Автор: Зиновец Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16 имени К. И. Недорубова
Населённый пункт: станица Кущевская Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметные результаты
Раздел: среднее образование
Зиновец Елена Николаевна
МАОУ СОШ № 16 имени К. И. Недорубова станицы Кущевской Краснодарского края,
учитель русского языка и литературы
Контактный телефон: 8 903 4501048
Адрес электронной почты: zinovez@yandex.
ru
Название работы: статья «Метапредметные результаты»
В своей статье мне хотелось бы поделиться опытом работы над универсальными
учебными
действиями, которые ученики получают на уроках русского языка. В
стандартах
второго
поколения
прописано
чётко,
что
они
носят
метапредметный
характер.
И
в
этом
контексте
перед
учителем
возникает
вопрос
практического
достижения надпредметности. Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ
действий, то формулируем для себя алгоритм: что нужно сделать на уроке. В начале
урока учащихся надо ввести в ситуацию. При актуализации учебной темы надо дать
им возможность построить способ действия. При повторении темы нужно суметь
выработать вместе с ними способ оценки результата
,
чтобы
обеспечить правильную
оценку
этого
результата.
На
уроках
обобщения
знаний
и
умений
надо
учить
анализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата, чтобы
выявить
недостатки
реализованного
способа.
Нам,
учителям,
необходимо
организовывать
учебный
процесс
таким
образом,
чтобы
освоение
учащимся
основных
понятий
происходило
одновременно
с
накоплением
опытов
действий,
обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать
знания.
С чего же стоит начать урок?
Разумеется, что решение этого непростого
вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса.
Для
себя
каждый
учитель
определяет
последовательность
задач:
«Какие
метапредметные умения я развиваю у детей на этом уроке?», «Что мне нужно знать
?»,
«Как я могу это реализовать?» Конечно,
нужно посмотреть на ресурсы предмета:
найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично
для ребенка на уроке. Затем уже создавать свой метод освоения нового материала.
И вот теперь мне хотелось бы рассказать об УМК под редакцией А. Д. Шмелёва, по
которому я работаю всего два года в двух классах из параллелей 5-7, а остальные
классы а нашей школе занимаются по УМК Е. А. Быстровой. Что меня привлекает как
учителя русского языка в этом УМК? Не модульный принцип построения учебника.
Мне нравятся задания, упражнения. Опираясь на них, мне удаётся построить не
только технологическую карту урока, но и создать тот самый метод, о котором я
писала
выше,
ведь
мы
все
учим
с
использованием
методов,
организующих
деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе
которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:
Что я буду делать?
Зачем?
Как я это буду делать?
Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?
Как я проверю правильность выполненной работы?
Как я пойму, что работа выполнена хорошо?
А сегодня многие учителя испытывают методические трудности, их них на первом
месте находится дидактическая. Так вот линия учебников А. Д. Шмелёва помогает
справиться с этой проблемой. Готовясь к уроку, я опираюсь на методический арсенал
тренировочных упражнений учебника, подбираю аналогичные задания или дополняю
имеющиеся. Вот примеры таких заданий, с которыми учащиеся работают на уроке:
контекстная задача (при повторении темы «Части речи» в 6 кл.)
Представь, что ты попал в страну частей речи. Её жители заблудились. Напиши
каждого в нужную строку:
Существительное: ...
Прилагательное : ...
Глагол: …
Местоимение: ...
Числительное: ...
Предлог: …
Союз: …
Проверка: зачитайте слова.
Практико-ориентированная задача.
Перед
вами
несколько
предложений,
составленными
вашими
товарищами.
Попробуйте объяснить, почему эти предложения получились не совсем понятными. А
некоторые даже смешными.
1. Мы с сестрой ходили на елку. Она была очень нарядная, праздничная.
2. Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые, длинные.
3. Подарки нам раздавали Снегурочки. Они оказались большими и вкусными.
4. Нас встречали герои мультфильмов. Я их не видел.
Сделайте предложения полностью понятными и запишите их. Но сначала прочитайте
объяснение и совет.
Объяснение и совет.
Личное
местоимение
3
-
го
лица
заменяет
имя
существительное.
Но
если
в
предложении
два
имени
существительных
одного
числа
и
рода,
то
может
быть
непонятно, какое заменяется местоимением. Вот и возникает неясность. Чтобы ее
избежать, иногда приходится повторять слова или перестаивать предложения.
Практико - ориентированная задача при изучении темы «Причастный оборот. 7
кл.»
Выпишите
из
учебников
географии,
физики,
истории,
ОБЖ
5
предложений
с
причастными
оборотами.
Проведите
опыт:
прочитайте
предложения,
опустив
причастные обороты. Как изменились предложения, текст? Почему?
Практико-ориентированная
задача
при
повторении
темы
«Орфограммы
в
окончаниях слов» 6 кл. Нам нужно собрать материал для написания сочинения
«Люблю я пышное природы увяданье…», а приметы осени перепутались. Соберите
приметы и вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов. Объясните орфограмму.
В конце осен.. появились комары, значит,.. снег не выпадет, и морозы не грянут.
П о к а
с
в и ш н . .
н е
о п а д у т
л и с т ь я
–
. .
з и м а
б у д е т
м я г к а я .
Е с л и
н а
р я б и н . .
м н о г о
я г о д
– . .
с т у д е н у ю
и
р а н н ю ю
з и м у .
Очень большой урожай рябины осень будет очень дождлив..й предвеща..т …
Ключи;
В
конце
осени
появились
комары,
значит,
зима
будет
мягкая.
Пока
с
вишни
не
опадут
листья
–
снег
не
выпадет,
и
морозы
не
грянут.
Е с л и
н а
р я б и н е
м н о г о
я г о д
–
о с е н ь
б уд е т
о ч е н ь
д о ж д л и в о й .
Очень большой урожай рябины предвещает студеную и раннюю зиму.
Проектная задача при изучении темы «Этимология» в 6 кл.
Подготовьте материал по теме: «Происхождение своей фамилии».
Пояснение:
для
наших
кубанских
детей
эта
тема
очень
интересна,
и
уже
на
протяжении
нескольких
лет
не
теряет
своей
актуальности.
Проекты
получаются
индивидуальными. Мы исследуем фамилии, начиная с этимологии слова. Проблемная
задача
такова:
эта
фамилия-
прозвище
или
название
места,
где
проживал
прапрадедушка, а может, название дела, ремесла, которым он занимался?
Эвристические задания: составьте рассказ на свободную тему, употребляя наречия
и омонимичные им существительные.
Это творческое задание я предлагаю учащимся при изучении темы «Слитное и
раздельное
написание
наречий
и
наречных
выражений»,
чтобы
расширить
представление об омонимах и омонимии с позиций морфологии и орфографии на
обобщающем тему уроке. В учебнике для 7 класса под редакцией А. Д. Шмелёва есть
упражнения, например № 73, где, собственно, оно и представлено: «Составьте с
данными наречиями связный текст». Но я иду немного дальше, увеличивая список
слов, формат и объём задания.
Вот пример такой работы, написанный учеником 7 класса.
Проснувшись утром в выходной,
Без устали трудясь неделю,
Забросил в дали я портфель:
уроки очень надоели.
Но отдохнуть не удалось,
как ни хотелось накануне:
сначала брат не дал поспать –
ходил как будто «в карауле»!
Подмышкой швабра у него
По полу брякала, шумела,
Во время шествия его
Вприпрыжку мама залетела
И стала быстро объяснять,
Что так бывает зачастую –
Не вовремя сняла с плиты наш завтрак –
яйца кур вкрутую, сварив дотла, а их в обрез.
Чем завтракать?
Ведь мы их любим –
вприпрыжку побежал в киоск
к знакомой продавщице Люде.
Исподтишка я подошёл
И, исподлобья посмотрев,
Я просьбу мамы передал
И встал поодаль, оробев.
Приобретя лоток яиц,
чтоб не попасть опять впросак,
я их в авоську положил,
чтоб не разбиться им никак.
Сначала тихо я пошёл,
потом без устали летел –
Всё потому, что точно знал,
что младший братик есть хотел!
Пока я бегал в магазин,
мой брат наелся до упаду:
Он съел от всех в один присест
Большую пачку мармелада!
Такие обобщающие уроки интеграционные, они интересны
использованием
матапредметов: на
данном
уроке ученик выполнял задание по русскому языку,
используя литературный жанр. И на таких уроках я имею возможность как педагог
провести учебное занятие по сценарию, а не по плану. Отличие педагогического
сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае сохраняется
свобода педагогического действия, во втором – нет. В первом случае учитель может
варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися –
в зависимости от ситуации, хотя и сохраняет четкую, заранее выстроенную стратегию
дидактического
движения.
Во
втором
случае
учитель
просто
реализует
план,
рассказывает то, что намечено, тогда как в случае сценирования мы должны быть
готовы к импровизации, использовать нестандартные методические приёмы.
Библиографический список
1.
Методическое пособие «Современные технологии в преподавании русского
языка». Краснодар, 2018.
2.
Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва.-
«Вентана – Граф», 2014.