Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ


Автор: Крыкпаева Гульжан Тлегеновна
Должность: преподаватель кафедры рто
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ
Раздел: высшее образование





Назад




КРЫКПАЕВА Г.Т.

преподаватель кафедры РТО Военно-

инженерного института радиоэлектроники

и связи МО РК, города Алматы

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ

ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

В

статье

рассматриваются

механизмы

формирования

компетенций

военно-служебной деятельности современного офицера в условиях учебных

военных

центров

(УВЦ)

и

военных

кафедр

технических

вузов.

Анализ

современных

тенденций

развития

армии,

а

также

результатов

отзывов

и

входного контроля из действующих войсковых частей и квалификационных

требований

на

подготовку

современного

военного

специалиста,

позволил

определить

актуальные

направления

формирования

компетенций

военно-

служебной

деятельности

у

студентов

технического

вуза,

проходящих

обучение

в

УВЦ

и

на

военных

кафедрах.

Для

реализации

выделенных

направлений

подготовки

была

разработана

и

апробирована

модель

формирования

компетенций

военно-служебной

деятельности

студентов

технического вуза. В статье представлены результаты апробации модели в

условиях технического вуза.

Для решения задачи по подготовке офицеров в условиях учебных

военных центров (УВЦ) и военных кафедр технических вузов необходима

реализация следующих условий:

1)

формирование

у

будущих

офицеров

компетенций

в

вопросах

руководства по управлению подразделениями как в мирное, так и в военное

время;

2)

формирование

компетенций

моделирования

самостоятельных

решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и

технического характера по управлению техническим состоянием и боевым

применением военных технических средств;

3)

развитие

компетенций

по

решению

инженерных

задач

при

эксплуатации военных технических средств в нестандартных ситуациях при

отсутствии типовых решений;

4)

обеспечение

качественной

подготовки

будущих

офицеров

к

использованию наукоемкой военной техники;

5)

формирование

у

будущих

офицеров

общекультурных,

организационно-управленческих,

эксплуатационных,

воспитательных,

научно-исследовательских

компетенций

с

ориентацией

на

предстоящую

профессиональную деятельность.

Проведенный

анализ

исторического

развития

системы

военного

образования и ее реформирования в настоящее время, анализ современных

тенденций развития армии, анализ результатов отзывов и входного контроля

из

войск,

квалификационных

требований,

на

подготовку

современного

военного специалиста, позволил нам определить актуальные направления

формирования

компетенций

военно-служебной

деятельности

студентов

технического вуза.

Первое

направление

это

развитие

компетенций

по

управлению

подчиненными в дежурном и боевом режиме и организации воспитательной

работы с личным составом.

Второе

направление

это

формирование

компетенций

по

техническому обслуживанию, ремонту вооружения и военной техники и их

боевого применения.

Третье направление – это формирование компетенций моделирования

с а м о с тоя т е л ь н ы х

р е ш е н и й

во е н н о - п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

з а д а ч

эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению

техническим

состоянием

и

боевым

применением

современной

боевой

техники в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений.

Развитие этих направлений позволит гражданским вузам, где имеются

учебные военные центры и военные кафедры, готовить настоящих военных

профессионалов,

способных

уверенно

и

с

высокой

эффективностью

выполнять свои задачи в обновленных Вооруженных силах [3].

Для

реализации

выделенных

направлений

подготовки

по

формированию

профессиональных

компетенции

военно-служебной

деятельности

у

студентов

технического

вуза

нами

разработана

модель

формирования

компетенций

военно-служебной

деятельности

студентов

технического вуза.

Основными компонентами модели являются:

•внешние условия;

•целевой компонент формирования компетенций;

•базовая идея;

•содержательный компонент;

•технологический компонент;

•результативно оценочный компонент.

Внешние условия включают в себя социальный заказ на современного

военного специалиста, определенный квалификационными требованиями по

подготовке офицеров, анализ развития военного образования и современных

тенденций развития вооружения и военной техники и в целом общества, и

условий, в которых будет организована военно-профессиональная подготовка

в техническом вузе.

Целевой

компонент

формирования

компетенций

военно-служебной

деятельности

целиком

и

полностью

вытекает

из

внешних

условий

и

показывает, какие компетенции, отвечающие современным запросам, должны

быть сформированы у студентов во время учебного процесса в техническом

вузе.

Содержательный компонент включает в себя интеграцию содержания

военно-специальной

и

инженерной

подготовки,

многоуровневость,

непрерывность на основе этапно-уровневой структуризации содержания в

формировании компетенций военно-служебной деятельности.

Рис. 1. Компетенции военно-служебной деятельности студентов технического

вуза

Первый

уровень

базовая

профессиональная

подготовка

(формирование базовых компетенций у студентов для изучения критически

важных ракетно-космических технологий военно-гражданского назначения,

развитие

способностей

к

решению

типовых

и

не ст андартных

технологических и проектных задач).

Второй уровень – военная подготовка (на военной кафедре; в учебном

военном центре подготовка кадровых офицеров).

Третий

уровень

послевузовское

образование

(подготовка

и

переподготовка специалистов, в том числе офицеров запаса, отслуживших в

рядах

вооруженных

сил,

для

эксплуатации,

сервисного

обслуживания

и

утилизации ракетной техники аэрокосмической и военной отраслей).

Последовательное

прохождение

структурных

уровней

студентами

технического

вуза

позволяет

подготовить

грамотного

современного

специалиста, востребованного в гражданской и военной отраслях. Подготовка

осуществляется

за

счет

взаимосвязи

высшего

гражданского

и

военного

образования, представленного на рисунке 1.

Технологический компонент включает в себя педагогические условия,

технологии, формы и средства обучения.

Педагогические условия:

•интеграция

содержания

общеинженерных

и

дисциплин

военной

подготовки; включение обучаемых в процесс формирования компетенций за

счет приоритетного использования активных технологий обучения;

•усиление

практико-ориентированности

военно-инженерного

образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования

при активном использовании современных образцов вооружения, военной и

специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств

во время практик в вузе и стажировок в войсках.

Технологии

обучения:

проблемное

обучение,

теория

поэтапного

формирования

умственных

действий,

программированное

обучение,

технология

развивающего

обучения,

компьютерные

и

мультимедийные

технологии.

Формы

и

средства:

нормативно-методические

материалы,

учебно-

информационные материалы, учебно-методические материалы.

Нормативно-методические

материалы

определяют

основные

требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и

методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его

элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и

локальными документами.

Учебно-информационные

материалы

определяют

различные

источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так

и студенты.

Учебно-методическое материалы (УММ) учебного процесса являются

его

важнейшей

составляющей.

Учебно-методические

материалы

используются в двух смыслах: процесса и результата. УММ как процесс – это

планирование,

разработка

и

создание

оптимальной

системы

(комплекса)

учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для

эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и

содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.

УММ

как

результат

это

совокупность

всех

учебно-методических

документов

(планов,

программ,

методик,

учебных

пособий

и

т.д.),

представляющих

собой

проект

системного

описания

образовательного

процесса, который впоследствии будет реализован на практике [1,4].

Оценочный компонент дает представление о критериях и методах

оценки развития компетенций военно-служебной деятельности у студентов

технического

вуза.

Развитость

компетенций

оценивается

по

четырем

критериям:

мотивационный,

когнитивный,

деятельностный,

рефлексивно-

оценочный.

Опираясь на приведенные направления совершенствования военно-

профессионального

образования

и

структуру

модели

формирования

компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза,

гипотетически

можно

предположить,

что

формирование

компетенций

военно-служебной

деятельности

у

студентов

технического

вуза

будет

продуктивным, если реализуются следующие педагогические условия:

а) интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной

подготовки,

позволяющей

достичь

оптимального

взаимопроникновения,

взаимодополнения,

взаимосочетаемости,

взаимозависимости

проблемного

материала, формирования системных знаний и обобщенных умений;

б) включение обучаемых в процесс формирования компетенций за

счет приоритетного использования активных технологий обучения;

в)

усиление

практикоориентированности

военно-инженерного

образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования

при

использовании

активных

технологий

обучения;

усиление

практико-

ориентированности

военно-инженерного

образования

посредством

поэтапного

и

уровневого

содержания

образования

при

активном

использовании современных образцов вооружения, военной и специальной

техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время

практик в вузе и стажировок в войсках.

В результате анализа результатов проведенного эксперимента [2,5,6]

на

диаграмме,

представленной

на

рисунке

2,

показана

динамика

сформированно сти

мотивационно-ценно стного,

ко г н и т и в н о го ,

деятельностного

и

рефлексивно-оценочного

компонента

у

студентов

экспериментальной группы, прошедших обучение в разработанной структуре

модели реализации педагогических условий по формированию компетенций

военно-служебной деятельности у студентов.

Количество студентов, %

Рис.

2.

Динамика

сформированности

мотивационно-ценностного,

когнитивного,

деятельностного

и

рефлексивно-оценочного

компонента

у

студентов экспериментальной и контрольной группы

Реализация

первого

педагогического

условия

позволила

поднять

уровень

мотивационно-ценно стной

компоненты

у

с т уд е н т о в

экспериментальной группы в среднем на 12 %.

Реализация

второго

педагогического

условия

позволила

поднять

уровень когнитивной компоненты у студентов экспериментальной группы в

среднем на 25 %.

Реализация

третьего

педагогического

условия

позволяет

поднять

уровень

деятельностного

компонента

компетенций

военно-служебной

деятельности студентов на 23 %.

Уровень способности проводить самоанализ и самооценку военно-

служебной

деятельности

в

экспериментальной

группе

и

способность

принимать решения по совершенствованию профессиональной подготовки

выше, чем в контрольной группе, на 22 %.

Таким образом, спроектированная структура модели формирования

компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза

позволяет повысить уровень военной подготовки современных офицеров.

Литература:

1.

Барабанщиков, А. В. Военная педагогика /А. В. Барабанщиков. –

М.: Военное издательство МО СССР, 1966. – 374 с.

2.

Валюх Е. П., Кольга В. В., Меркулов А. Б. Выявление степени

сформированности

надпредметных

компетенций

у

студентов

в

ходе

мониторинга

внеучебной

деятельности

//

Вестник

Красноярского

государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2015.

– № 1 (31). – С. 90-94.

3.

Веденский,

В.

Н.

Моделирование

профе ссиона льной

компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.

4.

Ефремов, Н. Н. Военная подготовка студентов в ВУЗе / Н. Н.

Ефремов. – М.: Московский ун-т, 1987. – 308 с.

5.

Кольга В. В., Меркулов А. Б. Методика оценки эффективности

деятельности

интегративной

педагогической

системы

аэрокосмического

образования

//

Вестник

Сибирского

государственного

аэрокосмического

университета им. академика М. Ф. Решетнева. – 2005. – № 4. – С. 72-77.

6.

Кольга В. В., Меркулов А. Б., Тимохович А. С. Формирование

профессиональных компетенций офицеров инженеров в учебном процессе

технического

вуза:

монография

/

Красноярский

государственный

педагогический ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 124 с.



В раздел образования