Напоминание

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторы: Джатиева Инна Ахсарбековна, Кисиева Зарина Ахсарбековна
Должность: старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, старший преподаватель дефектологии
Учебное заведение: Северо-Осетинский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Владикавка
Наименование материала: статья
Тема: ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Джатиева Инна Ахсарбековна

Кисиева Зарина Ахсарбековна

Подвижные игры способны оказать огромное влияние на развитие у

детей

эмоциональной

сферы.

Они

вызывают

активную

работу

мысли,

способствуют

расширению

кругозора,

уточнению

представлений

об

окружающем

мире,

совершенствованию

всех

психических

процессов,

формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к

более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей

деятельностью ребенка – дошкольника.

Высокая

эмоциональная

насыщенность

подвижных

игр

позволяет

использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они

доставляют

детям

радость,

чувство

удовольствия,

вызывают

интерес,

захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых

действий.

В

процессе

игровой

деятельности

ребенок

приобретает

новый

социальный опыт, который переносит в жизнь. Игровая ситуация увлекает и

воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет

на

физическое

развитие,

формирует

двигательные

навыки

и

физические

качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность

организма и усиливая эмоционально-родственные ощущения.

Р а з н ы е

п од ход ы

к

д е т с ко й

и г р е

о т р а ж е н ы

в

р а б о т а х

Н.П.

Аникеевой,

Л.И.

Божович,

П.П.

Блонско г о , Л.С.

Выготского,

А.В. Запорожец, Л.В. Шапковой, и др.

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко

доступны детям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на

огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями,

так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой

1

форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой

и

познание

реальной

действительности.

Целенаправленность

и

целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с

внезапно

возникающими

и

постоянно

изменяющимися

условиями,

потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих

способностей,

активности,

инициативы.

Такая

широта

использования

возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе

действий,

сочетающихся

с

выполнением

добровольно

принятых

или

установленных

условностей

при

подчинении

личных

интересов

общим,

связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения

характеризует

подвижную

игру

как

многоплановое,

комплексное

по

воздействию,

педагогическое

средство

воспитания.

Комплексность

выражается

в

формировании

двигательных

навыков,

развитии

и

совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-

волевых качеств.

Во

время

игр

у

дошкольников

формируются

и

совершенствуются

разнообразные

навыки

в

основных

движениях

(беге,

прыжках,

метании,

лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка

использовать

известные

ему

движения

в

соответствии

с

той

или

иной

ситуацией.

Все

это

положительно

сказывается

на

совершенствовании

двигательных навыков.

Игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в

формировании

личности.

В

играх

дети

отражают

накопленный

опыт,

углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о

жизни.

Ребёнок,

как

и

взрослый,

познаёт

мир

в

процессе

деятельности.

Занятие

играми

обогащают

участников

новыми

ощущениями,

представлениями

и

понятиями.

Игры

расширяют

круг

представлений,

развивают

наблюдательность,

сообразительность,

умение

анализировать,

сопоставлять

и

обобщать

виденное,

на

основе

чего

делать

выводы

из

наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются

2

способности

правильно

оценивать

пространственные

и

временные

отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в

часто меняющейся обстановке игры.

Игры

воспитывают

у

детей

чувства

солидарности,

товарищества

и

ответственности

за

действие

друг

друга.

Правила

игры

способствуют

воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять

себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические

порывы.

Увлекательный

игровой

сюжет

вызывает

у

участников

положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей

активностью

многократно

проделывали

те

или

иные

приемы,

проявляя

необходимые волевые качества и физические способности.

Игра

дошкольника

насыщена

самыми

разнообразными

эмоциями,

удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность

использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания

личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических

состояний.

Основной

смысл

подвижной

игры

заключается

в

многообразных

переживаниях,

значимых

для

ребёнка,

что

в

процессе

игры

происходит

глубокие

преобразования

первоначальных,

аффективных

тенденций

и

замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и

эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и

совершенствование

игровой

деятельности

влияет

на

возникновение

и

развития

эмоций,

сформировавшиеся

эмоции

влияют

на

развитие

игры

определённого содержания. Различный характер переживаний, возникающих

по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к

действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение

длительного

времени.

Совершают

с

игрушками

большое

количество

действий,

многие

из

которых

завершаются

непосредственными,

ярко

выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

3

У

эмоционально

пассивных

детей

игра

носит

характер

беглого,

поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности

непродолжительно.

Эмоциональные

проявления

крайне

бедны.

Не

наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Развитие эмоций,

возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для

воспитания у него нравственных качеств личности. Необходимым условием

возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального

содержания-содержания

общения,

взаимодействия

и

взаимоотношений

между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как

складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных

партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия

и

игнорирования

до

заинтересованности

и

поддержки

эмоциональных

контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные

проявления,

возникающие

в

конкретной

игровой

ситуации,

способны

закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы

препятствовать

возникновению

и

развитию

отрицательных

эмоций,

проявлению невнимания, агрессивности.

Особенно

следует

подчеркнуть,

что

уровень

эмоциональной

ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости

обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции

процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть

игру. В связи с этим особую важность имеет умелая организация игровой

деятельности детей.

Обязательным

условием

успешного

проведения

подвижных

игр

является: профессиональная подготовка воспитателя, учет индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка

от

имеющихся

двигательных

навыков,

типологических особенностей нервной системы.

Подбор и планирование подвижных игр зависит от возрастной группы:

общего

уровня

физического

и

умственного

развития,

их

двигательных

4

умений,

состояния

здоровья,

времени

года,

особенностей

режима,

места

проведения, интересов детей.

Разнообразие видов самостоятельной деятельности детей, появление

устойчивых

интересов

к

определенным

видам

деятельности

повышает

требования

к

организации

подвижных

игр.

Воспитатель

старается

не

нарушать игровые замыслы детей, выбирает более подходящий момент для

предложения

поиграть.

Разнообразие

сюжетов

подвижных

игр

связано

с

растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений

окружающей

жизни.

Двигательная

активность

детей

в

играх

во

многом

обусловлена

запасом

навыков

и

умений,

хорошей

пространственной

ориентировкой,

стремлению

совместно

выполнить

движения,

проявляя

выдержку, ловкость, сообразительность.

Особую значимость в работе с детьми среднего дошкольного возраста

имеют

игры-эстафеты,

в

которых

предусмотрено

последовательное

выполнение

нескольких

движений;

при

этом

каждый

член

команды

осуществляет

только

одно

из

них.

Эти

игры

иногда

называют

комбинированными

эстафетами.

Они

интересны

тем,

что

в

них

есть

распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей

каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной

расстановки

сил,

учета

способностей

детей

к

выполнению

различных

движений,

уровня

развития

двигательных

умений

и

физических

качеств

каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост,

полнота и т.д.). Ребенка ставят в ситуацию, когда ему приходится считаться с

потребностями команды, отказываться от своих желаний, интересов во имя

победы.

Например,

в

игре

"Чья

команда

быстрее

принесет

предмет"

определяется цепочка препятствий, через которые каждая команда проносит

предмет. В играх «Наседка и цыплята», «Мыши и кот» при выполнении

подлезания впервые дети встречаются с необходимостью согласования своих

движений

с

действиями

товарищей

и

сигналами

игры,

распределения

внимания не только на процессе выполнения основного движения, но и на

5

восприятии

создавшейся

ситуации.

Но

уже

на

этом

этапе

работы

от

совместного

выбора

способа

действий

для

решения

стоящей

в

игре

двигательной

задачи

постепенно

нужно

переводить

детей

н а

самостоятельный выбор способа выполнения подлезания сначала в близких к

предыдущим условиям, а затем и в новых.

Например:

в

игре

«Мыши

и

кот»

важно

побудить

детей

к

самостоятельному выбору способа подлезания в зависимости от их роста.

Например:

при

проведении

игры

«Мышки

в

норке»

с

целью

побуждения детей к быстрому подлезанию можно разбросать по залу мелкие

кубики,

изображающие

различную

пищу

для

мышей.

Мышки

должны

собрать корм и по сигналу воспитателя принести его в норки. Чтобы не

остаться голодными, мышки вынуждены подлезать в быстром темпе. Важно

обратить

внимание

детей,

что

до

сигнала

к

началу

действия

следует

приготовиться, чтобы потом не тратить на это время. Подобные условия для

упражнения

в

быстром

подлезании

могут

быть

созданы

также

в

играх

«Наседка и цыплята», «Кто быстрее прибежит к флажку».

Таким

образом,

подвижные

игры

в

комплексе

с

другими

воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа

формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в

себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Игры образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и

дальнейшего

проявления

их

в

общественно

полезной

и

творческой

деятельности. В

формировании

развития

эмоциональной

сферы

ребенка

подвижным

играм

отводится

важнейшее

место.

В

ходе

игры

создаются

наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка,

в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут

быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое

предусматривает

развитие

эмоциональной

сферы

детей

среднего

дошкольного возраста.

6

Литература:

1.

Агафонова И.Н. Развитие

эмоциональной

сферы

дошкольника:

Учебно-методическое пособие СПб: АППО. 2016–82 с.

2.

Запорожец А.В.,

Неверович Я.З.,

Колелева А.Д. Эмоциональное

развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада – М.:

Просвещение. 2014. – 176 с.

3.

Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного

возрастаю – М.: 2015. – 210 с.

4.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического

воспитания детей дошкольного возраста – М.: Просвещение. 2015. –

110 с.

5.

Тимофеева Е.А. П од в и ж н ы е

и г р ы

с

д е т ь м и

м л а д ш е го

дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2016 – 79 с.

6.

Фомина

А.И.

Физкультурные

занятия

и

спортивные

игры

в

детском саду: Пособие для воспитателя подг. к школе группы. 2-е изд.,

дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.

7.

Широкова

Г.А.

Развитие

эмоций

и

чувств

у

детей

дошкольного

возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 304 с.

7



В раздел образования