Напоминание

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.


Автор: Алексян Лаура Гаспаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Сочинский медицинский колледж
Населённый пункт: Город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Тема: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Аннотация:

В

данной

статье

рассматривается

соотношение

категорий

«ценностное

самоопределение»

и

«межкультурная

коммуникация»

в

образовательной

среде

колледжа.

Опираясь

на

современные

тенденции

в

сфере

среднего

профессионального

образования

и

профессиональной подготовки студентов, была сделана попытка дать характеристику проблемы

формирования ценностного самоопределения личности и описать дальнейшие перспективы её

исследования.

Ключевые слова: ценностное самоопределение, межкультурная коммуникация,

профессиональная подготовка, среднее профессиональное образование.

Annotation: The article discovers the way "value self-determination" and "intercultural communication"

correlate to each other. Relying on contemporary trends in the field of secondary vocational education and

the professional training of students, we’ve made an attempt to characterize the problem of a person’s

value self-determination formation and to observe the prospects of this research.

Key words: value self-determination, intercultural communication, professional training, secondary

vocational education.

В

своем

исследовании

мы

анализируем

категорию

«ценностное

самоопределение»

в

парадигме среднего профессионального образования с учетом новых требований к содержанию

образовательного

процесса.

Ценностное

самоопределение

осмысление

своего

места,

своей

позиции

в социуме, в образовательном

пространстве и профессиональной среде с опорой на

систему ценностей и отношению к собственной жизни. Ценностные ориентации являются основой

и компонентами ценностного самоопределения личности, поскольку их можно рассматривать в

качестве устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе.

Ценностные

ориентации

-

это

ценностные

установки

и

объекты

культуры

общества,

характерные

для

определенного этапа его развития, они отражают направленность личности, ее отношение к миру

[6].

Учитывая социально-экономические тенденции современной России и их противоречивый

характер, проблема формирования ценностного самоопределения отражает свою актуальность в

необходимости

осмысления

ценностных

основ

общества

и

личности.

В

контексте

нашего

исследования мы рассматриваем профессиональную подготовку как платформу формирования

ценностного самоопределения. В данном случае речь идет об образовательной среде медицинского

колледжа,

более

того,

мы

рассматриваем

межкультурную

коммуникацию

как

возможность

сформировать отношение студента к своей будущей профессии.

Сегодня среднее профессиональное образование становится все более востребованным – и,

по мнению специалистов сферы образования, разделяет с высшей

школой ведущее место в

подготовке

кадров

для

всех

отраслей

экономики

и

социальной

сферы.

В

то

же

время

для

профессиональной школы характерен ряд проблем, без

преодоления которых будет серьезным

образом затруднено ее инновационное развитие. [1]. Одним из ключевых условий эффективной

профессиональной

подготовки

является

применение

информационно-коммуникационных

технологий в процессе обучения. При этом, необходимо учитывать принципы построения такого

процесса, опираясь на особенности ИКТ и нормативные требования к организации учебного

процесса.

В

современных

реалиях

специалист

должен

обладать

не

просто

профессиональными

навыками, позволяющими выполнять определенные действия в профессиональной среде, но и

быть

конкурентноспособным,

обладать

такими

качествами:

автономность,

ответственность,

целеустремленность,

креативность,

эмпатия.

Все

эти

качества,

так

или

иначе,

являются

отражением

ценностной

сферы

личности,

ее

сформированности.

Говоря

о

ценностном

самоопределении

студентов

медицинского

колледжа,

мы

рассматриваем

процесс

его

формирования с позиции межкультурной коммуникации. Другими словами, наше исследование

направлено на выявление особенностей формирования ценностного самоопределения личности в

процессе межкультурной коммуникации. Феномен межкультурной коммуникации представлен в

исследованиях таких авторов как Грейдина Н.Л, Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П.,

Тер-Минасова С.Г., Персикова, Л. И. Гришаева Т.Н., Фрик Т.Б., И.Э. Клюканов, Э. Т. Холл, Г.Л.

Трэгер и других.

На сегодняшний день межкультурная коммуникация – это не только научный феномен, но и

самостоятельная

отрасль,

основанная

на

теоретико-практическом

взаимодействии

различных

категорий и дисциплин, а также неотъемлемая часть общей теории и практики коммуникаций.

Более

того, межкультурная коммуникация «…не ограничивается только знаниями иностранных

языков – ее эффективность зависит от определенных познаний в области культуры другого народа,

ценностей,

нравственных

установок,

религии

и

мировоззренческих

представлений»[7].

Особенностью межкультурной коммуникации, по мнению некоторых исследователей,

является

частный

характер

феномена

коммуникации,

который,

в

свою

очередь,

определяется

как

содержательно-смысловой

аспект

социального

взаимодействия. Проводимые

исследования

в

области межкультурной коммуникации, на наш взгляд, основное внимание уделяют выявлению и

устранению препятствий иноязычного непонимания для решения задач, связанных, как правило, с

профессиональной деятельностью специалистов [3,8], в то время как, вопросы формирования

личностных качеств и характеристик, в том числе составляющих ценностно-смысловую сферу,

остаются наименее затронутыми.

В рамках проводимого нами исследования мы считаем целесообразным сосредоточить

основное

внимание

на

изучении

формирования

ценностного

самоопределения

личности

в

процессе

профессиональной

подготовки

на

занятиях

по

иностранному

языку.

Вопросами

и

проблемами

ценностного

самоопределения

занимаются

К.А

Абульханова-Славская,

А.В.

Кирьякова, Д.В. Повзун, В.В. Климов, Е.Н. Кривцова и другие. Изучив результаты современных

исследований

по

схожей

проблематике

[2,6,8],

мы

можем

сказать,

что

студенты,

обладая

достаточно широким спектром знаний, умений и навыков в сфере межкультурной коммуникации,

проявляют меньшую, по уровню сформированности, осознанность в своем самоопределении,

ценностном в том числе.

Анализируя актуальные проблемы формирования ценностного самоопределения студентов

колледжа в процессе профессиональной подготовки, мы определили аспекты исследования, его

цели

и

задачи,

а

также

имеющиеся

противоречия.

Изменившаяся

ценностная

сфера

жизнедеятельности

общества

и

все

еще

достаточно

консервативные

ценностные

установки

студентов выступают одним из противоречий и влияют на успешность процесса межкультурной

коммуникации

не

только

в

период

профессиональной

подготовки,

но

и

во

время

профессиональной деятельности. Еще одним противоречием нам видится потребность общества в

высококвалифицированных

специалистах

и

недостаточная

осознанность

студентами

своей

ценностно-смысловой сферы. Как мы уже говорили выше, ценностное самоопределение – это

качественно

измененное

отношение

человека

к

своей

жизни,

своей

профессиональной

деятельности, на основе тех ценностей и ценностных ориентаций, которые в нем развиваются.

Соответственно, наша задача состоит в том, чтобы сформировать это качество, основу, на которой

будет строиться развитие личности в профессиональном и жизненном смысле.

Таким образом, составляющими нашего исследования являются:

Цель: выявить условия эффективного формирования ценностного самоопределения студентов

медицинского колледжа в процессе профессиональной подготовки на занятиях по иностранному

языку.

Задачи:

1.

Проанализировать

состояние

проблемы

формирования

ценностного

самоопределения

личности в процессе профессиональной подготовки с позиции межкультурного аспекта в

современной теории и практике среднего профессионального образования.

2.

Определить сущность, структуру и функции ценностного самоопределения личности.

3.

Определить комплекс мер для эффективного формирования ценностного самоопределения

студентов медицинского колледжа в процессе профессиональной подготовки на занятиях

по иностранному языку.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка студентов колледжа.

Предмет

находит

свое

отражение

в

процессе

формирования

ценностного

самоопределения

студентов медицинского колледжа.

Научная новизна представлена систематизацией имеющихся данных о проблеме формирования

ценностного

самоопределения

студентов

СПО

в

аспекте

межкультурной

коммуникации,

выявлением

условий

эффективного

формирования

ценностного

самоопределения

личности

в

контексте межкультурной коммуникации, разработкой рекомендаций успешного формирования

ценностного самоопределения личности на занятиях по иностранному языку в образовательной

среде колледжа.

Теоретическая

значимость: уточнены

признаки

понятий

«ценностное

самоопределение»,

«формирование

ценностного

самоопределения»,

«межкультурная

коммуникация»;

изучены

принципы

формирования

ценностного

самоопределения

студентов

колледжа

в

контексте

межкультурной коммуникации, с учетом современных требований к организации образовательного

пространства; проанализированы сущность, структура и функции ценностного самоопределения

личности.

Практическая

значимость: Разработаны

методические

рекомендации

по

формированию

ценностного самоопределения личности на занятиях по иностранному языку в образовательной

среде колледжа. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения

формирования

ценностного

самоопределения

студентов

колледжа

в

контексте

межкультурной

коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

2.

Веретельникова Ю.Я., Родионова Т.В., Мухина М.Ю., Чернышков Д.В., Масляков В.В

Ценностное

самоопределение

студентов

медицинского

вуза:

психолого-педагогические

условия// Фундаментальные исследования № 2-7. – 2015. – с. 1532-1536.

3.

Грейдина Н.Л. К вопросу терминологического уточнения межкультурной коммуникации и

ее

компонентов

//

В

сборнике:

Университетские

чтения

-

2012

Материалы

научно-

методических чтений ПГЛУ. Пятигорский государственный лингвистический университет.

2012. С. 117-122.

4.

Гришаева, Л. И. Особенности использования языка и культурная идентичность

коммуникантов. – Воронеж: ВГУ, 2007. – 261 с.

5.

Крипон Н.С. Развитие ценностных ориентаций студентов вуза в процессе межкультурной

коммуникации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006.

6.

Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании:

автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Д. Повзун. СПб., 2005.

с междунар. участием КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2009. – С. 220–227.

7.

Садохин А.П.Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. пособие для вузов. -

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 271 с.

8.

Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Издательский

центр «Академия», 2003. 185 с

9.

Суслова И.Б. Культурное отчуждение современной молодежи и способы его преодоления

средствами образования // Гуманизация образования № 3 – 2015 – С. 88-93.

10.

Юсова

В.И.

Концептуальные

подходы

к

осмыслению

понятия

«ценностное

самоопределение личности» // Современное образование – новому обществу XXΙ века:

мат-лы 1-й Всерос. науч.-практ. конф.



В раздел образования