Напоминание

Основы языка изобразительного искусства


Автор: Козлова Ольга Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Ялгинский детский дом - школа
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка урока по изобразительному искусству
Тема: Основы языка изобразительного искусства
Раздел: среднее образование





Назад




Урок изобразительного искусства в 6 классе

Тема: Основы языка изображения

Учитель: Козлова О.А.

Цели:

I. Образовательно-развивающие:

1.1 Предметные УУД: различают виды изобразительного искусства; узнают и называют произведения отечественных и зарубежных художников;

приобретают опыт создания художественного образа и работы различными художественными материалами; используют в работе и анализируют

цветовые отношения;

1.2 Общеучебные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; структурируют знания; осознанно и произвольно строят

речевое высказывание в устной форме;

1.3 Логические УУД: анализируют объекты с целью выделения признаков; подводят под понятие; выбирают основание для классификации

объектов; строят логическую цепь рассуждения;

1.4. Личностные УУД: формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной, творческой деятельности; развивают эстетического сознания через творческую деятельность эстети ческого характера;

1.5 Регулятивные УУД:

самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, планируют пути достижения целей; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определяют

способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректируют свои действия в соответ ствии с изменяющейся ситуацией;

адекватно выражают и контролируют свои эмоции;

II. Воспитательная цель:

2.1. Развитие опыта творческой деятельности

Форма обучения: индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, наглядный, практический.

Средства обучения: карточки № 1 и 2, иллюстрации, бумага, краски

Ход урока

№ п/п

Деятельность учителя

Баллы

время

Деятельность учащихся

I

Оргмомент.

Проверка готовности уч-ся к уроку

1 мин

Разминка.

Перед вами картина. Что вы можете о ней

сказать?

1 мин

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и

критериями оценки (запись на доске):

2 мин

1.

Вопрос – понятие – 1 балл.

2.

Вопрос – суждение – 2 балла

«5» — 14 и более

«4» — 11 - 13

«3» — 8 - 10

Планирование оценки

Выбор арбитров

Арбитры отмечают активных учащихся. За

активность учащийся получит 1

дополнительный балл в конце урока.

3.

Ответ на вопрос-понятие и вопрос-суждение – 1-2 балла

4.

Умозаключение – 3 балла.

5.

Возражение – 1-2 балл.

6.

Дополнение – 1-2 балл.

7.

Задание №1 – 3 балла

8.

Задание №2 – 4 балла

9.

Задание №3 – 4 балла

10.Задание №4 – 4 балла

11. Задание № 5 – 4 балла

II

Работа по теме урока

Работа со схемой на обобщение и

ограничение

Задание № 1

Установить соответствие между

элементами определения понятия.

2 мин

1 балл за

каждое

правильное

определение

(всего 3

балла)

Определени

е понятие

Родовой

признак

Видовые признаки

I. Графика

a) вид

искусства

1) имеют своей целью художественное

познание и формирование наших

образных представлений о мире

II.

Изобразите

льный

искусства

b) вид

изобразител

ьного

искусства

2) обладающий видимой формой и

связанный с материальной средой

III.

Пространст

венные

искусства

c) вид

пластическо

го искусства

3) использующий в качестве основных

изобразительных средств линию, штрих,

пятно, точку

Ответы: I-b-3, II-c- 1, III-а-2

Используя карточку № 1, 2 сформулируйте

вопросы к теме урока.

1 мин.

по 1 б. за

вопросы-

понятия

2 б. за

вопросы-

суждения

-Что является изображением? (изображение – это зрительное

воспроизведение чего-л./ рисунок изображающий что-л./ информация,

предназначенная для зрительного восприятия)

-Что выражает язык изображения? (язык изображения выражает мысли

и чувства художника, его отношение к действительности)

Каким образом можно создать изображение? (Изображение можно

создать с помощью различных изобразительных техник)

Формулирование цели урока

1 мин

III

Творческая практическая работа.

Поиграем в «Пятнографию».

Данную технику в изобразительном

искусстве называют Монотипией. В

дословном переводе «один отпечаток».

Монотипия – это графическое

изображение, полученное путем нанесения

красок на гладкую поверхность с

последующим оттиском на другой

поверхности.

Особенность изображений в данной

технике в том, что они уникальны. Не

бывает двух одинаковых изображений.

Задание № 2.

Вариант № 1. Выполнить графическое

изображение в технике Монотипия.

Вариант № 2. Дорисовать кляксы до образа.

12 мин

Всего 4 балла

- лист сложить напополам

- выбрать цвета красок

- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски

- второй половиной листа накрыть пятна, прижать

- раскрыть, посмотреть на то что получилась.

-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?

- даем подсохнуть

- дорисовываем изображение до законченного образа с помощью

графических материалов

Критерии:

- 1 балл – за образ

- 1 балл – за графическое изображение

- 1 балл – за название

- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета

Работа со схемой.

Построите логическую цепочку от

единичного понятия до дальнего рода,

представленного изображения.

(Родовой признак – объединяет, видовой –

отличает)

«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид

изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид

искусства.

Сформулируйте вопросы- суждения к

созданному изображению.

1 мин

Вопрос –

суждение – 2

балла

Ответ на

-В каком случае изображение пятен представляет собой гармонию

(дисгармонию)? (Гармония в изображении представляет собой

согласованность в сочетании красок)

-Каким образом зрительное восприятие зависит от цвета? (Зрительное

восприятие цвета зависит от колорита изображения, от насыщенности

вопрос-

суждение – 2

балла

красок, от чувствительности глаза) (Колорит – это цветовой строй

произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов)

-Как доказать что, полученное изображение называется монотипией?

- Графическое изображение, полученное путем нанесения красок на

гладкую поверхность с последующим оттиском на другой поверхности,

называется монотипией.

Выполненное изображение получено путем нанесения красок на гладкую

поверхность с последующим оттиском на другой поверхности.

Созданное изображение считается монотипией

Работа со схемой.

Построите логическую цепочку от

единичного понятия до дальнего рода,

представленного изображения.

(Родовой признак – объединяет, видовой –

отличает)

«Портрет сына» П.П.Рубенс – рисунок – вид графики – вид

изобразительного искусства – вид пластического искусства – вид

искусства.

Задание № 3

Обобщить каждое понятие до ближайшего

родового признака.

«Скульптор» П.Пикассо - …

Масло - …

Графика - …

1 мин

Всего 3 балла

«Скульптор» П.Пикассо - рисунок

Масло – живописный материал.

Графика – вид изобразительного искусства.

Задание № 4

Обобщить пары понятий до дальнего рода

Пастель – карандаш - …

Живопись – графика -…

Набросок – зарисовка -…

1 мин

Всего 3 балла

Пастель – карандаш - художественный материал

Живопись – графика - виды искусства

Набросок – зарисовка - вид искусства

С каким новым понятием вы сегодня

познакомились?

Что называется монотипией?

Еще вы познакомились с двумя

логическими операциями: обобщение,

ограничение

При обобщении мы от меньшего понятия

переходим к большему.

При ограничении происходить переход от

- сегодня на уроке мы познакомились с понятием монотипия.

- Монотипия – это графическое изображение, полученное путем

нанесения красок на гладкую поверхность с последующим оттиском на

другой поверхности.

большего понятия к меньшему.

Подведение итогов:

- степень достижения целей, поставленных в начале урока

- подсчёт баллов, заработанных на уроке

- соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку

- выявление учащихся, получивших запланированную оценку

- выявление учащихся, получивших оценку выше/ ниже запланированной

- обсуждение с уч-ся причин расхождения плана и факта оценки

Домашнее задание.

продолжить формулировку суждения:

Произведения искусства создаёт художник,

однако …

Поможет вам в этот текст § на с.52

3 балла за

противоречие

Произведения искусства создаёт художник, однако рожается искусство в

процессе общения художника со зрителем.

ФИ _________________________________________ Класс _________

Задание № 1

Установить соответствие между элементами определения понятия.

Определение

понятие

Родовой признак

Видовые признаки

I. Графика

a) вид искусства

1) имеют своей целью

художественное познание

и формирование наших

образных представлений о

мире

II.

Изобразительный

искусства

b) вид

изобразительного

искусства

2) обладающий видимой

формой и связанный с

материальной средой

III.

Пространственны

е искусства

c) вид

пластического

искусства

3) использующий в

качестве основных

изобразительных средств

линию, штрих, пятно,

точку

I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___

ФИ _________________________________________ Класс _________

Задание № 1

Установить соответствие между элементами определения понятия.

Определение

понятие

Родовой признак

Видовые признаки

I. Графика

a) вид искусства

1) имеют своей целью

художественное познание

и формирование наших

образных представлений о

мире

II.

Изобразительный

искусства

b) вид

изобразительного

искусства

2) обладающий видимой

формой и связанный с

материальной средой

III.

Пространственны

е искусства

c) вид

пластического

искусства

3) использующий в

качестве основных

изобразительных средств

линию, штрих, пятно,

точку

I - ___ -___; II - ___ -___; III - ___ - ___

Задание № 2.

Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.

Порядок работы:

- лист сложить напополам

- выбрать цвета красок

- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски

- второй половиной листа накрыть пятна, прижать

- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.

-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?

- даем подсохнуть и дорисовываем изображение до законченного

образа с помощью графических материалов

Критерии:

- 1 балл – за образ

- 1 балл – за графическое изображение

- 1 балл – за название

- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета

Задание № 2.

Выполнить графическое изображение в технике Монотипия.

Порядок работы:

- лист сложить напополам

- выбрать цвета красок

- на одну сторону в произвольном порядке нанести выбранные краски

- второй половиной листа накрыть пятна, прижать

- раскрыть, посмотреть на то, что получилась.

-определить, на что похожа клякса, какой образ в ней можно увидеть?

- даем подсохнуть, дорисовываем изображение до законченного

образа с помощью графических материалов

Критерии:

- 1 балл – за образ

- 1 балл – за графическое изображение

- 1 балл – за название

- 1 балл – за гармоничное сочетание цвета

Задание № 3

Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.

«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________

Масло - _______________________________________________

Графика - _____________________________________________

Задание № 3

Обобщить каждое понятие до ближайшего родового признака.

«Скульптор» П.Пикассо - _______________________________

Масло - _______________________________________________

Графика - _____________________________________________

Задание № 4

Обобщить пары понятий до дальнего рода

Пастель – карандаш - ______________________________________

Живопись – графика - ______________________________________

Набросок – зарисовка - _____________________________________

Задание № 4

Обобщить пары понятий до дальнего рода

Пастель – карандаш - ______________________________________

Живопись – графика - ______________________________________

Набросок – зарисовка - _____________________________________



В раздел образования