Напоминание

"Мы - туристы"


Автор: Шевцова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: Алтайский край, Павловский район, с. Павловск
Наименование материала: проект
Тема: "Мы - туристы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Мы - туристы»

Составитель:

Шевцова И.В.

старший воспитатель

Павловск 2019

«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым

поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях

физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен

осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»

Владимир Путин

Девиз : «Спорт и туризм укрепляют организм».

Актуальность проекта.

В

настоящее

время развитие

образовательного

детского

туризма

приобретает особую актуальность.

К туристической деятельности, как одному из форм работы с

дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело

средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский

туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен

использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической

практике ДОУ.

Организация

детского

туризма

в

детском

саду несет

в

себе

оздоровительную,

образовательную

(познавательную)

и

воспитательную

ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и

эстетического

воспитания, расширяет

кругозор

и

обогащает

духовную

жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать

трудности, дети учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические

прогулки

имеют

оздоровительный эффект. Нагрузка, в виде циклических

упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли,

выносливость,

ответственность,

настойчивость,

упорство.

Связано

это

с

укреплением

сердечно

- сосудистой и дыхательной систем, повышением

работы мышц, нормализацией массы тела.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм

предоставляет

уникальную

возможность

глубже

узнать

и

наглядно

ознакомиться

с

историческим

и

культурным

наследием

своей

страны

и

других государств, пробудить у детей чувство национального самосознания,

воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей

и

народов.

Велика

роль

путешествий

и

в

обеспечении

многостороннего

развития

личности.

Именно

походы,

поездки,

экскурсии

могут

дать

подрастающему

поколению

возможность

для

повышения

своего

интеллектуального

уровня,

развития

наблюдательности,

способности

воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство

снятия

физической

усталости,

психологического

напряжения

и

стрессов.

Необходимо

также

отметить

влияние

детского

туризма

на

развитие

в

подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации

к

условиям

современной

жизни.

Кроме

того,

детский

оздоровительный

туризм

является

одной

из

наиболее

эффективных

оздоровительных

технологий,

способствующих

формированию

здорового

образа

жизни

человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в

воспитании

подрастающего

поколения.

Поэтому

можно

с

уверенностью

сказать, что детский туризм - важный способ передачи новому поколению

накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного

наследия,

формирования

ценностных

ориентаций,

нравственного

оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации

личности.

В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная,

трудовая, физическая, эстетическая.

Проблема: Одной из важнейших теоретических и практических задач

оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению

здоровья дошкольников. Одним из таких проектов является проект «Мы –

туристы».

Наш детский сад «Улыбка» уже ни первый год работает над проблемой

внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске

инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья

дошкольников.

Острота проблемы состоит в том, что:

показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер

по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;

многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в

которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и

психологических проблем развития детей.

Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм

туризма в оздоровлении детей с одной стороны, позволяет удовлетворить

потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной

работы детского сада, а с другой - способствует становлению эффективного

взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта – развивать потребность воспитанников ДОУ и их родителей в

здоровом образе жизни посредством туристской деятельности .

Задачи:

-Расширить знания о детском туризме;

-Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи;

-Продолжать

развивать

физические

качества,

обеспечивая

высокую

двигательную активность детей; укреплять мышцы дыхательной системы,

носоглотки и верхних дыхательных путей;

- Продолжать учить налаживать взаимоотношения между членами группы;

-

Воспитывать

в

каждом

ребёнке

организованность,

отзывчивость,

доброжелательность;

-Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- Мотивировать родителей на взаимодействие с ДОУ в укреплении здоровья

своего ребенка.

Период (продолжительность) проекта 3 месяца ( июнь – август)

Участники проекта: педагоги, воспитанники от 2 до 7 лет, родители.

Содержание работы участников проекта

Подготовительный этап

Уточнение темы проекта, обоснование

актуальности, постановка целей, задач

работы, составление плана реализации

проекта

Проведение анкетирования среди родителей.

Основной этап

Содержание

работы с

детьми

Сбор и

систематизация

информации

- подбор картинок и фотографий с

изображением разных видов спорта,

растений, животных, грибов, снаряжения

для путешествия и оформление их в альбом;

- составление сборника загадок и стихов о

разных видах спорта, растениях, животных,

насекомых и т.д.

- фотосессия «Спорт и туризм – укрепляют

организм»;

- подготовка бесед: «Как я устроен»,

«Полезные и вредные привычки», «Зачем

туристу спорт», «Мы юные экологи!», «Что

такое компас? Ориентация в лесу»,

«Топографическая карта и знаки» «Лесной

воздух, его оздоравливающее значение»,

«Что возьмем с собой в поход» «Разожгу

сейчас костер», «Распределение туристских

обязанностей. Что взять с собой в поход», «

Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста»,

«Завязывание простейших туристских

(морских) узлов», «Малый, большой

привал, бивак. Организация привала.

Чистота на привале», «Правила поведения

при передвижении в лесу, у реки; спуске и

подъёме по склону»,

«Уроки

гигиены»,

«Если

хочешь

быть

здоров, закаляйся!»

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся в

поход», «Обед для туриста», «Мы разжигаем

костер», «Туристы», «Здоровья набираемся,

в поход мы собираемся».

Дидактические игры: «Угадай растение»,

лото «Виды туризма», «Что положим в

рюкзак», «Найди фрукты», «Одежда для

туриста», «Сложи картинку», «Угадай

животное по описанию», «Какие грибы

съедобные», «Что перепутал художник?».

Подвижные игры, игры с элементами

спортивной игры, игры – имитации: « По

туристической тропе», «Кто быстрее», «Я по

мостику пройду»;

Игры со строительным материалом: «Мы на

горочку идем», « Тропа туриста», «Строим

мостик через речку»;

Интеллектуальные развивающие игры:

головоломки, лабиринты, смекалки, ребусы

на спортивную, туристическую,

краеведческую тематику.

Познавательная

деятельность

- «Что такое глобус?»

- «Что нужно знать, чтобы стать туристом?»

- «Что происходит с нашим организмом

(сердце, легкие, мышцы) после занятий

физической культурой?»

- «Как читать топографическую карту?»

- «Зачем туристу спорт?»

- «Растения друзья и враги»

- «Кто у нас под ногами?»

- «Животный мир нашего края»

- «Красная книга Алтая»

Чтение

художественной

литературы

Сказка «На лесной тропинке» Т. Шорыгина ,

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г.

Шалаева, «Советы лесной мышки» Т.

Шорыгина,

С.Михалков «Моя улица», В.Семерин

«Запрещается-разрешается», Б.Житков «Что

я видел», С. Михалков «Дядя Степа -

милиционер», С. Волков «Торопыжка

спешит в гости», Б. Заходер «Шоферы»,

рассказ А.Иванова «Как неразлучные друзья

дорогу переходили». С. Маршак «Рассказ о

неизвестном герое», «Пожар», Е. Хоринская

«Спичка- невеличка», Л. Толстой

«Пожарные собаки», Л.Толстой «Пожар»,

«Дюймовочка», сказки С. Караулис «Фея с

волшебной поляны»; М.Пришвин «Золотой

луг»

Физкультурная

деятельность

- прогулки;

- подвижные игры;

- утренняя и бодрящая гимнастики;

- спортивные досуги, праздники;

- Дни здоровья;

- спортивные упражнения;

- спортивные игры, эстафеты, соревнования;

-

участие

в

районной

велогонке

для

дошкольников

посвященной

«Дню

защиты

детей»;

-

п о д г о т о в к а

и

с д а ч а

с т а р ш и м и

дошкольниками

нормативных

испытаний

(тестов)

Всеро ссийского-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне».

Творческая

деятельность

- придумывание рассказов о спорте,

туристах и путешествиях;

- создание рисунков о туризме;

- выставки рисунков и оформление альбома

«Наше творчество».

- раскраски, шаблоны, трафареты «Овощи,

фрукты, грибы, спорт»

Мир музыки

Прослушивание и разучивание песен на

спортивную тематику: «Веселый турист»,

«Трус не играет в хоккей», «Все мы делим

пополам», «Когда мои друзья со мной»,

«Ничего на свете нету», «Детская походная,

«Эх, заманили», « Неуклюжий медвежонок»,

«Веселое путешествие»

Работа с

родителями

- Беседы, консультации, анкеты: «Туризм

для здоровья ребенка», «Отправляемся в

поход», «Правила поведения на воде, на

солнце и т.д.», «О вредных привычках»,

«Прогулка и ее роль в развитии ребенка»,

«Как провести выходной день с детьми»,

«Дисциплина на улице- залог безопасности»,

«Особенности общения ребенка со

сверстниками», «Утренняя гимнастика с

папой», «Закаляйся и будешь здоров»,

«Витамины на столе».

- выставка семейных газет и плакатов

"Путешествуем семьей" (все группы ДОУ)

- выставка нетрадиционного спортивного

оборудования (все группы ДОУ)

- конкурс лэпбуков:

1.

Витамины наши друзья!

2.

Секреты здоровья.

3.

Я, туризм и спорт.

4.

Если хочешь быть здоров.

Досуг

Познавательно-

спортивные

развлечения

«Если с другом вышел в путь»

«На туристической тропе»,

«Там на неведомых дорожках»

«Мы – туристы исследователи»

«В гостях у Лесовичка»

Экскурсии

Экскурсия за территорию детского сада для

детей старшего дошкольного возраста.

«Кто живет у воды»,

«Мы – туристы-исследователи»,

«Здравствуй, лес!»

«Маленькие туристы» (младшие группы, на

территории детского сада)

Работа с

социумом

Посещение мобильной площадки ДЮЦ:

«Туристическая тропа»

«День велосипедиста»

Экскурсии в краеведческий музей

Экскурсия в спортивную школу

Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели:

- Увеличение двигательной активности детей;

- Расширение осведомлённости детей о туризме;

-Совершенствование

навыка

детей

добиваться

общей

цели

и

радоваться

общим достижениям, через налаживание взаимоотношений в коллективе;

- Ориентирование на местности с помощью знаков;

- Бережное отношение к своему здоровью;

- Бережное отношение к окружающему миру.

Литература:

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей

дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений

// Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.

2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по

культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного

возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.-

132 с.

3. Бочарова Н.И. организация краеведо-туристической деятельности

старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.

4. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.

Бурашникова А. В.

5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя

детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

6.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость:

Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

7. Завьялова Т. П. Методические рекомендации по организации и проведению

учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки

юных туристов (из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993

8. Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов

с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского

района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 –

9. Цветкова И. В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка

маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ “Родина”, 1993 - 30 с.

10. Шишкина В.А. Движение +движение: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.:

Просвещение, 1992. – 96 с.



В раздел образования