Напоминание

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПСИХОЛОГИИ


Автор: Захарян Анджела Владимировна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Сочинский медицинский колледж" министерсво здравоохранения Краснодарского кря
Населённый пункт: город Сочи Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПСИХОЛОГИИ
Раздел: высшее образование





Назад




ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПСИХОЛОГИИ

Захарян А.В., Войтенко Л.М.

В статье авторы рассматривают общетеоретические подходы к построению классификации

волевых качеств, принятых в отечественной психологии.

Ключевые

слова:

волевые

качества,

воля,

волевая

регуляция,

история

отечественной

психологии, С.Л.Рубинштейн, В.К.Клин, В.И.Иванников, В.И.Селиванов

Одним

из

возможных

принципов

классификации

волевых

качеств,

исходя

из

мысли

С.Л.Рубинштейна, можно считать принцип соотнесения с фазами волевого процесса. Эта идея

просматривается у него, когда он проявление инициативности увязывает с самым начальным

этапом волевого действия, после чего включаются самостоятельность и независимость, а на этапе

принятия решения проявляется решительность, которую сменяют энергичность и настойчивость на

фазе исполнения. Таким образом, С.Л. Рубинштейн выделяет «важнейшие» волевые качества,

необходимые

для

достижения

цели

и

преодоления

внешних

препятствий:

инициативность

самостоятельность – решительность – энергичность - настойчивость [5].

Это же основание для классификации посчитал возможным использовать В.И.Селиванов

(1974). К тому же он отмечает, что «... все волевые свойства личности проявляются на всех стадиях

действия, но степень выраженности их на разных стадиях неодинакова» [7, с.114]. В.И.Селиванов

объективным основанием для разграничения функций различных волевых свойств считает динамику

процессов торможения и возбуждения. В связи с этим он делит волевые свойства на вызывающие

импульс к проявлению активности, усилению или ускорению начатого действия (возбуждение) и на

замедляющие или ослабляющие активность (торможение). В первом случае активно проявляются

такие волевые качества, как инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость.

Ко второй группе относятся выдержка, выносливость, терпеливость.

На

необходимость

разделения

проявлений

волевых

качеств

в

физической

и

интеллектуальной деятельности указывается в работах В.И.Селиванова. Автор отмечал, что люди

воспитанные на умственном труде обнаруживали больше упорства в интеллектуальной работе, но

оказывались несостоятельными при встрече с физическими трудностями [7]. В.И.Селиванов к воле-

вым

свойствам

личности

относит

целеустремленность,

инициативность,

решительность,

настойчивость,

выдержку,

самостоятельность,

организованность,

смелость,

деловитость,

самообладание и др. [6].

Мысль о классификации волевых свойств по принципу стадиальности волевого процесса

развил в своих исследованиях М.Брихцин (1989). Его классификация основывается на том, в каких

звеньях

психического

управления

волевые

качества

чаще

всего

участвуют.

Таких

звеньев

М.Брихцин выделяет 11 и каждому соответствуют определенные качества. Например:

1. Инициация деятельности (выбор цели, получение задачи и ее уяснение): инициативность;

исполнительность.

2. Планирование хода деятельности: независимость; предусмотрительность; расторопность

(ловкость); осмотрительность.

3.

Подготовка

внешних

условий

и

внутренних

предпосылок:

самостоятельность;

обстоятельность.

4.

Организация

управляющих

и

исполнительных

звеньев

(с а моорганизация):

самообладание; деловитость.

5. Взаимодействие с внешней и внутренней средой: выносливость; умеренность.

6. Комплексная обработка информации и процесс принятия решений: рассудительность;

смелость; решительность.

7. Коммуникация между управляющими звеньями: сознательность; принципиальность.

8.

Координация

взаимодействия

управляющих

звеньев:

целеустремленность;

старательность.

9. Регулирование исполнительных звеньев деятельности: энергичность; тщательность.

10. Контроль над процессом выполнения задачи (приближения к цели) и уточнение плана:

настойчивость; гибкость.

11. Заключительная оценка хода и результатов деятельности: ответственность.

1

Кроме того, обращается внимание на позитивные и негативные полюса каждого из качеств,

а так же на их взаимосвязь с а) с когнитивным стилем и познавательными способностями; б)

качествами темперамента; в) моральными качествами и г) интерперсональными качествами [4,

с.136].

Инициативность.

Способность

спонтанно

и

изобретательно

генерировать

новые

цели

деятельности. Возможность создавать в зависимости от ситуации, динамики среды и собственных

потребностей

новые

представления

(сознательные

образы,

«внутренние

модели»)

будущих

результатов своих действий. Способность сознательно «трансформировать» и переводить свои

побуждения в систему целей: близких и перспективных, главных и второстепенных, общих и

конкретных (промежуточных).

Пассивность (инертность). Тенденция не ставить перед собой новые цели деятельности.

Недостаток

уверенности

в

себе,

неверие

в

свои

силы,

способности

и

возможности

достичь

поставленной цели. Склонность снова возвращаться к ранее уже достигнутым целям или пребывать

в бездеятельности.

Исполнительность.

Тенденция

принимать

на

себя

добровольно

и

с

положительным

отношением задания (в рамках общественно-полезной деятельности). Способность понять широкое

значение и узкий, конкретный смысл этих заданий. Умение соединять полученные задания с

личными целями и побуждениями; готовность выполнить их как можно лучше.

Негативизм. Тенденция сторониться заданий, поручаемых другими. Склонность выискивать

негативные стороны этих заданий и предлоги к тому, чтобы отказаться от их выполнения. Отказ

взять личную ответственность за выполнение заданий.

Независимость. Способность оценивать задания на основе собственной ориентации и

анализа

в

соответствии

со

своими

чувствами

(ощущениями),

впечатлениями

и

опытом

без

постороннего вмешательства. Способность использовать

данную

степень

свободы

и

принять

принципиальное решение: действовать — не действовать, отвечать — не отвечать за дальнейшие

события.

Зависимость. Неспособность дать оценку ситуаций, исходя из собственных соображений,

ощущений (чувств), впечатлений и опыта. Тенденция принимать решения только после выяснения:

точки зрения остальных людей и в соответствии с их мнением.

Предусмотрительность. Умение предвосхищать будущие изменения, включая те, которые

возникнут в связи с деятельностью субъекта и под его воздействием. Способность приблизительно

оценить (исходя из своего опыта) сложность задачи и свои возможности ее решения. Умение

вовремя подготовить план использования средств и ресурсов, план управляющих и исполнительных

операций преимущественно на основе понимания отношения между способом действования и

будущим результатом активности субъекта.

Непредусмотрительность (реактивность). Неспособность или неготовность предвосхищать

ход и результаты своей деятельности, предсказывать изменения среды. Склонность реагировать па

изменения

ситуации

только

после

того,

как

она

уже

возникла

без

подготовленного

плана,

импровизированно.

Расторопность (ловкость). Способность быстро выбирать оптимальные формы, методы,

способы своей деятельности; использовать свои возможности и целесообразно приспосабливать

вспомогательные пособия и инструменты в целях эффективного целенаправленного воздействия.

Беспомощность.

Неспособность

искать,

правильно

выбирать

и

целе сообразно

приспосабливать ресурсы, методы, средства, которые эффективны для продуктивной деятельности.

Осмотрительность

(осторожность).

Тенденция

брать

во

внимание

более

широкие

обстоятельства подготавливаемых действий. Склонность к поиску мало заметных на первый взгляд

осложнений и возможных препятствий, которые могли бы возникнуть в ходе деятельности.

Легкомысленность.

Нежелание

учитывать

при

подготовке

планов

деятельности

более

широкие ее аспекты и не придавать значение обстоятельствам, которые могли бы осложнить ее ход.

Отсутствие планирования деятельности и внимания к возможным нежелательным последствиям.

Самостоятельность.

Возможность

обеспечивать

необходимые

внешние

условия

и

внутренние

предпосылки

для

будущей

деятельности

с

наименьшим

использованием

помощи

других людей.

Несамостоятельность. Отсутствие способности самостоятельно без чужой помощи, создавать

необходимые

условия

и

предпосылки

деятельности

информационные,

технические,

экономические,

функциональные,

кооперационные.

Тенденция

ориентироваться

на

готовые

программы деятельности и помощь других людей при их осуществлении.

2

Обстоятельность. Стремление обеспечивать в большом объеме, систематически и в деталях

как внешние, так и внутренние предпосылки для исполнительных и управляющих операций.

Педантичность.

Склонность

заниматься

всесторонней

подготовкой

деятельности,

задерживаться на мелочах и деталях.

Самообладание.

Сознательное

контролирование

себя

в

течение

всего

процесса

деятельности: способность организационно влиять на исполнительные и регулирующие функции,

не терять контроля над событиями при трудностях.

Недисциплинированность. Неспособность подчинить внутренние процессы и состояния

требованиям ситуации и проводимой деятельности; неумение соединить и взаимно уравновесить

функции всех подсистем, участвующих в регуляции.

Деловитость.

Хорошая

организация,

активизирование

и

использование

внутренних

предпосылок эффективной деятельности. Разработка (трансформирование) на основе общих планов

конкретных

программ.

Точное

определение

взаимосвязи

и

временной

последовательности

управляющих и исполнительных операций.

Бездейственность. Неспособность подготовить и активизировать внутренние предпосылки

деятельности. Беспомощность в создании из ориентировочных планов новых программ или изме-

рении уже подготовленных.

Выносливость

(терпеливость).

Преодоление

воздействия

негативных

внешних

или

внутренних факторов (отталкивание, монотонность, усталость, дурные привычки, разочарование и

т.д.),

которые

интенсивно

переживаются

субъектом

и

мешают

успешному

ходу

действий

в

деятельности.

Нетерпеливость. Недостаток решимости, нежелание или неготовность к сопротивлению в

течение длительного времени интенсивному воздействию (внешнему и внутреннему), которое

мешает выполнению поставленной задачи и достижению цели.

Умеренность. Адекватная оценка своих внешних проявлений и внутренних состояний и

удерживание оптимальной активности для реализации деятельности. Сознательное понижение

слишком

высокого

уровня

активности

и

подавление

внешних

проявлений

аффективных

и

эмоциональных состояний.

Перенапряженность. Склонность к излишней активности (вследствие аффекта или под

воздействием волевого усилия), несмотря на то, что это не целесообразно. Неспособность к доста-

точной саморефлексии, связанная с неготовностью субъекта регулировать «судорожность» своего

поведения и внешние проявления эмоций.

Рассудительность. Принятие решения во время подготовки, регулирования и управления

деятельностью только после соответствующей переработки доступной информации и после взве-

шивания альтернатив возможных решений.

Опрометчивость. Тенденция к вмешательству в процесс регуляции и принятия решений,

касающихся управления, без переработки необходимой информации. Принятие глобальных или

оперативных решений на основе рациональных соображений.

Смелость.

Стремление

к

риску

при

решениях

в

неясных,

незнакомых

или

опасных

ситуациях даже при сильном эмоциональном давлении. Способность действовать упорядоченно

при информационной неопределенности, а также в ситуациях, связанных с чувством неуверенности

или страха (за здоровье, за жизнь и т. п.).

Боязливость. Склонность избегать неясных, незнакомых и опасных ситуаций, которые

требуют решения с определенной степенью риска, организованной активности субъекта. Ожидание

неблагоприятных возможных последствий неправильно принятого решения и ошибочных действий.

Решительность. Быстрый переход от решения к его осуществлению. Выбор одной из

нескольких альтернатив без лишней задержки, даже в конфликтной ситуации.

Нерешительность.

Тенденция

к

долгому

колебанию

при

выборе

между

несколькими

альтернативами. Склонность откладывать начало деятельности или уже принятого решения.

Сознательность. Осознание своих настоящих, действительных побуждений и их причин,

главной цели, значения и смысла действий. Понимание многосторонних связей своих действий с

внешней

средой,

с

системой

общественных процессов и отношений. Способность управлять

своими действиями в соответствии с объективными закономерностями.

Своевольность. Стремление исходить преимущественно или даже исключительно из своих

потребностей, желаний и интересов, чаще всего на основе ложного представления о своей исклю-

чительности.

3

Принципиальность (последовательность).

Способность

твердо

придерживаться

даже

в

изменяющихся условиях принципов, норм и идеалов, принятых субъектом. Ориентирование на

стабильные правила в принятии решений и твердые критерии в оценке происходящего.

Беспринципность (непоследовательность). Склонность во время подготовки и реализации

деятельности легко отказываться от лично принятых критериев, правил, принципов, ценностей,

норм и идеалов (особенно под влиянием неожиданных изменений ситуаций).

Целеустремленность.

Оптимизация

интеракции

субъекта

с

внешней

предметной

и

социальной средой. Умение координировать управление и регулирующие действия в соответствии с

четко определенной целью и на основе понимания отношений между целью и средствами ее

осуществления.

Импульсивность

(стихийность).

Неспособность,

неготовность,

или

нежелание

целеустремленно направлять ход собственных действий (посредством координации функций всех

управляющих и регулирующих подсистем). Склонность руководствоваться в своем поведении

мимолетными

идеями

или

случайными

внешними

или

внутренними

влияниями,

действовать

неупорядоченно и нецелесообразно.

Старательность

(прилежность).

Включение

положительных

мотивов

и

эмоций

в

целенаправленное управление деятельностью.

Безразличие. Склонность оставлять без внимания и вмешательства осложнения, мешающие

выполнению задания и достижению намеченной цели. Недостаток решимости (нежелание) активно

использовать внутренние средства субъекта.

Энергичность.

Умение

развить

в

короткое

время

значительное,

иногда

максимальное

волевое усилие, повышающее снижающуюся активность.

Вялость. Недостаток решимости (нежелание) или неспособность проявлять волевое усилие

в

ситуациях,

требующих

концентрации

сил,

интенсивной

и

немедленной

активности

для

преодоления препятствий и своевременного достижения цели.

Тщательность.

Склонность

руководствоваться

(как

при

сознательном

контролировании

исполнительных операций, так и при самооценке) критериями точности и качества даже в ущерб

скорости и количеству. Полное использование контрольной информации о ходе деятельности и ее

промежуточных результатах при целенаправленной регуляции качества.

Небрежность. Выраженная тенденция довольствоваться при самооценке и саморегуляции

критериями низшего уровня. Недооценка показателей качества

при

желании

скорейшего

вы-

полнения деятельности. Отсутствие контроля в ходе деятельности, игнорирование требований к ее

качеству.

Настойчивость. Повторяющиеся попытки решить проблему, возникающую в деятельности.

Способность к длительной концентрации внутренних возможностей и мобилизации сил в течение

всего периода достижения поставленной цели.

Непостоянство. Быстрая смена или даже отвержение поставленной цели, отказ от контроля

за деятельностью, которая чаще всего не доводится до конца.

Гибкость. Готовность приспосабливать исполнительные операции к изменившимся условиям

и в зависимости от них менять даже направленность деятельности.

Ригидность. Неспособность быстро и целесообразно менять способ регуляции и управления

в

изменившейся

ситуации.

Ориентирование

на

однажды

утвержденный

план

действий

и

первоначально выбранные средства, которые уже оказываются неадекватными.

Ответственность. Осознание зависимости своих действий и их последствий от своего

решения и управления. Готовность отвечать за них в рамках социальной или организационной

структуры.

Безответственность.

Нежелание

отвечать

за

выполнение

порученных

заданий

и

обязанностей.

Неспособность

осознать

социальные

или

организационные

последствия

своих

действий. Склонность возлагать ответственность на внешние обстоятельства [4, с.139-143].

Как сам справедливо автор заявляет, приведенная классификация может стать, с одной

стороны, основой для диагностики конкретного уровня развития волевых качеств у различных лю-

дей, с другой — основой для подбора конкретных проблемных ситуаций в целях эффективного

развития воли.

Литература:

4

1.

Батыршина А.Р. Графический язык описания систем в психологии (на материале теорий

воли) // Гуманизация образования. – 2018. - № 1. – С.52-55.

2.

Батыршина

А.Р.

Основные

подходы

в

исследовании

психологии

воли

и

волевой

регуляции // Вестник Университета Российской академии образования. – 2016. - № 3. –

С.83-93.

3.

Батыршина А.Р. Психология воли и волевой регуляции: библиографический указатель. –

М., 2017.

4.

Брихцин М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалисти-

ческом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989. – 183 с. – С.134-144.

5.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1946. – 703 с.

6.

Секун

В.И.

Факторная

структура

черт

личности

и

ведущий

вид

деятельности

//

Психологический журнал. – 1983. - № 5. – С.42-49.

7.

Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1954. – 208 с.

5



В раздел образования