Напоминание

Влияние тряпичной куклы на приобщение к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста


Автор: Даньшина Дарья Юрьевна
Должность: студент
Учебное заведение: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние тряпичной куклы на приобщение к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние тряпичной куклы на приобщение к русской народной

культуре детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

данной

работы

состоит

в

необходимости

поиска

наиболее эффективных методов приобщения к русской народной культуре у

детей старшего дошкольного возраста в процессе использования тряпичной

куклы.

В современном мире всё более остро стоит вопрос о приобщении

детей к русской народной культуре. Со временем стали забываться народные

обычаи и традиции, а также история русского народа. А ведь это является

фундаментом для развития чувства патриотизма к своей родине.

Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, и в первую

очередь доносить эти знания до детей. А главными помощниками в этом

может

послужить

знакомство

детей

дошкольного

возраста

с

русскими

народными сказками, песнями, загадками, потешками, а также с декоративно

- прикладным искусством. К декоративно - прикладному искусству относится

тряпичная кукла. При использовании тряпичной куклы в своей работе, мы

можем помочь ребёнку более эмоционально воспринять знания о народных

традициях. Всё что ребёнок усваивает эмоционально, усваивается намного

быстрее и прочнее, оставляя при этом яркий след на всю его дальнейшую

жизнь [2].

В

жизнь

современных

детей

необходимо

вводить

традиционные

тряпичные куклы, с точки зрения воспитания. Ведь именно в играх с куклами

дошкольники учатся общаться, фантазировать, тренируют память, так как

кукла

выполняет

не

только

игровую

функцию,

но

и

образовательную

и

познавательную.

Подробное

изучение

русской

народной

культуры

с

момента

ее

зарождения и до наших дней крайне важно. Известно, что понять сущность и

смысл любого явления можно лишь после того, как постигнешь историю его

возникновения, проследишь основные этапы его развития, проанализируешь,

какие изменения, и влияния оно испытывало и чем данное явление стало в

конечном итоге. Лишь после этого можно попытаться понять его состояние,

делать

прогнозы

и

рекомендации.

Развитие

культуры

тесно

связано

с

историей страны и верованиями населяющих ее людей. Без этого нельзя

понять

смысл

и

символику

народных

праздников,

знаковые

системы

украшений и оберегов, символические узоры русской вышивки. Эти знания

необходимы нам для того, чтобы научится прочитывать в национальном

костюме или убранстве домов ту информацию, которую пытались донести до

будущих поколений наши далекие предки.

Народная культура – это традиционная культура, в которую входят

пласты

разных

эпох

от

глубокой

древности

до

современного

времени,

субъектом

которой

является

народ

это

коллективная

личность,

обозначающая

объединение

всех

индивидов

коллектива

общностью

культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Русская народная культура – это ценный материал для того, чтобы

познакомить

детей

с

традициями

русского

народа,

его

обычаями

и

праздниками,

а

также

предметами

быта.

Она

должна

стать

главной

составляющей для формирования личности [1].

Благодаря приобщению к культурному наследию своего народа, мы не

только можем сформировать представление о разнообразии нравственности, а

также богатстве и красоте, но и можем воспитать в ребёнке лучшие качества,

такие как: трудолюбие, доброта, взаимопомощь, сопереживание и другие

важные человеческие качества. Всё это в совокупности и есть уважение к

культуре и истории своей страны.

Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят

себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил.

Кукла

не

рождается

сама:

её

создает

человек.

Она

обретает

жизнь

при

помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры

всего

человечества,

кукла

сохраняет

в

своем

образе

самобытность

и

характерные

черты

создающего

её

народа.

В

этом

главная

ценность

традиционной народной куклы [3].

Кукла

является

одной

из

самых

интересных

страниц

в

истории

культуры. Человек всегда был очень прочно скреплён с ней, ведь кукла,

повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с человеком не только

психологическими и физическими связями, а также мировоззренческими.

Тряпичная кукла – это кукла, которая изготавливалась по старинным

технологиям из разных лоскутов ткани. В давние времена тряпичная кукла

была наиболее распространённой игрушкой. Для каждого возраста были свои

куклы. В русской народной кукле наблюдается как сакральная, так и игровая

направленность.

Русская

тряпичная

кукла

является

особым

видом

народного

творчества

она

не

только

служит

для

нас

как

сувенир

или

музейный

экспонат,

но

она

является

традиционным,

необходимым

элементом

воспитательного процесса. Через тряпичную куклу ребенок познает мир и

проходит его приобщение к традициям русской народной культуры.

Гл а в н ы м

п р и н ц и п ом

в

Ф ед е р а л ь н ом

г о с уд а р с т в е н н о м

образовательном

стандарте

(ФГОС)

дошкольного

образования

выделены:

«учёт этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Для реализации этих принципов в воспитании детей, подразумевает, в

первую

очередь,

приобщение

детей

к

народной

культуре.

Для

детей

дошкольного возраста игрушка и игра являются самым ясным и доступным

источником получения информации.

Использование народных игрушек – это традиция, которая помогает

сохранить

ценности

отношений

между

людьми

и

этнокультуры

в

семье,

обществе

и

передать

молодому

поколению

социальный

опыт

народа.

В

настоящее

время

происходит

модернизация

дошкольного

образования,

введение ФГОС в образовательную деятельность педагога подразумевает,

приобщение дошкольника к народным истокам через игровую деятельность.

Следовательно,

мы

можем

сказать,

что

теоретические

знания

и

практические данные дают нам утверждать, что именно тряпичная кукла

может стать основным средством приобщения детей старшего дошкольного

возраста к истокам русской народной культуры.

Библиографический список

1.

Антонова

А.В.

Патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения. – М.; Сборник научных трудов, 2005.

2. А. Аскарова «Народная кукла как средство приобщения к родной

культуре» стр. 117 Дошкольное воспитание 2011г. №7

3. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество.

Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской.

– М., 2000



В раздел образования