Автор: Попенова Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ №1798
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая работа
Тема: Упражнения для формирования навыка чтения в 1 классе
Раздел: начальное образование
Упражнения для формирования навыка чтения
Навык чтения предполагает умение озвучивать печатный текст, понимать главную мысль произведения и
выражать к нему собственное отношение.
Читательские умения формируются долго, проходя следующие этапы:
Аналитический
- период обучения грамоте.
- слого-буквенным анализ
- слоговое чтение
Синтетический
- 3-4 класс
- чтение целыми словами
- осознание значения
Автоматизированный
- механизм чтения сформирован
- осознание текста
Сформирован ли навык? Нам укажут на это 4 пункта: правильность, беглость, сознательность,
выразительность. К технической стороне в основном относятся первые два.
Правильность — без ошибок передается слого-буквенный состав слова, его формы нет пропусков и
перестановок слов.
Беглость – определенное количество слов, читаемых в минуту.
По программе В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой "Литературное чтение" к концу II класса темп чтения составляет
не ниже 50 слов в минуту, к концу III класса —70—75 слов, к концу IV – не менее 80—90 слов.
Скорость чтения без понимания прочитанного никому не нужна.
Существует множество известных упражнений для развития техники чтения.
Данная статья касается работы исключительно над технической стороной чтения: правильностью и
плавностью. Смысловая сторона требует других упражнений.
Здесь приведем возможные упражнения для развития навыка чтения, которые мы использовали на уроках в 1
классе и планируем использовать во 2 классе.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
ИГРЫ С БУКВАМИ
Цель: «затянуть» в процесс чтения не читающих детей, снять психологическое напряжение.
Читающие дети параллельно упражняются в чтении стихотворения или истории с доски, составляют
предложения из разгаданных слов. Слабо читающие читают слоги – прочитавшие составляют из них слова.
Например, игры с «превращениями» (дочка – ночка), игры со «сбежавшими» гласными.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Цель: расширение поля зрения. Можно проводить совместно с дыхательными упражнениями.
Вертикально располагаем слова, слоги, буквы. Используем анаграммы, игру «Преодоление вершин».
Пособие «Тренажер по чтению для 1 класса изд-ва «Вако» прекрасно подходит для этих упражнений.
СКОРОГОВОРКИ
«ЖИВЫЕ БУКВЫ» «ЖИВЫЕ СЛОГИ»
Цель: звуко -буквенный и слоговой анализ слова.
Детям раздаются буквы или слоги. Читаем хором слова в «Азбуке» - дети, у которых нужные части, выходят к
доске. Ударный слог или гласная – шаг вперед.
Также игра полезна при изучении разделительных Ъ и Ь.
ЧИСТОГОВОРКИ
Чтение «с домысливанием». Читающие читают все, не читающие – только изучаемые слоги.
«БЕГУЩАЯ СТРОКА», «ПОЙМАЙ СЛОВО»
Цель: развитие плавности чтения, расширение поля зрения.
Например, к тексту предлагается пословица, но она дана в «подвижном» виде - настройка анимации в Power
Point. Буквы или слова могут перемещаться, вращаться. Скорость увеличивается постепенно.
ЧТЕНИЕ С НАРАЩИВАНИЕМ
Цель: расширение поля зрения, звуко-буквенный анализ
УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ СЛОГОВ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Цель: расширение поля зрения, звуко-буквенный анализ
Подготовлены карточки (или в электронном виде) с набором слогов, где встречаются 3 – 4 согласных.
Чтение сверху, снизу, через слог.
РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ
- Чтение рассказов «с картинками» (некоторые слова заменяются картинками). Не читающие дети пассивно
прочитывают за другими текст хором и договаривают по картинке.
- Хоровое чтение
- Чтение «эхом» (меняя темп, громкость, интонацию)
- Чтение «вдогонку» (найти, где читает учитель или «сильный» ученик и присоединиться). Совмещается чтение
«про себя» и вслух.
ПРОЧИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- расширение угла зрения («Зеленая точка»)
В центре располагаем зеленый кружок – точку. Вокруг нее размещаем слова, схожие по звукобуквенному
составу. Например: «друг, вдруг, вздрогнул, вздор, взрыв, срыв». Учащиеся смотрят на точку, стараясь охватить
взглядом все слова. Далее слова закрываются. Кто назовет больше? Точнее?
- «разорванный» текст
Строки располагаются на разном уровне.
- вращающийся текст (вращаются все буквы или слова)
- чтение с отрывом взгляда (пальца, указки) по сигналу и возвращением в текст.
- выборочное чтение для ответа на вопрос
Попенова Наталья Леонидовна
Учитель начальных классов ГБОУ №1798 г. Москва