Автор: Нездайминова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Раздел: полное образование
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Нездайминова Елена Анатольевна, педагог-психолог
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Имидж - это слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В
переводе
с
французского
языка
«имидж»
–
это
искусственный
целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием
работают
психологи,
социологи,
стилисты,
визажисты. Когда говорят об
имидже человека, то имеют в виду:
1.
имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
2.
общественный
имидж
(предметы,
которые
он
создал
и
которыми
пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы,
которые вручает);
3.
вербальный имидж (от лат. Verbalis – «словесный»; это его манера
говорить и писать);
4.
кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика
и телодвижения);
5.
габитарный имидж (от лат. Habitus – «внешний»; включает костюм,
прическу, аксессуары);
6.
ментальный
(мировоззренческие
и
морально-этические
установки,
социальные стереотипы);
7.
фоновый
имидж.
Он
может
быть
дистантно-опосредованным (это
сведения,
получаемые
извне,
а
не
от
нас
самих,
через
СМИ,
по
«сарафанному
радио»
и
т.д.)
и
контактно-непосредственным
(это
сведения
о
нас,
полученные
от
людей,
в
обществе
которых
мы
находимся).
Таким образом, имидж формирует не только сам человек, но и те, кто
окружает его. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом
в общении с людьми, проблема имиджа имеет особое значение.
Секрет успеха профессионального имиджа педагога напрямую зависит от
того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям
других людей.
Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия
образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в
массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества
тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Основные функции имиджа учителя:
1.
Профессиональная
–
обеспечение
высокого
качества
обучения
и
воспитания.
2.
Социальная
–
развитие
творческой
активности
учащихся,
повышение
статуса
и
престижа
профессии
учителя,
повышение
общественной
значимости этой профессии.
3. Духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся
в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к
духовным
ценностям,
формирование
нравственных
качеств
учащихся
(ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям).
4.
Визуальная
–
формирование
положительного
внешнего
впечатления,
воспитывает культуру внешности.
Основными составляющими педагогического имиджа являются:
- внешний облик;
- использование вербальных и невербальных средств общения;
- внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
- личностные качества;
- профессиональные умения.
Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение
и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств,
либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Здесь
значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный
макияж, и модная стрижка или укладка. Интерес к личности педагога, таким
образом,
–
средство
активизации
интереса
к
предмету.
Поэтому
образ
педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен
учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный
имидж,
который
включает
и
визуальную
привлекательность.
Визуальная
привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых,
зависящих
непосредственно
от
педагога.
Это
одежда,
прическа,
макияж.
Основной
стиль
педагога
–
классика.
Он
подчеркивает
авторитет,
уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие
формы.
Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение
формирует
имидж
педагога.
Восприятие
и
понимание
речи
педагога
учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится
приблизительно
25-50%
учебного
времени.
Поэтому
качество
освоения
учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень
чутки к речевым особенностям педагога. Поэтому очень важно правильно
выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.
Немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также
влияет на имидж в целом. Имидж образа жизни еще называют средовым. Он
предполагает характеристику человека по среде его обитания – кабинету,
жилищу
и
т.д.
Важно,
чтобы
имидж
не
расходился
с
внутренними
установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая
такой
образ,
учитель
тем
самым
самосовершенствуется.
Личностное
как
нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах
творчества.
Это
чаще
всего
–
оригинальность,
непохожесть,
внешнее
самооформление,
умение
транслировать
свою
неповторимую
личность,
делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса. Это
проявляется
и
в
стиле
общения
со
всеми
участниками
педагогического
процесса,
в
каждой
эмоциональной
реакции
на
поведение
школьников,
импровизации на уроке.
Внешний образ – это техника игры, особые формы выражения своего
отношения
к
материалу,
передача
своего
эмоционального
отношения
к
действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников
на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Внутренний
образ
–
это
прежде
всего
культура
учителя,
непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения,
изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное
видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на
творчество,
самообладание
в
условиях
публичности
и
многие
другие
составляющие.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее
из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и
располагать к
себе
других
людей
выступает
необходимым
качеством
в
профессиональных и личностных контактах.
Исследователи отмечают обязательность у педагога таких личностных
качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный
оптимум
тревожности,
обеспечивающий
интеллектуальную
активность
педагога,
целеустремленность,
настойчивость,
трудолюбие,
скромность,
наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость
такого
качества
как
остроумие,
а
также
ораторских
способностей,
артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога,
как
готовность
к
пониманию
психических
состояний
учеников
и
сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.
Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в
проявлении
которого
выражается
общая
культура
педагога
и
высокий
профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Профессиональные
качества
последуют
личностным,
сохраняя
при
этом большую автономность. “В каждой профессиональной деятельности
свойствами
личности
опосредуется
технология
работы,
но
только
опосредуется, а не определяется”, - считает известный педагог, академик В.П.
Беспалько. В массовой школе нельзя надеяться только на личностные – пусть
самые хорошие! – свойства учителя, нужно заранее формировать у него
профессиональные свойства и качества.
Под
профессиональной
компетентностью
понимают
владение
необходимыми
знаниями,
умениями,
навыками,
определяющими
сформированность педагогической деятельности, общения и личности как
носителя определенных ценностей и идеалов. Педагогическая эрудиция –
своеобразный
запас
знаний,
который
учитель
применяет
для
решения
педагогических
ситуаций,
которые
определяются
самим
педагогом
во
взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.
Педагогическое
мышление
и
интуиция
необходимы
учителю
для
предвидения
развития
ситуации
без
полного
ее
анализа.
Педагогическая
рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую
ситуацию
у
ребенка
и
на
ее
основе
сложить
представление
о
себе.
Педагогическая
рефлексия
позволяет
ответить
на
вопросы:
“Что
у
меня
получилось?
Что
не
удалось?
Как
сделать,
чтобы
было
еще
лучше?”
Педагогическая
импровизация
поможет
найти
учителю
неожиданные
решения
и
мгновенное
воплощение.
Педагогической
импровизации
свойственна
сиюминутность,
единство
интуитивного
и
логического.
Педагогическое
общение,
являясь
и
компонентом
профессиональной
компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание
благоприятного психологического климата на уроке.
Педагогов необходимо научить приемам, снимающим напряжение и
стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке,
Таким образом, деловой успех приходит к тем, кто умеет не только
развить,
но
и
донести
до
других
свои
лучшие
личностные
качества.
Творческие
способности
учителя
являются
показателем
целостности
его
личности, здоровья в самом широком смысле этого слова. И, напротив, если
учитель
идентифицирует
свою
личность
только
с
преподавательской
деятельностью, то такое положение может привести к остановке внутреннего
ро ст а. Учитель
—
это
человек,
не
только
получивший
специальное
педагогическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие
общественных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию,
обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще
немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого.
Список литературы
1.Гогиберидзе, Г.М. Диалог культур в системе литературного образования/ Г.
М. Гогиберидзе. - М.: Наука, 2003. - 181 с.
2.Жук
О.Н.
Учебный
диалог
на
занятия
по
литературе
/
О.Н.
Жук
//
Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования:
сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - 102 с.
3.Калюжный,
А.А.
Психология
формирования
имиджа
учителя
/
А.А.
Калюжный. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
4.
Мединцев,
В.
А.
Диалогическое
моделирование
психологических
взаимодействий/ В. А. Мединцев // Вопросы психологии, 2005, № 5. - С. 5-9.