Напоминание

Упражнения для формирования навыка чтения в 1 классе


Автор: Попенова Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ №1798
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая работа
Тема: Упражнения для формирования навыка чтения в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Упражнения для формирования навыка чтения

Навык чтения предполагает умение озвучивать печатный текст, понимать главную мысль произведения и

выражать к нему собственное отношение.

Читательские умения формируются долго, проходя следующие этапы:

Аналитический

- период обучения грамоте.

- слого-буквенным анализ

- слоговое чтение

Синтетический

- 3-4 класс

- чтение целыми словами

- осознание значения

Автоматизированный

- механизм чтения сформирован

- осознание текста

Сформирован ли навык? Нам укажут на это 4 пункта: правильность, беглость, сознательность,

выразительность. К технической стороне в основном относятся первые два.

Правильность — без ошибок передается слого-буквенный состав слова, его формы нет пропусков и

перестановок слов.

Беглость – определенное количество слов, читаемых в минуту.

По программе В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой "Литературное чтение" к концу II класса темп чтения составляет

не ниже 50 слов в минуту, к концу III класса —70—75 слов, к концу IV – не менее 80—90 слов.

Скорость чтения без понимания прочитанного никому не нужна.

Существует множество известных упражнений для развития техники чтения.

Данная статья касается работы исключительно над технической стороной чтения: правильностью и

плавностью. Смысловая сторона требует других упражнений.

Здесь приведем возможные упражнения для развития навыка чтения, которые мы использовали на уроках в 1

классе и планируем использовать во 2 классе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

ИГРЫ С БУКВАМИ

Цель: «затянуть» в процесс чтения не читающих детей, снять психологическое напряжение.

Читающие дети параллельно упражняются в чтении стихотворения или истории с доски, составляют

предложения из разгаданных слов. Слабо читающие читают слоги – прочитавшие составляют из них слова.

Например, игры с «превращениями» (дочка – ночка), игры со «сбежавшими» гласными.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Цель: расширение поля зрения. Можно проводить совместно с дыхательными упражнениями.

Вертикально располагаем слова, слоги, буквы. Используем анаграммы, игру «Преодоление вершин».

Пособие «Тренажер по чтению для 1 класса изд-ва «Вако» прекрасно подходит для этих упражнений.

СКОРОГОВОРКИ

«ЖИВЫЕ БУКВЫ» «ЖИВЫЕ СЛОГИ»

Цель: звуко -буквенный и слоговой анализ слова.

Детям раздаются буквы или слоги. Читаем хором слова в «Азбуке» - дети, у которых нужные части, выходят к

доске. Ударный слог или гласная – шаг вперед.

Также игра полезна при изучении разделительных Ъ и Ь.

ЧИСТОГОВОРКИ

Чтение «с домысливанием». Читающие читают все, не читающие – только изучаемые слоги.

«БЕГУЩАЯ СТРОКА», «ПОЙМАЙ СЛОВО»

Цель: развитие плавности чтения, расширение поля зрения.

Например, к тексту предлагается пословица, но она дана в «подвижном» виде - настройка анимации в Power

Point. Буквы или слова могут перемещаться, вращаться. Скорость увеличивается постепенно.

ЧТЕНИЕ С НАРАЩИВАНИЕМ

Цель: расширение поля зрения, звуко-буквенный анализ

УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ СЛОГОВ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Цель: расширение поля зрения, звуко-буквенный анализ

Подготовлены карточки (или в электронном виде) с набором слогов, где встречаются 3 – 4 согласных.

Чтение сверху, снизу, через слог.

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ

- Чтение рассказов «с картинками» (некоторые слова заменяются картинками). Не читающие дети пассивно

прочитывают за другими текст хором и договаривают по картинке.

- Хоровое чтение

- Чтение «эхом» (меняя темп, громкость, интонацию)

- Чтение «вдогонку» (найти, где читает учитель или «сильный» ученик и присоединиться). Совмещается чтение

«про себя» и вслух.

ПРОЧИЕ УПРАЖНЕНИЯ

- расширение угла зрения («Зеленая точка»)

В центре располагаем зеленый кружок – точку. Вокруг нее размещаем слова, схожие по звукобуквенному

составу. Например: «друг, вдруг, вздрогнул, вздор, взрыв, срыв». Учащиеся смотрят на точку, стараясь охватить

взглядом все слова. Далее слова закрываются. Кто назовет больше? Точнее?

- «разорванный» текст

Строки располагаются на разном уровне.

- вращающийся текст (вращаются все буквы или слова)

- чтение с отрывом взгляда (пальца, указки) по сигналу и возвращением в текст.

- выборочное чтение для ответа на вопрос

Попенова Наталья Леонидовна

Учитель начальных классов ГБОУ №1798 г. Москва



В раздел образования