Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в профильных классах


Автор: Мазурова Аэлита Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в профильных классах
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование

ключевых компетенций учащихся

на уроках математики

в профильных классах
Автор: Мазурова Аэлита Анатольевна учитель математики МБОУ «Лицей №3» города Курчатова Курской области Активное изучение педагогических инноваций, исследований в области философии и психологии, стало необходимым условием моей педагогической деятельности, направленной на достижение высоких результатов воспитанников. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Результаты международных исследований математической грамотности, свидетельствуют об отсутствии положительной динамики российских учащихся, о недостаточном усвоении тем, имеющих широкое практическое применение. Перед школьным учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям. При переходе на ФГОС деятельность образовательного процесса должна быть нацелена на достижение учащимися лично стных, метапредметных и предметных результатов. А для этого необходимо владение универсальными учебными действиями, которые определяются как действия, обеспечивающие формирования ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться. Появление новых вызовов времени порождает принципиально иные требования к образованию и его результатам и поэтому требует внедрения нового поколения стандартов. ФГОС основан на системно-деятельностном подходе. Такой подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков - к определению цели как формированию умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Использование компетентностного подхода при рациональной организации образовательного процесса, дает возможность сформировать у школьника готовность и способность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Мазурова Аэлита Анатольевна «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в профильных классах»
Опыт моей педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что формирование ключевых компетенций школьника возможно только в результате активной осмысленной деятельности, основанной на его субъ е кт и в н ом о п ы т е . Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математикия рассматриваю как особым образом организованную модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик». В результате многолетнего преподавания математики в лицее №3 города Курчатова в физико-математических классах я пришла к выводу, что формирование ключевых компетенций в образовательном процессе обеспечивается реализацией определенных компонентов и педагогических условий - модели эффективного формирования ключевых компетенций. Структуру модели составляют взаимосвязанные компоненты: теоретико- методологический и практико-содержательный. Те о р е т и ко - м е т од ол о г и ч е с к и й ком п о н е н т в к л юч а е т ц е л и , компетентностный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы и принципы:  выбора (обеспечение личностной самореализации ученика в образовании),  управляемости и целенаправленности (цель и управление как системообразующие факторы функционирования и развития процесса обучения),  образовательной рефлексии (осознание школьниками способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей),  доверия и поддержки (создание внутренней мотивации к освоению учебного материала при обеспечении поддержки устремлений школьников к самореализации). Практико-содержательный компонент включает прогностический, формирующий и оценочно-результативный этапы, Практико-содержательный компонент модели включает в себя те методы и технологии, которые наряду с другими, наиболее удачно реализовывались мною на практике:  -индуктивно-эвристический (самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев);  индуктивно-исследовательский (проведение исследований различных феноменов посредством изучения их конкретных проявлений);  дедуктивно-эвристический (открытие частностей какого-либо факта при рассмотрении общего случая- решение любой конкретной задачи на применение какой-либо теоремы);  дедуктивно-исследовательский ( о р г а н и з а ц и я и с с л е д о в а н и й посредством дедуктивного развития учебного материа ла: Мазурова Аэлита Анатольевна «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в профильных классах»
аксиоматический метод, метод моделирования, решение задач на применение теорем);  обобщенно-эвристический (создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно приходит к обобщению);  обобщенно-исследовательский (н а л и ч и е в у ч е б н ом м а т е р и а л е ситуаций, исследование которых приводит к обобщенному знании). Технологию проблемного диалога, считаю наиболее эффективной для проведения учебных занятий, по формированию ключевых компетенций и вместе с тем соответствующей требованиям ФГОС. Её автор- Мельникова Елена Леонидовна. Это современная образовательная технология деятельностного типа, ключевым понятием для неё является «творчество»- учителя и ученика. На любом уроке ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания. Но я технологию проблемного диалога применяю не только на уроках открытия нового знания, когда совместно или самими учащимися формулируется тема урока, определяются цели, но и на уроках закрепления и совершенствования новых знаний. Я работаю в классах с углублённым изучением математики. На каждом уроке ребята решают задания повышенной сложности, которые сами собой и создают проблему. Поэтому на своих уроках сначала побуждающим или подводящим диалогом помогаю ученикам решить эту проблему, а затем продуктивным заданием - создать продукт и представить его классу. Ведь главная моя задача – это помочь детям в трудной, ранее не встречавшейся ситуации не только на уроках математики, но и в любой жизненной ситуации самостоятельно справляться с проблемой. А, значит, ребёнок должен самостоятельно выстраивать уже свой внутренний диалог для разрешения возникших трудностей. Особое место в технологии занимают продуктивные задания, среди них следует отметить компетентностно-ориентированные задачи. Для реализации технологии проблемного диалога использую различные формы обучения: парную, групповую, индивидуально-обособленную, фронтальную. Опыт моей работы позволяет сделать вывод, что технология проблемного диалога является • результативной • здоровьесберегающей • общепедагогической. Метод проектов

образовательная технология, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во 2-й половине 19 века в сельскохозяйственных школах США как «обучение посредством делания» (Д. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э.Коллингс). Этот метод я использую на учебном занятии и во внеурочной работы для организации исследовательской деятельности учащихся. Мои ученики участвуют в научно-практических конференциях. Особое внимание я уделяю работе с Мазурова Аэлита Анатольевна «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в профильных классах»
проектами, имеющими практическое значение: «Использование свойств г е о м е т р и ч е с к и х ф и г у р при проектировании центральной клумбы лицея», «Типология текстовых з а д а ч и основные способы их решения» и др. Результатами такой работы являются конкретные дела, методические печатные и электронные пособия. Наряду с исследовательскими проектами мы участвуем в социально-значимых проектах «Эстафета добра», «Белая ромашка», «Зеленая весна». Сегодня уже сложно представить образовательный процесс без компьютерных технологий. В своей работе я использую ИКТ в первую очередь с целью оптимизации учебного занятия. Создаю презентации, анимационные модели, использую интерактивную доску, создаю тесты, приобщаю учащихся к участию в интернет-конкурсах и олимпиадах, участвую в дистанционном обучении учащихся школ города, провожу скайп- консультации для учащихся, участвую в работе педагогических интернет сообществ, сетевой школ НИЯУ МИФИ и Школы РОСАТОМ, использую персональный сайт. Осуществить реализацию процесса формирования ключевых компетенций школьников в образовательном процессе можно на уровне уроков математики в основной и средней школе с учётом разработанных педагогических условий. Субъектами процесса формирования рассматриваемых компетенций могут выступать школьники и учителя, рационально взаимодействующие в образовательном процессе на основе предложенной модели, что в последствии приводёт к формированию исследуемых компетенций. Разработанная модель позволяет представить формирование ключевых образовательных компетенций школьника средствами предмета математика как процесс, который можно корректировать в соответствии с заданной целью, а, следовательно, и осуществлять управление формированием рассматриваемых компетенций более эффективно. Реализация предложенной модели на практике, позволяют мне выявить следующие
педагогические

условия
эффективности предлагаемой модели:
-
Обеспечение становления школьника, как субъекта у ч е б н о й деятельности, с помощью решения учебных (теоретических) задач, исследующих взаимосвязь и процесс происхождения теоретических понятий, способствующих формированию учебно-познавательной мотивации и обобщенных способов действий. - Систематическое вовлечение каждого учащегося в образовательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. - Содействие развитию рефлексивных умений учащихся Мазурова Аэлита Анатольевна «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в профильных классах»
Проблема данных условий решалась посредством учебной и внеурочной деятельности. Важнейшим условием формирования ключевых компетенций школьника в образовательном процессе являлся глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях. Ситуации формирования ключевых компетенций создавались на каждом уроке. И с с л ед о ва н и е э фф е кт и в н о с т и ф о рм и р о ва н и я к л юч е в ы х образовательных компетенций проводилось через анализ анкетирования, бесед, педагогических наблюдений, результатов проводимых тестирований, контрольных работ, срезов, результатов участия в олимпиадах, результатов сдачи экзаменов. Учитывая сложность оценки сформированности ключевых компетенций, выделялось всего два уровня пороговый и повышенный. Реализация модели формирования ключевых компетенций школьников в образовательном процессе на уровне уроков математики в средней общеобразовательной школе, несомненно, сказалась и на результатах внеурочной деятельности школьников. Учащиеся являются активными участниками и призерами конкурсов Кенгуру, Олимпус, Золотой ключик, Олимпиады НИЯУ МИФИ «Построй своё будущее», открытой российской интернет-олимпиады, отраслевой физико-математической олимпиады «Росатом», национального проекта МГУ «Покори Воробьёвы горы», «Физтех -2016», турнира Ломоносова, муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Об эффективности описываемой модели свидетельствуют результаты итоговой аттестации выпускников и динамика учебных достижений за последние годы. Средний балл ЕГЭ 2015 года (профильный уровень) -64,2 и 100%-ное поступление выпускников в выбранные по профилю ВУЗы на бюджетные места, в том числе МЭИ-5 человек, НИЯУ МИФИ – 4 человека. Результаты диагностики подтвердили позитивные изменения уровня сформированности ключевых компетенций. О положительных результатах этапа реализации проекта можно судить по удовлетворённости обучающихся учебным процессом. Надеюсь, что предлагаемые мною организационно- педагогические условия в образовательном пространстве на уровне уроков математики в средней общеобразовательной школе, позволят в рамках реализации ФГОС II поколении повысить в первую очередь личностные, метапредметные и предметные результаты совместного труда учителя и обучающихся. Мазурова Аэлита Анатольевна «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в профильных классах»


В раздел образования