Напоминание

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Гнездилова Елена Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 29
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми

дошкольного возраста.

В современном мире перед педагогами дошкольных учреждений стоят

высокие цели, но при этом они поставлены в сложные практические и

психологические условия: большая наполняемость групп, дети разного

возраста и разного уровня развития, отсутствие или недостаточное

техническое оснащения, ограниченное пространство игровой комнаты.

Однако к моменту поступления в школу дети должны иметь определенные

умения и навыки, быть психологически подготовлены к быстрому и

качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний,

уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при

этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.

Имея большую педагогическую практику, я искала наиболее эффективный

способ решения поставленных задач. Изучая новые методики, современные

техники развития творческих способностей детей детально ознакомилась с

кинезиологическими упражнениями.

Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание)

– это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности

личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает

сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление

возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно

молодой наукой.

Нейродинамическая гимнастика – это программа, которая активизирует

естественные механизмы мозга при помощи физических движений.

Включая в ежедневные занятия с ребенком гимнастику для мозга, мы тем

самым повышаем эффективность занятий и возможный результат.

Дело в том, что по статистике каждый человек в среднем использует свой

мозг всего лишь на 30%, а остальные 70% — это неиспользуемые резервы и

возможности.

Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и

правого и каждое из них имеет свои специфические функции. При этом

полушария развиты неодинаково. Для гармоничного развития обоих

полушарий мозга и служит нейрогимнастика.

Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения

упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и

взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в

любое время без привязки к месту. Не требуется специального оснащения

и проводить занятия можно с любой группой детей. Этот комплекс

упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного

мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала

ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений,

именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Все упражнения комплекса имеют свою конкретную цель, а разделить их

условно можно на три функциональных блока:

1.

Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга

(дыхательные упражнения, самомассаж).

2.

Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки

информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие

мозолистого тела).

3.

Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование

деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность

решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное

взаимодействие и когнитивные способности.

Польза ее в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной

деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения;

снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает

продуктивную работоспособность; формирует уверенность в себе при

публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда

ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать

экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в

частности выполнение симметричных и асимметричных движений,

соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и

кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом

дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки

позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка

менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять

свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной

деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ

предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во

взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с

работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным

сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний

потенциал и стать успешным

.

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем

дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно

предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику

его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей

к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо

нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться

нейродинамическая

гимнастика.

С детьми, нуждающимися в корректирующих занятиях, необходимо

упражняться несколько раз в неделю, в спокойной обстановке. Занятия

должны быть индивидуальными, потому что важна точность выполнения.

Можно заниматься дома с родителями или на специальных тренировках по

кинезиологии. Как и на любом обучении занятия строятся от простых

упражнений к более сложным.

Преподаватель в обязательном порядке должен сначала сам осознать все

упражнения и проследить изменения, которым они способствуют. Это

позволит во время занятий с ребенком видеть прогресс и понимать, когда

можно переходить на другой уровень.

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так,

чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить

доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая

нравится малышу. Специалисты советуют придерживаться следующих

несложных правил. Заниматься каждый день, не пропуская, но без

принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.

Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. Не стоит

ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо

интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а

завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в

том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку. В

зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует

постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.

Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы

дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять

местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6

качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Комплекс нейрогимнастических упражнений для детей 5-6 лет

1.

Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за

верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть

ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

2.

Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно

«рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.

3.

Указательными и средними пальцами рук одновременно «рисовать»

круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять двумя

руками одновременно, но в противоположных направлениях.

4.

Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки

(глаза в это время должны быть открыты).

1.

Вдох – пауза – выдох — пауза. При вдохе губы вытягиваются

«трубочкой» и с шумом «пьют» воздух. Желательно при этом представлять

оранжевый или желтый шар, размещенный в животе. Шар надувается и

сдувается в ритме дыхания.

2.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при

этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки,

остальные пальцы смотрят вверх; а для закрытия левой ноздри – мизинец

правой руки

Развитие взаимодействия между полушариями

Упражнения разделены по уровню сложности на четыре комплекса.

Переходить к новому комплексу следует только после того, как ребенок

сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.

Упражнение «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь

другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание:

одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

Упражнение «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их

в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний,

безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от

указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до

указательного).

Упражнение «Гусак – курочка – петух»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют

друг друга:

Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты

один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой.

Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на

большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом

положении.

Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на большой.

Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это «гребешок».

Упражнение «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.

Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук

с точностью до наоборот.

Упражнение «Зеркальное отражение»

Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом

на бумаге.

Упражнение «Солнце – забор – камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют

друг друга.

Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.

Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.

Камень – ладонь сжата в кулак.

Упражнение «Цепочка»

По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в

кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный

и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой

руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале

движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его

необходимо обязательно поменять.

Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют

друг друга.

Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и

безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.

Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и

поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.

Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты.

Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы

вышла грива.

Упражнение «Фонарики»

Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены.

Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук:

стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.

Упражнение «Симметричные рисунки»

Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые

последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь

ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений

вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!»,

«Ладонь!».

Упражнение «Гости»

Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу,

средний – к указательному. Ритмично изменять положения пальцев.

Упражнение «Заяц – коза – вилка»

Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют

одно другое:

Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и

безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.

Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный

пальцы прижаты к ладони.

Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх,

расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к

ладони.

Упражнение «Кошка»

Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы

правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по

очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».

Упражнение «Зеркальное отражение» (цифры)

Цифры рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.

Упражнение «Замок»

Скрестить ладони друг с другом, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к

себе. В таком положении ребенку необходимо двигать пальцем, на который

указывает взрослый, точно и четко. Движения соседними пальцами

нежелательны. Дотрагиваться до пальца нельзя. В упражнении

последовательно должны принимать участие все пальцы обеих рук.

Упражнение «Частокол»

Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить

указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично

изменять скрещения пальцев.

Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют

друг друга:

Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.

Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец

опирается на большой.

Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие

пальцы прижаты к ладони.

Упражнение «Лезгинка»

Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой

палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном

положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет

положение правой и левой рук.

Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»

Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом

другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.

Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно в течение 6-8

недель по 15-20 минут в день. Каждое упражнение для развития

взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Для того

чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять

вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.

В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается

стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс

чтения и письма.

Используя упражнения в своей практике с детьми разных возрастов

определила несколько возможных форм организации проведения занятий:

1.

Групповое выполнение упражнений по образцу воспитателя.

2.

Ребенок выбирает вариант выполнения. Группа повторяет.

3.

Игра-соревнование групповое или парное – кто дольше выполнит

упражнение под музыку ( темп музыки зависит от способностей

детей), но не более 5-8 повторов.

4.

Батл – дети поочередно демонстрируют свои умения ( возможно под

музыку) 3-5 повторов.

5.

Ребенок учит группу новому упражнению ( упражнение

разучивается с ребенком индивидуально)

6.

Самостоятельное придумывание упражнений детьми (дети 6-7 лет)

7.

Выполнение упражнения с исполнением стихотворения или песни.

Нейрогимнастические упражнения регулярно использую для снятия

утомляемости или фокусирования внимания в образовательной деятельности.

Для более плодотворной и результативной работы познакомила

родителей с кинезиологическими упражнениями, правилами и

особенностями их выполнения. Для этого провела мастер-класс, на

котором дети продемонстрировали свои способности и разучили вместе с

родителями новое упражнение. Предложила знакомиться с

разучиваемыми упражнениями в картотеке в уголке для родителей.

Также представила материалы на заданную тему в родительскую

библиотеку.

«Гимнастика мозга» помогает детям

Стать более самостоятельным

Восстановить силы и продуктивность

Развиваться как личность

Лучше понимать свое тело, суть обращения другого человека

Поднять уровень самоуважения, значимости

Развить творческие навыки и позитивный взгляд на действительность

Усовершенствовать кратковременную и долговременную память

Согласовать работу творческого и математического полушарий мозга.

Поработать над координацией движений и равновесием.

Непродолжительное использование в своей работе кинезиологических

упражнений показало видимый эффект за короткий промежуток времени.

Дети проявляют активный интерес к «пальчиковым танцам» (выполнение

упражнений под музыку), развивается усидчивость, улучшается

координация движений, во время свободной деятельности самостоятельно

упражняются, поддерживают и помогают своим сверстникам, когда те

затрудняются в выполнении заданий.

Используемые источники информации

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000.

Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И. физиолого- педагогическая коррекция

моторики кисти ведущей руки ребёнка. РГПУ НИИ, Ростов-на-Дону, 1994.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для

восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков:

Учебное пособие. М., 2010.



В раздел образования