Напоминание

"Шахматный мир для дошколят"


Автор: Чернова Альбина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 207
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Шахматный мир для дошколят"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ШАХМАТНЫЙ

МИР

ДЛЯ

ДОШКОЛЯТ

Автор: Чернова А.Г.

старший воспитатель

МБДОУ № 207

г.Ульяновска

«Шахматы - это не просто спорт.

Они делают человека мудрее

и дальновиднее,

помогают объективно оценивать

сложившуюся ситуацию,

просчитывать поступки

на несколько ходов вперёд».

В.В. Путин,

Президент России

Всё чаще воспитатели детских садов и родители

задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного

возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта

полезная, увлекательная игра?»

Если проанализировать историю шахмат, невольно

бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты

познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте:

Анатолий Карпов, Х.Р.Капабланка, П.Керес,

С.Решевский,

Г.Агзамов – в 4 года, В.Стрейниц, М. Эйве, Н.Гаприндашвили,

М.Гибурданидзе – в 5 лет, Гарри Каспаров, Б.Спасский,

Р.Фишер, О.Рубцова, Ю.Балашов – в 6-летнем возрасте,

А.Алёхин, М.Таль,

В.Смыслов – к 7 годам.

Такое раннее прикосновение к древней игре

помогло

Б.Спасскому, А.Карпову

и Г.Каспарову

стать

чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Это подтверждается и многолетним практическим

опытом: зарубежным и нашим.

Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра,

станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас

важнее

вторая

причина

раннего

знакомства

с

шахматами – желание вырастить гармонично развитого

человека. Не случайно

охотно

проводили

досуг за

шахматной доской А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов, И.С.

Тургенев и Л.Н.Толстой.

Последняя причина кроется в благотворном влиянии

игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-

то закончится, а экспериментально подтверждено, что

дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир

шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных

науках, и даже быстрее делают домашнее задание.

Успешное обучение ребёнка в начальной школе по

современным

программам

предполагает

высокий

уровень развития мышления, умение самостоятельно

приобретать, обобщать

и

систематизировать

свои

знания, творчески решать различные проблемы.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием

получать новые знания? Конечно же, заинтересовать

увлекательной

игрой,

игра

ведущая

форма

деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.

Огромную

роль

в

воспитании

успешного,

самостоятельного,

гармонично

развитого

человека

играют

шахматы. И

это

не

фантастика, дети

легко

осваивают шахматные премудрости с 3-х лет.

О роли шахмат в формировании

подрастающего поколения президент

Международной шахматной

федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов

выразился: «Шахматы – чуть ли не

единственная чисто соревновательная,

т.е. наглядная форма фиксации

интеллекта личности».

Благодаря этой игре дети учатся

быть терпеливыми, усидчивыми,

настойчивыми в достижении

поставленной цели, вырабатывают в

себе работоспособность, умение

решать логические задачи в условиях

дефицита времени,

тренируют память, учатся

самодисциплине и т.д.

Работы выдающихся психологов и педагогов: Л.А.Венгера,

А.А.Столяра,

Л.Ф.Тихомировой,

Б.И.Никитиной,

З.А.Михайловой

,

Е.В.Колесниковой,

современные

концепции

обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее

важным, чем

арифметические

операции, для

подготовки

к

усвоению

математических

знаний

дошкольников

является

формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не

только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое

мышление, это

мышление

путем

рассуждений, это

строгое

следование законам

неумолимой

логики, это

безукоризненное

построение

причинно-следственных

связей. Именно

благодаря

логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить

абстрактные

понятия, научить

ребёнка

отстаивать

свою

точку

зрения.

Применение в работе с детьми

методики раннего обучения азам

шахматной

игры

способствует

развитию

у

детей

способности

ориентироваться на плоскости,

развитию аналитико-синтетической

деятельности, мышления, суждений,

умозаключений,

учит

ребёнка

запоминать,

сравнивать,

обобщать,

предвидеть

результаты

своей

деятельности.

Шахматы

уникальный

инструмент развития творческого

мышления, мощное средство для

гармоничного развития интеллекта

ребёнка. Они

сочетают

в

себе

элементы

искусства,

науки

и

спорта.

Используемые источники:

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.

Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник

для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное

возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное

возрождение, 1999.

Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре

в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-

составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр

внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования