Автор: Голованова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – д/с №27 "Росинка",
Населённый пункт: Московская область, г. Ступино
Наименование материала: Проект
Тема: " Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой города Ступино "
Раздел: дошкольное образование
« Ознакомление детей дошкольного возраста
с архитектурой города Ступино »
Тип проекта: познавательный, информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители
воспитанников.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Форма проведения: групповая.
Актуальность проекта.
Детей дошкольного возраста можно и нужно научить видеть красоту и
уникальность
своего
родного
города.
Любовь
к
малой
Родине
-
основа
формирования патриотических чувств к нашей большой и прекрасной стране.
В детском саду в результате целенаправленной и систематической работы у
детей
будут
сформированы
элементы
гражданственности
и
патриотизма.
Благодатной почвой для формирования привязанности и любви к родному
краю является знакомство дошкольников с архитектурой родного города.
Организация работы по ознакомлению детей с архитектурой родного
города
имеет
огромное
значение
в
эстетическом
развитии
ребенка,
в
формировании
художественного
вкуса
дошкольника,
в
развитии
его
познавательной сферы.
Наш город Ступино – уникальный и неповторимый город. Знакомство с
его зданиями и достопримечательностями способно открыть для ребят малую
Родину с новой, неизведанной ранее стороны, и понять, как прекрасно то
место, где они родились и живут.
Проблема:
отсутствие
у
детей
знаний
и
представлений
об
архитектуре
родного города Ступино.
Социальная значимость проекта: проект развивает творческие способности
дошкольников,
способствует
проявлению
вкусовых,
эстетических
и
коммуникативных
качеств,
что
позволит
в
будущем
вырастить
новое
поколение архитекторов и дизайнеров, способных благоустроить не только
родной город, но и Московскую область.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к архитектуре города
Ступино.
Задачи проекта
Образовательные:
- познакомить детей с современной архитектурой; с видом архитектуры:
объёмные сооружения (жилые и общественные дома);
-
обогащать
знания
детей
об
особенностях
архитектуры
(архитектурные
стили);
-
упражнять
в
выделении
выразительных
элементов
оформления
здания
(форма
окон,
дверей,
колонны,
башни,
балконы,
скульптуры,
цветовое
решение оформления зданий);
- формировать интерес к продуктивной, познавательно-исследовательской,
творческой деятельности.
Развивающие:
- развивать интерес к рассматриванию и сравнению архитектурных объектов
ближайшего окружения;
- развивать пространственное мышление, коммуникативные навыки детей,
умение анализировать архитектурные здания;
- развивать творческие умения детей в процессе создания архитектурных
построек и сооружений;
- развивать у детей познавательный
интерес к изучению
архитектуры
города Ступино;
- способствовать развитию графических и художественных навыков у детей.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений;
- воспитывать у дошкольников патриотические чувства, любовь к родному
городу.
Ожидаемый результат.
В процессе организации ознакомления детей с архитектурой родного города,
будут
решаться
задачи
эстетического
воспитания,
направляя
работу
на
формирование
у
детей
способности
замечать
красоту
архитектурных
сооружений,
воспринимать
образно-выразительные
средства
искусства
архитектуры;
формирование
потребности
выражать
свои
впечатления
в
различных видах художественной деятельности.
Приобщение к региональной культуре повысит познавательный
интерес
у
старших
дошкольников
к
архитектурно-художественному
наследию,
что
эффективно
отразится
на
характере
продуктивной
деятельности.
Охватываемые
образовательные
области:
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- составление плана работы над проектом;
- информация для родителей о предстоящем проекте; привлечение семьи к
сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей с архитектурой города
Ступино;
- знакомство с архитектором города Ступино;
- подбор иллюстраций, фотографий с объёмными сооружениями (жилые и
общественные дома) города Ступино;
- подготовка методических материалов для реализации проекта;
- изучение технологий по вопросам художественно – эстетического развития
детей;
- разработка конспектов ООД.
2. Основной этап:
ОО «Познавательное развитие»
Задачи:
формировать
интерес
к
родному городу,
чувство
патриотизма,
чувство гордости быть гражданином города Ступино. Познакомить детей с
видом искусства – архитектурой, с работой архитектора, с архитектурой
объемных сооружений (жилые и общественные здания), с архитектурными
стилями: классицизм и конструктивизм. Развивать логическое и образное
мышление, внимание.
Мероприятия по реализации проекта:
-
ООД
на
тему:
«Кто
такой
архитектор?»,
«Виды
архитектуры»,
«Архитектурные стили».
-
Фотовыставка
«Архитектура
города
Ступино»;
рассматривание
иллюстраций зданий города.
- Беседа «Современная архитектура», «Такие разные постройки». Цель: дать
представление
старшим
дошкольникам
о
разных
видах
архитектурных
сооружений, их назначении.
- Экскурсия в краеведческий музей. Цель: знакомство с историей становления
города
Ступино;
научить
видеть
различие
в
архитектуре
старинных
и
современных зданий.
- Экскурсия в художественную галерею «Ника» на тематическую выставку
картин
«Мой
город
Ступино».
Цель:
развитие
интереса
к
творчеству
художников города Ступино.
- Экскурсии по городу. Цель: выявить в ближайшем окружении предметы,
связанные с различной архитектурой, определить вид архитектуры.
- Дидактические игры «Угадай по описанию», «Разные дома», «Жилое -
нежилое», «Собери картинку». Цель: закреплять знания детей о жилых и
общественных зданиях, учить детей сравнивать картинку и чертёж предмета.
- Игра пазлы «Что сначала, что потом». Цель: уточнить этапы постройки
зданий.
-
Дидактическая
игра
«Архитектор».
Цель:
развивать
умение
составлять
сериационный ряд картинок. Упражнять ребенка в умении создавать план
постройки.
ОО «Речевое развитие»
Задачи:
продолжать
ознакомление
с
профессией
–
архитектор
и
строительными профессиями. Развивать умение анализировать изображение
конструкции.
Развивать
диалогическую
и
монологическую
форму
речи.
Воспитывать
любовь
к
малой
Родине,
чувство
гордости
за
культурное
достояние родного города, уважение к труду архитектора и строителей.
Мероприятия по реализации проекта:
- ООД на тему: «Дома бывают разные», «Наша улица». Цель: уточнить знания
детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях. Закрепить
названия
элементов
архитектуры
(этажи,
окна,
балконы,
лоджии,
входы,
колонны).
Формировать
представление
о
том,
что
архитектура
каждого
здания зависит от его назначения.
-Чтение стихотворения С. Баруздина
«Кто построил этот дом?». Цель:
расширить
представления
детей
о
строительных
профессиях
через
ознакомление с художественной литературой.
- Беседа «Я - архитектор». Цель: Упражнять в составлении рассказов.
-Дидактическая
игра
«Сравни
похожие
здания».
Цель:
закрепить
представления
об
архитектуре,
особенностях
внешнего
вида
зданий,
упражнять в сравнении.
-
Составление
рассказа
«Если
б
я
был
архитектором…».
Цель:
учить
составлять описательные рассказы.
ОО «Социально - коммуникативное развитие»
Задачи:
стимулировать
познавательные
процессы
и
процессы
ролевого
общения детей со сверстниками; формировать познавательную активность,
творческую фантазию, способность к межличностному общению на основе
игры и общения вокруг сюжета. Развитие пространственного мышления.
Воспитание любви к родному городу.
Мероприятия по реализации проекта:
- Дидактическая игра «Собери свой город». Цель: учить строить город из
макетов домов разной конструкции.
- Сюжетно – ролевая игра «Строители». Цель: Учить придумывать сюжет
игры,
выбирать
конструктор
(деревянный,
пластмассовый,
магнитный)
и
атрибуты для игры, распределять роли, договариваться о сюжете.
ОО «Художественно - эстетическое развитие»
Задачи:
формировать
навыки
изображения
архитектурных
сооружений.
Учить проявлять самостоятельность в выборе структурных элементов здания
и цветовой гаммы. Развивать образное мышление, творческое воображение.
Развивать мелкую моторику рук.
Мероприятия по реализации проекта:
- Игра «Построй по схеме». Цель: учить детей выполнять элементарные
постройки из строительного набора, ориентируясь на схемы.
- ООД по рисованию «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить». Цель:
закрепить
умение
воплощать
в
рисунке
свой
замысел,
изображая
дом
цветными карандашами или восковыми мелками.
-
ООД
по
аппликации
«Необычные
дома».
Цель:
учить
передавать
в
аппликации различные по высоте и форме дома. Развивать умение работать в
коллективе.
- ООД по лепке на тему: «Дома на нашей улице» Цель: учить создавать из
пластилина
предметы,
состоящие
из
прямоугольных,
квадратных,
треугольных,
овальных
форм,
передавать
в
своей
работе
характерные
особенности
разных
домов,
используя
нетрадиционную
технику
–
пластилинографию.
Формировать
умение
составлять
сюжетную
коллективную композицию.
- ООД по конструированию с использованием конструкторов «ЛЕГО». Цель:
учить детей рисовать схему домов и конструировать по схеме. Формировать
умение последовательно анализировать конструкцию сооружения.
ОО «Физическое развитие»
- Организация физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр.
Работа с родителями:
-
Консультация:
«Знакомим
детей
дошкольного
возраста
с
архитектурой
родного города», «Архитектура. Виды и стили архитектуры».
3. Заключительный этап
- Создание фотоальбома «Необычные дома города Ступино».
- Презентация
«Архитектура города». Цель: закрепление знаний детей о
различных домах города Ступино.
- Выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Юный архитектор».
- Анализ результатов проектной деятельности.
В результате проведенного проекта, мы можем наблюдать, что у детей
значительно вырос познавательный интерес и уровень знаний об архитектуре
родного города.