Напоминание

"Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения"


Автор: Алексеенко Надежда Станиславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№11"
Населённый пункт: Ангарский городской округа Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения"
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: среднее образование





Назад




«Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных го-

сударственных образовательных стандартов второго поколения»

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего че-

рез формирование универсальных учебных действий, которые являются ин-

вариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладе-

ние учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность

самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентно-

стей.

С 2013-2014 МБОУ «СОШ № 11» является пилотной площадкой по вне-

дрению стандартов нового поколения ФГОС на средней ступени. На сего-

дняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя

к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе го-

воря – формирование умения учиться. Большие возможности для этого

предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому

планируемые результаты стандартов образования второго поколения опреде-

ляют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по

существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость

создания такого содержания, которое позволит осуществлять обучение, ори-

ентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее

раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, пси-

холог получает новые обязанности. Он отвечает за измерение результатов

обучения, в частности, за определение уровня формирования компетенций

учащихся.

Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных

качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного

процесса, а технологии измерения указанных компетенций стали основным

предметом деятельности школьного психолога. Чтобы школьник развивался,

необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача

состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Для осу-

ществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в

условиях реализации ФГОС была создана «Программа мониторинга уровня

сформированности УУД».

Целью мониторинга: получение объективной ин-

формации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных

учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации фе-

деральных

государственных

стандартов

нового

поколения.

Проводится

фронтальная и индивидуальная диагностика с использованием методик: Л.А.

Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах»; лич-

ностная шкала самооценки Спилберга; модифицированный вариант анкеты

школьной мотивации Н.Г Лускановой и опросник Кеттелла. Ее результаты за-

носятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналити-

ческих отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуаль-

ном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Комплекс мето-

дик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показа-

тельные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревож-

ность. В рамках данного этапа предполагается проведение консультационной

и просветительской работы с родителями и педагогами по вопросам возмож-

ных сложностей адаптационного периода и формирования УУД. По результа-

там мониторинга проводится коррекционно-развивающая работа с обучаю-

щимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся как в индивидуальной, так и

в групповой форме. В рамках реализации этого направления применяются ав-

торские педагогические разработки «Познай себя» для 5 класса, «Сделай себя

сам» для 6 класса составленные на основе курса Селевко Г.К. «Самосовер-

шенствование личности», программы обучения учащихся жизненно важным

навыкам О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» и программы «Жизненные на-

выки» С.Кривцовой ориентированной на развитие чувств и «Я – концепции».

Новизна разработок заключается в форме организации внеурочной деятель-

ности, а так же в планировании для каждого занятия формирование личност-

ных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учеб-

ных действий.

Цель данных программ: направить интерес школьников к процессу самопо-

знания; помощь учащимся в выявлении и самооценке основных качеств лич-

ности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах; подска-

зать подростку средства самовоспитания, которые помогут ему сориентиро-

ваться в жизни, вовлекая его в активную деятельность классного коллектива

В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация развития ре-

бенка: он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и

товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Кро-

ме того, совершенствуются познавательные процессы, и просыпается интерес

к самому себе.

В самопознании главное – выявление подростком своих положительных

качеств, потенциалов, способностей, выявление в самом себе нравственных

качеств. Вовлекая подростка в процесс самопознания, необходимо в первую

очередь раскрыть его потенциальные возможности, убедить в способности

изменять, тренировать, развивать, т.е. совершенствовать себя. Немаловажное

значение имеет выявление и осознание отрицательных качеств своей лично-

сти, т.к. это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.

Таким образом, познание себя – центральный, опорный, отправной пункт,

из

которого

исходят

все

направления

самосовершенствования

личности:

самовоспитание,

самообразование,

самоутверждение,

самоопределение,

саморегуляция и самоактуализация.

Содержание курса «Сделай себя сам» - это начало процесса сознательного

самовоспитания. Занятия курса заставляют ребенка задуматься над возмож-

ностями влияния на свои физические и личностные качества и предприни-

мать сознательные, целенаправленные усилия для достижения своих целей.

Занятия направлены на знакомство детей со средствами самовоспитания, ко-

торые помогут ребенку сориентироваться в выборе своих действий и поступ-

ков. Жизнедеятельность в классе организуется на основе активной деятельно-

сти всего классного коллектива - среды обитания, создающей условия для

самореализации формирования положительной «Я- концепции». В результате

формируется круг интересов, из которых вырастают ценностные ориентации

ребенка; появляются внутренние процессы самовоспитания в жизни, вовле-

кая его в активную деятельность классного коллектива.

При этом на занятиях

обязательно

присутствуют

элементы

самовоспитания:

постановка

детьми

цели, приложение своих волевых усилий, самоконтроль, самоанализ и ре-

флексия.

Особенно в курсе большое внимание уделяется занятиям направленных на

развитие у детей умения самовоспитания воли (умение заставить себя делать

нужное дело, преодолев страх, лень, застенчивость) и выдержки (способ-

ность побороть нежелательные реакции).

На занятиях используются различные методы и приёмы активизирующие

мотивацию обучающихся: проблемные лекции, игровые упражнения, группо-

вые дискуссии и диагностические процедуры.

Предполагаемый результат: сформированность мотивов самосознания; аде-

кватная самооценка; рефлексивный анализ положительных качеств, потенци-

алов и способностей; развитие самосознания и успешного взаимодействия в

различных социальных ситуациях; овладение первоначальными умениями

самовоспитания, контроля над собой, волевого поведения; научиться строить

взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуация-

ми, принимать ответственность за свои поступки

Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года.

Хочется отметить, что появление нового результата образования ни в коей

мере не предполагает отрицание старых, традиционных результатов, напро-

тив, рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в

себя все традиционные результаты образования.

Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 11» Алексеенко Надежда Станиславовна



В раздел образования