Напоминание

"Изба-читальня" - авторский приём анализа текста.


Автор: Морозова Марина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: Когалым, Ханты-Мансийский АО, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Изба-читальня" - авторский приём анализа текста.
Раздел: среднее образование





Назад




Аннотация

Название: "Изба-читальня" - авторский приём анализа текста. Материал предназначен

для коллег, применяющих в своей работе технологию смыслового чтения. Основная идея

приёма: максимально точно понять содержание текста через его поэтапный анализ по 5

пунктам: тема, части, стиль, тип и основная мысль.

Морозова Марина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МАОУ СОШ №1 города Когалыма

Эффективность

технологии

смыслового

чтения

очевидна.

Она

актуальна,

востребована, является необходимым условием внедрения ФГОС ООО. Тесно связана с

технологией развития критического мышления. Если заменить термины "антиципация",

"реципация", "аннотирование" на привычные "ДО", "ВО ВРЕМЯ" и "ПОСЛЕ" чтения, то

цель технологии смыслового чтения проста: школа должна создать из ученика думающего

читателя, то есть - идеального.

Главный принцип работы с текстами на уроках русского языка и литературы и для

меня, и для ребят звучит так: "Каждый текст уникален и интересен!"

"Изба-читальня" - алгоритм анализа любого текста для моих учащихся как на уроках

литературы, так и русского языка. Плюсы использования приёма доказаны практикой. Это

повышение уровня культуры чтения; понимание, с какой целью читаешь тот или иной

текст;

умение

определять

основную

и

второстепенную

информацию

в

тексте;

приобретение опыта работы с текстами различных стилей; развитие воображения.

Восприятию текста способствует поэтапное заполнение пазлов, из которых состоит

«Изба-читальня»: тема текста, части текста, стиль текста, тип текста и как результат -

определение основной мысли текста.

Приведу пример работы над текстом в 5 классе на уроке внеклассного чтения по

теме «Моё любимое детское стихотворение».

*Ребята сами приносят тексты любимых стихотворений и делают иллюстрации к

ним.

Этап «ДО»: определение смысла, темы, эмоциональной направленности текста,

героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации.

Барабек

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

"У меня живот болит!"

(Корней Чуковский)

По

иллюстрации

ребята

предопределяют

тему («обжора»,

«обжорство»,

«переедание»); эмоциональное настроение («грусть», «жалость», «сожаление»), узнают

автора,

называя

известные

произведения

К.

Чуковского («Айболит»,

«Мойдодыр»,

«Федорино горе» и др.).

Этап

«ВО

ВРЕМЯ»:

первичное

чтение

текста,

выявление

совпадений

первоначальных

предположений

учащихся

с

содержанием,

эмоциональной

окраской

прочитанного текста. Основной приём на этапе «во время» - это диалог с автором через

текст.

Ребята

предлагают

более

удачное

название

стихотворения

- «Обжора Барабек».

Учитель

задаёт

проблемный

вопрос:

«У

стихотворения

есть

второе

название

«Как

дразнить обжору». Как вы думаете, оно может кого-то обидеть или нет?» Начинается

дискуссия

на

тему «Почему

нельзя

дразнить

детей?».

Далее

происходит

повторное

«вдумчивое»

чтение,

и

возникает

другой

вопрос: «Почему

Барабек

так

жесток?».

Высказывается мнение, что это преувеличение, оно помогает ответить на вопрос: «К чему

приводит обжорство?», а ключевые слова в стихотворении «скушал» (оно употребляется

три раза) и «болит». Правильно определённые ключевые слова помогают определить

количество смысловых частей в стихотворении – 2 (процесс и результат).

Этап «ПОСЛЕ»: дискуссия и такие приёмы, как работа с ключевыми словами, со

смысловыми частями на предыдущем этапе помогают окончательно сформулировать тему,

основную мысль текста. Важно также определить стиль, тип речи. Системное восприятие

текста происходит – учащиеся не только дают эмоциональную оценку – понравилось/не

понравилось; у них остаётся чёткое представление о прочитанном.

"Изба-читальня"

-

это

приём,

который

помогает

изменить

атмосферу

занятий,

повышает активность детей на уроке, когда мы анализируем тексты.



В раздел образования