Автор: Перелыгина Маргарита Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 5"
Населённый пункт: г. Еманжелинск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мероприятие по нравственно -патриотическому воспитанию "9 мая"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 5»
ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка
Беседа по нравственно-патриотическому воспитанию
с детьми старшего дошкольного возраста
«День Победы»
Автор разработки:
Перелыгина Маргарита Ивановна
Музыкальный руководитель
Г. Еманжелинск-2019
Пояснительная записка.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном
обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками
Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее
поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше. Уже в
дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она
отличается от других стран, как боролась с врагами во имя мира на нашей
земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан.
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,
когда формируются первые представления детей об окружающем мире,
обществе и культуре. В дошкольном возрасте над всеми сторонами жизни у
ребёнка господствуют - чувства.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения
к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные
достоверные представления, об истории нашей Родины, о ее героях.
Описание: данный материал могут использовать в своей работе воспитатели
старшего дошкольного возраста, а также родители для ознакомления детей с
историей Великой Отечественной Войны.
Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников через
ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.
Прививать чувство уважение и гордости к ветеранам Великой Отечественной
войны, к памяти павших бойцов.
Программные задачи:
Образовательные:
Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны
1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;
Дать детям понятие о значимости Дня Победы.
Развивающие:
Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать
больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;
Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать
и анализировать музыкальное произведение;
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением,
принимать активное участие в диалоге с воспитателем;
Обогатить словарь детей пословицами и поговорками.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции
преемственности поколений;
Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к
ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений:
З.Александрова «Дозор»,
А.Неход «Летчики»,
Е.Карасев «Город-герой»,
А.Усачев «День Победы».
Чтение рассказов:
А.Гайдар «Война и дети»,
Л.Кассиль «Главное войско»,
С.Алексеев «Брестская крепость».
Тематические экскурсии:
«Их именами названы…» - об истории улиц, которые названы в честь
героев Великой Отечественной войны;
Экскурсия к монументу «Вечный огонь».
Рисование: «Праздничный салют», «Боевые корабли», «Мы встречаем День
Победы».
Аппликация: праздничная открытка «9 мая».
Дидактические игры: «Как называется военный…», «Что лежит у солдата в
вещевом мешке».
Прослушивание музыкальных произведений:
«День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова,
«Поклонимся великим тем годам» муз. А.Пахмутовой, сл.М.Львова,
«Пусть всегда будет солнце» муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина,
«Марш Победы» муз. М.Старокодомского,
«Принимаю я парад» муз. О.Девочкиной, сл. Е.Шкловского.
Разучивание песен и танцев:
«У могилы неизвестного солдата» Сл. и муз. Чермяниной,
«Вечный огонь» муз. Филиппенко.
Танец «Салют» муз. Х. Росаса.
Возраст детей: 5-7 лет.
Демонстрационный материал:
Проектор, экран, ноутбук;
Презентация «9мая»;
Видео «Минута молчания» и «День Победы»;
Аудиозаписи: «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова,
«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова, «Вальс» муз. Х.Росаса,
«Прощание славянки» муз. В.Агапкина.
Раздаточный материал:
георгиевские ленточки на каждого участника;
султанчики.
Конспект беседы
Слайд 1Педагог: В нашей стране отмечают различные праздники. Ребята, а
какие праздники знаете вы? ( Ответы детей) Правильно. Молодцы.
Среди всех этих праздников, есть один, который отличается от всех. В этот
день мы радуемся тому, что наша страна стала свободной и одержала победу
над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях,
которые, защищая нашу родину, погибли. «Как вы думаете, что это за
праздник?» (Ответы детей).Слайд 2
Стихи.
1 Реб: День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.Слайд 3
2 Реб: Мы славим праздник наш великий.
Поклон вам низкий до земли,
Тем людям, что в года лихие
Родную землю сберегли.
Слайд 4
Педагог:Ранним июньским утром в 1941 году вражеские войска напали на
границу нашей Родины. И началась война между нашей страной и
фашистской Германией.
Слайд 5
Педагог:Как вы думаете, зачем на нашу страну напали враги? Почему их
называли фашистскими захватчиками? (ответы детей). (Правильно, они
хотели захватить нашу страну и сделать всех мирных жителей своими
рабами).
Слайд 6
Педагог:Но смелый, отважный наш народ не дал этого сделать.
Скажите, кто защищал нашу страну от врагов? (ответы детей)
На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были
медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками, лётчицами.
Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Слайды 7, 8,9
Педагог:В той страшной войне принимали участие даже дети.
Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, до нее выли самыми
обыкновенными, как мы с вами, беззаботными, веселыми, любознательными.
Но пришла война и они должны были расстаться со своим детством. Война
заставила их стать взрослыми.
Они работали на заводах, трудились наравне со взрослыми: делали оружие,
боеприпасы.
Слайд 10,11
Также они были разведчиками.
Слайд 12,13
Заботились о раненых, помогали красноармейцам.
Слайд 14
Педагог: Маленького солдата на войне называли сыном полка.
Слайды 15,16,17
Горнили к бою трубы полковые,
Военным гром катился над страной,
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Ни отступать, а побеждать.
1Реб:Ты не взрослый, но Солдат,
В небе мессеры летят,
Немцы начали войну,
Враг пришел в твою страну.
В школу ты б еще ходил,
Арифметику учил,
Ведь тебе ещё б играть,
Очень рано воевать.
2 Реб:Но сейчас пришла война,
Позвала тебя Страна,
Ты за Родину свою,
Как Солдат стоишь в строю.
Ты мальчишка, ты Солдат,
Командир тебе, как брат,
В детских ручках автомат,
Будешь насмерть ты стоять.
Много вас, таких ребят,
За Страну свою стоят,
Сын полка - и ты, Герой!
Наш товарищ боевой.
Педагог: 4 года длилась эта война. Воины Красной армии освободили нашу
землю от врагов - немецких захватчиков.
Слайд 18
Педагог: Много жизней унесла война. И каждый год в этот день мы
вспоминаем всех погибших в боях за Родину. Мы низко кланяемся тем, кто
отстоял для нас мирную жизнь и свободу.
В каждом городе есть памятник, который называют «Вечным огнем». И у нас
в Еманжелинске тоже есть такой памятник, он находится городском парке.
Слайд 19
Педагог: Ребята, кто был с родителями у этого памятника? Что еще вы там
видели? (ответы детей). А вы заметили, что «Вечный огонь» никогда не
гаснет? Этот постоянно горящий огоньсимволизирует вечную память о всех
навернувшихся с войны.
Песня «У могилы неизвестного солдата» /Сл. и муз. Чермяниной./
Слайды 20, 21, 22
Педагог: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Миллионы
бойцов навечно остались лежать в земле. Ребята, что бы мы не забывали
героев войны, почтим их память минутой молчания. И каждый из нас в душе
поблагодарит их за тот счастливый мир, в котором мы живем. Прошу всех
встать.
Метроном «Минута молчания». Видеоролик.
Слайды 23,24
1Реб:
Благодарим солдаты вас
За жизнь, за детство и весну.
За тишину, за мирный дом
За мир, в котором мы живем.
2.Реб:
Нам нужен разноцветный мир
И все мы будем рады.
Когда исчезнут на земле,
Все пули и снаряды.
Стих. «Это было в мае на рассвете».
Слайд 25
Педагог:Люди никогда не теряли веры в победу, даже в самые тяжёлые
времена.
«Враг будет разбит, победа будет за нами» - эти слова звучали повсюду. И вот
наступил тот день, когда по радио объявили об окончании войны. Страна
ликовала! На улицах пели, танцевали, незнакомые люди обнимали друг друга,
многие плакали от радости.
Слайды 26, 27,28
Педагог:9 мая в честь Великой Победы зажигается салют. Вечернее небо
расцвечивается яркими праздничными огоньками.Слайды 29, 30
Танец «Салют». /Вальс. Муз. Х. Росаса/.
Педагог
:
Солдаты уходят, они уже не пройдут в День Победыв строю
однополчан, но вместо них это сделают сегодня их внуки и правнуки.
В честь празднования 74 годовщины Победы нашего народа в Великой
Отечественной войне, педагоги и воспитанники нашего детского сада
присоединяются к всероссийской акции «Бессмертный полк». Во всех
городах страны проходит дружной колонной «Бессмертный полк.
На этих фотографиях мы видим людей, которые защищали нашу Родину от
фашистов.
Слайды 31, 32, 33
Педагог: В весенний день мы празднуем Победу,
Бессмертный полк по улицам идет.
«Спасибо деду за Победу»,
В родном Еманжелинске
Ликует весь народ!
Внимание на колонну воспитанников детского сада «Колосок»
общероссийского шествия «Бессмертный полк»!!!
Под песню «Журавли» дети друг за другом несут фотографии своих
погибших родственников.
Педагог: Солнце Родины любимой озаряет все вокруг,
И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук.
Слайд 34
1Реб: Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета всем народам передай.
2Реб: Мир герои отстояли, помнить мы их поклялись,
Пролетая в синей дали, к обелиску опустись.
3Реб: Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.
Слайд 35
Песня «Мы рисуем голубя». /Муз. О.Ширяева, сл. М. Лисича./
Педагог: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти
миллионов людей. А уже в послевоенные годы была написана песня «День
Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова). Эта песня, словно эмблема
праздника Дня Победы.
Эту песню ветераны
Полюбили всей душой,
Эта песня – гимн Победы,
Гимн Победы над войной!
Видеоролик на песню «День Победы».
Педагог: Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг
советских людей будет вечно жить в памяти народа.
Еще раз поздравляю вас с праздником, дорогие ребята, и уважаемые
взрослые!
Слайд 1
Под марш «Прощание славянки» /муз. В. Агапкина/ дети и взрослые выходят
из зала.
Заключение.
Нравственно-патриотическая беседа проводилась с целью воспитания
гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Дети приобщаются к истории нашей Родины, русским национальным
традициям, развивается художественный вкус. Дети приобретают опыт
публичной музыкально-творческой деятельности.
Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников об истории
человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период
Великой Отечественной войны.
Список литературы.
1.Журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2005г.
2.Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические
рекомендации.Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
3.Кондрыкинская
Л.
А.
Дошкольникам
о
защитниках
Отечества:
методическое
пособие
по
патриотическому
воспитанию
в
ДОУ/.
Л.
А.
Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
4.А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина»Детям о Великой Победе» Москва 2010 г.
Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
Фотоприложение.