Напоминание

Метапредметные результаты


Автор: Зиновец Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16 имени К. И. Недорубова
Населённый пункт: станица Кущевская Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Метапредметные результаты
Раздел: среднее образование





Назад




Зиновец Елена Николаевна

МАОУ СОШ № 16 имени К. И. Недорубова станицы Кущевской Краснодарского края,

учитель русского языка и литературы

Контактный телефон: 8 903 4501048

Адрес электронной почты: zinovez@yandex.

ru

Название работы: статья «Метапредметные результаты»

В своей статье мне хотелось бы поделиться опытом работы над универсальными

учебными

действиями, которые ученики получают на уроках русского языка. В

стандартах

второго

поколения

прописано

чётко,

что

они

носят

метапредметный

характер.

И

в

этом

контексте

перед

учителем

возникает

вопрос

практического

достижения надпредметности. Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ

действий, то формулируем для себя алгоритм: что нужно сделать на уроке. В начале

урока учащихся надо ввести в ситуацию. При актуализации учебной темы надо дать

им возможность построить способ действия. При повторении темы нужно суметь

выработать вместе с ними способ оценки результата

,

чтобы

обеспечить правильную

оценку

этого

результата.

На

уроках

обобщения

знаний

и

умений

надо

учить

анализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата, чтобы

выявить

недостатки

реализованного

способа.

Нам,

учителям,

необходимо

организовывать

учебный

процесс

таким

образом,

чтобы

освоение

учащимся

основных

понятий

происходило

одновременно

с

накоплением

опытов

действий,

обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать

знания.

С чего же стоит начать урок?

Разумеется, что решение этого непростого

вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса.

Для

себя

каждый

учитель

определяет

последовательность

задач:

«Какие

метапредметные умения я развиваю у детей на этом уроке?», «Что мне нужно знать

?»,

«Как я могу это реализовать?» Конечно,

нужно посмотреть на ресурсы предмета:

найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично

для ребенка на уроке. Затем уже создавать свой метод освоения нового материала.

И вот теперь мне хотелось бы рассказать об УМК под редакцией А. Д. Шмелёва, по

которому я работаю всего два года в двух классах из параллелей 5-7, а остальные

классы а нашей школе занимаются по УМК Е. А. Быстровой. Что меня привлекает как

учителя русского языка в этом УМК? Не модульный принцип построения учебника.

Мне нравятся задания, упражнения. Опираясь на них, мне удаётся построить не

только технологическую карту урока, но и создать тот самый метод, о котором я

писала

выше,

ведь

мы

все

учим

с

использованием

методов,

организующих

деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе

которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:

Что я буду делать?

Зачем?

Как я это буду делать?

Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?

Как я проверю правильность выполненной работы?

Как я пойму, что работа выполнена хорошо?

А сегодня многие учителя испытывают методические трудности, их них на первом

месте находится дидактическая. Так вот линия учебников А. Д. Шмелёва помогает

справиться с этой проблемой. Готовясь к уроку, я опираюсь на методический арсенал

тренировочных упражнений учебника, подбираю аналогичные задания или дополняю

имеющиеся. Вот примеры таких заданий, с которыми учащиеся работают на уроке:

контекстная задача (при повторении темы «Части речи» в 6 кл.)

Представь, что ты попал в страну частей речи. Её жители заблудились. Напиши

каждого в нужную строку:

Существительное: ...

Прилагательное : ...

Глагол: …

Местоимение: ...

Числительное: ...

Предлог: …

Союз: …

Проверка: зачитайте слова.

Практико-ориентированная задача.

Перед

вами

несколько

предложений,

составленными

вашими

товарищами.

Попробуйте объяснить, почему эти предложения получились не совсем понятными. А

некоторые даже смешными.

1. Мы с сестрой ходили на елку. Она была очень нарядная, праздничная.

2. Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые, длинные.

3. Подарки нам раздавали Снегурочки. Они оказались большими и вкусными.

4. Нас встречали герои мультфильмов. Я их не видел.

Сделайте предложения полностью понятными и запишите их. Но сначала прочитайте

объяснение и совет.

Объяснение и совет.

Личное

местоимение

3

-

го

лица

заменяет

имя

существительное.

Но

если

в

предложении

два

имени

существительных

одного

числа

и

рода,

то

может

быть

непонятно, какое заменяется местоимением. Вот и возникает неясность. Чтобы ее

избежать, иногда приходится повторять слова или перестаивать предложения.

Практико - ориентированная задача при изучении темы «Причастный оборот. 7

кл.»

Выпишите

из

учебников

географии,

физики,

истории,

ОБЖ

5

предложений

с

причастными

оборотами.

Проведите

опыт:

прочитайте

предложения,

опустив

причастные обороты. Как изменились предложения, текст? Почему?

Практико-ориентированная

задача

при

повторении

темы

«Орфограммы

в

окончаниях слов» 6 кл. Нам нужно собрать материал для написания сочинения

«Люблю я пышное природы увяданье…», а приметы осени перепутались. Соберите

приметы и вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов. Объясните орфограмму.

В конце осен.. появились комары, значит,.. снег не выпадет, и морозы не грянут.

П о к а

с

в и ш н . .

н е

о п а д у т

л и с т ь я

. .

з и м а

б у д е т

м я г к а я .

Е с л и

н а

р я б и н . .

м н о г о

я г о д

– . .

с т у д е н у ю

и

р а н н ю ю

з и м у .

Очень большой урожай рябины осень будет очень дождлив..й предвеща..т …

Ключи;

В

конце

осени

появились

комары,

значит,

зима

будет

мягкая.

Пока

с

вишни

не

опадут

листья

снег

не

выпадет,

и

морозы

не

грянут.

Е с л и

н а

р я б и н е

м н о г о

я г о д

о с е н ь

б уд е т

о ч е н ь

д о ж д л и в о й .

Очень большой урожай рябины предвещает студеную и раннюю зиму.

Проектная задача при изучении темы «Этимология» в 6 кл.

Подготовьте материал по теме: «Происхождение своей фамилии».

Пояснение:

для

наших

кубанских

детей

эта

тема

очень

интересна,

и

уже

на

протяжении

нескольких

лет

не

теряет

своей

актуальности.

Проекты

получаются

индивидуальными. Мы исследуем фамилии, начиная с этимологии слова. Проблемная

задача

такова:

эта

фамилия-

прозвище

или

название

места,

где

проживал

прапрадедушка, а может, название дела, ремесла, которым он занимался?

Эвристические задания: составьте рассказ на свободную тему, употребляя наречия

и омонимичные им существительные.

Это творческое задание я предлагаю учащимся при изучении темы «Слитное и

раздельное

написание

наречий

и

наречных

выражений»,

чтобы

расширить

представление об омонимах и омонимии с позиций морфологии и орфографии на

обобщающем тему уроке. В учебнике для 7 класса под редакцией А. Д. Шмелёва есть

упражнения, например № 73, где, собственно, оно и представлено: «Составьте с

данными наречиями связный текст». Но я иду немного дальше, увеличивая список

слов, формат и объём задания.

Вот пример такой работы, написанный учеником 7 класса.

Проснувшись утром в выходной,

Без устали трудясь неделю,

Забросил в дали я портфель:

уроки очень надоели.

Но отдохнуть не удалось,

как ни хотелось накануне:

сначала брат не дал поспать –

ходил как будто «в карауле»!

Подмышкой швабра у него

По полу брякала, шумела,

Во время шествия его

Вприпрыжку мама залетела

И стала быстро объяснять,

Что так бывает зачастую –

Не вовремя сняла с плиты наш завтрак –

яйца кур вкрутую, сварив дотла, а их в обрез.

Чем завтракать?

Ведь мы их любим –

вприпрыжку побежал в киоск

к знакомой продавщице Люде.

Исподтишка я подошёл

И, исподлобья посмотрев,

Я просьбу мамы передал

И встал поодаль, оробев.

Приобретя лоток яиц,

чтоб не попасть опять впросак,

я их в авоську положил,

чтоб не разбиться им никак.

Сначала тихо я пошёл,

потом без устали летел –

Всё потому, что точно знал,

что младший братик есть хотел!

Пока я бегал в магазин,

мой брат наелся до упаду:

Он съел от всех в один присест

Большую пачку мармелада!

Такие обобщающие уроки интеграционные, они интересны

использованием

матапредметов: на

данном

уроке ученик выполнял задание по русскому языку,

используя литературный жанр. И на таких уроках я имею возможность как педагог

провести учебное занятие по сценарию, а не по плану. Отличие педагогического

сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае сохраняется

свобода педагогического действия, во втором – нет. В первом случае учитель может

варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися –

в зависимости от ситуации, хотя и сохраняет четкую, заранее выстроенную стратегию

дидактического

движения.

Во

втором

случае

учитель

просто

реализует

план,

рассказывает то, что намечено, тогда как в случае сценирования мы должны быть

готовы к импровизации, использовать нестандартные методические приёмы.

Библиографический список

1.

Методическое пособие «Современные технологии в преподавании русского

языка». Краснодар, 2018.

2.

Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва.-

«Вентана – Граф», 2014.



В раздел образования