Автор: Пакало Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
детей
–
одна
из
основных
задач
дошкольного
образования
в
соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании
здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их
развитие
обеспечивают
положительные
тенденции
охраны
и
укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы
здравоохранения,
в
настоящее
время
состояние
здоровья
детей
дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и
востребованным
сегодня
становится
поиск
средств
и
методов
повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных
образовательных
учреждениях.
Технологии,
как
эффективная
система мер профилактической работы с детьми, направленная на
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников,
получили
название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его обучения и развития.
Понятие
«здоровьесберегающие
педагогические
технологии»
дискусионно
и
у
разных
авторов
встречаются
разные
трактовки.
Н.К.Смирнов,
как
родоначальник
понятия «здоровьесберегающие
образовательные
технологии»у т в е р ж д а л ,
ч т о
и х
м о ж н о
рассматривать
как
технологическую
основу
здоровьесберегающей
педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения
детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику
любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на
здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное
понятие
«здоровьесберегающая»
относится
к
качественной
характеристике любой педагогической технологии, показывающей,
насколько
при
реализации
данной
технологии
решается
задача
сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса
–
детей
и
их
родителей,
педагогов. Здоровьесберегающие
технологииможно расссматривать как сертификат безопасности для
здоровья
и
как
совокупность
тех
принципов,
приемов,
методов
педагогической
работы,
которые дополняют
традиционные
педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических
установок,
форм,
методов,
способов,
приемов
обучения,
воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического
процесса (Б.Т.Лихачев)
Педагогическая
технология
–
система
способов,
приемов,
шагов,
последовательность
которых
обеспечивает
решение
задач
воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама
деятельность
представлена
процедурно,
т.е.
как
определенная
система
действий;
разработка
и
процедурное
воплощение
компонентов педагогического процесса в виде системы действий,
обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова)
Педагогическая
технология
–
системная
совокупность
и
порядок
функционирования
всех
личностных,
инструментальных
и
методологических
средств,
используемых
для
достижения
педагогических целей (М.В.Кларин)
Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и
такой
способ
обучения,
который
ориентирован
на
результат
и
гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская)
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее
воспроизводимость.
Анализ различных определений и описаний сущности педагогической
технологии позволяет за основное принять следующее определение:
Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный
проект определенной педагогической системы от ее теоретического
замысла до
реализации в образовательной практике, отражающий их цели,
содержание, формы, методы, средства, результаты и условия
организации.
Из
определения
следует,
что
компонентами
педагогической
технологии выступают:
концептуальная основа (то есть научная база технологии, те
психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее
фундамент);
содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и
воспитания);
процессуальная часть (то есть формы, методы, средства,
условия организации учебно-воспитательного процесса,
результат)