Автор: Шахбазян Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проект — последовательность взаимосвязанных событий — действий, которые
происходят в течение установленного ограниченного периода
времени и направлены на достижение неповторимого результата.
Ф.Бэгли, специалист по проектной деятельности
учитель – логопед МБДОУ №3 «Ласточка» г. Тихорецка
М.В. Шахбазян.
Модернизация
образования
диктует
использование
современных
образовательных технологий и новых подходов к организации целостного
образовательного
процесса
в детском
саду.
Свою
эффективность
в коррекционно- развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в
нашей практике показала такая образовательная технология как проектная
деятельность.
Основные характеристики проектной деятельности:
Проект — разовое явление. Проект ограничен чёткими временными рамками.
Проект даёт определённый результат. Проект предполагает изменения. В
практике современных дошкольных учреждений используются следующие
типы проектов:
--исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
--ролевые - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
--информационно
-
практико
–
ориентированные
-
дети
собирают
информацию
и
реализуют
её,
ориентируясь
на
социальные
интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.);
--творческие (оформление результата в виде детского праздника)
Учитывая
возрастные
психологические
особенности
дошкольников,
координация
проектов
должна
быть
гибкой,
т.е.
педагог
ненавязчиво
направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или
несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные
(на учебный год).
Речь и общение сопровождают все виды детской деятельности (игровую,
трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-
художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью.
Работая
над
проектом,
дети
обмениваются
имеющейся
информацией,
обсуждают замысел и план действий, договариваются о взаимодействии,
дошкольники приобретают опыт публичного выступления, учатся отвечать на
вопросы, защищать свои идеи.
Проектная
деятельность позволяет организовать активное сотрудничество
детей и взрослых (педагогов, родителей) по решению образовательных задач,
продуктивное
общение,
кроме
этого
помогает
более
полно
раскрыть
изучаемую лексическую тему в непосредственно
образовательной деятельности,
в
х о д е
р е ж и м н ы х
м о м е н т о в
и
в
самостоятельной деятельности детей. В рамках проектной деятельности
успешно
интегрируются
задачи коррекционной и
общеобразовательных
программ.
В старшем дошкольном возрасте тематика проектов носит познавательный и
социально-нравственный характер.
Темы: «Школа
безопасности»,
«Земля
наш
общий
дом», «Мой
любимый
город», «Берегите птиц зимой» и др.
Работа
над
проектом предполагает
использование
педагогами
активных
методов и создание условий для самостоятельной совместной деятельности
детей.
Результатом проектной
деятельности являются:
речевые
газеты,
тематические журналы, книжки-малышки, рекламные плакаты, поделки из
разных материалов, кормушки, выставки рисунков, атрибуты к сюжетно-
ролевым играм и т. п.
Обязательным условием
реализации
всех
проектов
является
создание
условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Общение становится той деятельностью, ради которой и в процессе которой
педагог обеспечивает развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры
речевого общения.
Таким образом, проектная деятельность позволяет существенно обогатить
содержание работы
по
развитию
и
коррекции
речи
детей, развивать у
дошкольников
навыки
делового
сотрудниче ства
и
публич ной
самопрезентации,
решать
задачи развития
речевого
т во рч е с т ва,
выразительности речи,
убедительности
и
доказательности
высказываний.
Эффективность
реализации проектной
деятельности в
учебном
процессе
подтверждается
положительной
динамикой
по коррекции
общего
недоразвития речи у всех детей. Дети к концу учебного года становятся
любознательными,
активными,
интересуются
новым,
неизвестным
в
окружающем мире: мире предметов и вещей, мире отношений и в своём
внутреннем мире.
Совместный образовательный проект
учителя-логопеда и воспитателей группы
для детей с ОНР
«В мире животных»
Актуальность проекта
Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется
комплексно
и
направлена
на
взаимосвязанное
формирование
всех
компонентов
речевой
системы:
лексики,
грамматики,
звукопроизношения.
Для формирования грамматически правильной связной речи необходимо
создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои
эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре,
но
и
публично,
не
стесняясь
присутствия
посторонних
слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке
только путем
привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом
огромную помощь может оказать театрализованная деятельность, которая
является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий
ребенка,
приобщает
его
к
духовным
ценностям. Театрализованная
деятельность
предоставляет
возможность
использовать театральное
искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции,
обеспечивающий
гармоничное
развитие
личности
ребенка.
Творческий
характер
деятельности,
реализуемый
в
театральных
постановках,
поддержание
положительного
эмоционального
настроя
в
их
ходе
и
по
окончанию, необходимо сть
совершенного
владения р е ч ь ю ,
е е
выразительными средствами выступают как основные условия комплексного
и разностороннего развития способностей детей.
Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта: Дети, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)
Цель: формирование знаний о домашних и диких животных и их
детенышах. Создание условий для коррекции недостатков речи посредством
театрализованной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
1.
Пополнить, уточнить и активизировать словарь по темам.
2.
Развивать активную, выразительную речь через постановку
театрализованной деятельности.
3.
Развивать связную речь через составление рассказов по картинам и
сериям картин.
4.
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить
узнавать персонажи сказок, пересказывать содержание, высказывать свое
отношение к героям сказки.
5.
Закреплять умения использовать средства выразительности (позы,
жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый,
театр картинок, кукольный); распределять между собой обязанности и роли.
6.
Развивать общую и мелкую моторику; вырабатывать правильный
речевой выдох и артикуляционные уклады; развивать фонематический слух.
7.
Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к
развитию правильной речи ребенка, традиции семейного чтения.
Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками
посредством театрализованной деятельности будет способствовать развитию
активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Ожидаемый результат.
- Расширение кругозора детей о диких и домашних животных и их
детенышах.
- Пополнение предметно-развивающей среды по темам.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков. Сплоченность
детского коллектива.
- Творческий подход родителей к выполнению домашних заданий при
составлении рассказов.
– Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми
участниками образовательного процесса.
Формы и методы работы:
НОД;
Индивидуально-подгрупповая работа;
игры-драматизации;
театрализованные игры с использованием пальчикового и перчаточного
театров;
выставки рисунков и поделок;
просмотр мультфильмов по темам с последующими беседами;
просмотр презентаций;
подвижные и настольно-печатные игры по темам;
консультации для родителей.
Предметно-развивающая среда:
1.Дидактические игры.
2. Пальчиковые игры.
3. Игры на развитие дыхания:
Игра «Заюшкина избушка»
Игра «Лошадка»
Игра «Помоги поросёнку»
4. Игры на формирование фонематического слуха и чувства ритма
5. Игры - драматизации:
Игра «Маша и медведь»
Игра «Зимовье зверей»
Игра «Волк и семеро козлят»
6. Театрализованные игры.
7. Аудио - и видеозаписи по теме.
8. Детские раскраски.
9. Разные виды трафаретов.
10. Конструкторы «Скотный двор», «Обитатели леса».
11. Настольно-печатные игры по темам (каталог кабинета логопеда и
группы).
12. Конспект обобщающего занятия с использованием икт.
13. Консультации для родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (с 19.02 по 21. 02. 2019г.)
Обсуждение цели, задачи с педагогами, детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Подбор и обновление методических материалов по темам.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов
и приёмов по расширению знаний дошкольников:
о домашних животных и их детенышах с 21.02.1г. по 26.02.19г.
о диких зверях нашего леса с 26.02. 19 по 02.03.19г.
III этап – заключительный.
Подведение итогов в виде обобщающего занятия по темам.
Оформление стенда группы с детскими рисунками, поделками.
Публикация проекта в социальных сетях Интернет.
Родителям сообщаются темы недели, и дается домашние задание:
1. Рекомендации по расширению словарного запаса детей, формированию
грамматически правильной речи и связного высказывания.
2. Составление рассказов по картинкам.
3. Отгадывание загадок про животных и зверей.
4. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах об обитателях скотного
двора и наших лесов.
5. Качественное выполнение домашних заданий совместно родителей с
детьми.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
I. Игровая деятельность: (логопед, воспитатели, родители)
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики.
Подвижные игры.
Игры на развитие дыхания.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игры-драматизации.
II. Познавательная деятельность: (логопед и воспитатели)
Формирование целостной картины мира.
ФЭМП.
Логопедические занятия.
III. Беседы (логопед и воспитатели).
IV. Просмотр мультфильмов (логопед и воспитатели).
V. Художественное творчество: (воспитатели)
Рисование.
Лепка из пластилина (нетрадиционные способы).
Аппликация (нетрадиционные способы).
VI. Работа с родителями (логопед и воспитатели)
Консультации.
Папки-передвижки.
Индивидуальные беседы и консультации.
Основные направления логопедической работы с детьми по проекту:
- артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего
воплощается в театральных формах.
- задания для развития речевой интонационной выразительности. –
-логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша
«речь с движением»);
Коррекционно-развивающие игры:
- развитие памяти с расширением словарного запаса - «какая бывает коза...»
(по кругу подобрать и запомнить определения);
- загадали загадки - припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;
- слуховое восприятие - «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по
описанию», «здесь что-то не так»- небылицы;
-логическое мышление «что сначала, что потом»;
- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим
воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов
«коза-козлёнок, петух -...»;
- грамматику (игровые упражнения на словоизменение и словообразование);
- звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберётся до
леса»);
- воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы;)
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);
- лексику (обогащение словаря);
- упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики,
жестов, театральные этюды; игры-драматизации;
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о домашних и диких животных и их
детенышах.
Пополнен и уточнен словарный запас по темам.
Пополнена предметно – развивающая среда: литературой,
иллюстрациями, каталогами игр, стихотворениями, рассказами, загадками,
конспектами и презентациями.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности,
познавательная активность, коммуникативные навыки.
Домашние задания выполнены в разнообразных творческих формах, с
использованием театрализованной деятельности.