Напоминание

Опыт использования технологии творческих мастерских для повышения мотивации к учению и развития творческого потенциала учащихся


Автор: Кулышева Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Качканар Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Опыт использования технологии творческих мастерских для повышения мотивации к учению и развития творческого потенциала учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Опыт использования технологии творческих мастерских для повышения

мотивации к учению и развития творческого потенциала учащихся.

Автор: Кулышева Ю.В., учитель русского языка и литературы высшей

кв. кат.

Длительное время система образования в значительной степени была

построена на передаче знаний от учителя к ученику при пассивной позиции

обучающегося.

Однако

сегодня

в

соответствии

с

ФГОС

становится

актуальным

внедрение

образовательных

технологий,

направленных

на

развитие личности обучающегося, его творческого потенциала, приобретение

им личностно осмысленных, практически значимых навыков.

Такой активной формой обучения, при которой ученик может и должен

действовать сам («Скажи мне – и я забуду», покажи мне – и я запомню, дай

мне действовать - и я научусь») является творческая мастерская.

Напомним основные этапы мастерской:

1. Мотивация творческой деятельности каждого учащегося, обращение

к ассоциативному, образному или интуитивному мышлению. Это может быть

задание

вокруг

слова,

предмета,

явления.

Далее

предполагается

работа

учащихся с материалом: текстом, красками, звуками, схемами и т.д.

2. Соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это

может быть работа в малой группе, в диалоге или просто представление

всему

классу

промежуточного

результата.

Задача

этого

этапа

оценить

работу другого, дать самооценку и провести самокоррекцию.

3.

Озарение,

новое

видение

предмета

исследования.

Учащиеся

работают

со

словарями,

энциклопедиями,

учебниками,

справочниками,

компьютером. То, что мы обычно представляем ученикам при традиционном

репродуктивном обучении в готовом виде, они ищут самостоятельно, иногда

с помощью товарищей, родителей, тьютора.

4. Проектная деятельность с последующей презентацией.

5.

Рефлексия:

самоанализ

движения

собственной

мысли,

чувства,

знания, мироощущения.

Основные принципы организации групповой работы в форме мастерских:

- равенство всех участников, включая тьютора. Все способны к творчеству,

саморазвитию;

- добровольное привлечение к деятельности, создание личной мотивации;

- отсутствие оценки, замена её самооценкой, самокоррекцией;

-

чередование

фронтальной,

индивидуальной

и

групповой

работы,

что

создаёт

атмосферу

сотрудничества,

повышает

уровень

коммуникативной

культуры;

- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата, что

обуславливает ответственность каждого за результат деятельности.

Практический опыт. Идеи мастерских реализуются мной на уроках

литературы на заключительном этапе изучения каждого раздела. Часто они

именуются как «Проба пера». Так, ученики среднего звена с удовольствием

сочиняют сказки, загадки, былины, басни. Старшеклассники пишут письма,

эссе,

легенды

и

т.д.,

особенно

популярен

в

последнее

время

стал

жанр

«Фанфики»

(продолжение

известных

произведений).

Другие

варианты

заданий в творческих мастерских: монолог от лица литературного героя,

ответ на проблемный вопрос нравственно-этического характера, работа с

текстом

изложения,

с

публицистическим

текстом

по

формулировке

проблемы. Эти формы активно используются при подготовке учащихся

к

ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Творческие

работы,

написанные

ребятами,

высоко отмечены на различных уровнях.

В 2018г.

сочинения

моих

воспитанников

по

результатам

школьного и городского туров были направлены на

очный

областной

этап

Всероссийского

конкурса

сочинений в г.Екатеринбург. Их названия: «Записки

Джона

Сильвера»

(продолжение

книги

«Остров

сокровищ»), легенда «Охотник и Лунная Волчица»,

эссе

«История

в

осколках

времени».

Последняя

работа завоевала призовое место на уровне области!

2017-2018г. – победитель Всероссийского конкурса

сочинений

«Золотое

перо»,

призер

творческого

конкурса

«Герои

Победы»,

призер

конкурса

«Свобода

творчества».

2018-2019г.

лауреат

1

степени

творческого

конкурса

«Слава

солдатам

России»,

победитель

конкурса

«На

взлете»

в

номинации

«Литературное

творчество» и др.

Я

разработала

систему

уроков

по

модели

«творческая мастерская» - это заключительные уроки по творчеству С.А.

Есенина,

В.В.

Маяковского,

А.А.

Ахматовой,

М.И.

Цветаевой.

Помимо

общепринятых целей, эти занятия направлены на рассмотрение вопросов,

связанных с влиянием имени на характер, судьбу, личность человека. За

основу мной была взята методика «французских мастерских», воплощённая в

книгах учителей-методистов Плехановой А.М. и Угроватовой Т.Ю. После

выполнения

ряда

заданий,

касающихся

семантико-фонетического

анализа

имени поэта, учащиеся создавали индивидуальные «Слова о поэте», которые

впоследствии

были

включены

в

коллективный

творческий

проект

(см.

Приложение 1).

Идеи

мастерских

нашли

воплощение

в

исследовательском проекте учащейся 11Б класса «Звук

и цвет в исследовании личности В.В. Маяковского: от

анализа творчества и биографии к значению имени и

фамилии»,

который

был

представлен

в

2017г.

на

областной научно-практической конференции в СУНЦ

г.Екатеринбурга и завоевал 3 место.

Кроме того, идеи мастерских длительное время

реализовывались в элективных курсах «Тайны имени.

Поэты 20 века». Это авторский курс ознакомительного

характера, рассчитанный на 8 часов. Разработан мной

самостоятельно (см. Приложение 2).

Результаты работы по модели «творческая мастерская».

1. Повысился интерес учащихся к предмету. Согласно методике М.И

Лукьяновой и Н.В. Калининой, повышенным уровнем мотивации к предмету

обладают

82%

учащихся.

Проявляют

творческую

активность

-

79%.

Удовлетворенность качеством преподавания составила 92%.

2. Поскольку обучение в творческих мастерских ведется на основе

компетентностного

подхода,

а

учащиеся

на

практике

развивают

способности

к

самоанализу,

планированию

своей

деятельно сти,

саморазвитию,

результатом

становится

до статочный

у р о в е н ь

сформированности

ключевых

компетенций

выпускников.

Ниже

представлены некоторые результаты диагностики саморегуляции учащихся

по методике В.И. Моросановой.

Компетенции

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Планирование

33%

60%

7%

Моделирование

15%

62%

23%

Оценивание результата

11%

78%

11%

Самостоятельность

40%

48%

12%

Итак,

творческие

мастерские

повышают

мотивацию

к

учению,

поскольку предполагают в значительной мере самостоятельное выполнение

исследовательских, творческих и проблемных работ на темы, интересные для

самих обучающихся. Они способствуют раскрытию творческого потенциала

учащихся, возможности вывести обучение на принципиально новый уровень,

где особо значимой становится активная практическая деятельность каждого

ребенка. А это немаловажно в современной системе образования.

Приложение 1

Алгоритм работы по созданию «Слов о поэте»

В основе лежит семантико-фонетический метод.

1.

На доске написаны имя и фамилия поэта. Задача учащихся: записать слово-

ассоциацию; далее составить как можно больше слов из букв этого имени. Можно 1-2

буквы, отсутствующие в имени, добавить.

2.

Осуществить обмен словами, можно дописать те, которые понравились.

3.

Выделить опорное слово (то, которое отражает главное в творчестве поэта).

Подобрать к нему синонимы, ассоциации.

4.

Написать

«Слово

о

поэте»,

используя

подобранные

слова

(возможно,

в

стихотворном варианте).

5.

Разделившись

на

творческие

группы,

по

очереди

прочитать

получившиеся

работы, оценить глубину, точность, оригинальность, образность высказываний. Затем

лучшие работы выразительно прочитать вслух.

6.

Последний этап – внеурочный. Его выполняет инициативная группа. Ещё раз

посмотрев всё сделанное, ученики отбирают лучшие строки, образы, составляют свой

вариант коллективного «Слова о поэте», который и будет прочитан на следующем уроке.

Коллективное

«Слово…»

образное

слово,

«портрет»,

«эмблема»

имени

поэтических гениев.

Примеры индивидуальных «Слов о поэте»

В.Маяковский

Мир во всем мире. Рев злых существ.

Правда в сатире. Воля небес.

Лира. Ком в горле. Трудно сказать.

Блик во всем море. Его не понять.

Марш. Отзвук вальса. Яркая правда.

Истина счастья. Реальность. Согласье.

Естественность жизни. Говорит он красиво:

И не лживую правду, а так, как там было.

И за это он ярость других в сердцах будит,

Маяковский все знает, Маяковский всех любит.

Наказанье себе он придумал такое,

Чтоб для всех это было, действительно, горе,

Он ненужным себя в этом мире нашел,

И никто не узнал, почему он из жизни ушел…

Анна Ахматова

Ах, какая была поэтесса -

Нет такой,

Не ищите напрасно.

Анна наша была, как принцесса,

Ангел божий, нежна и прекрасна.

Храбрый воин,

Мальчишка безусый,

Астры белые ей возложите.

Тут, на камень надгробный холодный,

Осторожно букет положите.

Ваша память для Анны – отрада,

А стихи – для потомков награда!

Приложение 2

Экспериментальная программа элективных курсов

«Тайны имени. Поэты 20 века»

Пояснительная записка

Элективный курс «Тайны имени. Поэты XX века» разработан для

учащихся,

желающих

углубленно

заниматься

л и н г в и с т и ко й ,

психолингвистикой

и

литературой.

Курс

рассчитан

на

8

часов.

Предпочтительное количество учащихся в группе – 10-15 человек.

Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное,

хотя многие ученые, философы, поэты и даже педагоги пытаются найти эту

разгадку. Известна методика «французских мастерских», направленная на

изучение имени каждого человека (она изложена в трудах Плехановой А.М. и

Угроватовой Т.Ю. и была взята мной за основу при составлении данной

программы). Предлагаемый курс «Тайны имени. Поэты XX века» продолжает

эту интересную практику, направлен на изучение таких вопросов, как связь

имени с характером, судьбой, личностью и, наконец, творчеством поэтов XX

века,

мастеров

слова

М.И.

Цветаевой,

С.А.

Есенина,

А.А.

Ахматовой.

Понятно,

что

исследование

имен

невозможно

без

знания

биографии

и

творчества

авторов.

Поэтому

я

сочла

необходимым

выстраивать

занятия

таким образом, чтобы понятия «биография», «художественный мир», «имя

поэта» рассматривались неотделимо друг от друга, в совокупности. Выбор

тем обусловлен имеющимся в литературе разнообразным материалом

о

жизни вышеперечисленных поэтов (работы К.И. Чуковского, В.Жирмунского,

В.А Швейцера, В. Лосской, А.А.Михайлова, др.), а также личным интересом

к поэзии автора-составителя программы.

Стоит отметить, что предлагаемые вопросы курса уместней

рассматривать на материале именно поэзии, а не прозы, поскольку работа с

образными стихотворными текстами способствует воспитанию творческого

читателя, умеющего воспринимать литературу чувственно и ассоциативно.

Основной принцип в реализации программы –– учитель - это тьютор,

обучение

ведется

на

основе

компетентностного

подхода,

учащиеся

на

практике

развивают

способности

к

самоанализу,

планированию

своей

деятельности, саморазвитию, исходя из личных интересов и способностей.

Цели курса таковы:

познакомить с основными вехами жизни поэтов, определить основные

черты их личностей;

осуществить знакомство с лирикой поэтов, ее тематикой, своеобразием;

создать атмосферу «погружения» в творчество М.И. Цветаевой, С.А.

Есенина, А.А. Ахматовой;

познакомить

учащихся

с

работами

ученых

и

поэтов

в

области

ономастики, исследовать имена поэтов, написать «Слово о поэте», по

итогам работы составить коллективный «портрет» имени;

развивать

способности

к

самоанализу,

планированию

деятельности,

развивать

художественный

вкус,

творческие

способности,

умения

работать

в

группе;

повышать

интерес

к

творчеству

поэтов

и

к

литературе в целом;

Нам кажется, что все, о чем будет говориться на этих уроках, должно

нести в себе не только информативный, но и эмоциональный заряд. В связи с

этим

возникает

необходимость

в

обновлении

форм

интеллектуальной

и

духовной деятельности и применении нестандартных видов работ, таких как

работа в творческих мастерских, иллюстративное, рефлексивное слушание,

ассоциативное

представление,

лингвистиче ский

э кс п е р и м е н т,

исследовательские

работы.

Для

усиления

эмоциональности

на

уроках

целесообразно использование музыки, иллюстраций.

Данная программа создана с целью способствовать воспитанию

интеллигентного

человека,

культурного

читателя,

обладающего

развитым

вкусом, способного воспринимать поэзию как явление эстетическое. Считаю,

что уроки по изучению имени развивают творческое воображение, фантазию,

позволяют использовать свой жизненный опыт.

Учебно-т

ематическое планирование

Тема

Количество

часов

«Моим стихам … настанет свой черед» (М.И. Цветаева)

2

«С приветствием, Вас помнящий всегда знакомый ваш

Сергей Есенин»

2

«Анна Ахматова! Это имя – огромный вздох…»

2

«Что в имени тебе моем?» (творческая мастерская по

исследованию имени).

2

Итого

8

Содержание курса

«Моим стихам … настанет свой черед» (М.И. Цветаева)

Биографические данные. Работы критиков и литературоведов о

Цветаевой.

Основные

черты

личности.

Трагическая

судьба.

Окружение

поэтессы.

Первичное

знакомство

с

творчеством

Цветаевой.

Тематика

и

проблематика стихотворений. Сборник «Вечерний альбом». Лирика дружбы.

Посвящение

поэтам

А.

Ахматовой,

А.

Блоку,

Б.

Пастернаку.

Любовная

лирика. Своеобразие лирики Цветаевой. Музыкальность. Психологичность.

Поэзия

Цветаевой

как

напряженный

монолог-исповедь.

Образность.

Выразительное чтение стихотворений. Связь имени с судьбой поэтессы, ее

духовным миром, творчеством.

«С приветствием, Вас помнящий всегда знакомый ваш Сергей Есенин»

Биографические данные. Мировосприятие С. Есенина. Тематика

стихотворений и своеобразие ее раскрытия (работа с текстом). Тема Родины.

Природа в лирике поэта. Изобразительно-выразительные средства поэзии

Есенина. Звукопись и цветопись как средства выразительности. Народно-

песенная

основа

лирики

поэта.

Музыкальность.

Иллюстрирование

стихотворений.

Лингвистические

эксперименты.

Выразительное

чтение

и

анализ

стихов.

Связь

имени

с

судьбой

поэта,

его

духовным

миром,

творчеством.

«Анна Ахматова! Это имя – огромный вздох…»

Жизнь, творчество, личность поэтессы. Основные черты личности.

Сложная судьба. Первичное знакомство с творчеством Ахматовой. Тематика

стихотворений. Художественный мир. Ранняя любовная лирика. Сборники

«Вечер» и «Четки». Связь с акмеистами. Стихи о Великой Отечественной

войне. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием». Связь имени с судьбой,

духовным миром, творчеством автора.

«Что в имени тебе моем?»

(творческая мастерская по исследованию имени)

Понятие об ономастике. Знакомство с работами ученых и поэтов в

области ономастики.

Связь имени с судьбой. Имя и духовный мир. Звук имени. Цвет имени.

Исследование имен поэтов XX века. Составление «Слова о поэте». Работа с

изобразительными средствами. Поиски образов, ассоциаций. Моделирование

стихотворных форм. Исследование собственного имени.

Требования к уровню подготовки учащихся.

По окончании обучения учащиеся должны:

- иметь общее представление о биографии, творчестве М. Цветаевой, С.

Есенина, А. Ахматовой, художественном своеобразии их лирики;

-

уметь обнаруживать связи имени с характером, судьбой, личностью

поэтов;

- уметь проводить наблюдения, исследовать имена и составлять «Слово о

поэте».

Предлагаемая программа курса может быть использована для

филологического профиля.



В раздел образования