Автор: Крыкпаева Гульжан Тлегеновна
Должность: преподаватель кафедры рто
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ
Раздел: высшее образование
КРЫКПАЕВА Г.Т.
преподаватель кафедры РТО Военно-
инженерного института радиоэлектроники
и связи МО РК, города Алматы
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ
ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ
В
статье
рассматриваются
механизмы
формирования
компетенций
военно-служебной деятельности современного офицера в условиях учебных
военных
центров
(УВЦ)
и
военных
кафедр
технических
вузов.
Анализ
современных
тенденций
развития
армии,
а
также
результатов
отзывов
и
входного контроля из действующих войсковых частей и квалификационных
требований
на
подготовку
современного
военного
специалиста,
позволил
определить
актуальные
направления
формирования
компетенций
военно-
служебной
деятельности
у
студентов
технического
вуза,
проходящих
обучение
в
УВЦ
и
на
военных
кафедрах.
Для
реализации
выделенных
направлений
подготовки
была
разработана
и
апробирована
модель
формирования
компетенций
военно-служебной
деятельности
студентов
технического вуза. В статье представлены результаты апробации модели в
условиях технического вуза.
Для решения задачи по подготовке офицеров в условиях учебных
военных центров (УВЦ) и военных кафедр технических вузов необходима
реализация следующих условий:
1)
формирование
у
будущих
офицеров
компетенций
в
вопросах
руководства по управлению подразделениями как в мирное, так и в военное
время;
2)
формирование
компетенций
моделирования
самостоятельных
решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и
технического характера по управлению техническим состоянием и боевым
применением военных технических средств;
3)
развитие
компетенций
по
решению
инженерных
задач
при
эксплуатации военных технических средств в нестандартных ситуациях при
отсутствии типовых решений;
4)
обеспечение
качественной
подготовки
будущих
офицеров
к
использованию наукоемкой военной техники;
5)
формирование
у
будущих
офицеров
общекультурных,
организационно-управленческих,
эксплуатационных,
воспитательных,
научно-исследовательских
компетенций
с
ориентацией
на
предстоящую
профессиональную деятельность.
Проведенный
анализ
исторического
развития
системы
военного
образования и ее реформирования в настоящее время, анализ современных
тенденций развития армии, анализ результатов отзывов и входного контроля
из
войск,
квалификационных
требований,
на
подготовку
современного
военного специалиста, позволил нам определить актуальные направления
формирования
компетенций
военно-служебной
деятельности
студентов
технического вуза.
Первое
направление
–
это
развитие
компетенций
по
управлению
подчиненными в дежурном и боевом режиме и организации воспитательной
работы с личным составом.
Второе
направление
–
это
формирование
компетенций
по
техническому обслуживанию, ремонту вооружения и военной техники и их
боевого применения.
Третье направление – это формирование компетенций моделирования
с а м о с тоя т е л ь н ы х
р е ш е н и й
во е н н о - п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
з а д а ч
эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению
техническим
состоянием
и
боевым
применением
современной
боевой
техники в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений.
Развитие этих направлений позволит гражданским вузам, где имеются
учебные военные центры и военные кафедры, готовить настоящих военных
профессионалов,
способных
уверенно
и
с
высокой
эффективностью
выполнять свои задачи в обновленных Вооруженных силах [3].
Для
реализации
выделенных
направлений
подготовки
по
формированию
профессиональных
компетенции
военно-служебной
деятельности
у
студентов
технического
вуза
нами
разработана
модель
формирования
компетенций
военно-служебной
деятельности
студентов
технического вуза.
Основными компонентами модели являются:
•внешние условия;
•целевой компонент формирования компетенций;
•базовая идея;
•содержательный компонент;
•технологический компонент;
•результативно оценочный компонент.
Внешние условия включают в себя социальный заказ на современного
военного специалиста, определенный квалификационными требованиями по
подготовке офицеров, анализ развития военного образования и современных
тенденций развития вооружения и военной техники и в целом общества, и
условий, в которых будет организована военно-профессиональная подготовка
в техническом вузе.
Целевой
компонент
формирования
компетенций
военно-служебной
деятельности
целиком
и
полностью
вытекает
из
внешних
условий
и
показывает, какие компетенции, отвечающие современным запросам, должны
быть сформированы у студентов во время учебного процесса в техническом
вузе.
Содержательный компонент включает в себя интеграцию содержания
военно-специальной
и
инженерной
подготовки,
многоуровневость,
непрерывность на основе этапно-уровневой структуризации содержания в
формировании компетенций военно-служебной деятельности.
Рис. 1. Компетенции военно-служебной деятельности студентов технического
вуза
Первый
уровень
–
базовая
профессиональная
подготовка
(формирование базовых компетенций у студентов для изучения критически
важных ракетно-космических технологий военно-гражданского назначения,
развитие
способностей
к
решению
типовых
и
не ст андартных
технологических и проектных задач).
Второй уровень – военная подготовка (на военной кафедре; в учебном
военном центре подготовка кадровых офицеров).
Третий
уровень
–
послевузовское
образование
(подготовка
и
переподготовка специалистов, в том числе офицеров запаса, отслуживших в
рядах
вооруженных
сил,
для
эксплуатации,
сервисного
обслуживания
и
утилизации ракетной техники аэрокосмической и военной отраслей).
Последовательное
прохождение
структурных
уровней
студентами
технического
вуза
позволяет
подготовить
грамотного
современного
специалиста, востребованного в гражданской и военной отраслях. Подготовка
осуществляется
за
счет
взаимосвязи
высшего
гражданского
и
военного
образования, представленного на рисунке 1.
Технологический компонент включает в себя педагогические условия,
технологии, формы и средства обучения.
Педагогические условия:
•интеграция
содержания
общеинженерных
и
дисциплин
военной
подготовки; включение обучаемых в процесс формирования компетенций за
счет приоритетного использования активных технологий обучения;
•усиление
практико-ориентированности
военно-инженерного
образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования
при активном использовании современных образцов вооружения, военной и
специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств
во время практик в вузе и стажировок в войсках.
Технологии
обучения:
проблемное
обучение,
теория
поэтапного
формирования
умственных
действий,
программированное
обучение,
технология
развивающего
обучения,
компьютерные
и
мультимедийные
технологии.
Формы
и
средства:
нормативно-методические
материалы,
учебно-
информационные материалы, учебно-методические материалы.
Нормативно-методические
материалы
определяют
основные
требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и
методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его
элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и
локальными документами.
Учебно-информационные
материалы
определяют
различные
источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так
и студенты.
Учебно-методическое материалы (УММ) учебного процесса являются
его
важнейшей
составляющей.
Учебно-методические
материалы
используются в двух смыслах: процесса и результата. УММ как процесс – это
планирование,
разработка
и
создание
оптимальной
системы
(комплекса)
учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для
эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и
содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
УММ
как
результат
–
это
совокупность
всех
учебно-методических
документов
(планов,
программ,
методик,
учебных
пособий
и
т.д.),
представляющих
собой
проект
системного
описания
образовательного
процесса, который впоследствии будет реализован на практике [1,4].
Оценочный компонент дает представление о критериях и методах
оценки развития компетенций военно-служебной деятельности у студентов
технического
вуза.
Развитость
компетенций
оценивается
по
четырем
критериям:
мотивационный,
когнитивный,
деятельностный,
рефлексивно-
оценочный.
Опираясь на приведенные направления совершенствования военно-
профессионального
образования
и
структуру
модели
формирования
компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза,
гипотетически
можно
предположить,
что
формирование
компетенций
военно-служебной
деятельности
у
студентов
технического
вуза
будет
продуктивным, если реализуются следующие педагогические условия:
а) интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной
подготовки,
позволяющей
достичь
оптимального
взаимопроникновения,
взаимодополнения,
взаимосочетаемости,
взаимозависимости
проблемного
материала, формирования системных знаний и обобщенных умений;
б) включение обучаемых в процесс формирования компетенций за
счет приоритетного использования активных технологий обучения;
в)
усиление
практикоориентированности
военно-инженерного
образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования
при
использовании
активных
технологий
обучения;
усиление
практико-
ориентированности
военно-инженерного
образования
посредством
поэтапного
и
уровневого
содержания
образования
при
активном
использовании современных образцов вооружения, военной и специальной
техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время
практик в вузе и стажировок в войсках.
В результате анализа результатов проведенного эксперимента [2,5,6]
на
диаграмме,
представленной
на
рисунке
2,
показана
динамика
сформированно сти
мотивационно-ценно стного,
ко г н и т и в н о го ,
деятельностного
и
рефлексивно-оценочного
компонента
у
студентов
экспериментальной группы, прошедших обучение в разработанной структуре
модели реализации педагогических условий по формированию компетенций
военно-служебной деятельности у студентов.
Количество студентов, %
Рис.
2.
Динамика
сформированности
мотивационно-ценностного,
когнитивного,
деятельностного
и
рефлексивно-оценочного
компонента
у
студентов экспериментальной и контрольной группы
Реализация
первого
педагогического
условия
позволила
поднять
уровень
мотивационно-ценно стной
компоненты
у
с т уд е н т о в
экспериментальной группы в среднем на 12 %.
Реализация
второго
педагогического
условия
позволила
поднять
уровень когнитивной компоненты у студентов экспериментальной группы в
среднем на 25 %.
Реализация
третьего
педагогического
условия
позволяет
поднять
уровень
деятельностного
компонента
компетенций
военно-служебной
деятельности студентов на 23 %.
Уровень способности проводить самоанализ и самооценку военно-
служебной
деятельности
в
экспериментальной
группе
и
способность
принимать решения по совершенствованию профессиональной подготовки
выше, чем в контрольной группе, на 22 %.
Таким образом, спроектированная структура модели формирования
компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза
позволяет повысить уровень военной подготовки современных офицеров.
Литература:
1.
Барабанщиков, А. В. Военная педагогика /А. В. Барабанщиков. –
М.: Военное издательство МО СССР, 1966. – 374 с.
2.
Валюх Е. П., Кольга В. В., Меркулов А. Б. Выявление степени
сформированности
надпредметных
компетенций
у
студентов
в
ходе
мониторинга
внеучебной
деятельности
//
Вестник
Красноярского
государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2015.
– № 1 (31). – С. 90-94.
3.
Веденский,
В.
Н.
Моделирование
профе ссиона льной
компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.
4.
Ефремов, Н. Н. Военная подготовка студентов в ВУЗе / Н. Н.
Ефремов. – М.: Московский ун-т, 1987. – 308 с.
5.
Кольга В. В., Меркулов А. Б. Методика оценки эффективности
деятельности
интегративной
педагогической
системы
аэрокосмического
образования
//
Вестник
Сибирского
государственного
аэрокосмического
университета им. академика М. Ф. Решетнева. – 2005. – № 4. – С. 72-77.
6.
Кольга В. В., Меркулов А. Б., Тимохович А. С. Формирование
профессиональных компетенций офицеров инженеров в учебном процессе
технического
вуза:
монография
/
Красноярский
государственный
педагогический ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 124 с.