотерапия, музыкальная терапия)

4. Элементы кукольной драматизации

5. Проведение конкурса «Семья года»

6. Проведение творческого фестиваля «Арт-базар»

7. Спортивно-оздоровительный праздник «7Я»

отношений. Способствует развитию коммуникативного потенциала личности,

обучение навыкам успешного и популяризация здорового образа жизни.



В раздел образования