Напоминание

"Тайны воды"


Автор: Юлия Викторовна Волощенко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №41"
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НОВОУРАЛЬСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тайны воды"
Раздел: начальное образование





Назад




Тайны воды

Цель: создать условия для формирования у учащихся новых знаний о свойствах воды в

твёрдых агрегатных состояниях (лёд и снег) с помощью метода исследования.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

проявлять положительное отношение к исследовательской учебно-познавательной

деятельности.

Познавательные УУД

моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в знаково-

символическую модель, где видны существенные характеристики объекта;

синтезировать (преобразовывать) целое из частей;

устанавливать причинно-следственные связи между изменениями агрегатных

состояний воды;

высказывать предположения и формулировать выводы в результате опытов;

Регулятивные УУД

учиться высказывать своё предположение на основе проблемной ситуации,

проблемного вопроса, опытов;

выполнять работу в паре, планируя деятельность;

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Коммуникативные УУД

аргументировать свою точку зрения при выделении признаков предмета, сравнении,

классификации характеристик объектов;

выслушивать собеседников и вести диалог;

сотрудничать друг с другом, работая в паре;

оформлять свою мысль в устной речи.

Необходимое оборудование: Компьютер, ёмкости для снега и льда, формочки для льда,

пробирка с водой, магнитная доска, памятки для детей с опорными словами, стеклянная

миска, столы для экспериментирования, таз со снегом, впитывающие скатерти, муфты или

варежки, листы разноцветной бумаги, газетный текст, снег, лёд, ширма, холодильник,

волшебная палочка.

Анализ

Организа-

ционный

момент

Учитель

Ширма, музыка, танец снежинок

Ребята, что вы сейчас видели?

Что делали снежинки?

А вы когда-нибудь видели настоящие снежинки?

Что вы знаете о снежинках?

Молодцы, вы много знаете о снежинках!

Посмотрите-ка, что тут случилось!

Учитель выносит из-за ширмы таз со снегом.

Во что превратились снежинки?

А что вы знаете про снег?

Дети

Снежинки.

Танцевали.

Конечно!

Ответы детей.

Удивление детей…

В снег.

Ответы детей.

Снег – это много,

много снежинок.

А вы хотите узнать все тайны снега?

Для этого нам нужна лаборатория.

Что делают в лаборатории?

Вы любите делать опыты?

В нашей лаборатории будут работать научные

сотрудники. А наука любит, чтоб всё было по

правилам.

Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтоб

правильно выполнить опыт?

1.

Внимательно послушать задание.

2.

Поразмышлять, как его выполнить.

3.

Провести эксперимент.

4.

Сделать вывод.

Принимаем за правило этот алгоритм?

Сейчас мы будем работать в парах.

У каждой пары будет свой стол для

экспериментирования.

Уважаемые научные сотрудники, я приглашаю вас в

лабораторию.

Снежинки падают с

неба, из тучек.

Водяные пары

поднимаются

высоко над землёй и

превращаются в

крохотные льдинки

– кристаллики.

Они растут и

превращаются в

снежинки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Принимаем.

Экпери-

ментирова-

ние

Перед тем как начать опыты пожмите друг другу руки.

Тёплые ли у вас руки?

Потрогайте стол. Он тёплый?

А что ещё может быть тёплое в нашем классе?

Подойдите, прикоснитесь и убедитесь в своём

предположении.

Ребята, перед вами стол для экспериментов и опытов.

Какой предмет самый необычный?

Опыт 1.

Прикоснитесь к снегу и скажите тёплый снег или

холодный.

Как вы узнали?

Обозначим наш результат опыта карточкой.

Опыт 2.

Рассмотрите снег. Определите его цвет.

Как нам это сделать?

У вас есть листы цветной бумаги. Положите кусочек

снега на каждый из них по очереди и определите с

каким цветом совпадёт.

Расскажите, что вы делали. Какой цвет у снега.

Обозначим наш результат опыта карточкой.

Да, тёплые.

Тёплый.

Батарея.

Поднос со снегом.

Снег холодный.

Почувствовали.

Ответы детей.

Белый.

Опыт 3.

Нужно определить прозрачный снег или нет.

Как нам это сделать?

У нас есть газетный лист. Попробуем прочитать сквозь

снег, что пишут в газете.

Как нам это сделать?

Распределим ровным слоем снег на газету и

попробуем прочитать.

Что у вас получилось?

Какую тайну мы сейчас открыли?

Обозначим наш результат опыта карточкой.

Опыт 4.

Нам нужно узнать рыхлый снег или плотный.

Что значит рыхлый?

Как нам проверить рыхлый снег или плотный?

Предлагаю использовать карандаш. Попробуйте

проткнуть снег карандашом.

Что получается?

В чём мы с вами убедились?

Обозначим наш результат опыта карточкой.

Опыт 5.

Нам нужно определить снег липкий или нет.

Как нам это сделать?

Попробуйте слепить шарик.

Вы можете слепить поделку самостоятельно или

работать в паре.

Что у вас получилось?

Какое открытие мы сейчас сделали?

Обозначим наш результат опыта карточкой.

Обратимся к вашему жизненному опыту. Всегда ли

снег липкий?

Почему?

Опыт 6.

Что случилось со снегом на ваших подносах, почему

его стало так мало?

Во что превращается снег, когда тает?

Какую тайну мы сейчас открыли?

Обозначим наш результат опыта карточкой.

Давайте сольём всю воду в одну вазу.

Подносы со снегом уносят.

Дети походят на стульчики.

Вот сколько воды у нас получилось.

Дети откуда у нас эта вода?

На доске появляется стрелка от картинки со

Ответы детей.

Ответы детей.

Текст не видно.

Значит снег

непрозрачный.

Его можно рыхлить.

Меняет форму,

когда его мнут.

Помять его.

Снег легко

потыкается, значит

он рыхлый.

Ответы детей.

Дети рассказывают

о своих поделках.

Поделки

получились, значит

снег липкий.

Нет. Когда холодно

снег хрустящий и не

лепится, потому что

не тает.

Он тает.

Снег превратился в

воду.

Это снег растаял и

получилась вода.

Снег растаял.

снегом к картинке с водой.

Пора нам переместиться в научный центр.

Дети садятся на стульчики.

Ребята, посмотрите на доску и при помощи опорных

сигналов расскажите, какие тайны мы с вами узнали?

В чём вы убедились?

Какой опыт понравился больше всех?

Ответы детей.

Физминут-

ка

Экпери-

ментирова-

ние

Вот вода, которая получилась от таяния снега.

Что произойдёт, если эту воду заморозить?

Но ведь эта вода из снега. Вы же сами видели.

Значит, она превратится обратно в снег.

Давайте проверим.

Учитель вместе с детьми наливает воду в формочки

для льда и убирает в холодильник.

Наш холодильник волшебный, поэтому нужны

волшебные слова. Вы знаете какие-нибудь волшебные

слова?

Крибли, крабли - бумс!

Пока работает наш холодильник, предлагаю размяться

и немного отдохнуть.

У меня есть волшебная палочка и я вас сейчас

немножко заколдую. Согласны?

Ребята выходят на ковёр.

Послушайте, какая волшебная мелодия звучит.

Мы очутились с вами в парке на поляне. Справа стоят

берёзки, слева рябинка.

Представьте, что каждый из вас только что

слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший

снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал

таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем

опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. (В конце

упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает

лужицу воды. Необходимо расслабиться). Пригрело

солнышко, вода в лужице стала испаряться и

превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит

облачко по небу.

Со временем облачко всё росло, росло и выросло в

большую тучку.

Однажды из тучки упала одна капелька, потом ещё

одна, потом начался дождик, которому очень

обрадовались дети.

Аплодисменты.

Молодцы! Вернёмся к нашему холодильнику.

Готово, можно доставать.

Что же у нас получилось?

Правильно! Вот и он. (Из холодильника вынимается

формочка со льдом).

Пора возвращаться в лабораторию.

Пора приступать к опытам и экспериментам со льдом.

Дети переходят в центр экспериментирования.

На доске открываются заготовленные значки-символы,

Получится лёд.

Лёд!

которые дети будут выбирать для обозначения

результатов опыта.

Опыт 1.

Нам нужно узнать холодный лёд или тёплый.

Как нам это сделать?

Так и сделаем.

Какой вывод можно сделать?

Какой карточкой обозначим результат?

Опыт 2.

Рассмотрите лёд. Определите его цвет.

Как нам это сделать?

Попробуйте. Что у вас получилось?

Какую тайну мы открыли?

Значит лёд сам по себе какого цвета?

В таком случае говорят, что он бесцветный.

Какой карточкой обозначим результат?

Опыт 3.

Нужно определить прозрачный лёд или нет.

Как нам это сделать?

У нас есть газетный лист. Попробуем прочитать сквозь

лёд, что пишут в газете.

Как нам это сделать?

Что вы заметили?

Какое открытие мы сейчас сделали?

Какой вывод сделаем?

Какой карточкой обозначим результат?

Опыт 4.

Нам нужно узнать рыхлый лёд или плотный.

Как нам это сделать?

Попробуйте.

Что у вас получилось?

В чём мы с вами убедились?

Какой карточкой обозначим результат?

Опыт 5.

Нам нужно определить лёд липкий или нет.

Как нам это сделать?

Попробуйте. Что у вас получилось?

Какую тайну мы с вами открыли?

Какой карточкой обозначим результат?

Опыт 6.

Определите гладкий лёд или шершавый.

Как нам это сделать?

Какую тайну мы с сейчас открыли?

Какой карточкой обозначим результат?

Именно это свойство льда позволяет нам получить

Пожать друг другу

руки. Прикоснуться

к батарее,

прикоснуться к

льдинке и

почувствовать

разницу.

Сравнить с

листочками разного

цвета.

Если кладем на

красный цвет, лед

краснеет, на синий –

синеет…

Ответы детей.

Лёд прозрачный.

Попробовать

проткнуть

карандашом.

Проткнуть не

получилось, значит

лёд плотный.

Попробовать

слепить две

льдинки.

Льдинки не

склеиваются, значит

лёд не липкий.

Погладить лёд.

Лёд гладкий.

удовольствие от катания на коньках.

Весна удивительное время года.

Утром дорожки скользкие ото льда, а днём мокрые от

воды и луж.

Почему так происходит?

Вы утром идёте в школу на коньках?

Как нужно идти по ледяной дорожке, чтобы не упасть?

Молодцы, соблюдайте технику безопасности и не

падайте.

Опыт 7.

Что случилось со льдинками на ваших подносах,

почему они стали такие маленькие?

Во что превращается лёд, когда тает?

Какой карточкой обозначим результат?

Давайте сольем всю воду в одну вазу.

Подносы со льдом уносят.

Дети проходят на стульчики.

Вот сколько воды у нас получилось!

Дети откуда у нас эта вода?

На доске появляется стрелка от картинки со льдом

к картинке с водой.

Почему лёд превратился в воду?

Почему он растаял?

А в природе, что является самум главным источником

тепла?

На доске появляется солнце.

Какие тайны воды мы сегодня узнали?

Учитель берёт глобус.

Вода имеет огромное значение для человека.

Взгляните на модель земного шара. Три четверти всей

поверхности земного шара окрашены в голубой цвет –

это моря, океаны, реки, озёра.

Без воды не может быть жизни.

Вода используется в промышленности, в сельском

хозяйстве, в повседневной жизни человека

Ответы детей.

Нет.

Ответы детей.

Они тают.

Лёд превращается в

воду.

Это лёд растаял, и

получилась вода.

Он растаял.

В помещении тепло,

да и руки у нас

тёплые.

Солнце.

Ответы детей.

Рефлексия

Какие тайны воды вы сегодня открыли для себя?

Что нового вы узнали сегодня?

Какой опыт понравился больше всех?

Какое задание было трудным?

Понравилось ли вам быть в роли исследователей?

Что особенно понравилось?

О каких открытиях вы расскажите своим друзьям и

родителям?

Кого из детей вы хотите поблагодарить за работу?

Спасибо всем за старание.

Предлагаю обозначить своё настроение на «Палитре».

(Дети при помощи магнитов выбирают вариант

своего настроения в конце любого урока или занятия).

Дети при помощи

опорных карточек

рассказывают и

делают выводы.

Ответы детей.



В раздел образования