Напоминание

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА


Автор: Нездайминова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Раздел: полное образование





Назад




СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Нездайминова Елена Анатольевна, педагог-психолог

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

Имидж - это слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В

переводе

с

французского

языка

«имидж»

это

искусственный

целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием

работают

психологи,

социологи,

стилисты,

визажисты. Когда говорят об

имидже человека, то имеют в виду:

1.

имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);

2.

общественный

имидж

(предметы,

которые

он

создал

и

которыми

пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы,

которые вручает);

3.

вербальный имидж (от лат. Verbalis – «словесный»; это его манера

говорить и писать);

4.

кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика

и телодвижения);

5.

габитарный имидж (от лат. Habitus – «внешний»; включает костюм,

прическу, аксессуары);

6.

ментальный

(мировоззренческие

и

морально-этические

установки,

социальные стереотипы);

7.

фоновый

имидж.

Он

может

быть

дистантно-опосредованным (это

сведения,

получаемые

извне,

а

не

от

нас

самих,

через

СМИ,

по

«сарафанному

радио»

и

т.д.)

и

контактно-непосредственным

(это

сведения

о

нас,

полученные

от

людей,

в

обществе

которых

мы

находимся).

Таким образом, имидж формирует не только сам человек, но и те, кто

окружает его. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом

в общении с людьми, проблема имиджа имеет особое значение.

Секрет успеха профессионального имиджа педагога напрямую зависит от

того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям

других людей.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия

образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в

массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества

тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Основные функции имиджа учителя:

1.

Профессиональная

обеспечение

высокого

качества

обучения

и

воспитания.

2.

Социальная

развитие

творческой

активности

учащихся,

повышение

статуса

и

престижа

профессии

учителя,

повышение

общественной

значимости этой профессии.

3. Духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся

в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к

духовным

ценностям,

формирование

нравственных

качеств

учащихся

(ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям).

4.

Визуальная

формирование

положительного

внешнего

впечатления,

воспитывает культуру внешности.

Основными составляющими педагогического имиджа являются:

- внешний облик;

- использование вербальных и невербальных средств общения;

- внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;

- личностные качества;

- профессиональные умения.

Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение

и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств,

либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Здесь

значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный

макияж, и модная стрижка или укладка. Интерес к личности педагога, таким

образом,

средство

активизации

интереса

к

предмету.

Поэтому

образ

педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен

учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный

имидж,

который

включает

и

визуальную

привлекательность.

Визуальная

привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых,

зависящих

непосредственно

от

педагога.

Это

одежда,

прическа,

макияж.

Основной

стиль

педагога

классика.

Он

подчеркивает

авторитет,

уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие

формы.

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение

формирует

имидж

педагога.

Восприятие

и

понимание

речи

педагога

учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится

приблизительно

25-50%

учебного

времени.

Поэтому

качество

освоения

учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень

чутки к речевым особенностям педагога. Поэтому очень важно правильно

выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.

Немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также

влияет на имидж в целом. Имидж образа жизни еще называют средовым. Он

предполагает характеристику человека по среде его обитания – кабинету,

жилищу

и

т.д.

Важно,

чтобы

имидж

не

расходился

с

внутренними

установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая

такой

образ,

учитель

тем

самым

самосовершенствуется.

Личностное

как

нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах

творчества.

Это

чаще

всего

оригинальность,

непохожесть,

внешнее

самооформление,

умение

транслировать

свою

неповторимую

личность,

делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса. Это

проявляется

и

в

стиле

общения

со

всеми

участниками

педагогического

процесса,

в

каждой

эмоциональной

реакции

на

поведение

школьников,

импровизации на уроке.

Внешний образ – это техника игры, особые формы выражения своего

отношения

к

материалу,

передача

своего

эмоционального

отношения

к

действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников

на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.

Внутренний

образ

это

прежде

всего

культура

учителя,

непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения,

изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное

видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на

творчество,

самообладание

в

условиях

публичности

и

многие

другие

составляющие.

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее

из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и

располагать к

себе

других

людей

выступает

необходимым

качеством

в

профессиональных и личностных контактах.

Исследователи отмечают обязательность у педагога таких личностных

качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный

оптимум

тревожности,

обеспечивающий

интеллектуальную

активность

педагога,

целеустремленность,

настойчивость,

трудолюбие,

скромность,

наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость

такого

качества

как

остроумие,

а

также

ораторских

способностей,

артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога,

как

готовность

к

пониманию

психических

состояний

учеников

и

сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.

Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в

проявлении

которого

выражается

общая

культура

педагога

и

высокий

профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Профессиональные

качества

последуют

личностным,

сохраняя

при

этом большую автономность. “В каждой профессиональной деятельности

свойствами

личности

опосредуется

технология

работы,

но

только

опосредуется, а не определяется”, - считает известный педагог, академик В.П.

Беспалько. В массовой школе нельзя надеяться только на личностные – пусть

самые хорошие! – свойства учителя, нужно заранее формировать у него

профессиональные свойства и качества.

Под

профессиональной

компетентностью

понимают

владение

необходимыми

знаниями,

умениями,

навыками,

определяющими

сформированность педагогической деятельности, общения и личности как

носителя определенных ценностей и идеалов. Педагогическая эрудиция –

своеобразный

запас

знаний,

который

учитель

применяет

для

решения

педагогических

ситуаций,

которые

определяются

самим

педагогом

во

взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.

Педагогическое

мышление

и

интуиция

необходимы

учителю

для

предвидения

развития

ситуации

без

полного

ее

анализа.

Педагогическая

рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую

ситуацию

у

ребенка

и

на

ее

основе

сложить

представление

о

себе.

Педагогическая

рефлексия

позволяет

ответить

на

вопросы:

“Что

у

меня

получилось?

Что

не

удалось?

Как

сделать,

чтобы

было

еще

лучше?”

Педагогическая

импровизация

поможет

найти

учителю

неожиданные

решения

и

мгновенное

воплощение.

Педагогической

импровизации

свойственна

сиюминутность,

единство

интуитивного

и

логического.

Педагогическое

общение,

являясь

и

компонентом

профессиональной

компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание

благоприятного психологического климата на уроке.

Педагогов необходимо научить приемам, снимающим напряжение и

стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке,

Таким образом, деловой успех приходит к тем, кто умеет не только

развить,

но

и

донести

до

других

свои

лучшие

личностные

качества.

Творческие

способности

учителя

являются

показателем

целостности

его

личности, здоровья в самом широком смысле этого слова. И, напротив, если

учитель

идентифицирует

свою

личность

только

с

преподавательской

деятельностью, то такое положение может привести к остановке внутреннего

ро ст а. Учитель

это

человек,

не

только

получивший

специальное

педагогическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие

общественных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию,

обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще

немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого.

Список литературы

1.Гогиберидзе, Г.М. Диалог культур в системе литературного образования/ Г.

М. Гогиберидзе. - М.: Наука, 2003. - 181 с.

2.Жук

О.Н.

Учебный

диалог

на

занятия

по

литературе

/

О.Н.

Жук

//

Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования:

сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - 102 с.

3.Калюжный,

А.А.

Психология

формирования

имиджа

учителя

/

А.А.

Калюжный. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.

4.

Мединцев,

В.

А.

Диалогическое

моделирование

психологических

взаимодействий/ В. А. Мединцев // Вопросы психологии, 2005, № 5. - С. 5-9.



В раздел образования