Автор: Даньшина Дарья Юрьевна
Должность: студент
Учебное заведение: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние тряпичной куклы на приобщение к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Влияние тряпичной куклы на приобщение к русской народной
культуре детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность
данной
работы
состоит
в
необходимости
поиска
наиболее эффективных методов приобщения к русской народной культуре у
детей старшего дошкольного возраста в процессе использования тряпичной
куклы.
В современном мире всё более остро стоит вопрос о приобщении
детей к русской народной культуре. Со временем стали забываться народные
обычаи и традиции, а также история русского народа. А ведь это является
фундаментом для развития чувства патриотизма к своей родине.
Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, и в первую
очередь доносить эти знания до детей. А главными помощниками в этом
может
послужить
знакомство
детей
дошкольного
возраста
с
русскими
народными сказками, песнями, загадками, потешками, а также с декоративно
- прикладным искусством. К декоративно - прикладному искусству относится
тряпичная кукла. При использовании тряпичной куклы в своей работе, мы
можем помочь ребёнку более эмоционально воспринять знания о народных
традициях. Всё что ребёнок усваивает эмоционально, усваивается намного
быстрее и прочнее, оставляя при этом яркий след на всю его дальнейшую
жизнь [2].
В
жизнь
современных
детей
необходимо
вводить
традиционные
тряпичные куклы, с точки зрения воспитания. Ведь именно в играх с куклами
дошкольники учатся общаться, фантазировать, тренируют память, так как
кукла
выполняет
не
только
игровую
функцию,
но
и
образовательную
и
познавательную.
Подробное
изучение
русской
народной
культуры
с
момента
ее
зарождения и до наших дней крайне важно. Известно, что понять сущность и
смысл любого явления можно лишь после того, как постигнешь историю его
возникновения, проследишь основные этапы его развития, проанализируешь,
какие изменения, и влияния оно испытывало и чем данное явление стало в
конечном итоге. Лишь после этого можно попытаться понять его состояние,
делать
прогнозы
и
рекомендации.
Развитие
культуры
тесно
связано
с
историей страны и верованиями населяющих ее людей. Без этого нельзя
понять
смысл
и
символику
народных
праздников,
знаковые
системы
украшений и оберегов, символические узоры русской вышивки. Эти знания
необходимы нам для того, чтобы научится прочитывать в национальном
костюме или убранстве домов ту информацию, которую пытались донести до
будущих поколений наши далекие предки.
Народная культура – это традиционная культура, в которую входят
пласты
разных
эпох
от
глубокой
древности
до
современного
времени,
субъектом
которой
является
народ
–
это
коллективная
личность,
обозначающая
объединение
всех
индивидов
коллектива
общностью
культурных связей и механизмов жизнедеятельности.
Русская народная культура – это ценный материал для того, чтобы
познакомить
детей
с
традициями
русского
народа,
его
обычаями
и
праздниками,
а
также
предметами
быта.
Она
должна
стать
главной
составляющей для формирования личности [1].
Благодаря приобщению к культурному наследию своего народа, мы не
только можем сформировать представление о разнообразии нравственности, а
также богатстве и красоте, но и можем воспитать в ребёнке лучшие качества,
такие как: трудолюбие, доброта, взаимопомощь, сопереживание и другие
важные человеческие качества. Всё это в совокупности и есть уважение к
культуре и истории своей страны.
Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят
себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил.
Кукла
не
рождается
сама:
её
создает
человек.
Она
обретает
жизнь
при
помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры
всего
человечества,
кукла
сохраняет
в
своем
образе
самобытность
и
характерные
черты
создающего
её
народа.
В
этом
главная
ценность
традиционной народной куклы [3].
Кукла
является
одной
из
самых
интересных
страниц
в
истории
культуры. Человек всегда был очень прочно скреплён с ней, ведь кукла,
повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с человеком не только
психологическими и физическими связями, а также мировоззренческими.
Тряпичная кукла – это кукла, которая изготавливалась по старинным
технологиям из разных лоскутов ткани. В давние времена тряпичная кукла
была наиболее распространённой игрушкой. Для каждого возраста были свои
куклы. В русской народной кукле наблюдается как сакральная, так и игровая
направленность.
Русская
тряпичная
кукла
является
особым
видом
народного
творчества
–
она
не
только
служит
для
нас
как
сувенир
или
музейный
экспонат,
но
она
является
традиционным,
необходимым
элементом
воспитательного процесса. Через тряпичную куклу ребенок познает мир и
проходит его приобщение к традициям русской народной культуры.
Гл а в н ы м
п р и н ц и п ом
в
Ф ед е р а л ь н ом
г о с уд а р с т в е н н о м
образовательном
стандарте
(ФГОС)
дошкольного
образования
выделены:
«учёт этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Для реализации этих принципов в воспитании детей, подразумевает, в
первую
очередь,
приобщение
детей
к
народной
культуре.
Для
детей
дошкольного возраста игрушка и игра являются самым ясным и доступным
источником получения информации.
Использование народных игрушек – это традиция, которая помогает
сохранить
ценности
отношений
между
людьми
и
этнокультуры
в
семье,
обществе
и
передать
молодому
поколению
социальный
опыт
народа.
В
настоящее
время
происходит
модернизация
дошкольного
образования,
введение ФГОС в образовательную деятельность педагога подразумевает,
приобщение дошкольника к народным истокам через игровую деятельность.
Следовательно,
мы
можем
сказать,
что
теоретические
знания
и
практические данные дают нам утверждать, что именно тряпичная кукла
может стать основным средством приобщения детей старшего дошкольного
возраста к истокам русской народной культуры.
Библиографический список
1.
Антонова
А.В.
Патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения. – М.; Сборник научных трудов, 2005.
2. А. Аскарова «Народная кукла как средство приобщения к родной
культуре» стр. 117 Дошкольное воспитание 2011г. №7
3. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество.
Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской.
– М., 2000