Авторы: Милешина Елена Валерьевна, Борунова Юлия Геннадьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ " Оболенский детский сад комбинированного вида " Лесная сказка"
Населённый пункт: п. Оболенск
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: "Модель успешной социализации дошкольников в условиях открытого образовательного пространства"
Раздел: дошкольное образование
«Модель успешной социализации
дошкольников в условиях открытого образовательного пространства»
Цель: использование возможностей социума поселка Оболенск и МДОУ
«Лесная сказка» для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
- отработать механизм взаимодействия с общественными учреждениями
образования, культуры, спорта, медицины и МЧС,
- формировать детскую способность адекватно ориентироваться в доступном
социальном окружении,
- развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим,
готовность к сотрудничеству и самореализации,
- стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе
детского сада, поселка, малой родины,
- обеспечить психоэмоциональное благополучие и здоровье участников
образовательного процесса при использовании навыков социального партнерства.
Современный
детский
сад
-
это
социально-педагогическая
система,
взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий и учреждений.
Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного
образовательного
пространства;
налаживание
конструктивного
взаимодействия
между ДОУ и социальными партнерами.
Как и любое другое, наше дошкольное образовательное учреждение, является
открытым образовательным пространством, способным реагировать на изменения
внутренней и внешней среды.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы,
заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было
грамотным, профессиональным безопасным. Взаимоотношения мы стараемся
строить с учетом интересов всех участников образовательного процесса: детей,
родителей и педагогов.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная
позиция дошкольного учреждения влияет на учебно-воспитательный процесс и
делает его более эффективным, открытым, полным.
Э то
п о с л уж и л о
о с н о во й
д л я
р а зр а б от к и
и в н е д р е н и я
проекта взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, который представляет
конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального
партнерства.
На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с социальными
объектами поселка, творческой группой педагогов ДОУ разработана определенная
методическая и дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с
социумом. А четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие
детского
сада
с
социальными
партнерами
создает
условия
для
расширения
кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ.
Мы
считаем,
что
развитие
социального
партнерства
дошкольного
образовательного учреждения с общественными учреждениями нашего поселка
Оболенск
дает
дополнительный
импульс
для
всестороннего
и
гармоничного
развития
и
обогащения
личности
ребенка,
совершенствует
конструктивные
взаимоотношения с родителями и представителями социума. Одновременно этот
процесс:
- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского
сада, работающих с детьми;
- поднимает статус учреждения;
- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и
тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
- формирует у детей навыки общения с взрослыми, обогащает представления
детей с разнообразными профессиями;
- воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада
с
социальными
партнерами
создает
условия
для
расширения
кругозора
дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ.
Значимость
данного
проекта
в
том,
что
-
современное
дошкольное
образовательное
учреждение
не
может
сегодня
успешно
реализовывать
свою
деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне
социального партнерства, если оно заинтересовано:
-
в
разрушении
привычного
стереотипа
и
общественного
мнения
о
работе
дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников,
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
- в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их
доступности для максимального количества семей,
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной
среде, в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Цель: создание единого образовательно-
оздоровительного пространства ДОУ с медицинским
учреждением поселка.
объединить усилия
педагогов, родителей и
сотрудников медицинского
учреждения, для
эффективной организации
профилактики и
оздоровительной работы
повысить
функциональные и
адаптационные
возможности организма
детей, за счет внедрения
здоровьесберегающих
технологий
способствовать
осознанному
пониманию и
отношению к своему
здоровью всех
участников
образовательного
процесса
Задачи:
1.Взаимодействие с медико – санитарной частью №164
снижение уровня заболеваемости;
овладение участниками образовательного процесса
навыками самооздоровления, ведения здорового образа
жизни;
достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в
семье и ДОУ.
Результаты
«День здоровья»,
«День стоматолога в детском саду»,
целевые экскурсии в МСЧ №164, знакомство со специалистами.
Массовые
мероприятия
Основные направления: физкультурно - оздоровительное, валеологическое,
санитарно-просветительское, психоэмоциональное благополучие.
Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только
тогда,
когда
в
нем
присутствуют
здоровьесберегающая
и
здоровьеукрепляющая
составляющие,
одной
из
задач педагогического
коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской
поликлиникой.
Построено четкое взаимодействие этих институтов детства:
с
одной
стороны,
врач-педиатр,
информирует
родителей
и
педагогов
о
необходимости оказания помощи детям, с другой - медсестра детского сада,
учитель-логопед активно включаются в деятельность поликлиники.
Реализация основных направлений сотрудничества.
Цель: формирование целостной социокультурной
системы взаимодействия ДОУ с учреждениями
культуры.
осуществлять
интегрированный подход к
эстетическому воспитанию
и формированию
музыкальных,
художественных и
творческих способностей в
системе «ребенок-педагог-
родитель»
способствовать развитию
духовно-нравственной
культуры, чувства
патриотизма участников
образовательного
процесса для создания
единой социокультурной
педагогической системы,
реализовать
гражданско –
правовые
компетенции
Задачи:
2. Взаимодействие с учреждениями культуры – Домом культуры,
библиотекой, Школой искусств, Кирилло-Мефодиевским храмом пос.
Оболенск.
создание культурно - педагогической системы взаимодействия ДОУ с
учреждениями культуры поселка,
вхождение ребенка в социокультурное пространство, обеспечивающие его
всестороннее развитие и дальнейшего успешного обучения в школе,
повышение художественно – эстетической культуры участников
образовательного процесса
Результаты
большой охват детей занятиями в музыкальной и художественной школе,
«День пожилого человека» (совместно с Советом ветеранов),
поддержка социальной акции «Красная гвоздика» (совместно с
участниками ВОВ и всех военных действий),
регулярное посещение мемориала «Воинам – интернационалистам»,
знакомство с казачеством,
проведение «Рождественских встреч» совместно с отцом Максимом,
настоятелем Кирилло-Мефодиевского храма пос. Оболенск
Массовые
мероприятия
Основные направления: духовно-нравственное, художественно-творческое,
культурно-просветительское, музыкальное, патриотическое.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире,
развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей,
формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с
Домом культуры, библиотекой поселка и эстетическим центром.
Цель:создание преемственности в организации
образовательной системы ДОУ с учреждениями
образования и спорта, объединение усилий
педагогов и родителей для эффективной
организации физкультурно-оздоровительной работы
в системе «ребенок-педагог-родитель»
установить партнерские
взаимоотношения
детского сада, школы и
спортивных секций
создать работу по
преемственности
образовательных систем,
способствующих
позитивному
отношению
дошкольников к своей
будущей социальной
роли – ученик
повысить уровень
профессиональной
компетентности педагогов
и родителей в подготовке
детей к школе, знания
родителей в области
формирования и
укрепления здоровья
детей
Задачи:
3.Взаимодействие с учреждением образования и спорта – СОШ п. Оболенск,
детскими спортивными секциями.
создание партнерского взаимодействия в системе «Школа, спорт – ДОУ –
семья» в подготовке детей к обучению в школе,
устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая
адаптация к школьной среде,
рост профессионального уровня воспитателя, педагогической
компетенции родителей, использование полученных знаний в
физкультурно-оздоровительной работе с детьми,
положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре
здоровья всех участников образовательного процесса: активный
совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного
направления, присутствие на спортивных соревнованиях.
Результаты
совместные спортивные досуги «Мама, папа, я – здоровая семья»,
турниры по шашкам,
детская конференция «Проектная деятельность»,
целевые экскурсии на спортивные площадки СОШ,
игры по волейболу среди педагогов ДОУ и родителями воспитанников.
Массовые
мероприятия
Основные направления: информационное, методическое, практическое,
физкультурно – оздоровительное, личностно – ориентированное, мотивационное.
Работа направлена на обеспечение системы непрерывного образования с учетом
возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
4. Взаимодействие с учреждением МЧС - пожарная часть №64.
Цель: создание условий для усвоения и закрепления
знаний детей о правилах пожарной безопасности
формировать умение
реально оценивать
возможную опасность и
развивать чувство
осторожности и
самосохранения
воспитывать уважение к
прфессионалам, понимать
важность профессии
пожарный
познакомить с
профессией
пожарного
Задачи:
развитие интереса к профессии,
создание информационного материала для детей "Правила пожарной
безопасности",
наличие теоретических и практических знаний об эвакуации людей,
развитие умений работать сообща, в коллективе.
Результаты
встречи с сотрудниками пожарной части №64,
совместные мероприятия по эвакуации детей,
мастер-класс сотрудника пожарной части "Огонь-друг или враг"
Массовые
мероприятия
Основные направления: безопасность, информационно-просветительское,
познавательное.
Результат по реализации проекта «Модель успешной социализации
воспитанников
в
ус л о в и я х
о т к р ы т о г о
о б р а з о в а т е л ь н о г о
пространства»
1.
Повышение
общекультурного
уровня,
формирование
позитивной
самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей,
родителей, педагогов.
2.
Рост
психоэмоционального
благополучия
и
здоровья
участников
образовательного
процесса,
основанных
на
творческом
взаимодействии
с
социальными партнерами.
3.
Использование
социокультурного
потенциала
социума
поселка
в
создании единой воспитательной системы.