Автор: Морозова Марина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: Когалым, Ханты-Мансийский АО, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Изба-читальня" - авторский приём анализа текста.
Раздел: среднее образование
Аннотация
Название: "Изба-читальня" - авторский приём анализа текста. Материал предназначен
для коллег, применяющих в своей работе технологию смыслового чтения. Основная идея
приёма: максимально точно понять содержание текста через его поэтапный анализ по 5
пунктам: тема, части, стиль, тип и основная мысль.
Морозова Марина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МАОУ СОШ №1 города Когалыма
Эффективность
технологии
смыслового
чтения
очевидна.
Она
актуальна,
востребована, является необходимым условием внедрения ФГОС ООО. Тесно связана с
технологией развития критического мышления. Если заменить термины "антиципация",
"реципация", "аннотирование" на привычные "ДО", "ВО ВРЕМЯ" и "ПОСЛЕ" чтения, то
цель технологии смыслового чтения проста: школа должна создать из ученика думающего
читателя, то есть - идеального.
Главный принцип работы с текстами на уроках русского языка и литературы и для
меня, и для ребят звучит так: "Каждый текст уникален и интересен!"
"Изба-читальня" - алгоритм анализа любого текста для моих учащихся как на уроках
литературы, так и русского языка. Плюсы использования приёма доказаны практикой. Это
повышение уровня культуры чтения; понимание, с какой целью читаешь тот или иной
текст;
умение
определять
основную
и
второстепенную
информацию
в
тексте;
приобретение опыта работы с текстами различных стилей; развитие воображения.
Восприятию текста способствует поэтапное заполнение пазлов, из которых состоит
«Изба-читальня»: тема текста, части текста, стиль текста, тип текста и как результат -
определение основной мысли текста.
Приведу пример работы над текстом в 5 классе на уроке внеклассного чтения по
теме «Моё любимое детское стихотворение».
*Ребята сами приносят тексты любимых стихотворений и делают иллюстрации к
ним.
Этап «ДО»: определение смысла, темы, эмоциональной направленности текста,
героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации.
Барабек
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит!"
(Корней Чуковский)
По
иллюстрации
ребята
предопределяют
тему («обжора»,
«обжорство»,
«переедание»); эмоциональное настроение («грусть», «жалость», «сожаление»), узнают
автора,
называя
известные
произведения
К.
Чуковского («Айболит»,
«Мойдодыр»,
«Федорино горе» и др.).
Этап
«ВО
ВРЕМЯ»:
первичное
чтение
текста,
выявление
совпадений
первоначальных
предположений
учащихся
с
содержанием,
эмоциональной
окраской
прочитанного текста. Основной приём на этапе «во время» - это диалог с автором через
текст.
Ребята
предлагают
более
удачное
название
стихотворения
- «Обжора Барабек».
Учитель
задаёт
проблемный
вопрос:
«У
стихотворения
есть
второе
название
«Как
дразнить обжору». Как вы думаете, оно может кого-то обидеть или нет?» Начинается
дискуссия
на
тему «Почему
нельзя
дразнить
детей?».
Далее
происходит
повторное
«вдумчивое»
чтение,
и
возникает
другой
вопрос: «Почему
Барабек
так
жесток?».
Высказывается мнение, что это преувеличение, оно помогает ответить на вопрос: «К чему
приводит обжорство?», а ключевые слова в стихотворении «скушал» (оно употребляется
три раза) и «болит». Правильно определённые ключевые слова помогают определить
количество смысловых частей в стихотворении – 2 (процесс и результат).
Этап «ПОСЛЕ»: дискуссия и такие приёмы, как работа с ключевыми словами, со
смысловыми частями на предыдущем этапе помогают окончательно сформулировать тему,
основную мысль текста. Важно также определить стиль, тип речи. Системное восприятие
текста происходит – учащиеся не только дают эмоциональную оценку – понравилось/не
понравилось; у них остаётся чёткое представление о прочитанном.
"Изба-читальня"
-
это
приём,
который
помогает
изменить
атмосферу
занятий,
повышает активность детей на уроке, когда мы анализируем тексты.