Напоминание

"Взаимодействие педагогов ДОУ с агрессивными детьми"


Автор: Павлова Галина Витальевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №33
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Взаимодействие педагогов ДОУ с агрессивными детьми"
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие

педагога

ДОУ

с

агрессивными

детьми

Проблема

воспитания

детей

с

агрессивным

поведением

-

одна

из

центральных педагогических проблем. Все чаще, в детском саду приходиться

сталкиваться с явлениями

агрессивного поведения детей. Явления детской

агрессивности, безусловно, не имеют массового характера, но мириться с ними

трудно. В связи с этим закономерны поиски путей и средств предупреждения и

преодоления

отклонений

в

поведении

отдельных

детей,

поиски

методов

и

приёмов воспитания.

Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему

требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего

протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит

обида,

страх,

боль,

унижение,

а

они

в

свою

очередь

возникают

из-за

неудовлетворенности

базисной

потребности

в

любви

и

чувства

нужности

другому человеку.

Агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к

своему

внутреннему

миру,

в

котором

накопилось

слишком

много

разрушительных

эмоций,

с

которыми

ребенок

не

в

силах

справится

самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

Агрессия

-

это

мотивированное

деструктивное

поведение,

противоречащее

нормам

и

правилам

существования

людей

в

обществе,

наносящее

вред

объектам

нападения,

приносящее

физический

и

моральный

ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт.

В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию.

Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику,

которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте

это могут быть:

- жалобы («А Вова меня стукнул», «А Петров постель не убрал» и пр.)

- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи,

надоел», «Не мешай»);

-

агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придёт

милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт

и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

Физическая

агрессия

направлена

на

принесение

какого-либо

материального ущерба другому через непосредственные физические действия.

В дошкольном возрасте это могут быть:

-

разрушение

продуктов

деятельности

другого

-

(Например,

один

ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками

рисунок своей подруги);

- уничтожение или порча чужих вещей - (Например, мальчик наносит

удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок

силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и

слёзы её владельца), нападение на другого и нанесение ему физической

боли и унижение,

-

непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей

может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве

«оружия» палок, кубиков и пр.

Об

агрессивности

нельзя

судить

лишь

по

её

внешним

проявлениям,

необходимо

знать

её

мотивы,

факторы,

влияющие

на

появление

агрессии

и

сопутствующие ей переживания.

Факторы, влияющие на появление агрессии:

1.

С т и л ь

в о с п и т а н и я

в

с е м ь е : (семья

может

одновременно

демонстрировать

модели

агрессивного

поведения

и

обеспечивать

его

подкрепление);

2.

Повсеместная

демонстрация

сцен

насилия:

(высокий

уровень

насилия, характерный для современной телепродукции оказывает свое влияние

на осуществление некоторых видов агрессивного поведения).

3.

Во

взаимодействии

со

сверстниками (зачастую

узнавая

о

преимуществах реакций агрессии во время игр); неудовлетворённость ребёнка

своим статусом в группе сверстников, его стремление к лидерству.

4.

Индивидуальные

особенности

человека

( с н и ж е н н а я

произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.). Черты такого

поведения

могут

быть

скрыты

в

темпераменте

и

характере

-

взрывчатость,

гневливость,

обидчивость

или

являться

результатом

особого

созревания

нервной системы. Однако по мере взросления, ответственность ребенка за свое

агрессивное поведение должна возрастать.

5.

Привлечение к себе внимания сверстников («Мальчик вырывает

книгу у девочки, и разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая

злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание»);

6.

Ущемление

достоинств

другого

с

целью

подчеркнуть

своё

превосходство (Заметив, что у партнёр расстроился из-за того, что у него не

хватает деталей, ребёнок кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не

получится, ты плакса и нытик»);

7.

Защита и месть - (В ответ на «нападение» или насильственное

изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

8.

Стремление быть главным (Например, после неудачной попытки

занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга,

хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

9.

Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать

нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над

сверстниками).

Часто

агрессивные

реакции

могут

появляться

в

период

возрастного

кризиса.

В 3-4 года агрессивность проявляется почти у каждого ребенка в защитной

реакции, в желании остаться одному, обозначить территорию «свое», «Я». Здесь

у

спокойного

до

недавнего

времени

ребенка

появляются

черты

негативизма,

упрямства,

своеволия,

деспотизма,

ревности.

Развивается

самостоятельность,

активность ребенка, происходит перестройка его социальных взаимоотношений –

и агрессия может стать спутником этих перемен.

Ещё одной из причин появления агрессивных реакций может быть

внутренняя неудовлетворённость ребёнка своим статусом в группе сверстников,

его стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не

признают

ребёнка,

а

ещё

хуже

отвергают

его,

то

агре ссивно сть,

простимулированная обидой, ущемлённым самолюбием, будут направляться на

обидчика. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой,

драчун, грубиян » со стороны взрослого.

Часто

причиной

появления

агрессивности

у

дошкольника

может

быть

ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок

скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям,

оскорблениям.

В

этом

случае

в

первую

очередь

необходимо

поговорить

с

родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

Иногда

агрессивность

является

способом

привлечения

внимания

окружающих, причина использования которого - неудовлетворённая потребность

в общении и любви.

Агрессивность может выступать и форме протеста против ограничения,

каких

-

нибудь

естественных

желаний

и

потребностей

ребёнка,

например

потребности в движении, активной деятельности. Педагоги, которые не знают

или

не

хотят

по

какой-либо

причине

учитывать

естественную

потребность

ребёнка в движении, не знают, что дети - дошкольники не могут длительно

заниматься

одним

делом,

что

активность

в

них

заложена

физиологически,

стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность

детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого

подобны скручиванию пружины: чем сильнее давить, тем больше скорость её

возврата

в

прежнее

состояние.

Они

часто

вызывают

если

не

прямую,

то

косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е ребёнок по

- своему «отыгрывается» на

безобидных предметах за недальновидность и

неграмотность взрослого.

Общая стратегия действий педагога по отношению к агрессивному

ребёнку:

1.

Нельзя

оскорблять

ребенка,

обзывать

его,

приклеивая

ему

ярлык: «Драчун, забияка, несносный ребёнок». Проявлять недовольство надо

именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

2.

Если

это

возможно,

сдерживать

агрессивные

порывы

ребёнка

непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую руку для

удара, окрикнуть ребёнка.

3.

Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.

Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды,

например,

отнимет

у

другого

ребенка

понравившуюся

игрушку,

то

впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом

одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о

таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость

наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ребенок ударил другого, сначала подойдите к его

жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть

тебя".

Таким образом, вы лишаете внимания обидчика, перенося его на товарища

по играм. Внезапно ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в

одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что

агрессивность не в его интересах.

4 .

Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически

напоминать о нём.

Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной

для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Можете

заявить: "У нас в группе существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею

играет другой ребенок и не даёт ее тебе, подожди".

5.Не

забывайте

хвалить

ребенка

за

старательность.

Когда

дети

реагируют

должным

образом,

сделайте

все,

чтобы

закрепить

эти

усилия.

Скажите

им:

"Мне

нравится,

как

ты

поступил".

Дети

лучше

реагируют

на

похвалу, когда видят, что воспитатель действительно доволен ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети

часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное

удовольствие, когда поделился с Ваней, вместо того чтобы драться с ним». Такая

похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что

они могут произвести хорошее впечатление.

6.

Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на

основе развития у них эмпатии, сопереживания.

7

. Обучать

конструктивным

способам

выражения

гнева,

как

естественной, присущей человеку эмоции.

Надо

предоставлять

возможность

ребенку

получить

эмоциональную

разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку"

для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить

эту подушку.

Можно использовать силовые упражнения, предложить

ребёнку рвать

бумагу, использовать «мешочек для криков», «стаканчик для криков», высказать

все

свои

отрицательные

эмоции,

поколотить

стол

надувным

молотком,

пластиковыми бутылками, пометать дротики в мишень, попрыгать на скакалке

,

устроить «бой» с боксерской грушей.

В работе с агрессивными детьми можно использовать этюды на развитие

навыка

регуляции

поведения

в

коллективе,

игры

релаксационной

направленности, упражнения на развитие позитивной модели поведения.

Взрослым, окружающим ребёнка, важно помнить, что их страх перед его

выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и

навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые

обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само

собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создать «ситуации

успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

В

то

же

время,

в

дошкольном

возрасте

ещё

не

поздно

предпринять

своевременные

меры,

для

преодоления

этих

тенденций.

Приведённые

выше

данные

дают

новые

ориентиры

для

коррекционной

работы

с

агрессивными

детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии

(эмоциональная

разрядка),

не

на

повышение

самооценки,

и

не

на

развитие

коммуникативных

навыков

или

игровой

деятельности,

а

на

преодоление

внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.

Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного

педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения

воспитателя,

приведение

положительных

примеров

и

призывы

не

обижать

других

оказываются

малоэффективны

при

работе

с

агрессивными

дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого

приводят

в

качестве

образца,

может

выявить

только

неприязнь

со

стороны

ребёнка.

Необходимо

отказаться

также

от

соревновательного

начала

в

играх

и

занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания

направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию

на конкурентность

и

противопоставленность

другим. В конечном счёте,

независимо

от

того,

выигрывает

ребёнок

или

проигрывает,

это

ведёт

к

разобщённости и отчуждённости детей.

Основной задачей в работе педагога с агрессивными детьми должно стать

формирование

общности

с

другими,

возможности

видеть

и

понимать

своих

сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника

или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и

совместной деятельности.



В раздел образования