Авторы: Джатиева Инна Ахсарбековна, Кисиева Зарина Ахсарбековна
Должность: старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, старший преподаватель дефектологии
Учебное заведение: Северо-Осетинский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Владикавка
Наименование материала: статья
Тема: ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Джатиева Инна Ахсарбековна
Кисиева Зарина Ахсарбековна
Подвижные игры способны оказать огромное влияние на развитие у
детей
эмоциональной
сферы.
Они
вызывают
активную
работу
мысли,
способствуют
расширению
кругозора,
уточнению
представлений
об
окружающем
мире,
совершенствованию
всех
психических
процессов,
формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к
более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей
деятельностью ребенка – дошкольника.
Высокая
эмоциональная
насыщенность
подвижных
игр
позволяет
использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они
доставляют
детям
радость,
чувство
удовольствия,
вызывают
интерес,
захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых
действий.
В
процессе
игровой
деятельности
ребенок
приобретает
новый
социальный опыт, который переносит в жизнь. Игровая ситуация увлекает и
воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет
на
физическое
развитие,
формирует
двигательные
навыки
и
физические
качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность
организма и усиливая эмоционально-родственные ощущения.
Р а з н ы е
п од ход ы
к
д е т с ко й
и г р е
о т р а ж е н ы
в
р а б о т а х
Н.П.
Аникеевой,
Л.И.
Божович,
П.П.
Блонско г о , Л.С.
Выготского,
А.В. Запорожец, Л.В. Шапковой, и др.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко
доступны детям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на
огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями,
так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой
1
форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой
и
познание
реальной
действительности.
Целенаправленность
и
целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с
внезапно
возникающими
и
постоянно
изменяющимися
условиями,
потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих
способностей,
активности,
инициативы.
Такая
широта
использования
возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе
действий,
сочетающихся
с
выполнением
добровольно
принятых
или
установленных
условностей
при
подчинении
личных
интересов
общим,
связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения
характеризует
подвижную
игру
как
многоплановое,
комплексное
по
воздействию,
педагогическое
средство
воспитания.
Комплексность
выражается
в
формировании
двигательных
навыков,
развитии
и
совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-
волевых качеств.
Во
время
игр
у
дошкольников
формируются
и
совершенствуются
разнообразные
навыки
в
основных
движениях
(беге,
прыжках,
метании,
лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка
использовать
известные
ему
движения
в
соответствии
с
той
или
иной
ситуацией.
Все
это
положительно
сказывается
на
совершенствовании
двигательных навыков.
Игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в
формировании
личности.
В
играх
дети
отражают
накопленный
опыт,
углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о
жизни.
Ребёнок,
как
и
взрослый,
познаёт
мир
в
процессе
деятельности.
Занятие
играми
обогащают
участников
новыми
ощущениями,
представлениями
и
понятиями.
Игры
расширяют
круг
представлений,
развивают
наблюдательность,
сообразительность,
умение
анализировать,
сопоставлять
и
обобщать
виденное,
на
основе
чего
делать
выводы
из
наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются
2
способности
правильно
оценивать
пространственные
и
временные
отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в
часто меняющейся обстановке игры.
Игры
воспитывают
у
детей
чувства
солидарности,
товарищества
и
ответственности
за
действие
друг
друга.
Правила
игры
способствуют
воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять
себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические
порывы.
Увлекательный
игровой
сюжет
вызывает
у
участников
положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей
активностью
многократно
проделывали
те
или
иные
приемы,
проявляя
необходимые волевые качества и физические способности.
Игра
дошкольника
насыщена
самыми
разнообразными
эмоциями,
удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность
использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания
личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических
состояний.
Основной
смысл
подвижной
игры
заключается
в
многообразных
переживаниях,
значимых
для
ребёнка,
что
в
процессе
игры
происходит
глубокие
преобразования
первоначальных,
аффективных
тенденций
и
замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и
эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и
совершенствование
игровой
деятельности
влияет
на
возникновение
и
развития
эмоций,
сформировавшиеся
эмоции
влияют
на
развитие
игры
определённого содержания. Различный характер переживаний, возникающих
по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к
действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение
длительного
времени.
Совершают
с
игрушками
большое
количество
действий,
многие
из
которых
завершаются
непосредственными,
ярко
выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
3
У
эмоционально
пассивных
детей
игра
носит
характер
беглого,
поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности
непродолжительно.
Эмоциональные
проявления
крайне
бедны.
Не
наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Развитие эмоций,
возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для
воспитания у него нравственных качеств личности. Необходимым условием
возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального
содержания-содержания
общения,
взаимодействия
и
взаимоотношений
между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как
складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных
партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия
и
игнорирования
до
заинтересованности
и
поддержки
эмоциональных
контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные
проявления,
возникающие
в
конкретной
игровой
ситуации,
способны
закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы
препятствовать
возникновению
и
развитию
отрицательных
эмоций,
проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно
следует
подчеркнуть,
что
уровень
эмоциональной
ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости
обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции
процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть
игру. В связи с этим особую важность имеет умелая организация игровой
деятельности детей.
Обязательным
условием
успешного
проведения
подвижных
игр
является: профессиональная подготовка воспитателя, учет индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка
от
имеющихся
двигательных
навыков,
типологических особенностей нервной системы.
Подбор и планирование подвижных игр зависит от возрастной группы:
общего
уровня
физического
и
умственного
развития,
их
двигательных
4
умений,
состояния
здоровья,
времени
года,
особенностей
режима,
места
проведения, интересов детей.
Разнообразие видов самостоятельной деятельности детей, появление
устойчивых
интересов
к
определенным
видам
деятельности
повышает
требования
к
организации
подвижных
игр.
Воспитатель
старается
не
нарушать игровые замыслы детей, выбирает более подходящий момент для
предложения
поиграть.
Разнообразие
сюжетов
подвижных
игр
связано
с
растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений
окружающей
жизни.
Двигательная
активность
детей
в
играх
во
многом
обусловлена
запасом
навыков
и
умений,
хорошей
пространственной
ориентировкой,
стремлению
совместно
выполнить
движения,
проявляя
выдержку, ловкость, сообразительность.
Особую значимость в работе с детьми среднего дошкольного возраста
имеют
игры-эстафеты,
в
которых
предусмотрено
последовательное
выполнение
нескольких
движений;
при
этом
каждый
член
команды
осуществляет
только
одно
из
них.
Эти
игры
иногда
называют
комбинированными
эстафетами.
Они
интересны
тем,
что
в
них
есть
распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей
каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной
расстановки
сил,
учета
способностей
детей
к
выполнению
различных
движений,
уровня
развития
двигательных
умений
и
физических
качеств
каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост,
полнота и т.д.). Ребенка ставят в ситуацию, когда ему приходится считаться с
потребностями команды, отказываться от своих желаний, интересов во имя
победы.
Например,
в
игре
"Чья
команда
быстрее
принесет
предмет"
определяется цепочка препятствий, через которые каждая команда проносит
предмет. В играх «Наседка и цыплята», «Мыши и кот» при выполнении
подлезания впервые дети встречаются с необходимостью согласования своих
движений
с
действиями
товарищей
и
сигналами
игры,
распределения
внимания не только на процессе выполнения основного движения, но и на
5
восприятии
создавшейся
ситуации.
Но
уже
на
этом
этапе
работы
от
совместного
выбора
способа
действий
для
решения
стоящей
в
игре
двигательной
задачи
постепенно
нужно
переводить
детей
н а
самостоятельный выбор способа выполнения подлезания сначала в близких к
предыдущим условиям, а затем и в новых.
Например:
в
игре
«Мыши
и
кот»
важно
побудить
детей
к
самостоятельному выбору способа подлезания в зависимости от их роста.
Например:
при
проведении
игры
«Мышки
–
в
норке»
с
целью
побуждения детей к быстрому подлезанию можно разбросать по залу мелкие
кубики,
изображающие
различную
пищу
для
мышей.
Мышки
должны
собрать корм и по сигналу воспитателя принести его в норки. Чтобы не
остаться голодными, мышки вынуждены подлезать в быстром темпе. Важно
обратить
внимание
детей,
что
до
сигнала
к
началу
действия
следует
приготовиться, чтобы потом не тратить на это время. Подобные условия для
упражнения
в
быстром
подлезании
могут
быть
созданы
также
в
играх
«Наседка и цыплята», «Кто быстрее прибежит к флажку».
Таким
образом,
подвижные
игры
в
комплексе
с
другими
воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа
формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Игры образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и
дальнейшего
проявления
их
в
общественно
полезной
и
творческой
деятельности. В
формировании
развития
эмоциональной
сферы
ребенка
подвижным
играм
отводится
важнейшее
место.
В
ходе
игры
создаются
наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка,
в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности.
Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут
быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое
предусматривает
развитие
эмоциональной
сферы
детей
среднего
дошкольного возраста.
6
Литература:
1.
Агафонова И.Н. Развитие
эмоциональной
сферы
дошкольника:
Учебно-методическое пособие СПб: АППО. 2016–82 с.
2.
Запорожец А.В.,
Неверович Я.З.,
Колелева А.Д. Эмоциональное
развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада – М.:
Просвещение. 2014. – 176 с.
3.
Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного
возрастаю – М.: 2015. – 210 с.
4.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста – М.: Просвещение. 2015. –
110 с.
5.
Тимофеева Е.А. П од в и ж н ы е
и г р ы
с
д е т ь м и
м л а д ш е го
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2016 – 79 с.
6.
Фомина
А.И.
Физкультурные
занятия
и
спортивные
игры
в
детском саду: Пособие для воспитателя подг. к школе группы. 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
7.
Широкова
Г.А.
Развитие
эмоций
и
чувств
у
детей
дошкольного
возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 304 с.
7