Автор: Алексеенко Надежда Станиславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№11"
Населённый пункт: Ангарский городской округа Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения"
Раздел: среднее образование
«Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных го-
сударственных образовательных стандартов второго поколения»
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего че-
рез формирование универсальных учебных действий, которые являются ин-
вариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладе-
ние учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентно-
стей.
С 2013-2014 МБОУ «СОШ № 11» является пилотной площадкой по вне-
дрению стандартов нового поколения ФГОС на средней ступени. На сего-
дняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя
к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе го-
воря – формирование умения учиться. Большие возможности для этого
предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому
планируемые результаты стандартов образования второго поколения опреде-
ляют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по
существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость
создания такого содержания, которое позволит осуществлять обучение, ори-
ентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее
раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, пси-
холог получает новые обязанности. Он отвечает за измерение результатов
обучения, в частности, за определение уровня формирования компетенций
учащихся.
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных
качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного
процесса, а технологии измерения указанных компетенций стали основным
предметом деятельности школьного психолога. Чтобы школьник развивался,
необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Для осу-
ществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в
условиях реализации ФГОС была создана «Программа мониторинга уровня
сформированности УУД».
Целью мониторинга: получение объективной ин-
формации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных
учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации фе-
деральных
государственных
стандартов
нового
поколения.
Проводится
фронтальная и индивидуальная диагностика с использованием методик: Л.А.
Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах»; лич-
ностная шкала самооценки Спилберга; модифицированный вариант анкеты
школьной мотивации Н.Г Лускановой и опросник Кеттелла. Ее результаты за-
носятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналити-
ческих отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуаль-
ном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Комплекс мето-
дик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показа-
тельные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревож-
ность. В рамках данного этапа предполагается проведение консультационной
и просветительской работы с родителями и педагогами по вопросам возмож-
ных сложностей адаптационного периода и формирования УУД. По результа-
там мониторинга проводится коррекционно-развивающая работа с обучаю-
щимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся как в индивидуальной, так и
в групповой форме. В рамках реализации этого направления применяются ав-
торские педагогические разработки «Познай себя» для 5 класса, «Сделай себя
сам» для 6 класса составленные на основе курса Селевко Г.К. «Самосовер-
шенствование личности», программы обучения учащихся жизненно важным
навыкам О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» и программы «Жизненные на-
выки» С.Кривцовой ориентированной на развитие чувств и «Я – концепции».
Новизна разработок заключается в форме организации внеурочной деятель-
ности, а так же в планировании для каждого занятия формирование личност-
ных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учеб-
ных действий.
Цель данных программ: направить интерес школьников к процессу самопо-
знания; помощь учащимся в выявлении и самооценке основных качеств лич-
ности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах; подска-
зать подростку средства самовоспитания, которые помогут ему сориентиро-
ваться в жизни, вовлекая его в активную деятельность классного коллектива
В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация развития ре-
бенка: он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и
товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Кро-
ме того, совершенствуются познавательные процессы, и просыпается интерес
к самому себе.
В самопознании главное – выявление подростком своих положительных
качеств, потенциалов, способностей, выявление в самом себе нравственных
качеств. Вовлекая подростка в процесс самопознания, необходимо в первую
очередь раскрыть его потенциальные возможности, убедить в способности
изменять, тренировать, развивать, т.е. совершенствовать себя. Немаловажное
значение имеет выявление и осознание отрицательных качеств своей лично-
сти, т.к. это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.
Таким образом, познание себя – центральный, опорный, отправной пункт,
из
которого
исходят
все
направления
самосовершенствования
личности:
самовоспитание,
самообразование,
самоутверждение,
самоопределение,
саморегуляция и самоактуализация.
Содержание курса «Сделай себя сам» - это начало процесса сознательного
самовоспитания. Занятия курса заставляют ребенка задуматься над возмож-
ностями влияния на свои физические и личностные качества и предприни-
мать сознательные, целенаправленные усилия для достижения своих целей.
Занятия направлены на знакомство детей со средствами самовоспитания, ко-
торые помогут ребенку сориентироваться в выборе своих действий и поступ-
ков. Жизнедеятельность в классе организуется на основе активной деятельно-
сти всего классного коллектива - среды обитания, создающей условия для
самореализации формирования положительной «Я- концепции». В результате
формируется круг интересов, из которых вырастают ценностные ориентации
ребенка; появляются внутренние процессы самовоспитания в жизни, вовле-
кая его в активную деятельность классного коллектива.
При этом на занятиях
обязательно
присутствуют
элементы
самовоспитания:
постановка
детьми
цели, приложение своих волевых усилий, самоконтроль, самоанализ и ре-
флексия.
Особенно в курсе большое внимание уделяется занятиям направленных на
развитие у детей умения самовоспитания воли (умение заставить себя делать
нужное дело, преодолев страх, лень, застенчивость) и выдержки (способ-
ность побороть нежелательные реакции).
На занятиях используются различные методы и приёмы активизирующие
мотивацию обучающихся: проблемные лекции, игровые упражнения, группо-
вые дискуссии и диагностические процедуры.
Предполагаемый результат: сформированность мотивов самосознания; аде-
кватная самооценка; рефлексивный анализ положительных качеств, потенци-
алов и способностей; развитие самосознания и успешного взаимодействия в
различных социальных ситуациях; овладение первоначальными умениями
самовоспитания, контроля над собой, волевого поведения; научиться строить
взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуация-
ми, принимать ответственность за свои поступки
Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года.
Хочется отметить, что появление нового результата образования ни в коей
мере не предполагает отрицание старых, традиционных результатов, напро-
тив, рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в
себя все традиционные результаты образования.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 11» Алексеенко Надежда Станиславовна