Напоминание

Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка


Автор: Ларюшкина Елена Валерьевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад




Елена Валерьевна Ларюшкина,

учитель МАОУ СОШ № 151

с углубленным изучением

отдельных предметов

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается применение технологии

развития критического мышления. Данная технология позволяет

обучающимся высказывать свою точку зрения в рамках изучаемой темы,

сочетать индивидуальную, парную и групповую работу, слышать мнения

других, излагать свою точку зрения на уроках иностранного языка.

В современном обществе человеку необходимо уметь критически

осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе

анализа соответствующей информации. Обществу нужны люди, умеющие

сопоставлять информацию, полученную из различных источников,

формировать картину мира на основании собственных систем взглядов.

Технология развития критического мышления хорошо применима на уроках

иностранного языка. Данная технология позволяет учителю давать

обучающимся возможность высказывать свою точку зрения в рамках

изучаемой темы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу,

слышать мнения других, излагать свою точку зрения.

Технология развития критического мышления на уроках английского

языка, как правило, включает в себя три стадии.

Первая стадия – стадия вызова. Основными задачами данной стадии

является развитие интереса и повышение учебной мотивации, обобщение

имеющихся знаний по заданной проблеме.

Вторая стадия – стадия осмысления содержания. На данной стадии

выдвигаются следующие задачи: обеспечение знаниями обучающихся,

осмысление полученных знаний, соотношение имеющихся знаний.

Третья стадия – стадия рефлексии. На данной стадии происходит

формирование у обучающихся собственного отношения к проблеме,

осмысление и обобщение полученных знаний, присвоение (запоминание)

знаний. Обучающиеся размышляют о том, что нового они узнали, активно

перестраивают свои представления о проблеме с тем, чтобы включить в них

новые понятия.

Технология развития критического мышления на уроках иностранного

языка предполагает использование различных приемов и стратегий:

кластеры, написание синквейнов, инсерт, корзина идей, написание эссе,

тонкие и толстые вопросы, фишбон, чтение с остановками, бортовые

журналы. Размышление над интересными цитатами и высказываниями,

работа над пословицами может стать хорошей основой для развития

критического мышления обучающихся.

Рассмотрим задания для развития критического мышления, которые я

использую в своей профессиональной деятельности.

1. Тонкие и толстые вопросы.

Прием ««тонкие» и «толстые» вопросы» помогает обучающимся

правильно строить общение. Важно научить обучающихся задавать друг

другу вопросы, которые побуждают размышлять, думать, анализировать.

Умение находить варианты ответов на «толстые» вопросы и задавать такие

вопросы – шаги к формированию критического мышления.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на

любой из трех стадий урока. На стадии вызова это вопросы, на которые

обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Обучающиеся

формулируют вопросы по теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов.

Учитель просит обучающихся попробовать ответить на них, аргументируя

свои предположения. В левую колонку записываются вопросы, требующие

простого односложного ответа. В правой колонке фиксируются вопросы,

требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат

ответы на данные вопросы, обучающимся предлагается прочитать или

прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на

«тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии рефлексии учитель дает задание

составить еще 3 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу,

поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые

можно задать всей группе.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов по теме:

«Знакомство /Speaking about a new friend », 5 класс

“Thin” questions

“Thick” questions

Where are you from?

How old are you?

When is your birthday?

Have you got a pet?

Why do you like Christmas?

Why are you sad?

Do you like winter? Why? Why not?

What do you do to help your mum?

2. Таблица «З-Х-У»

Данный прием помогает обучающимся собрать уже имеющуюся по

теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемой

теме. На стадии вызова учитель просит обучающихся вспомнить, что им

известно по изучаемой теме. Ответы обучающихся заносятся в первую

колонку таблицы. Следующий этап работы – заполнение графы «Хочу

узнать». Для ее заполнения обучающиеся задают вопросы: что они хотят

узнать до работы с текстом? На стадии осмысления содержания переходим к

тексту, который поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или

опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории

информации. Когда обучающиеся прочитают текст и заполнят свои таблицы,

обсуждаем, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Учитель предлагает

обучающимся различные способы дальнейшего поиска информации.

Пример использования таблицы «З-Х-У» по теме: «Edinburg/

Эдинбург», 7 класс

Знаю

Хочу узнать

Узнал

It’s a capital.

It’s an old city.

How old is the Castle?

Who lives in Holyrood

House?

Where is the Cannongate

situated?

What is the military

tattoo?

What is Princess Street

famous for? Etc.

3. Инсерт

Во время чтения текста обучающиеся делают на полях пометки: «V» –

уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Прочитав текст один раз, обучающиеся могут вернуться к своим записям,

изменить их или дополнить. Следующим шагом может стать заполнение

таблицы «Инсерт». Важным этапом работы группы является обсуждение

записей, внесенных в таблицу.

«V»

«+»

«-»

«?»

4. Синквейн

Синквейн – эффективный инструмент для рефлексии. Он дает

возможность резюмировать информацию. Это стихотворение, состоящее из

пяти строк: в первой строке называется тема (существительное); во второй

строке дается описание предмета (два прилагательных); в третьей строке

характеризуется действие предмета (три глагола); в четвертой строке

выражается отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним,

обобщающий или расширяющий смысл темы.

Пример составленного синквейна по теме: «Museums of London/ Музеи

Лондона» , 8 класс

1) Science museum

2) Great, popular, interesting

3) offer, learn, take part in

4) meet face to face with the future

5) big collections

5. Кластер

Это способ графической организации материала. Этот прием позволяет

активизировать изучаемую лексику в речи обучающихся, тренировать

различные грамматические структуры.

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре –

ключевое понятие, вокруг – слова, относящиеся к данной теме.

Например, вот как можно систематизировать информацию по теме

«Wild and domestic animals/Дикие и домашние животные», 6 класс.

6. Приёмы рефлексии

В процессе рефлексии новая информация превращается в собственное

знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового

материала, построение дальнейшего маршрута обучения («это понятно», «это

непонятно», «это интересно» и т.д.).

Например,

Have a piece of paper to note which task you liked best, 4 класс

Yes, a lot

It’s ok

Very little

Definitely not

Snowball

Game “Guess the animal”

Catch the mistake

Compare the animals

True or false

The summary of the text

Таким образом, рассмотрев приемы развития критического мышления,

можно сделать выводы, что данная технология развивает у обучающихся

способности мыслить логично, оценивать и запоминать факты, формировать

свою точку зрения. Технология развития критического мышления дает

учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции

обучающихся на уроке английского языка.

Список литературы:

1. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Учим детей мыслить

критически. – СПб : «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. –

192 с.

2. Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на

уроке. – М. : «Просвещение», 2011. – 233 с.

3. Халперн, Д. Психология критического мышления. – СПб. : Питер, 2006. –

289 с.



В раздел образования