Автор: Кулаева Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия им.С.В.Байменова города Похвистнево СП"Детский сад Лад"
Населённый пункт: Самарская область г.Похвистнево
Наименование материала: статья
Тема: "Готовность дошкольника к школе".
Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области гимназии имени Заслуженного учителя Российской Федерации
Сергея Васильевича Байменова города Похвистнево городского округа
Похвистнево Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад Лад»
Статья
«Готовность дошкольника к школе»
Воспитатель:
Кулаева Марина Николаевна
2019г.
Готовность дошкольника к школе.
Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце
дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному
обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному возрасту является
очень большой комплексной проблемой. В качестве составных компонентов
психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная
(или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.
Личностная,
или
мотивационная,
готовность
к
школе
включает
стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция
выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям
и
самому
себе
как
к
ученику.
В
известной
работе
Л.И.
Божович,
Н.Г.
Морозовой
и
Л.С.
Славиной
(1951
г.)
было
показано,
что
к
концу
дошкольного детства стремление ребенка в школу побуждается широкими
социальными
мотивами
и
конкретизируется
в
его
отношении
к
новому
социальному, «официальному» взрослому – к учителю.
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими
признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том,
готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его
познавательными
процессами
и
он
умеет
взаимодействовать
с
другими
детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя
сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания
учиться
при
наличии
двух
признаков
психологической
готовности
–
познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу
при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в
школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание
приобретать
новые
знания,
полезные
умения
и
навыки,
связанные
с
освоением школьной программой. В исследовании Т.А. Нежновой изучалось
формирование внутренней позиции школьника. Эта позиция, согласно Л.И.
Божович,
является
главным
новообразованием
кризисного
периода
и
представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно
значимой
деятельностью
–
учением.
Эта
деятельность
олицетворяет
для
ребенка новый, более взрослый образ жизни. В то же время стремление
ребенка занять социальную новую позицию школьника далеко не всегда
связано с его желанием и умением учиться.
Проблема
готовности
ребенка
к
школьному
обучению
сегодня
рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается
уровню
развития
мотивационно–потребностной
сферы,
произвольности
психических
процессов,
операциональных
навыков,
развитию
тонкой
моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к
школе
не
обеспечивает
успешного
вхождения
ребенка
в
учебную
деятельность. Тем не менее на практике работа со старшими дошкольниками
сводится к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им, таким
образом, некоторую фору на первый этап школьного обучения. Отчасти это
спровоцировано
и
самой
учебной
программой
современной
школы:
она
составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета
времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он
отстает от своих более продвинутых одноклассников просто потому, что так
составлена
программа
начальной
школы.
Формирование
же
у
ребенка
соответствующей
учебной
мотивации,
произвольности
внимания,
памяти,
словесно
–
логического
мышления,
ориентировки
на
способ
действия,
операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт
обучения: все это должно сформироваться само собой, по мере развития
интеллектуальных навыков. Тем не менее это далеко не так. Специальные
исследования
показывают,
что
дети,
хорошо
интеллектуа льно
подготовленные
к
школе,
зачастую
плохо
пишут,
не
выполняют
правил
ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают ряд
других трудностей учебного порядка. К сожалению, у взрослых существует
убеждение,
что
достижение
ребенком
определенного
возраста
или
поступление в школу автоматически должно вести
к возникновению и
становлению указанных выше качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и
это мешает первокласснику хорошо учиться, взрослые начинают требовать от
него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества
формируются на протяжении всего дошкольного детства и отсутствие их у
ребенка 6-7 лет свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.
К концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня
психологической
зрелости,
который
позволил
бы
им
успешно
перейти
к
систематическому
обучению.
Можно
выделить
ряд
показателей
психологической незрелости ребенка, поступающего в школу: слабое речевое
развитие,
неразвитость
тонкой
моторики,
неправильное
формирование
способов
учебной
работы,
отсутствие
у
детей
ориентировки
на
способ
действия, слабое владение операциональными навыками, слабое развитие
произвольного внимания, памяти, низкий уровень развития самоконтроля.
Личностная готовность к школе должна включать не только широкие
социальные мотивы – «быть школьником», «занять свое место в обществе»,
но
и
познавательные
интересы
к
тому
содержанию,
которое
предлагает
учитель.
Также
необходимым
условием
школьной
готовности
является
развитие
произвольного
поведения,
которое
обычно
рассматривается
как
волевая готовность к школе. Школьная жизнь будет требовать от ребенка
четкого
выполнения
определенных
правил
поведения
и
самостоятельной
организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и
требованиям
взрослого
является
центральным
звеном
готовности
к
школьному обучению.
Обучение в школе предъявляет серьезные требования к познавательной
сфере
ребенка.
Он
должен
преодолеть
свой
дошкольный
эгоцентризм
и
научиться различать разные стороны действительности.
Ребенок должен
видеть в предмете его отдельные стороны, параметры – только при этом
условии можно переходить к предметному обучению. А это предполагает
овладение средствами познавательной деятельности: сенсорными эталонами
в
сфере
восприятия,
мерами
и
наглядными
моделями
и
некоторыми
интеллектуальными
операциями
в
сфере
мышления.
Важным
аспектом
умственной готовности к школе являются также умственная активность и
познавательные
интересы
ребенка:
его
стремление
узнать
что-то
новое,
понять
суть
наблюдаемых
явлений,
решить
умственную
задачу.
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи,
прямо
не
связанные
с
игровой
или
житейской
ситуацией
могут
стать
существенным тормозом в их учебной деятельности. Таким образом, разные
аспекты
школьной
готовности
оказываются
связанными
между
собой,
и
связующим
звеном
является
опосредствованность
различных
аспектов
психической жизни ребенка. Отношения со взрослым опосредуются учебным
содержанием, поведение – заданными взрослым правилами, а умственная
деятельность
–
общественно
выработанными
способами
познания
действительности.