Напоминание

Проект музейно-педагогического комплекса "Культура народов мира"


Автор: Хайретдинова Гузель Исламовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 61 городского округа город Уфа
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: Проект
Тема: Проект музейно-педагогического комплекса "Культура народов мира"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект музейно-педагогического

комплекса

«Культура народов мира»

Актуальность

В детском саду, начинающему работать в режиме развития, встает

вопрос

о

необходимости

выбора

методов

и

организационных

форм

образовательного

процесса,

о

необходимости

создания

системы,

позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в

одухотворенном

предметном

мире,

созданном

человеком

(Волкова

Е.

В.,

1989),

с

землей

наших

предков,

с

природой.

Мы

считаем,

что

именно

музейная

педагогика,

является

инновационной

технологией

в

сфере

личностного развития детей, создающая условия погружения личности в

специально

организованную

предметно-пространственную

среду.

Еще

известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н.

Федоров,

П.А.

Флоренский,

Ф.

Шмит,

А.В.

Бакушинский)

придавали

огромное

значение

образовательной,

воспитательной,

эстетической

и

духовной функциям музея.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной

педагогики

является

музейно-образовательное

пространство,

центром

которого

будет

музейно-педагогический

комплекс

мини-музеев

под

символическим

названием

«Культура

народов

мира».

Музейно-

педагогический комплекс «Культура народов мира» будет состоять из мини-

музеев с атрибутами разных культур мира:

1 гр. «Культура народов мира» (Россия)

2 гр. «Культура народов мира» (Индия)

3 гр. «Культура народов мира» (Китай)

4 гр. «Культура народов мира» (Башкирия)

5 гр. «Культура народов мира» (Испания)

6 гр. «Культура народов мира» (Узбекистан)

7 гр. «Культура народов мира» (Татарстан)

8 гр. «Культура народов мира» (Греция)

Конечно,

в

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции,

соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти

экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей,

для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную

тематику такого музея.

Психологические исследования учёных позволяют увидеть, что у детей,

развивающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их

сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и

эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в

необычной

среде

спокойней

и

раскрепощенней.

Определенным

образом

модифицируется

мыслительная

деятельность

детей,

дети

более

свободно

оперируют образами. С взрослыми в триаде “взрослый-ребенок-родитель”

складываются

партнёрские

взаимоотношения,

основанные

на

доверии

и

сотрудничестве.

Основные ориентиры проекта

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Предмет

исследования:

образовательное

пространство

дошкольного

учреждения и семьи.

Социальная

значимость

проекта:

использование

современных

инновационных

развивающих

технологий,

которые

позволяют

превышать

государственные

образовательные

стандарты

по

всем

направлениям

деятельности.

Экономическая целесообразность проекта:

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов

по теме проекта;

Становление готовности дошкольников ориентироваться в музейной

культуре;

Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;

Пополнение

материально-технической

базы

ДОУ,

пополнение

методического кабинета литературой и пособиями.

Возможные риски проекта и пути их преодоления:

1. Недостаточное оснащение материально-

технической базы музеев экспонатами

1.

Совместное

оснащение

с

семьями воспитанников.

2.

Нехватка

высококвалифицированных,

з а и н т е р е с о в а н н ы х ,

и н и ц и а т и в н ы х

педагогов.

1.

Направление

педагогов

и

специалистов

на

повышение

квалификации.

2.

Моральное

и

материальное

п о о щ р е н и е

т в о р ч е с к и

работающих педагогов.

Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе

позволит

развить

личность

дошкольников

и

подготовить

к

дальнейшему

обучению в школе.

Открытость проекта: предполагает различные социальные контакты.

Проект предполагает

создание

музейной

базовой

среды

в

дошкольном

образовательном учреждении, целью которого является: развитие личности

дошкольника через создание и использование многообразной деятельности

мини-музеев в дошкольном учреждении.

Задачи:

Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.

Формирование

системы

ценностей

ребенка,

приобщение

к

историческому,

культурному,

природному

наследию;

воспитание

толерантности; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и

речевых процессов.

Формирование

детско-взрослой

лично стно-ориентированной

совместной деятельности на материале музейной практики.

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ.

Развитие

сотрудничества

педагогического

коллектива

дошкольного

учреждения с родителями.

Предполагаемые результаты

Для

педагогов: Повышение

уровня

компетенции

педагогов

в

музейной

педагогике; инновационные

изменения

в

организации

образовательного

процесса.

Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре; развитие

личностных качеств дошкольников; воспитание толерантности; повышение

качества

образования

за

счет

обогащения

предметно-пространственной

развивающей среды.

Для родителей: повышение музейной культуры у родителей; повышение

статуса семейного воспитания.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв.

постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию

и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

от 15.05.2013г. Сан Пин 2.4.1.3049-13;

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования от 17.10.2013г. № 1155;

Устав МАДОУ Детский сад № 61.

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до

2013 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-Р;

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.

(утв. постановлением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 61;

Концепция непрерывного содержания образования, 2003 г.

Информационное

обеспечение: трансляция

педагогического

опыта

по

данной теме в СМИ, на сайте; размещение продуктов реализации проекта на

сайте МАДОУ Детский сад № 61; участие в региональных, федеральных

педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том

числе

дистанционных

онлайн-форумах

по

данной

теме;

публикации

методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических

журналах.

Организационное

обеспечение:

анализ

ресурсов,

необходимых

для

реализации

проекта; работа

по

управлению

деятельностью

участников

проекта.

Материально-техническое обеспечение:

Развивающая

предметная

среда

детского

сада

оборудована

с

учетом

возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой

по содержанию, масштабу и художественному решению. В связи с этим, есть

возможность планировать, где размещать музейные выставки. Минимально

приобретён

необходимый

материал

к

музейным

экспозициям

(предметы,

игрушки

народного

творчества,

литература,

открытки,

альбомы

по

краеведению).

Методическое обеспечение:

В

методическом

кабинете

оформлен

и

систематизирован

методический

инструментарий,

исходя

из

особенностей

образовательного

процесса.

Подобрана литература по тематике проекта. Изучен и собран материал по

теме проекта.

Характеристика семей воспитанников:

Социологический опрос родителей позволили сделать выводы о социальном

статусе семей, уровне образования, общественной активности родителей. Из

наблюдений педагогов следует, что родители заинтересованы в воспитании

своих

детей.

83%

родителей

являются

активными

участниками

образовательного процесса. Однако 17% можно отнести к малоактивным

семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их, привлечь к совместной

деятельности.

Критерии эффективности проекта

полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших

затратах ресурсов;

произошли инновационные изменения в организации образовательного

процесса;

педагогический опыт интересен коллегам;

растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению

опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.

Конечные результаты реализации проекта

Создание комплексной системы мини-музеев в ДОУ;

Обобщение

и

распространение

опыта

на

тему:

Музейно-

педагогический комплекс «Культура народов мира»

повышение компетентности и профессионализма педагогов в музейной

культуре;

качественное

изменение

условий

для

личностного

развития

дошкольников

через

оснащение

материально-технической

базы

по

данному направлению;

участие ДОУ во всероссийских, региональных и городских конкурсах

инновационных проектов.

Реализация проекта

Деятельность на первом – подготовительном – этапе и ожидаемые результаты

Задачи: исследовать условия для реализации проекта:

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1. Консультация для педагогов

по данной проблеме «Мини-

музеи в детском саду как форма

работы с детьми и родителями»

2. Изучение теоретической,

методической литературы по

данному направлению.

1.Разработка

перспективного

планирования

работы

(по всем

возрастным

группам).

1. Выявление

семейного опыта.

2. Изучение степени

потребности и

желания сотрудничать

по данному

направлению.

3. Создание развивающей

среды, определение тем и

названий мини-музеев,

разработка их модели, выбор

места для размещения,

планирование экспозиций,

выбор дизайна оформления

мини-музея

4. Составление перспективного

плана мероприятий.

5.Разработка положения о мини-

музее и издание приказа об его

организации.

3. Работа по сбору

экспонатов в музеи по

их направленности.

Ожидаемый результат

1. Повышение уровня

профессиональной

компетентности педагогов через

использование инновационных

форм работы.

3. Планирование системы

работы по данной теме.

Планы работы

(по всем

возрастным

группам)

по данному

направлению

работы.

1. Информационное

просвещение

родителей.

2. Мотивация

родителей на активное

сотрудничество.

Деятельность на втором – практическом – этапе и ожидаемые результаты

Срок реализации: март – май

Задача: реализация проекта по всем направлениям.

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1.Педсовет «Дети и

музей»

2.Семинар “Создание

мини-музея в ДОУ”

4. Разработка планов

работы каждого музея.

5. Разработка

конспектов

непосредственной

образовательной

деятельности в музеях.

1. Включение работы музеев

в образовательную

деятельность, прогулки,

беседы, игры, праздники и

развлечения в соответствии с

планированием для каждой

возрастной группы.

2. КВН

3. Участие в конкурсах.

4.Рассматривание

иллюстраций, плакатов, книг,

наглядных пособий;

коллекционирование вместе

1. Совместные с

родителями

мероприятия

2. Семинар "Музей в

жизни ребенка".

3. Индивидуальные

консультации

4. Круглый стол

"День музея в

семье".

5. Оформление

информационных

6. Проведение

тематических бесед.

7.Сбор экспонатов.

8. Работа по

направлениям

деятельности музеев:

Поисково-

собирательское.

Экспозиционное

(оформительское).

Экскурсионное.

Культурно-

массовые

мероприятия, дела.

с детьми; создание мини-

музеев в группах.

5.Просмотр видеороликов.

6. Мероприятия с

родителями

7.Игры музейного

содержания

8.Игры-развлечения

9.Игры путешествия.

10.Интеллектуально –

творческие игры.

11.Игры – эстетического

содержания.

12. Фестиваль «Танцы

народов мира»

стендов в каждой

группе.

6. Привлечение к

сбору экспонатов.

7. Подготовка к

фестивалю «Танцы

народов мира»

Выставки: Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных

материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий,

профессиями.

Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями,

приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.

Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с природой, способствовать

формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и

эстетические чувства.

Художественные. Цель: познакомить с произведениями художников, жанрами

изобразительного искусства, декоративно– прикладными ремёслами.

Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и

педагогов, укрепление семьи.

Детское творчество. Цель: персональные выставки работ детей (лепка,

рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Ожидаемый результат

1. Повышение уровня

компетентности

педагогов в музейной

деятельности.

2. Улучшение качества

организации

образовательного

процесса.

1. Систематизация работы по

данной теме.

1. Повышение

музейной культуры

родителей.

2. Желание

родителей

участвовать в

совместных

мероприятиях в

3. Обобщение,

распространение и

презентация опыта

работы по данной

теме.

ДОУ.

3. Повышение

статуса семейного

воспитания через

творческое

сотрудничество.

Деятельность на третьем – заключительном – этапе и ожидаемые результаты

Задача: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов,

планирование.

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1. Обмен опытом

участников проекта.

3. Обобщение опыта

работы

1.Обмен

мнениями в процессе

разных видов

деятельности

1. Анкетирование

родителей.

2. Награждение грамотами

самых активных родителей

– участников проекта.

Ожидаемый результат

1. Анализ результатов

проектной

деятельности.

2. Определение

проблем и перспектив.

3. Использование опыта

проекта в разных видах

деятельности

2. Появление

интереса к музеям;

музейной

деятельности.

1. Повышение статуса

семейного воспитания.

2. Готовность родителей к

активному сотрудничеству

с детским садом

Литература

1.

Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.

2.

Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом «Карапуз», 2000. – 253 с.

3.

Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.

4.

Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми.

Волгоград: Учитель, 2012 – 149 с.

5.

Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

6.

Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском

саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.

7.

Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические

материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.

8.

Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный

видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч,

2008.Мини-музеи природы (часть вторая)

9.

Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты.

Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.

10.

Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.:

Высш. шк., 2004. -216 с.

11.

Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. /

Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.



В раздел образования