Напоминание

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Автор: Захарян Анджела Владимировна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Сочинский медицинский колледж" министерсво здравоохранения Краснодарского кря
Населённый пункт: город Сочи Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Раздел: высшее образование





Назад




ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Захарян А.В.

В статье рассматривается отдельные аспекты исследования волевых качеств в российской

психологии. Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности,

которое

определяется

необходимостью

построения

прогноза

об

успешности

во левого

регулирования деятельностью. Авторы описывают различные подходы и критерии выделения

волевых качеств.

Ключевые

слова:

волевые

качества,

история

отечественной

психологии,

воля,

волевая

регуляция.

Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности, которое

определяется

необходимостью

построения

прогноза

об

успешности

волевого

регулирования

деятельностью. «Зная проявление волевых качеств, возможно строить прогноз об успешности

волевого регулирования деятельности ..., исходя из специфики ее условий, предъявляющих требо-

вания к конкретным волевым проявлениям» [6, с.6]. Но прогнозом не исчерпываются

задачи

изучения волевых качеств личности. Исходя из объективного знания уровня развития волевых

качеств, можно корректировать как саму деятельность (ее условия), так и отношение к ней, меняя

тем самым ее эффективность.

В соответствии со сложностью определений воли сложны и многообразны описываемые

разными авторами волевые свойства, тем более, что многие исследователи ставят эти свойства как

критерии наличия или степени проявления способности к волевым действиям, волевым усилиям.

В 50-60 гг. ХХ века в советской психологии наблюдалось чрезмерное приписывание волевым

качествам характера лучших (по идеологическим соображением) проявлений человека. Хотя на

определенных этапах развития отечественной психологии это, наверное, было неизбежно. Так в

учебниках того времени встречается более 30 волевых свойств личности, характеристика которых не

всегда отличается научностью

(К.Н.Корнилов,

1950,

В.А.Крутецкий

1960, Пуни А.Ц., 1959 и

др.).

В

современных

исследованиях

фактически

уже не

встречаются

такие

качества,

как

принципиальность,

деловитость, храбрость, приобретают новые оттенки другие, традиционно

относящиеся

к

волевым

качествам:

организованность,

настойчивость,

решительность

и

др.

Появляются в понятийном аппарате волевой сферы личности такие качества, как уверенность,

склонность к риску.

Необходимость выделения волевых качеств в качестве отдельного объекта изучения не раз

указывалось в литературе. «В качестве конкретных проявлений воли, - пишет А.Ц.Пуни, - должны

рассматриваться не отдельные характеристики волевого действия, а волевые свойства личности» [16,

с.16]. «Нет воли вообще, существуют лишь определенные волевые качества характера конкретного

человека» [16, с.16]. «Правильнее говорить не о воле вообще, - считает Е.П.Ильин, - а о различных

ее проявлениях, называемых волевыми качествами» [10, с.74].

Волевые

свойства

личности

В.И.Селиванов

(1974)

определяет

как

«относительно

постоянные, не зависимые от данной ситуации, устойчивые психические образования личности», в

совокупности составляющие волю личности [18, с.58].

Б.Н.Смирнов (1984) дает следующее определение волевых качеств: «волевыми качествами

личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых

препятствий» [20, с.95].

А.В.Быков, Т.И.Шульга (1999) под волевым качеством понимают «личностное качество,

системное

по

своей

природе,

соотносимое

с

проявлением

волевых

усилий,

требующее

спе-

цифических условий формирования (преодоления трудностей)» [5, с.65].

В.А.Иванников (1986; 1991) рассматривает волевые свойства человека как характеристики

его

деятельности,

как

комбинацию

особенностей

познавательной сферы и арсенал умений и

навыков человека, особенности мотивационно-смысловой и эмоциональной сферы, сознания и

самосознания (уровень притязаний, самооценка, уверенность в себе, мировоззрение и пр.), опре-

деляющие характеристики поведения человека в конкретной ситуации.

Волевые качества личности, по Е.П.Ильину, это - устойчивые специфические проявления

«сильной

воли»

в

«схожих

однотипных

ситуациях», как

«фенотипическая

характеристика

наличных

возможностей

человека,

как

сплав

врожденного

и

приобретенного».

«Врожденный

компонент»

с

точки

зрения

ученого

обусловлен

врожденными

задатками,

в

частности

ти-

пологическими

особенностями

свойств

нервной

системы,

а

«приобретенный» в онтогенезе

компонент

это

«опыт

человека:

его

умения

и

знания,

связанные

с

самостимуляцией;

сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка» [12, с. 115-117].

А.Ц.Пуни (1971, 1977) отмечает, что волевые качества существуют не изолированно друг от

друга, а как целостная динамическая система; устойчивое проявление волевых качеств свидетель-

ствует о том, что они становятся чертами характера. В.В.Богословский отмечает, что «у каждого

человека представлены все волевые свойства личности, но развиты они неодинаково» [4, с.331]. Эту

мысль развивает Е.П.Ильин (1983; 2000), который указывает, что человек не обладает полным

набором

одинаково

развитых

волевых

качеств,

так

как

их

проявление

определяется

нейродинамическими особенностями.

Анализ психолого-педагогической литературы привел нас к выводу о смешении понятий,

таких как «свойство» и «качество». Так, Э.И.Киршбаун и А.И.Еремеева пишут, что при преобладании

волевых процессов имеют место волевые психические состояния - активность, решительность,

сдержанность и т.д. Понятие «решительность» в одних случаях относят к категории волевых качеств

(M.B.Гамезо, И.А.Домашенко), в других - к волевым свойствам [19, с.34].

В.А.Иванников и Е.В.Эйдман, анализируя структуру волевых качеств личности, понятия

«волевые свойства» и «волевые качества» употребляет как рядоположенные [14, с.40]. M.B.Гамезо и

И.А.Домашенко,

характеризуя

волю,

считают,

что

«волевые

свойства

(качества)

личности

представляют собой устойчивые психические образования» [19, с.34].

Большое число работ посвящено исследованию отдельных волевых качеств личности.

Исследовались такие качества, как:

-

настойчивость:

А.В.Полтев

(1955),

А.И.Самошин

(1966),

Т.С.Конорева

(1980),

А.И.Голубева (1955), Н.И.Судаков (1950), А.И.Высоцкий (1979), М.Н.Любимцев (1956), Д.Г.Ребизов

(1965), Е.П.Михайлов (1969) и др.

- выдержка: Т.А.Атаев (1966), Н.С.Лукин (1955), Р.Л.Кварцхава (1968), В.С.Мерлин (1948);

- решительность: И.П.Петяйкин (1978),

- выносливость: М.Н.Ильина (1976),

- инициативность: М.С.Говоров (1962), Л.С.Новикова, И.Э.Плотниек, С.А.Петухов (1954),

Б.Хамзин, Б.Д.Леутин Ю.Ю.Палайма (1962),

- смелость: И.Д.Скрябин (1977), Т.И.Агафонов (1956), Н.Ф.Страхов.

- активность: В.Н.Семин (1973), А.И.Высоцкий (1979, 1982)

- самостоятельность: А.С.Петухов, Л.М.Пименова

- целеустремленность – Д.О.Оганесян, А.С.Шевчук (1987)

- отвагу,

- мужество,

- стойкость,

- дисциплинированность - В.И.Асин (1956)

- организованности - В.А. Гольнева (1970), С.Г.Якобсон, Н.Ф.Прокина (1956)

- уверенность в себе - Е.А.Серебрякова (1955), Ю.Ю.Палайма (1967);

- уверенность в своих силах – Ф.И.Иващенко (1952),

- упрямство – А.П.Ларин (1963).

Важным

обстоятельством

являются

условия

деятельности,

в

которых

реализуются

конкретные качества. «Конкретные проявления воли обусловлены особенностями препятствий, с

преодолением которых приходится сталкиваться человеку. Препятствия многообразны, отсюда

многообразны и волевые качества» [17, с. 16].

Однако, по мнению Е.П.Ильина, недостатком таких работ является то, что волевые качества

не рассматриваются во взаимосвязи. «Волевая сфера человека - это сложное образование, каждое

волевое качество осуществляет свой вклад в организацию жизнедеятельности личности. Личность -

единое образование, определяющееся богатством ее внутреннего содержания, мерой достижения

заданных целей, богатством мотивационной сферы. ... Воля в личности также занимает свое особое

место, ее формирование тесно связано с развитием психических процессов...она помогает личности

в овладении любыми видами деятельности, в формировании мировоззрения, убеждений, в выборе

личностью позиции, отношения к действительности» [12, с.114].

Несмотря на то, что изучение волевых качеств является весьма мощным направлением в

исследовании воли, все же на данный момент следует отметить существование нерешенных проблем.

К таковым Е.П.Ильин (2000) отнес: различные точки зрения относительно состава и сущности

различных волевых качеств, их количества и способов классификации, а также способов их развития.

Соглашаясь с данным мнением, следует отметить, что дискуссионными являются также вопросы,

связанные с диагностикой, а также возможностью воспитания различных волевых качеств.

Структура волевых качеств. Рассматривая структуру волевых качеств, авторы выделяют

различные

ведущие

компоненты.

Так,

А.Ц.Пуни

полагал,

что

структура

волевых качеств

соответствует структуре воли и является производной трех компонентов:

интеллектуального

(гностического), эмоционального (мотивационного) и операционального (умения).

А.Ц.Пуни (1977) считал, что волевые качества выступают как единая целостная система,

однако структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. А.Ц.Пуни подчеркивает, что у

одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется, поэтому совокупность

волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой

могут

по-разному

соотноситься,

связываться

между

собой

и

опреде ляется

устойчивыми,

объективными условиями конкретного вида деятельности. Этот принцип классификации волевых

качеств учитывается спортивными психологами, которые выделяют разные сочетания волевых

качеств по степени их значимости для того или иного вида спорта.

Е.П.Ильин (2000) считает, что волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную

структуру.

«Горизонтальную

структуру

образуют

зад а т к и ,

в роли

которых

выступают

типологические особенности свойств нервной системы». Все волевые качества, по мнению автора,

имеют «сходную вертикальную структуру». Первый слой - это нейродинамические особенности,

второй

-

«волевое

усилие,

которое

инициируется

и

стимулируется

образующими

факторами

третьего слоя. Третий слой представлен социальными, личностными факторами, мотивационной

сферой и нравственными принципами человека», которые определяют степень выраженности каж-

дого волевого качества. В данном аспекте автор рассматривает такие волевые

качества

как

упорство, настойчивость, решительность, смелость [12, с.119].

О связи волевых качеств с темпераментом упоминал еще А.Ц.Пуни (1971). Действительно,

результаты различных исследований подтверждают это мнение. Так, высокая решительность связана

с подвижностью возбуждения с преобладанием «внешнего» и «внутреннего» возбуждения, а в

опасной ситуации - и с большей силой нервной системы (Петяйкин И.П., 1978), а большая

терпеливость имеет связи с инертностью возбуждения, с преобладанием «внешнего» торможения и

«внутреннего» возбуждения, с большей силой нервной системы (Ильина М.Н., 1976). Низкая

смелость связана со слабостью нервной системы, преобладанием торможения по «внешнему»

балансу, а также подвижностью торможения (Скрябин И.Д., 1977). Б.Н.Смирнов (1986) также

подтверждает, что высокая смелость обусловлена высокой активностью, а также силой и уравно-

вешенностью нервных процессов. В связи с этими данными следует согласиться с мнением

Е.П.Ильина (1986), который полагает, что существуют основания судить о развитии тех или иных

волевых качеств по комплексу индивидуально-типологических особенностей человека, а уровень

проявления волевого качества определяется как константными факторами (способность к волевому

напряжению,

типологическими

особенностями,

устойчивыми

свойствами

личности),

так

и

ситуативными (интенсивностью потребности, силой эмоции) [13].

Степень выраженности каждого волевого качества, его интенсивность зависит от того,

насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном

отношении, так как именно они выступают мотиваторами, «драйверами» активности человека. Но

не только они, чем выше уровень волевой сферы, тем ниже дифференциальный порог потен-

циальной активности. Заметим кстати, что направленность потребностей у индивидуальности может

совпадать

полностью,

частично

или

противоречить,

противостоять

потребностям

общества.

Е.П.Ильин

указывает,

что

роль

вертикальных

компонентов

(природные

задатки,

т.е.

типологические особенности проявления свойств нервной системы и мотив, т.е. представленность

первого

и

третьего

компонента)

в

каждом

волевом

качестве

может

быть

разная.

Например,

считается, что волевое качество терпеливости в большей степени определяется наследственным,

генетическим фактором, чем качество настойчивости, определяемое мотивом достижения [11, с.73].

Добавим, что волевые качества могут определяться широтой, силой и устойчивостью, в зависимости

от

количества

видов

деятельности,

в

которых

они

проявляются, уровня

волевого

усилия

и

постоянства его проявления.

Исследования В.И.Селиванова, А.Ц.Пуни позволяют утверждать, что условия конкретной

деятельности влияют на формирование структуры волевых качеств. Этот факт подтвержден в

экспериментальных

исследованиях

В.А.Иванникова,

доказывающего,

что

индивидуальное

восприятие волевых качеств различно исходя, из социальной и профессиональной принадлежности

испытуемых.

Таким образом, волевое качество как сложное психологическое явление,

в

понимании

Е.П.Ильина,

в

современных

исследованиях,

остается

самым

представительным. Первый

компонент

-

типологические

особенности

нервной

системы

(филогенетический

компонент)

практически

не

может быть скорригирован, т.к. имеет наследственный характер. Третий, мо-

тивационный

компонент

волевого

качества

закреплён

в

онтогенезе

и

носит более

или

менее

устойчивый

характер.

В

современных

исследованиях

(Э.Г.Ширяева,

2003)

рассматриваются

следующие компоненты волевых качеств: моторный, эмоционально-мотивационный и социально-

личностный;

а

также

дается

характеристика

трем

функциональным

уровням

выраженности:

оптимальный, гиперактивный и гипоактивный.

Однако

целый

ряд

авторов

(В.И.Селиванов, Е.П.Ильин, А.И.Высоцкий, Л.И.Божович)

убеждены, что в результате целенаправленной длительной работы он поддаётся коррекции путем,

прежде всего самовоспитания, в процессе которого развивается и средний компонент волевого

качества - волевое усилие, которые взаимодействуют и развиваются по принципу обратной связи,

сами становясь источниками активности. «Новые мотивационные образования возникают не в

процессе усвоения, а в результате переживания, или проживания» [7, с.320]. Из чего следует, что

помимо волевого усилия, которое осуществляет «дополнительную энергетизацию», в формировании

мотивационного

компонента

воли

участвуют

эмоции,

составляющие необходимый

элемент

переживания, которое несводимо также к простому усвоению суммы знаний (информационная

закачка).

Также распространенным подходом в выделении структуры волевых качеств остается

подход, предложенный в исследовании В.А.Иванникова и Е.В.Эйдмана (1990), который включает

три главных фактора:

1)

морально-волевые

качества,

связанные

с

социально-нормативной

регуляцией

(ответственность, инициативность, самостоятельность, обязательность, энергичность)

2)

качества,

связанные

с

эмоционально-волевой

регуляцией

(выдержка,

терпеливость,

спокойствие, целеустремленность)

3)

собственно

волевые

качества,

связанные

с

мотивационной

саморегу ляцией

(решительность, настойчивость, смелость) [9, с.48].

Классификации волевых качеств. Многими авторами (С.Л.Рубинштейн, 1946; К.Н.Корнилов,

1957; А.И.Щербаков, 1968; Н.Ф.Добрынин, 1964; П.М.Якобсон, 1971;

В.В.Богословский,

1981;

Ф.Н.Гоноболин,

1973; В.И.Селиванов,

1976;

С.А.Петухов,

1977; В.А.Крутецкий, 1980;

В.К.Калин, 1983; В.А.Иванников, 1990; Е.П.Щербаков, 1990;

В.П.Прядеин,

1991;

В.В.Никандров,

1995;

Е.П.Ильин,

2000) предпринимались

попытки

выделить

разнообразные

основания

для

классификации волевых качеств. Диапазон

рассматриваемых

волевых качеств огромен: от 10 до

34 волевых качеств (данные по Е.П.Ильину, 2000) или от 4 до 134 (данные по С.М.Шингаеву, 2001).

Психологами используются около 38 волевых характеристик человека. Количественный и

содержательный состав сильно варьирует. Так, К.Н.Корнилов (1957) приводит 11 характеристик,

С.Л.Рубинштейн (1946) — 17, В.И.Селиванов (1976) — 10, А.Ц.Пуни (1971) выделяет около 30

качеств, С.А.Петухов (1977) – 34; П.М.Якобсон — 7, С.В.Богословский (1981) – 11; В.А.Иванников

(1991) – более 20.

Различные

источники

публикуют

противоречивые

и

взаимоисключающие

экспериментальные данные по вопросу самостоятельности и детерминированности волевых качеств

между собой. А.Ц.Пуни (1971) отмечал, что «исследование вопроса о составе волевых качеств

показало, что различные авторы ... подходят к определению его часто без достаточных оснований»

[16, с.8]. Е.П. Ильин совершенно справедливо утверждает, что в большинстве случаев состав волевых

качеств, их классификация «определяются умозрительно, без экспериментального доказательства их

самостоятельности и принадлежности именно к волевой регуляции» [12, с.117]. В разных учебниках

и

учебных

пособиях

называются

разные

волевые

качества.

Как

отмечает

Е.П.Щербаков,

«неодинаковые подходы связаны с интересами теоретиков, а так же с тем, для кого подается

материал,

например,

для

будущих

учителей

школ

общеобразовательных

предметов

или

для

специалиста в области физической культуры и спорта» [21, с.45].

Вместе с тем необходимо констатировать, что на сегодняшний день в психологии отсутствует

общепринятый принцип классификации основных волевых качеств. В.А.Иванников, Е.В.Эйдман

(1990) признают, что все классификации остаются умозрительными, проводились по разным

основаниям

и

до

последнего

времени

не

подвергались

экспериментальной

верификации.

Эмпирические индикаторы волевых свойств выбираются интуитивно, без специальной работы по

их

валидизации.

И

как

следствие,

отмечается

ограниченность

диагностической

ценности

имеющихся методов оценки волевых качеств.

По мнению В.А.Иванникова и Е.В.Эйдмана, объективную классификацию волевых свойств

и их концепцию можно создать, только изучив психологические особенности, которые лежат в

основе этих свойств, и установив их отношения между собой. Существующие классификации

волевых свойств вполне оправданны на начальном этапе описания волевых свойств при вы-

полнении основного требования к ним – внутренняя логическая непротиворечивость [8, с.40]. По

мысли ученых, методы самооценки и экспертной оценки волевых качеств с больше или меньше

достоверностью все же позволяют получать оценочные шкалы развития волевых качеств. Однако,

критерий оценки задается экспериментатором, произвольно, в соответствии с личным опытом

исследователя. Именно поэтому попытка получить факторные структуры волевых качеств на

основе факторизации тестовых показателей оказалась в целом непродуктивном (К.Л.Бабаян, 1977).

По этой же причине малоинформативными были результаты исследований «правильности» пред-

ставлений

школьников

о

волевых

качествах

(Т.А.Атаев,

1964;

Д.Г.Ребизов

1973),

так

как

«правильность»

или

«неправильность»

предполагают

наличие

эталонного

знания

о

волевых

качествах [8, с.48]

Следует

заметить,

что

в

трудах

разных

авторов,

естественно,

содержится

далеко

неодинаковый набор волевых качеств личности. Существует определенный набор волевых свойств,

которые варьируются в своем количестве в зависимости от различных точек зрения авторов, но,

несмотря на это, во многих концепциях есть наиболее распространенные и часто встречаемые

свойства. Вот некоторые из них: целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость,

самообладание, самостоятельность и т.д. При этом, по замечанию В.В.Никандрова, «общими во

всех

списках

выступает

только

4

свойства:

самостоятельность,

решительность,

выдержка

и

настойчивость» [15, с.58]. Однако многие включают в структуру другие не менее важные волевые

качества, как мужество, находчивость, трудолюбие, дисциплинированность, принципиальность,

деловитость, ясное видение перспективной

цели,

возможность

управлять

своими

мыслями

и

действиями в условиях эмоционального возбуждения, собственный почин, новаторство, упорство и

др. Понятно, что определение принадлежности к волевым качествам дело далеко непростое.

Е.П.Ильин (2000) отмечает, что отнесение целого ряда качеств к волевым является более чем

сомнительным. Так, например, очень часто к волевым качествам относят уверенность в себе

(Ф.И.Иващенко, 1952 и др.), что весьма сомнительно, а также отнесение к волевым качествам – кри-

тичности, исполнительности, воля к победе – также сомнительно. Основная трудность, с которой

здесь сталкивается исследователь, - это создание различных (но «чистых» в экспериментальном

отношении) ситуаций, в которых реализуются данные качества.

Таким образом, не менее важной проблемой, требующей своего разрешения, остается вопрос

о волевых качествах и/или свойствах личности, т.к. от результатов этих исследований во многом

зависит обогащение научных представлений о феномене воли.

Литература:

1.

Батыршина А.Р. Графический язык описания систем в психологии (на материале теорий

воли) // Гуманизация образования. – 2018. - № 1. – С.52-55.

2.

Батыршина

А.Р.

Основные

подходы

в

исследовании

психологии

воли

и

волевой

регуляции // Вестник Университета Российской академии образования. – 2016. - № 3. –

С.83-93.

3.

Батыршина А.Р. Психология воли и волевой регуляции: библиографический указатель. –

М., 2017.

4.

Богословский В.В. Воля и волевые свойства личности // Общая психология. Учебное

пособие для студентов пед.ин-в. Изд.3-е. – М., 1981. – С.315-332.

5.

Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. – М., 1999. – 168 с.

6.

Воронин Е.В. Проявление решительности и терпеливости у теннисистов различного стиля

игры // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: тезисы Всесоюзной

конференции молодых ученых /Под ред. В.В.Давыдова и др. – Симферополь: Таврида,

1983. – С.6-7.

7.

Гурин В.Е. Особенности волевой готовности старшеклассников к жизни // Материалы IV

Всесоюзного съезда Общества психологов. – Тбилиси, 1971. – С.140.

8.

Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Пси-

хологический журнал, 1990, Т.11, № 3. –С.39-50.

9.

Иванников

В.А..

Эйдман

Е.В.

Реконструкция

структуры

самооценки

волевых

качеств

личности // Активизация личности в системе общественных отношений: тезисы докладов к

VII съезду Общества психологов СССР. – М., 1989. – С.21.

10.

Ильин Е.П. Воля: миф или реальность // Человек как единство телесного, душевного и ду-

ховного: материалы VIII Российской научной конференции. – Рязань, 1999. – С.73-75.

11.

Ильин Е.П. Дифференциально-психофизиологические аспекты эмоционально-волевой ре-

гуляции // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: тезисы всесоюзной

конференции молодых ученых. Симферополь, 10-14 мая 1983 /Редкол. Давыдов В.В. и др. –

Симферополь: Б.и., 1983. – 193 с.

12.

Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. – 228 с.

13.

Ильин Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности. Основные

подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспери-

ментальные исследования волевой активности: межвузовский сборник научных трудов

/Под ред. А.И.Высоцкого и др. – Рязань: РГПИ, 1986. – С.39-43.

14.

Калин В.К., Панченко В.И. Изучение волевой активности школьников в связи с особен-

ностями их продуктивного мышления // Вопросы психологии, 1980, т.10, № 2. – С.93-99.

15.

Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека // Вестник Санкт-Петербург-

ского университета, 1995, № 3. – С.58-65.

16.

Пуни

А.Ц.

Волевая

подготовка

в

спорте:

Методические

указания.

Л.:

ИФК

им.П.Ф.Лесгафта, 1971. – 25 с.

17.

Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: Учебное пособие. – Л.:

Изд-во ИФК им.П.Ф.Лесгафта, 1977. – 48 с.

18.

Секун

В.И.

Факторная

структура

черт

личности

и

ведущий

вид

деятельности

//

Психологический журнал. – 1983. - № 5. – С.42-49.

19.

Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. –

Киев, 1904.

20.

Смирнов Б.Н. Воля // Психология. Учебник для техникумов физической культуры. – М.,

1984. – С.90-98.

21.

Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. – Омск, 1990. – 164 с.

Захарян Анджела Владимировна



В раздел образования