Автор: Дусенко Мария Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СКШИ №37"
Населённый пункт: г.Новосибирска
Наименование материала: Социальный проект
Тема: Социокультурная программа для детей с нарушением зрения и их родителей законных представителей, направленная на организацию семейного досуга на базе Новосибирской Межрегиональной Общественной Организации Инвалидов Общероссийской Общественной Организации Инвалидов – Российского Союза Инвалидов: Ассоциация "Интеграция"
Раздел: среднее профессиональное
Социокультурная программа для детей с нарушением зрения и их
родителей (законных представителей), направленная на организацию
семейного досуга на базе Новосибирской Межрегиональной
Общественной Организации Инвалидов Общероссийской Общественной
Организации Инвалидов – Российского Союза Инвалидов: Ассоциация
«Интеграция»
Принято
считать,
что
досуг
–
это
деятельность,
осуществляемая
индивидом в свободное, вне сферы общественного и бытового труда, время,
которая направлена на удовлетворение духовных, социальных и физических
потребностей. Для детей с ограниченными возможностями, в нашем случае –
с
нарушением
зрения,
досуг,
и
социокультурный
опыт
получаемый
в
процессе деятельности, позволит ребенку с недостатком зрения смягчить
отчужденность и отсутствие вовлеченности в окружающую среду, а также
внутриличностные
и
внутрисемейные
разлады.
Создание
и
реализация
программы, которая будет направлена организацию досуговой деятельности
для
детей с нарушением зрения, входит в перечень актуальных проблем
проекта «Доступная среда».
Название программы: «Семейное кафе»
Координаторы: Новосибирская общественная организация инвалидов
Ассоциация «Интеграция»
География
программы: Западная Сибирь, Новосибирская область,
город Новосибирск
Тип: поддерживающий
Сроки реализации: сентябрь 2019
–
май 2020
Цель:
социальная
реабилитация
детей
с
нарушением
зрения
средствами анимационно – досуговой терапии
Задачи программы:
1.
Формирование активного включения детей с нарушением зрения в
различные виды культурно-досуговой деятельности с учетом их интересов,
способностей, потребностей;
2.
Создание условий для творческого развития детей с нарушением
зрения;
3.
Развитие социального взаимодействия детей с нарушением зрения
и их родителей;
4.
Развитие
коммуникативного
потенциала
детей
с
нарушением
зрения;
5.
Организация свободного времени детей с нарушением зрения и их
родителей;
6.
Развитие рефлексивного потенциала детей с нарушением зрения;
7.
Формирование
у
родителей
реалистичных
представлений
о
процессе социальной реабилитации детей с нарушением зрения;
8.
Информирование
родителей
об
основных
о собенно стях
организации досуга детей с нарушением зрения.
Принципы
реализации
программы:
принцип
учета
возрастно-психологических
и
индивидуальных
особенностей.
принцип интеграции методов социально-психолого-педагогического
воздействия.
принцип
активного
привлечения
ближайшего
социального
окружения к работе с детьми
принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьей;
принцип
ценностного
подхода,
находящий
свое
отражение
в
осуществлении поиска нового содержания, новых форм и методов при работе
с членами семьи;
принцип системности в организации жизнедеятельности детей и их
новых семей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и
комплексность воспитания.
Программа состоит из двух блоков:
1.
Информационно-просветительский
Информирование
родителей
об
услугах,
городских
центрах
и
общественных мероприятиях для семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Включает информирование родителей по их обращениям: непосредственная
форма (на собраниях, встречах, лекциях, вебинарах) и опосредованные (через
информационные стенды, памятки и т.д.).
Семинар-тренинг для родителей «Создание комфортной среды как
средства преодоления информационного неравенства детей» заключается в
получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих
проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и
последующего
решения
социально-психологических
проблем.
Это
вид
специально организованного обучения, подразумевающий активные методы
групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний,
обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного
развития и коррекции.
Уроки
«Добра,
Любви
и
Гармонии»
имеют
главной
целью
привлечение детей и родителей к пониманию доброты, любви и гармонии, а
также других положительных качеств человека, обучение детей и взрослых
терпимости,
умению
общаться
со
сверстниками
и
родителями
без
конфликтов, умение прощать.
Акция
«Кино
для
вс ех»
—
некоммерческие
показы
детских
художественных фильмов с тифлокомментариями.
Данный блок может проводиться как психологами-консультантами,
так и специалистами по социальной работе, работе с детьми, психологами-
консультантами, работающими в очном индивидуальном режиме.
Основная
цель
информационно-просветительского
блока
состоит
в
формировании
адекватной
позиции
у
родителей
в
отношении
своих
потребностей и потенциальных возможностей в условиях семьи, в которой
растет ребенок-инвалид.
2.
Социокультурный
Подготовка
и
проведение
фотовыставки
«Наши
лица»,
которая
показывает,
что
ребенок
с
инвалидностью
может
добиться
признания
и
успеха,
как
и
любой
целеустремленный
человек:
вести
общественную
деятельность, заниматься спортом, играть в театре, петь, танцевать.
Проведение
творческого
фестиваля
«Арт-базар»,
в
программе
которого:
мастер-класс
для
мужчин
«Создай
подарок
любимой
своими
руками»;
мастер-класс для детей «Открытка маме»;
продажа авторской одежды, бижутерии, предметов интерьера;
уголок детских причесок, аква-грим, интерактивная анимация.
Спортивно-оздоровительный
праздник « 7 Я » проводится
с целью
привлечения
к регулярным
занятиям
физической
культурой
и спортом
и
формирования здорового образа жизни.
Проведении
конкурса
рисунков
«Моя
семья»,
направленного
на
повышение
роли
и
значимости
семьи,
распространение
положительного
опыта семейных отношений, в том числе в семьях, воспитывающих детей-
инвалидов;
духовно-нравственное
воспитание
детей
средствами
художественного творчества.
Арт-терапия основная целью имеет возможность самовыражения с
помощью различных видов пластических искусств. Важно на ощупь изучить
окружающий мир (по книжкам для слепых и ощупывая разные предметы),
р и с у ю т
и
в а л я ю т
и з
ш е р с т и . Сказкотерапия, где
используется
психологическая,
терапевтическая,
развивающая
работа.
Сказку
может
рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где
рассказчиками может быть группа детей.
Релаксация
—
в
зависимости
от
состояния
ребенка
используется
спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными,
использование сухого бассейна.
Песочная терапия
—
занятия проводятся с применением центра песка
и воды. Психогимнастика
—
включает в себя ритмику, пантомиму, игры на
снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое
настроение», «Веселый
—
грустный» и др.
Элементы
кукольной
драматизации,
к
основным
задачам
которой
можно отнести: развитие творческих способностей детей, интонационной
выразительности речи, умения отвечать на вопросы (диалогическая речь).
Модель социокультурной программы «Семейное кафе» схематически
представлена на рисунке 7.
Рисунок 7
—
Модель реализации социокультурной программы
«Семейное кафе».
Реализация
данной
программы
позволит
наиболее
полно
развить
потенциальные способности детей с нарушением зрения и реализовать свои
актуальные
потребности,
способствует
укреплению
внутрисемейных
Социальный заказ: создание условий для развития личности, ее свободной и
осознанной самореализации, оказать влияние на становление идентичности и
формирование образа «Я»
Цель: социальная реабилитация детей с нарушением зрения средствами анимационной
терапии.
КОМПОНЕНТЫ
Анимационно-досуговый
Организация работы « Семейного кафе» для детей с нарушением зрения и их родителей на
базе Новосибирской общественной организации инвалидов
Ассоциация
«Интеграция»
Социокультурный
Информационно-просветительский
1. Информирование родителей об услугах, городских
центрах и общественных мероприятиях для семей,
воспитывающих ребенка-инвалида
2. Семинар-тренинг для родителей «Создание
комфортной среды как средства преодоления
информационного неравенства детей»
3. Уроки «Добра, Любви и Гармонии»
4. Акция «Кино для всех»
1. Подготовка и проведение фотовыставки «Наши
лица»
3. Проведении конкурса рисунков «Моя семья»
3.Арт-терапия
( и г р о т е р а п и я , рисуночная,
сказкотерапия, музыкальная терапия)
4. Элементы кукольной драматизации
5. Проведение конкурса «Семья года»
6. Проведение творческого фестиваля «Арт-базар»
7. Спортивно-оздоровительный праздник «7Я»
отношений. Способствует развитию коммуникативного потенциала личности,
обучение навыкам успешного и популяризация здорового образа жизни.