Автор: Чурбанова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: города Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Школа, социум, семья – три неразрывно связанных между собой звена
Раздел: начальное образование
Взаимодействие школы с другими структурами социума
для создания благоприятных условий развития одаренности
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют
условия, благоприятные для их развития» (Г.В.Плеханов)
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания. Необходимо лелеять, ухаживать за ним, сделать
все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (В.А. Сухомлинский)
1.Школа,
социум,
семья –
три
неразрывно
связанных
между
собой
звена
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению,
далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит
и от семьи, и от школы.
Задача
семьи
состоит
в
том,
чтобы
вовремя
увидеть,
разглядеть
способности
ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить
почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Школа справляется с этой задачей намного лучше, если учебное заведение имеет
благоприятное
социально-культурное
окружение,
т.е.
взаимодействует
с
другими
структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.
Недалеко от нашей школы находится ГЦИ, Музей истории города Балаково, музей
«Усадьба
Мальцевых».
Эти
структуры
социума
обеспечивают
творческие
и
познавательные потребности учащихся, развивают и поддерживают интерес учащихся к
деятельности определённого направления.
В основе деятельности нашей школы, по развитию одаренности ребенка, лежат
принципы
активного
созидания
среды
для раскрытия
творческих
способностей
талантливых
и одаренных
детей,
принцип
комплексного,
всестороннего
подхода
к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Результативность
работы
педагогического
коллектива
в
данном
направлении
достигнута достаточно высокая.
2. Сотрудничество с Музеем истории города Балаково
Поход в музей предусматривает возможность проводить специальную работу с
одаренными
детьми
с
тем,
чтобы
стимулировать
развитие
наиболее
продвинутых
школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и
интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме
освоения образовательного минимума.
Важным
моментом
для
гармоничного
развития
и воспитания
ребенка является
знакомство с
музеем.
Мы
стараемся
организовать
экскурсии
так,
чтобы
во
время
посещения музея у ребят не пропал интерес и не одолела скука.
Так как же заинтересовать ребенка, вовлечь его в мир искусства.
В музей мы идём группой, а для ребёнка имеет огромное значение поделиться
мнением и впечатлением от увиденного экспоната или картины со своим сверстником, с
которым
он
находится
на
равных
в
плане
понимания
происходящего.
Детям
легче
общаться друг с другом, нежели с взрослыми, которые могут и осудить, и не правильно
понять мнение ребенка, и пожурить его за его непосредственные высказывания.
Когда ребенок идет в музей в первый раз, он относится к этому, как очень важному
событию своей жизни. И нужно сделать так, чтобы это событие стало радостным. Заранее
предупреждаем учащихся, что
скоро
их ждет интересный поход в музей. Пусть они
настраиваются и готовятся. Они могут расспрашивать нас о том, что они смогут увидеть в
музее. Если мы не можем ответить на все вопросы, можно ведь вместе с ребятами
поискать нужные ответы. Сейчас это довольно просто сделать при помощи интернета. Там
же можно найти информацию о самом музее, куда мы собираемся пойти.
Мы знакомим ребят с правилами поведения в музее: все люди ведут себя очень
тихо и разговаривают вполголоса.
Конечно, результаты от таких походов не одинаковы для разных детей, но тем не
менее, каждый получает что-то полезное для себя. Учащиеся могут не запомнить все
факты, которые им сообщили, но, вполне очевидно, что любой поход является в какой-то
степени образовательным. У учащихся появится мотивация изучать тот или иной предмет
и улучшить свои знания, появятся навыки работы в группе.
Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве работает с Музеем
истории города Балаково.
За 4 года учёбы мы посетили
Экскурсии (в музее):
1.Обзорная экскурсия по музею. Включает в себя знакомство со всеми выставками музея
2.«Развитие Балаковского края с середины ХVIII до начала ХХ веков»
3. «Балаково в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (о балаковцах –
участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла)
4.«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» (Материалы выставки отражают наиболее
значимые
этапы
жизни
первого
космонавта
Ю.А.
Гагарина.
Особое
внимание
–
саратовскому
периоду.
Отдельный
комплекс
посвящен
нашему
знаменитому
земляку,
человеку яркой и трагической судьбы, Г.Г. Голобокову)
Беседы (в музее и вне музея):
1.
Беседа
«Старый
Балаково».
История
образования
удельного
села,
основанного
староверами, основные этапы его развития до присвоения статуса города, деятельность
Совета городских уполномоченных (с презентацией)
2. Беседа «И тыл был фронтом». О самоотверженном труде жителей города Балаково и
Балаковского района в годы Великой Отечественной войны
3.
Беседа
«Награды
деда
моего»
Знакомство
с
наградной
системой
России,
первые
награды, высшая награда СССР, награды Великой Отечественной войны, Герои СССР,
балаковцы – Герои Советского Союза
4. Беседа «Вот она какая русская изба!». Формирование четкого представления у детей о
крестьянском
жилище,
орудиях
труда,
предметах
быта
и
других
элементах
русской
культуры (с презентацией)
5. Беседа «Обереги русской избы». Знакомство с предметами быта, орудиями труда,
жилищем, семейными обрядами, традициями и верованиями крестьян конца XIX - нач.
ХХ веков, мастер-класс по изготовлению куклы – закрутки (с презентацией)
6.Массовое интерактивное мероприятие «Мы за чаем не скучаем» Знакомство с историей
самовара и традициями русского чаепития (с презентацией)
7. Яркая и красочная выставка «Настоящие индейцы. Мифы и реальность» знакомит с
военными
и
ритуальными
одеждами,
оружием
этих
племен,
мужскими
и
женскими
костюмами,
предметами
шаманских
культов.
Здесь
вы
сможете
пострелять
из
лука,
поохотиться на бизона, заарканить мустанга, зайти в традиционное жилище – типи,
сфотографироваться
в
головном
уборе
вождя
племени,
познакомиться
с
гениальным
индейским изобретением – знаменитым языком жестов, а также приобрести на память
самый известный на сегодняшний день амулет «Ловец снов» и другие сувениры.
Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется
и комбинируется
с нетрадиционной,
проводятся
интерактивные
занятия,
используются
современные технологии.
Как показывает практика, обязательно следует учитывать возрастные особенности
учащихся при построении занятий. Основой реализации музейной деятельности с детьми
являются их психологические особенности.
У школьника
данного
возраста
слабая
воля,
неустойчивое
рассеянное
и непроизвольное
внимание,
в силу чего долгое время они не могут быть усидчивы
и долго сосредоточены, поэтому их внимание необходимо переключать с одного вида
деятельности на другой. Двигательная активность преобладает над умственной, он не
может стоять «по струнке», поэтому даже на экскурсии ему нужны движения. Во время
музейного занятия соблюдается двигательная активность.
У школьников преобладает невербальное наглядное восприятие информации,
поэтому ребенок не любит растянутых рассказов, предисловий, введений, он должен сразу
«перейти к делу», т. е. к экспонатам. Он наблюдателен и любознателен, поэтому в музее
необходимо все время организовывать повторение и актуализацию материала экскурсии,
т. к. иначе происходит «быстрое выпадение» знания. В силу вышесказанного музейное
занятие
строится
на
приоритете
зрительных
впечатлений,
моторно-двигательной
активности
и
коммуникативности.
Показ
музейного
предмета
преобладает
над
рассказом.
Рассказ не превышает 20 мин, а вся экскурсия 1 ч. Группа не более 15 чел. На
экскурсии с данной возрастной категорией экскурсоводы создают эффект «погружения
в эпоху»:
«Представим,
что
мы
вошли…»,
«Представим,
что
мы
находимся…»,
«Представим, что мы перенеслись…».
Соблюдается
главное правило в музее — не
стоять
долго
на
одном
месте
и изучать
в движении.
Сотрудники музея правильно
сочетают множество методов и способов, чтобы избежать монотонности и «сухости»
изложения материала для лучшего качества проведения занятия
3. Посещение музеев – всегда больше, чем впечатление.
Почему стоит посещать музеи?
1.Удовлетворение любопытства.
2.Эстетическое наслаждение (посещение музеев развивает в детях эстетический
вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное)
3.Пополнение
багажа
знаний
(После
посещения
музея
дети применяли знания,
полученные во время экскурсий, или опирались на них).
4.Дети с пользой проводят свое свободное время.
5.Ребята получают «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения (Раннее
приобщение
детей
к
культурным
ценностям
помогло
сформировать
правильную
грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила
этикета, хорошие манеры)
6.Став взрослыми, мои ученики, надеюсь, будут участвовать в культурной
жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи.
Работа с музеем предусматривает возможность проводить специальную работу с
одаренными
детьми
с
тем,
чтобы
стимулировать
развитие
наиболее
продвинутых
школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и
интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме
освоения образовательного минимума.