Напоминание

"Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию естественно - научных представлений".


Автор: Росиковская Людмила Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию естественно - научных представлений".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию

естественно - научных представлений».

Сегодня

в

дошкольном

образовании,

направленном

в

будущее,

экологическая

составляющая

должна

стать

доминантной.

Именно

экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к

природе,

определяет

допустимые

пределы

её

преобразования,

усвоение

социоприродных

закономерностей

и

нормативов

поведения,

при

которых

возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша

основная

задача

-

создать

у

дошкольников

прежде

всего

установку

на

здоровый

образ

жизни,

привить

им

элементы

экологической

культуры,

сформировать экологическое сознание.

В

дошкольном

возрасте

закладываются

этические

принципы

отношения к природе, поэтому необходимо развивать у детей потребности к

познанию

природы,

растительного

мира,

повышения

экологической

грамотности.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников

играет

практическая

и

исследовательская

деятельность.

Проведение

собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать

и

способствует

экологически

грамотному,

безопасному

для

природы

и

собственного здоровья поведению.

Дошкольный

возраст

самое

время

стать

первооткрывателем

и

исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные

помощники.

Ведь

именно

от

нашего

одобрительного

слова,

помощи

и

поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в

«пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является

наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого

внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

Для понимания объекта наблюдения большое значение имеют знания ребенка

и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает

внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнивать их между собой.

Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все

особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно,

решая задачи интеллектуального воспитания.

Участие

дошкольника

в

проектной

деятельности

способствует

систематическому

усвоению

ребенком

знаний,

полученных

в

результате

практической

деятельности

и

включенного

наблюдения.

Логично

выстроенная деятельность по уходу за «растениями» позволяет заложить

основы

планирования,

умения

ставить

перед

собой

цель

и

достигать

результата.

На участке нашего детского сада есть огород и клумбы, цветники.

Осенью ребята собирали семена тагетеса.

В течение года были проведены беседы с детьми о растениях. Дети

узнали

о

происхождении

и

жизни

растений,

об

уходе

за

ними

и

необходимыми условиями для их роста. Дети вместе с воспитателем играли в

различные игры:

дидактические: «Узнай растение по описанию», «Четвёртый лишний»,

«Цветочный магазин»;

сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»;

пальчиковые игры: «Посадим цветы», «Цветок».

Вместе с родителями и детьми было проведено занятие «Растения-

улыбка природы».

Учились

составлять

рассказы

о

растениях,

заучивали

стих,

читали

произведения Д. Родари «Чиполино», Н. Носов «Огородники», Е. Благинина

«Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка». Вместе с воспитателем и

родителями была инсценирована сказка «Репка».

Была

проведена

викторина

между

детьми

группы

«Лучший

знаток

растений».

Рисовали акварелью и пластилином «Цветок», делали аппликацию и

лепили.

Была представлена выставка детских работ «Мой любимый цветок».

В

процессе

систематической,

целенаправленной

работы

по

ознакомлению

с

растениями

у

детей

расширился

кругозор,

развивалась

любознательность,

дети

стали

чаще

задавать

вопросы,

развивалась

зрительная, слуховая и вербальная память. Дети научились думать и отвечать

на вопросы. У детей увеличился словарный запас .Дети с помощью взрослых

научились находить и правильно определять словом причинную и временную

зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы

С

приходом

весны

воспитатель

напомнил

детям

про

семена.

Детей очень заинтересовало, как из маленьких семечек развивается растение.

Дети долго рассматривали маленькие семечки и не верили, что из них можно

вырастить цветы. Купили специальную землю для посадки, и ребята узнали,

что она состоит из разных компонентов, там есть торф, песок, удобрения. Под

руководством

воспитателя

ребята

посеяли

семена

и

накрыли

пленкой.

Каждый день пленку открывали, поливали почву по мере необходимости.

Воспитатель объяснила, когда нужно поливать землю.

Каждый день наблюдали за семенами. Как только стали появляться

всходы,

наблюдали

на

сколько

они

выросли.

Дети

выясняли,

что

для

нормального роста и развития растению необходим солнечный свет, полив и

подкормки минеральными удобрениями.

Выращенную рассаду дети вместе с воспитателем высадили на клумбу.

Воспитатель

предварительно

объяснила

детям

основные

правила посадки

рассады.

Каждое утро ребята спешили посмотреть, как растут посаженные ими

цветы

тагетесы.

Дети

вместе

с

воспитателем

ухаживали

за

растениями:

поливали, пололи, рыхлили землю, наблюдали за ростом.

В результате у детей, незаметно для них самих сформировались четкие

представления о зависимости роста растений от тепла, света, влаги и почвы;

расширились

представления

о

тагетесе;

научились

ухаживать

за

ними;

сформировалось осознанное правильное отношение к труду человека.

Коллективный труд на цветнике приучает к ответственности, развивает

трудовые навыки, сплачивает детей.

Самое главное, что дети могут видеть плоды своего труда и получать

огромное удовольствие от результата.



В раздел образования