Напоминание

Школа, социум, семья – три неразрывно связанных между собой звена


Автор: Чурбанова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: города Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Школа, социум, семья – три неразрывно связанных между собой звена
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие школы с другими структурами социума

для создания благоприятных условий развития одаренности

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют

условия, благоприятные для их развития» (Г.В.Плеханов)

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания. Необходимо лелеять, ухаживать за ним, сделать

все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (В.А. Сухомлинский)

1.Школа,

социум,

семья –

три

неразрывно

связанных

между

собой

звена

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы

рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению,

далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит

и от семьи, и от школы.

Задача

семьи

состоит

в

том,

чтобы

вовремя

увидеть,

разглядеть

способности

ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить

почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Школа справляется с этой задачей намного лучше, если учебное заведение имеет

благоприятное

социально-культурное

окружение,

т.е.

взаимодействует

с

другими

структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

Недалеко от нашей школы находится ГЦИ, Музей истории города Балаково, музей

«Усадьба

Мальцевых».

Эти

структуры

социума

обеспечивают

творческие

и

познавательные потребности учащихся, развивают и поддерживают интерес учащихся к

деятельности определённого направления.

В основе деятельности нашей школы, по развитию одаренности ребенка, лежат

принципы

активного

созидания

среды

для раскрытия

творческих

способностей

талантливых

и одаренных

детей,

принцип

комплексного,

всестороннего

подхода

к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

Результативность

работы

педагогического

коллектива

в

данном

направлении

достигнута достаточно высокая.

2. Сотрудничество с Музеем истории города Балаково

Поход в музей предусматривает возможность проводить специальную работу с

одаренными

детьми

с

тем,

чтобы

стимулировать

развитие

наиболее

продвинутых

школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и

интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме

освоения образовательного минимума.

Важным

моментом

для

гармоничного

развития

и воспитания

ребенка является

знакомство с

музеем.

Мы

стараемся

организовать

экскурсии

так,

чтобы

во

время

посещения музея у ребят не пропал интерес и не одолела скука.

Так как же заинтересовать ребенка, вовлечь его в мир искусства.

В музей мы идём группой, а для ребёнка имеет огромное значение поделиться

мнением и впечатлением от увиденного экспоната или картины со своим сверстником, с

которым

он

находится

на

равных

в

плане

понимания

происходящего.

Детям

легче

общаться друг с другом, нежели с взрослыми, которые могут и осудить, и не правильно

понять мнение ребенка, и пожурить его за его непосредственные высказывания.

Когда ребенок идет в музей в первый раз, он относится к этому, как очень важному

событию своей жизни. И нужно сделать так, чтобы это событие стало радостным. Заранее

предупреждаем учащихся, что

скоро

их ждет интересный поход в музей. Пусть они

настраиваются и готовятся. Они могут расспрашивать нас о том, что они смогут увидеть в

музее. Если мы не можем ответить на все вопросы, можно ведь вместе с ребятами

поискать нужные ответы. Сейчас это довольно просто сделать при помощи интернета. Там

же можно найти информацию о самом музее, куда мы собираемся пойти.

Мы знакомим ребят с правилами поведения в музее: все люди ведут себя очень

тихо и разговаривают вполголоса.

Конечно, результаты от таких походов не одинаковы для разных детей, но тем не

менее, каждый получает что-то полезное для себя. Учащиеся могут не запомнить все

факты, которые им сообщили, но, вполне очевидно, что любой поход является в какой-то

степени образовательным. У учащихся появится мотивация изучать тот или иной предмет

и улучшить свои знания, появятся навыки работы в группе.

Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве работает с Музеем

истории города Балаково.

За 4 года учёбы мы посетили

Экскурсии (в музее):

1.Обзорная экскурсия по музею. Включает в себя знакомство со всеми выставками музея

2.«Развитие Балаковского края с середины ХVIII до начала ХХ веков»

3. «Балаково в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (о балаковцах –

участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла)

4.«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» (Материалы выставки отражают наиболее

значимые

этапы

жизни

первого

космонавта

Ю.А.

Гагарина.

Особое

внимание

саратовскому

периоду.

Отдельный

комплекс

посвящен

нашему

знаменитому

земляку,

человеку яркой и трагической судьбы, Г.Г. Голобокову)

Беседы (в музее и вне музея):

1.

Беседа

«Старый

Балаково».

История

образования

удельного

села,

основанного

староверами, основные этапы его развития до присвоения статуса города, деятельность

Совета городских уполномоченных (с презентацией)

2. Беседа «И тыл был фронтом». О самоотверженном труде жителей города Балаково и

Балаковского района в годы Великой Отечественной войны

3.

Беседа

«Награды

деда

моего»

Знакомство

с

наградной

системой

России,

первые

награды, высшая награда СССР, награды Великой Отечественной войны, Герои СССР,

балаковцы – Герои Советского Союза

4. Беседа «Вот она какая русская изба!». Формирование четкого представления у детей о

крестьянском

жилище,

орудиях

труда,

предметах

быта

и

других

элементах

русской

культуры (с презентацией)

5. Беседа «Обереги русской избы». Знакомство с предметами быта, орудиями труда,

жилищем, семейными обрядами, традициями и верованиями крестьян конца XIX - нач.

ХХ веков, мастер-класс по изготовлению куклы – закрутки (с презентацией)

6.Массовое интерактивное мероприятие «Мы за чаем не скучаем» Знакомство с историей

самовара и традициями русского чаепития (с презентацией)

7. Яркая и красочная выставка «Настоящие индейцы. Мифы и реальность» знакомит с

военными

и

ритуальными

одеждами,

оружием

этих

племен,

мужскими

и

женскими

костюмами,

предметами

шаманских

культов.

Здесь

вы

сможете

пострелять

из

лука,

поохотиться на бизона, заарканить мустанга, зайти в традиционное жилище – типи,

сфотографироваться

в

головном

уборе

вождя

племени,

познакомиться

с

гениальным

индейским изобретением – знаменитым языком жестов, а также приобрести на память

самый известный на сегодняшний день амулет «Ловец снов» и другие сувениры.

Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется

и комбинируется

с нетрадиционной,

проводятся

интерактивные

занятия,

используются

современные технологии.

Как показывает практика, обязательно следует учитывать возрастные особенности

учащихся при построении занятий. Основой реализации музейной деятельности с детьми

являются их психологические особенности.

У школьника

данного

возраста

слабая

воля,

неустойчивое

рассеянное

и непроизвольное

внимание,

в силу чего долгое время они не могут быть усидчивы

и долго сосредоточены, поэтому их внимание необходимо переключать с одного вида

деятельности на другой. Двигательная активность преобладает над умственной, он не

может стоять «по струнке», поэтому даже на экскурсии ему нужны движения. Во время

музейного занятия соблюдается двигательная активность.

У школьников преобладает невербальное наглядное восприятие информации,

поэтому ребенок не любит растянутых рассказов, предисловий, введений, он должен сразу

«перейти к делу», т. е. к экспонатам. Он наблюдателен и любознателен, поэтому в музее

необходимо все время организовывать повторение и актуализацию материала экскурсии,

т. к. иначе происходит «быстрое выпадение» знания. В силу вышесказанного музейное

занятие

строится

на

приоритете

зрительных

впечатлений,

моторно-двигательной

активности

и

коммуникативности.

Показ

музейного

предмета

преобладает

над

рассказом.

Рассказ не превышает 20 мин, а вся экскурсия 1 ч. Группа не более 15 чел. На

экскурсии с данной возрастной категорией экскурсоводы создают эффект «погружения

в эпоху»:

«Представим,

что

мы

вошли…»,

«Представим,

что

мы

находимся…»,

«Представим, что мы перенеслись…».

Соблюдается

главное правило в музее — не

стоять

долго

на

одном

месте

и изучать

в движении.

Сотрудники музея правильно

сочетают множество методов и способов, чтобы избежать монотонности и «сухости»

изложения материала для лучшего качества проведения занятия

3. Посещение музеев – всегда больше, чем впечатление.

Почему стоит посещать музеи?

1.Удовлетворение любопытства.

2.Эстетическое наслаждение (посещение музеев развивает в детях эстетический

вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное)

3.Пополнение

багажа

знаний

(После

посещения

музея

дети применяли знания,

полученные во время экскурсий, или опирались на них).

4.Дети с пользой проводят свое свободное время.

5.Ребята получают «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения (Раннее

приобщение

детей

к

культурным

ценностям

помогло

сформировать

правильную

грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила

этикета, хорошие манеры)

6.Став взрослыми, мои ученики, надеюсь, будут участвовать в культурной

жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи.

Работа с музеем предусматривает возможность проводить специальную работу с

одаренными

детьми

с

тем,

чтобы

стимулировать

развитие

наиболее

продвинутых

школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и

интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме

освоения образовательного минимума.



В раздел образования