Напоминание

"Элективный курс "Начертательная геометрия"


Авторы: Наумова Наталья Александровна, Кажаева Наталья Владимировна
Должность: учителя черчения и изо
Учебное заведение: ГБОУ лицей имени Героя Советского Союза П.И.Викулова г.Сызрань, Самарская область
Населённый пункт: г.Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Элективный курс "Начертательная геометрия"
Раздел: полное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени

Героя Советского Союза П.И. Викулова городского округа Сызрань

Самарской области

Элективный курс: Начертательная геометрия

Разработали: Наумова Н.А., учитель черчения ГБОУ

лицей г. Сызрани,

Кажаева Н.В., учитель черчения ГБОУ

лицей г. Сызрани

Пояснительная записка.

В современных условиях стремительного развития технического прогресса

остро ощущается нехватка высококвалифицированных инженеров (механиков,

архитекторов, химиков, геодезистов, геологов и т.д.).

Начертательная геометрия входит в группу общетехнических дисциплин,

составляющих основу всякого инженерного образования. Она учит грамотно

владеть

выразительным

техническим

языком

-

языком

чертежа,

умению

составлять

и

свободно

читать

чертежи,

решать

при

помощи

чертежей

различные инженерно-технические задачи.

Элективный курс по начертательной геометрии рассчитан на учащихся 10 -

11

классов,

который

позволяет

ученику

наиболее

осознанно

выявить

свои

способности для выбора будущей профессии. Курс начертательной геометрии

читается на I курсе технических вузов и переход от средней школы к занятиям в

вузе вызывает трудности у выпускников. Перед первокурсниками встает задача

в

кратчайший

срок

приобрести

много

новых

знаний

и

навыков,

поэтому,

направленность курса, оказать помощь учащимся, которые будут учиться в

техническом вузе на инженерных специальностях.

Цель программы:

- развить у школьников пространственное мышление, способности к анализу и

синтезу

пространственных

форм

и

их

отношений

на

основе

графических

моделей пространства;

- сформировать у школьников навыки построения чертежей пространственных

объектов

Для решения практических задач курса необходимо:

Научить способам изображения пространственных объектов на плоскости

Научить

мысленно,

воспроизводить

пространственную

форму

изображенной на чертеже фигуры

Научить

решать графическим

способом

геометрические

задачи,

определяя позиционные, метрические и конструктивные характеристики

изображенных на чертеже пространственных фигур и их совокупности.

Программа «Начертательная геометрия», является курсом, предназначенным

для учащихся 10-11 классов технического и физико-математического профилей

лицея. Курс для учащихся 10-11 классов состоит из трёх модулей. Каждый

модуль рассчитан на 17 часов. Для учащихся желателен

последовательный

выбор всех трёх модулей, так как модули связаны между собой, без изучения 1

модуля невозможно понять второй или третий модуль. И именно все три модуля

вместе позволяют достигнуть целей и задач курса.

Курс предусматривает

изучение

основ

начертательной

геометрии,

которая

рассматривает

теорию

изображений с законами построения пространственных форм на плоскости.

Элективный курс разработан с учетом базовых знаний, полученных на уроках

черчения в 8-9 классах.

Планируемые результаты программы

Знаниевые результаты:

Учащиеся должны демонстрировать понимание метода проецирования и

образования комплексного чертежа;

Учащиеся должны демонстрировать понимание положения точки,

прямой, плоскости в пространстве, а также их взаимное положение по

чертежу;

Учащиеся должны применять полученные знания о точке, прямой,

плоскости и их взаимном положении при решении метрических и

позиционных задач;

Учащиеся должны уметь оценивать чертёж и применять способы

преобразования чертежа для решения конкретных задач;

Учащиеся должны воспроизводить построение аксонометрических

проекций точек, линий, плоских фигур и геометрических тел;

Учащийся должен уметь выполнять чертежи усечённых геометрических

тел и их развёртки;

Учащийся должен уметь выполнять чертежи пустотелых тел;

Учащийся должен уметь выполнять чертежи, содержащие взаимное

пересечение поверхностей геометрических тел

Компетентностные образовательные результаты:

Умение решать задачи по алгоритму формирует технологическую

компетентность;

Умение решать нестандартные задачи формируют готовность к

разрешению проблем ;

Обсуждение путей решения поставленных задач формирует

коммуникативную компетентность

Описание способов оценки планируемых результатов

Формы контроля:

Практикум (решение задач)

Графическая работа

Тесты

Критерии оценки планируемых образовательных результатов:

От 90% до 100% - «5»

От 75% до 90% - «4»

От 60% до 75% - «3»

Описание оснований для отбора содержания образования.

Включенные

в

содержание

программы

курса

информация

и

способы

деятельности

обеспечивают

знаниевые

и

компетентные

умения

учащихся

использовать

способы

изображения

пространственных

форм

на

плоскости,

определять положение в пространстве геометрических объектов, применять

алгоритм

при

решении

задач.

Содержание

программы,

также

достижения

промежуточных

результатов,

а

именно

понять

полную

геометрическую

и

размерную

характеристику

изображаемого

предмета,

дает

возможность

по

изображениям различных предметов и объектов

решать ученику

различные

технические задачи, развития пространственного мышления, усидчивости и

терпения.

В

современной

школе,

когда

приоритеты

отданы

развивающему

обучению,

основными

средствами

развития

стали

обучение

преобразующей

и

оценивающей

деятельности.

Преобразующая

деятельность

требует

пространственно

графической

переработки

готовых

знаний:

составление

алгоритма

решения

задач,

пространственное

воображение

преобразуемых

геометрических

объектов

и

графическое

изображение

их

на

чертеже.

Под

оценивающей деятельностью понимают умение выявить более рациональный

способ

решения

задачи,

умение

оценивать

чертежи.

Работа

над

чертежом

является

элементом

развивающего

обучения.

Она

учит

развивать

пространственное

мышление,

умение

выделять

главное,

применять

теоретические знания в конкретных задачах, находить разные способы решения

задач.

Умения изображать пространственные геометрические объекты на плоскости

позволяют учащимся использовать свои умения и в других видах деятельности,

готовят к поступлению в вуз и к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, обучение учащихся начертательной геометрии – актуальная

проблема

современной

школы

и

необходимо

учащимся,

выбирающих

инженерные специальности для дальнейшего обучения.

Характеристика образовательных ресурсов.

Дидактические ресурсы:

1. Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии. – М.: Высшая школа,

1999.

2. Гордон В. О. Курс начертательная геометрия. – М.: Высшая школа, 2000.

3. Гордон В. О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. – М.:

Высшая школа, 1998.

4. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. – М.: Владас, 1999.

5.

Константинов

А.В.

Сборник

задач

по

начертательной

геометрии.

М.:

ВЛАДОС, 2001.

6. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. – М.: «Высшая

школа», 1994.

7. Боголюбов С.К. Черчение. – М «Машиностроение», 1982.

Материальные ресурсы

Проекционное

оборудование,

возможность

выхода

в

сеть

интернет,

программное обеспечение КОМПАС 10, принтер, ПК – 9 штук.

Тематическое планирование.

Модуль 1 «Чертежи элементарных геометрических объектов» (17 часов)

Метод проецирования. Образование и свойства комплексного чертежа. (2 часа)

Метод проецирования. Образование и свойства комплексного чертежа.

Чертежи элементарных геометрических объектов. Метрические и позиционные

задачи ( 15 часов)

Проецирование точки. Проецирование прямой. Виды прямых. Следы прямой.

Способы

задания

плоскости

на

чертеже.

Плоскости

общего

и

частного

положения. Точка в плоскости. Следы плоскости. Взаимное положение прямой

и плоскости. Взаимное положение двух плоскостей.

Модуль 2 «Способы преобразования чертежей» (17 часов)

Способы преобразования чертежей ( 17 часов)

Способ замены плоскостей проекций. Способ плоскопараллельного переноса.

Способ

вращения

вокруг

проецирующей

прямой.

Способ

вращения

вокруг

линии уровня. Способ совмещения.

Модуль 3 «Построение линий пересечения поверхностей» (17 часов)

Построение линий пересечения поверхностей ( 17 часов)

Аксонометрические проекции точек, линий, плоских фигур и геометрических

тел.

Пересечение

геометрических

тел

плоскостями

и

развертки

их

поверхностей. Пустотелые тела. Взаимное пересечение поверхностей

геометрических тел.

Учебно – тематическое планирование

Модуль 1 «Чертежи элементарных геометрических объектов»

Тема

Количество часов:

Формы

контроля

Всег

о

Аудиторны

х

Внеаудиторны

х

В т.ч. на

практическу

ю

деятельность

Метод

проецировани

я.

Образование и

свойства

комплексного

чертежа.

2

2

0

1

практику

м

Проецировани

е точки

1

1

0

1

практику

м

Проецировани

е прямой.

Виды прямых.

Следы

прямой.

2

2

0

1

Тест

практику

м

Способы

задания

плоскости на

чертеже.

2

2

0

1

Тест

практику

Плоскости

общего и

частного

положения.

Точка в

плоскости.

м

Следы

плоскости.

Взаимное

положение

прямой и

плоскости.

2

2

0

1

практику

м

Взаимное

положение

двух

плоскостей.

2

2

0

1

практику

м

Метрические

и

позиционные

задачи

7

7

0

7

практику

м

Модуль 2 «Способы преобразования чертежей»

Тема

Количество часов:

Формы

контроля

Всег

о

Аудиторны

х

Внеаудиторн

ых

В т.ч. на

практическу

ю

деятельност

ь

Способ замены

плоскостей

проекций.

3

3

0

2

практику

м

. Способ

плоскопараллельн

ого переноса.

3

3

0

2

практику

м

Способ вращения

вокруг

проецирующей

прямой.

4

4

0

3

практику

м

Способ вращения

вокруг линии

уровня.

4

4

0

3

практику

м

Способ

совмещения.

3

3

0

2

практику

м

Модуль 3 «Построение линий пересечения поверхностей»

Тема

Количество часов:

Формы

контроля

Всег

о

Аудиторн

ых

Внеаудиторн

ых

В т.ч. на

практическу

ю

деятельност

ь

Аксонометричес

кие проекции

точек, линий,

плоских фигур и

геометрических

тел.

3

3

0

2

практикум

Пересечение

геометрических

тел плоскостями

и развертки их

поверхностей.

6

6

0

4

Графическ

ая работа

Пустотелые тела

5

5

0

3

практикум

Взаимное

пересечение

поверхностей

геометрических

тел.

3

3

0

2

Графическ

ая работа

Список литературы

Для учителя:

1.

Боголюбов С.К. Черчение. – М «Машиностроение», 1982.

2.

Боголюбов

С.К.

Индивидуальные

задания

по

курсу

черчения.

М.:

«Высшая школа», 1994.

3.

Гордон В. О. Курс начертательная геометрия. – М.: Высшая школа, 2000.

4.

. Гордон В. О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. – М.:

Высшая школа, 1998.

5.

. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. – М.: Владас,

1999.

6.

Константинов А.В. Сборник задач по начертательной геометрии. – М.:

ВЛАДОС, 2001.

7.

Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии. – М.: Высшая

школа, 1999.

8.

Белякова Е.И, Зелёный П.В. Начертательная геометрия – Минск «Новое

знание», 2010

9.

Королёв Ю.И. Начертательная геометрия – Питер, 2007

Для ученика:

1.

Боголюбов С.К. Черчение. – М «Машиностроение», 1982.

2.

Боголюбов

С.К.

Индивидуальные

задания

по

курсу

черчения.

М.:

«Высшая школа», 1994.

Образцы учебных материалов и оценочных

средств, используемые при реализации

программы

Примеры тестовых заданий

по теме «Чертежи элементарных геометрических объектов»



В раздел образования