Автор: Шевцова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: Алтайский край, Павловский район, с. Павловск
Наименование материала: проект
Тема: "Мы - туристы"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мы - туристы»
Составитель:
Шевцова И.В.
старший воспитатель
Павловск 2019
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым
поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях
физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен
осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»
Владимир Путин
Девиз : «Спорт и туризм укрепляют организм».
Актуальность проекта.
В
настоящее
время развитие
образовательного
детского
туризма
приобретает особую актуальность.
К туристической деятельности, как одному из форм работы с
дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело
средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский
туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен
использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической
практике ДОУ.
Организация
детского
туризма
в
детском
саду несет
в
себе
оздоровительную,
образовательную
(познавательную)
и
воспитательную
ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и
эстетического
воспитания, расширяет
кругозор
и
обогащает
духовную
жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать
трудности, дети учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические
прогулки
имеют
оздоровительный эффект. Нагрузка, в виде циклических
упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли,
выносливость,
ответственность,
настойчивость,
упорство.
Связано
это
с
укреплением
сердечно
- сосудистой и дыхательной систем, повышением
работы мышц, нормализацией массы тела.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм
предоставляет
уникальную
возможность
глубже
узнать
и
наглядно
ознакомиться
с
историческим
и
культурным
наследием
своей
страны
и
других государств, пробудить у детей чувство национального самосознания,
воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей
и
народов.
Велика
роль
путешествий
и
в
обеспечении
многостороннего
развития
личности.
Именно
походы,
поездки,
экскурсии
могут
дать
подрастающему
поколению
возможность
для
повышения
своего
интеллектуального
уровня,
развития
наблюдательности,
способности
воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство
снятия
физической
усталости,
психологического
напряжения
и
стрессов.
Необходимо
также
отметить
влияние
детского
туризма
на
развитие
в
подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации
к
условиям
современной
жизни.
Кроме
того,
детский
оздоровительный
туризм
является
одной
из
наиболее
эффективных
оздоровительных
технологий,
способствующих
формированию
здорового
образа
жизни
человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в
воспитании
подрастающего
поколения.
Поэтому
можно
с
уверенностью
сказать, что детский туризм - важный способ передачи новому поколению
накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного
наследия,
формирования
ценностных
ориентаций,
нравственного
оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации
личности.
В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная,
трудовая, физическая, эстетическая.
Проблема: Одной из важнейших теоретических и практических задач
оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению
здоровья дошкольников. Одним из таких проектов является проект «Мы –
туристы».
Наш детский сад «Улыбка» уже ни первый год работает над проблемой
внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-
образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске
инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья
дошкольников.
Острота проблемы состоит в том, что:
показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер
по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;
многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в
которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и
психологических проблем развития детей.
Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм
туризма в оздоровлении детей с одной стороны, позволяет удовлетворить
потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной
работы детского сада, а с другой - способствует становлению эффективного
взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта – развивать потребность воспитанников ДОУ и их родителей в
здоровом образе жизни посредством туристской деятельности .
Задачи:
-Расширить знания о детском туризме;
-Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи;
-Продолжать
развивать
физические
качества,
обеспечивая
высокую
двигательную активность детей; укреплять мышцы дыхательной системы,
носоглотки и верхних дыхательных путей;
- Продолжать учить налаживать взаимоотношения между членами группы;
-
Воспитывать
в
каждом
ребёнке
организованность,
отзывчивость,
доброжелательность;
-Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- Мотивировать родителей на взаимодействие с ДОУ в укреплении здоровья
своего ребенка.
Период (продолжительность) проекта 3 месяца ( июнь – август)
Участники проекта: педагоги, воспитанники от 2 до 7 лет, родители.
Содержание работы участников проекта
Подготовительный этап
Уточнение темы проекта, обоснование
актуальности, постановка целей, задач
работы, составление плана реализации
проекта
Проведение анкетирования среди родителей.
Основной этап
Содержание
работы с
детьми
Сбор и
систематизация
информации
- подбор картинок и фотографий с
изображением разных видов спорта,
растений, животных, грибов, снаряжения
для путешествия и оформление их в альбом;
- составление сборника загадок и стихов о
разных видах спорта, растениях, животных,
насекомых и т.д.
- фотосессия «Спорт и туризм – укрепляют
организм»;
- подготовка бесед: «Как я устроен»,
«Полезные и вредные привычки», «Зачем
туристу спорт», «Мы юные экологи!», «Что
такое компас? Ориентация в лесу»,
«Топографическая карта и знаки» «Лесной
воздух, его оздоравливающее значение»,
«Что возьмем с собой в поход» «Разожгу
сейчас костер», «Распределение туристских
обязанностей. Что взять с собой в поход», «
Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста»,
«Завязывание простейших туристских
(морских) узлов», «Малый, большой
привал, бивак. Организация привала.
Чистота на привале», «Правила поведения
при передвижении в лесу, у реки; спуске и
подъёме по склону»,
«Уроки
гигиены»,
«Если
хочешь
быть
здоров, закаляйся!»
Игровая
деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся в
поход», «Обед для туриста», «Мы разжигаем
костер», «Туристы», «Здоровья набираемся,
в поход мы собираемся».
Дидактические игры: «Угадай растение»,
лото «Виды туризма», «Что положим в
рюкзак», «Найди фрукты», «Одежда для
туриста», «Сложи картинку», «Угадай
животное по описанию», «Какие грибы
съедобные», «Что перепутал художник?».
Подвижные игры, игры с элементами
спортивной игры, игры – имитации: « По
туристической тропе», «Кто быстрее», «Я по
мостику пройду»;
Игры со строительным материалом: «Мы на
горочку идем», « Тропа туриста», «Строим
мостик через речку»;
Интеллектуальные развивающие игры:
головоломки, лабиринты, смекалки, ребусы
на спортивную, туристическую,
краеведческую тематику.
Познавательная
деятельность
- «Что такое глобус?»
- «Что нужно знать, чтобы стать туристом?»
- «Что происходит с нашим организмом
(сердце, легкие, мышцы) после занятий
физической культурой?»
- «Как читать топографическую карту?»
- «Зачем туристу спорт?»
- «Растения друзья и враги»
- «Кто у нас под ногами?»
- «Животный мир нашего края»
- «Красная книга Алтая»
Чтение
художественной
литературы
Сказка «На лесной тропинке» Т. Шорыгина ,
«Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г.
Шалаева, «Советы лесной мышки» Т.
Шорыгина,
С.Михалков «Моя улица», В.Семерин
«Запрещается-разрешается», Б.Житков «Что
я видел», С. Михалков «Дядя Степа -
милиционер», С. Волков «Торопыжка
спешит в гости», Б. Заходер «Шоферы»,
рассказ А.Иванова «Как неразлучные друзья
дорогу переходили». С. Маршак «Рассказ о
неизвестном герое», «Пожар», Е. Хоринская
«Спичка- невеличка», Л. Толстой
«Пожарные собаки», Л.Толстой «Пожар»,
«Дюймовочка», сказки С. Караулис «Фея с
волшебной поляны»; М.Пришвин «Золотой
луг»
Физкультурная
деятельность
- прогулки;
- подвижные игры;
- утренняя и бодрящая гимнастики;
- спортивные досуги, праздники;
- Дни здоровья;
- спортивные упражнения;
- спортивные игры, эстафеты, соревнования;
-
участие
в
районной
велогонке
для
дошкольников
посвященной
«Дню
защиты
детей»;
-
п о д г о т о в к а
и
с д а ч а
с т а р ш и м и
дошкольниками
нормативных
испытаний
(тестов)
Всеро ссийского-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне».
Творческая
деятельность
- придумывание рассказов о спорте,
туристах и путешествиях;
- создание рисунков о туризме;
- выставки рисунков и оформление альбома
«Наше творчество».
- раскраски, шаблоны, трафареты «Овощи,
фрукты, грибы, спорт»
Мир музыки
Прослушивание и разучивание песен на
спортивную тематику: «Веселый турист»,
«Трус не играет в хоккей», «Все мы делим
пополам», «Когда мои друзья со мной»,
«Ничего на свете нету», «Детская походная,
«Эх, заманили», « Неуклюжий медвежонок»,
«Веселое путешествие»
Работа с
родителями
- Беседы, консультации, анкеты: «Туризм
для здоровья ребенка», «Отправляемся в
поход», «Правила поведения на воде, на
солнце и т.д.», «О вредных привычках»,
«Прогулка и ее роль в развитии ребенка»,
«Как провести выходной день с детьми»,
«Дисциплина на улице- залог безопасности»,
«Особенности общения ребенка со
сверстниками», «Утренняя гимнастика с
папой», «Закаляйся и будешь здоров»,
«Витамины на столе».
- выставка семейных газет и плакатов
"Путешествуем семьей" (все группы ДОУ)
- выставка нетрадиционного спортивного
оборудования (все группы ДОУ)
- конкурс лэпбуков:
1.
Витамины наши друзья!
2.
Секреты здоровья.
3.
Я, туризм и спорт.
4.
Если хочешь быть здоров.
Досуг
Познавательно-
спортивные
развлечения
«Если с другом вышел в путь»
«На туристической тропе»,
«Там на неведомых дорожках»
«Мы – туристы исследователи»
«В гостях у Лесовичка»
Экскурсии
Экскурсия за территорию детского сада для
детей старшего дошкольного возраста.
«Кто живет у воды»,
«Мы – туристы-исследователи»,
«Здравствуй, лес!»
«Маленькие туристы» (младшие группы, на
территории детского сада)
Работа с
социумом
Посещение мобильной площадки ДЮЦ:
«Туристическая тропа»
«День велосипедиста»
Экскурсии в краеведческий музей
Экскурсия в спортивную школу
Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели:
- Увеличение двигательной активности детей;
- Расширение осведомлённости детей о туризме;
-Совершенствование
навыка
детей
добиваться
общей
цели
и
радоваться
общим достижениям, через налаживание взаимоотношений в коллективе;
- Ориентирование на местности с помощью знаков;
- Бережное отношение к своему здоровью;
- Бережное отношение к окружающему миру.
Литература:
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей
дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений
// Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.
2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по
культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.-
132 с.
3. Бочарова Н.И. организация краеведо-туристической деятельности
старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.
4. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.
Бурашникова А. В.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя
детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
6.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость:
Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
7. Завьялова Т. П. Методические рекомендации по организации и проведению
учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки
юных туристов (из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993
8. Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов
с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского
района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 –
9. Цветкова И. В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка
маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ “Родина”, 1993 - 30 с.
10. Шишкина В.А. Движение +движение: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.:
Просвещение, 1992. – 96 с.