Напоминание

Развитие связной речи дошкольников в творческой гостиной


Автор: Соколова Лилия Алексеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАДОУ "Катюша"
Населённый пункт: город Лабытнанги, ЯНАО
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Развитие связной речи дошкольников в творческой гостиной
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Мастер-класс

«Развитие связной речи дошкольников в творческой гостиной»

Цель: развивать связную речь дошкольников через систему игровых упражнений и заданий

по

развитию

коммуникативных

способностей,

использовать

нетрадиционные

формы

организации речевой работы с детьми.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Клубок сказок», микрофон,

клубок ниток с узелками, листы бумаги, цветные мелки.

Ход работы

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его

жизнь,

именно

поэтому

важно

не

упустить

этот

период

для

раскрытия

творческого

потенциала

каждого

ребёнка,

а

речевое

развитие

детей

дошкольного

возраста

совершенствуется в процессе организации непосредственной образовательной деятельности

и активной самостоятельной деятельности.

Для проведения творческой гостиной не нужно специального оборудования. Самое

главное – это желание играть и фантазировать, и тогда всё, что вас окружает - превращается в

«орудия»

творчества.

Но

конечно,

при

организации

непосредственной

образовательной

деятельности, очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр,

картинок,

книг,

которые

постоянно

используются

и

уже

знакомы

детям,

поэтому

изготовление

игр,

пособий,

демонстрационного

материала

не

занимает

много

времени,

подбирается из имеющихся в группе печатных пособий и игр.

Организация творческой гостиной по полноценной речевой деятельности включает в

себя два направления:

первое направление – развитие коммуникативных способностей детей дошкольного

возраста;

второе направление – нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми.

Система игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей состоит из 4–х

блоков:

1.Блок «Развиваем умение сотрудничать» - направлен на обучение детей умению слушать,

понимать и подчиняться правилам; контролировать движения и работать по инструкции;

воспитание доверия друг к другу, чувства ответственности.

2.Блок «Развиваем умение активно слушать» - направлен на обучение детей общаться на

вербальных

и

невербальных

уровнях;

в

обучении

определять

эмоциональное

состояние

других людей, выражать свои чувства.

3.Блок

«Развиваем

умение

высказываться»

- направлен

на

развитие

умения

перефразировать

сказанное

(сохранив

главный

смысл);

учить

внимательно

слушать

собеседника.

4.Блок

«Развиваем

умение

правильно

перерабатывать

информацию» -

направлен

на

обучение умению перерабатывать информацию.

Предлагаю вам поиграть в игры на развитие умения активно слушать.

Игра «Почему? и Потому!»

Цель: формировать представление о структуре рассуждения, со словами- связками и водно-

модальными словами, учить подбирать 1-2 аргумента для ответа на вопрос «Почему?».

Ход игры

Живёт на свете человек «Почему?». Он очень любопытный и всегда задаёт множество

вопросов, например: почему летом идёт снег? почему осенью опадают листья? Есть ещё

2

один человек, он очень умный и отвечает на все вопросы человечка «Почему?». Как вы

думаете, как его зовут? Послушайте как они жили.

Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили- были Потому и Почему? Видят они – катится бревно.

- Почему оно катится? – спросил Почему.

- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.

- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели

они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

- Почему она летит? – спросил «Почему».

- Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил «Потому».

Сделали тогда «Потому» и «Почему» крылья, и получился у них самолёт. И полетели они

дальше удивляться.

Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.

Давайте представим себе как бы они разговаривали.

- Почему все дети любят сладкое?

Если ответов у «Потому» несколько, он говорит: во-первых, во-вторых.

-Почему люди читают книги?

Однажды между «Потому» и «Почему» состоялся такой разговор: «Почему морковь – это

овощ? Потому что она красного цвета».

Правильно ли ответил на вопрос «Потому»? Докажите, что это неправильный ответ.

-Молодцы, а сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете сказки.

Вам необходимо заменить слова противоположным по значению и получить

название сказок:

Пес без шапки - кот в сапогах.

Красные усы - синяя борода.

Красивый цыпленок - гадкий утенок.

Серебряная курочка-золотой петушок.

- А теперь мы поиграем в игры, которые развивают умение сотрудничать.

Юмористическая пауза «Крокодил» - покажите пословицу жестами, пантомимой.

За двумя зайцами погонишься - ни одного

не поймаешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Любишь кататься - люби и саночки

возить.

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

-Молодцы!

- Следующие игры способствуют развитию умения высказываться.

«Аукцион»

Детям предлагает предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого

высказывания воспитатель стучит деревянным молоточком по столу, произносит:

«Дополнение - раз! Дополнение - два! Дополнение - три! Предложение закончено». Если

до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается.

«Перевертыши»

3

Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя

смысл. (Например. На берёзе распустились первые листочки. Белоствольная красавица

обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.)

- Мы любим играть.

- Наступила зима. и т. д.

-Ну и последний блок развивает умение правильно перерабатывать информацию.

-С целью активного влияния на коммуникативную деятельность в группе организуются

режиссерские игры (например, «Мы журналисты»), которые очень нравятся детям. Цель

этих упражнений – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении,

развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации. Предлагаю

вам апробировать этот приём. Для дошкольников достаточно микрофона и они уже

«журналисты».

Журналист: - Вы любите сказки? Какую сказку больше всего любите? (микрофон –

ответы). – Как вы считаете, о чём думает волк, глядя на свою находку? И т. д.

- Вот видите, на один и тот же поставленный вопрос находятся различные варианты ответов.

Д/игра "Хорошо - плохо"

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и

отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и

отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Журналистом быть - хорошо. Почему?

В: А - плохо. Почему?

- То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо -

почему?".

-Второе направление - использование нетрадиционных форм организации речевой

деятельности: ситуации общения, творческие мастерские.

Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие

спонтанно

формы

общения,

направленные

на

формирование

коммуникативных

способностей.

Типы

ситуации

общения

разнообразны:

игровые,

практические,

театрализованные

и

другие.

В

каждой

ситуации

перед

детьми

возникает

та

или

иная

проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы,

помогает

приобрести

новый

опыт,

активизирует

самостоятельность,

поддерживает

эмоциональный настрой.

-Предлагаю поиграть в игру «Клубок сказок».

Воспитатель рассказывает сказку, дети угадывают ее и развязывают узелок. На экране:

«- Жили – были Дед и Баба, и жила у них курочка Ряба. Раз снесла Курочка яичко – не

простое, а золотое (Курочка Ряба). Положила его баба на окошко студиться. А лиса его ам и

съела. (Колобок). Дед тянет – потянет – вытянуть не может. Баба тянет – потянет – вытянуть

не может. (Репка). Плачет Дед, плачет Баба. Да слезами горю не поможешь. Дед говорит: «Я

поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!» (Гуси – лебеди). Баба взяла

пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дорожке. (Красная шапочка). Долго ли,

коротко ли шла, увидела теремок:

Она и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

4

Вошла она в избушку: и спрашивает: «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие длинные

зубы?»

- Это, чтобы скорее съесть тебя.

- Не ешь меня, я тебе песенку спою. (Колобок).

Тут и дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они и стали жить -

поживать и добра

наживать»

-Молодцы!

-Активизировать

речь

детей

старшего

дошкольного

возраста

помогает

организация

творческих

мастерских. Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм

организации

воспитательно-образовательного

процесса.

Так

как

каждому

ребёнку

предоставляется

возможность

для

удовлетворения

своих

желаний

и

потребностей

в

творческой

деятельности.

Цель

овладение

детьми

дошкольного

возраста

творческой

продуктивной речевой деятельностью.

Основные виды творческой мастерской.

1.Игровая творческая мастерская. Данные детям знания в форме игры усваиваются детьми

дошкольного возраста быстрее, прочнее и легче. Игра стирает грань между иллюзией и

действительностью. Это некая «модель», где ребёнок может «принять» на себя любую роль.

Именно

в

игре

он

реализует

возможность

действовать

самостоятельно,

активно.

Игры

развивают

активный

словарь

дошкольников,

подготавливают

почву

для

формирования

монологической речи. Работа со словом формирует интерес к словесному творчеству, в том

числе и сочинению рассказов, сказок, к использованию разнообразных средств для придания

повествованию выразительности. К игровым творческим мастерским относятся:

сказочное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или

«Мастерской художника»;

речевое развитие детей в рамках различных видов деятельности, объединённых

сюжетом знакомой сказки.

пресс-конференция, где дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и т. д.

конкурс, где дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с

популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими.

рисунки-сочинения - сочинение детьми сказок, рассказов по своим собственным

рисункам.

2.Интегрированные творческие мастерские - детям предлагаются разнообразные виды

деятельности.

Они

позволяют

значительно

освободить

время

для

самостоятельной,

познавательной, игровой деятельности детей.

3.Тематические

творческие

мастерские

- единство

темы

позволяет

создать

у

детей

целостное представление о предметах и явлениях окружающей жизни. Постоянная смена

деятельности поддерживает интерес детей.

Эффективные методы и приёмы, применяемые в работе с детьми.

1.

Включение

диалогов

(как

с

взрослыми,

так

и

с

детьми)

обеспечивает

разнообразие высказываемых точек зрения; вариативность рассказов, взаимодействие

детей в развёртывании единого сюжета; даёт возможность реализовать потребность

детей в общении с взрослыми; помогает понять педагогу ребёнка.

2.

Создание

проблемных

ситуаций

активизируют

творческое

воображение

ребёнка, любопытство, любознательность. При этом предполагается не только создание

новых образов на основе имеющегося опыта, но и их воплощение во внешнюю форму:

словотворчества, придумывания рифмы, загадок, продолжение стихов, рассказов.

3.

Моделирование -

использование

схем,

моделей,

знаков

при

составлении

описательных

рассказов

детей,

придумывании

сюжетов

сказок,

фантастических

историй,

при

пересказе

художественного

произведения.

Они

помогают

детям

преодолеть различные затруднения: самостоятельно определять при рассматривании

5

предмета

его

свойства

и

признаки;

установить

последовательность

изложения

выявленных

признаков;

удержать

в

памяти

последовательность,

которая

является

планом.

4.

Использование

элементов

ТРИЗ помогает

обогащать

круг

представлений

детей, расширяет словарный запас, развивает творческие способности. ТРИЗ помогает

формировать

логику

и

диалектику,

преодолевать

застенчивость,

замкнутость,

учит

отстаивать

свою

точку

зрения,

самостоятельно

выходить

из

трудных

положений,

находить оригинальные решения, составлять творческие рассказы и сказки.

5.

Алгоритмизация. Алгоритм – это формализация технологического процесса в

виде

последовательности

некоторых

шагов,

блоков

деятельности.

Этот

приём

используется при решении противоречий и при составлении рассказов и сказок с

помощью моделей.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебные картинки».

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях

образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы

будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится,

посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных,

людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. А теперь давайте «Сочиним

волшебную сказку» по картинкам, которые вы нарисовали. «Моя новая сказка» или

«Авторская сказка».

В

этой

совместной

работе

дети

выступают

в

роли

сказочника,

писателя.

Вместе

с

воспитателем они придумывают сказку, зарисовывают её, или делают аппликацию по ней.

Воспитатель в этой деятельности детей выступает в роли консультанта, который помогает

выбрать

правильный

сюжет,

раскрыть

основную

мысль

сказки,

использует

различные

приёмы для придумывания сказочных историй. Так же сочинить сказку на основе пословиц,

считалок, загадок, потешек, дразнилок или других малых фольклорных форм.

Таким образом, организация полноценной речевой работы позволяет сформировать у

детей

заинтересованное

отношение

к

речевой

деятельности,

построить

воспитательно-

образовательный процесс на интересном, понятном, ценном в воспитательном отношении

содержании и материале. Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и

развивают

мысль

и

творчество

ребёнка,

способствуют

развитию

внимания,

наблюдательности, памяти детей.



В раздел образования