Автор: Егорова Вера Дмитриевна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашия
Наименование материала: статья
Тема: ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАНЦАМИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: полное образование
Егорова В.Д.
ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАНЦАМИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ
Перед каждым человеком, начинающим изучать иностранный язык,
непременно встает вопрос: зачем мне нужно выучить чужой язык?
Чтобы
изучение
иностранного
языка
было
эффективным,
обучающему необходима мотивация – устойчивое стремление человека к
достижению
положительных
результатов.
В
основе
любой
мотивации
находится
потребность
в
деятельности
для
достижения
поставленной
ц
е
л
и
.
В
эпоху
глобализации
всех
сфер
общественной
жизни
проблема
мотивации
в
изучении
иностранных
языков
становится
чрезвычайно
актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных
контактов
людей,
а,
следовательно,
–
вербальной
и
невербальной
коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания
иностранного языка. Невербальные средства общения проявляются только
при живом общении. Таким образом, общение с иностранцами является
условием наиболее полного понимания между носителями разных языков.
Оно стимулирует расширение знаний по иностранному языку и побуждает
учащихся упорно работать над формированием навыков.
Иностранные
языки
становятся
одним
из
главных
факторов
как
социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества.
Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и
повышении
образования,
ведь
с
помощью
него
можно
получить
непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить
возможность непосредственной коммуникации с представителями других
народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране
существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к
английскому. Теперь знание двух или более языков – это несомненный
атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение
иностранным
языком
стало
настоящей
потребностью,
без
него
уже
невозможно
устроиться
на
высокооплачиваемую
работу
и
построить
успешную
карьеру.
Новые
политические
и
социально–экономические
изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и
плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли
на
расширение
функции
иностранного
языка,
ведь
расширение
международного
сотрудничества
и
международных
контактов
требуют
сегодня более глубокого владения иностранным языком.
Таким образом, целью моей работы является изучение роли живого
общения с иностранцами как одной из главных мотиваций к изучению
иностранных языков. Для достижения поставленной цели были решены
следующие задачи:
- изучение видов мотиваций в изучении иностранных языков;
-изучение
роли
живого
общения
с
иностранцами
как
главная
мотивация.
Проблема
мотивированности
в
обучении
возникает
по
каждому
предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного
языка.
Все
дело
в
особой
специфике
предмета,
требующей
наличия
определенной
базы
и
коммуникативных
способностей.
Нередко
это
вызывает определенные сложности и мотивированность исчезает. Поэтому,
рассматривая
мотивацию
как
основную
движущую
силу
в
изучении
иностранного
языка,
отметим,
что
мотивы
относятся
к
субъективному
миру
человека,
определяются
его
внутренними
побуждениями.
Отсюда
все
трудности
вызова
мотивации
со
стороны.
Человек
сможет
выучить
иностранный
язык,
если
только
сам
почувствует
необходимость в этом, то есть будет замотивирован.
Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная
сфера человека и чем она характеризуется при учебной деятельности.
Понятие "мотив" ученые трактуют по–разному, большинство сходится во
мнении, что мотив – это либо побуждение, либо намерение, либо цель.
Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно.
Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место
при
обучении,
в
частности,
иностранному
языку.
Все
вместе
они
составляют
так
называемую
учебную
мотивацию.
Учебная
мотивация
определяется рядом специфических факторов:
-особенностями
обучающегося
(пол,
самооценка,
уровень
интеллектуального развития);
-особенностями преподавателя и его отношения к педагогической
деятельности;
-организацией педагогического процесса;
-спецификой
учебного
предмета
(в
данном
случае
иностранного
языка).
На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию
можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация не
связана
непосредственно
с
содержанием
предмета,
а
обусловлена
внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
-
мотив
достижения
–
вызван
стремлением
человека
достигать
успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в
изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения
аттестата или диплома и т. д.;
- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить
одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить
определенный статус в обществе;
- мотив идентификации – стремление человека быть похожим на
другого
человека,
а
также
быть
ближе
к
своим
кумирам
и
героям
(например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);
- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми.
Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–
иностранцами;
-
мотив
саморазвития
–
стремление
к
самоусовершенствованию.
Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего
развития человека;
-
просоциальный
мотив
–
связан
с
осознанием
общественного
значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что
осознает социальную значимость учения.
Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами,
а
непосредственно
с
самим
предметом.
Её
еще
часто
называют
процессуальной
мотивацией.
Человеку
нравится
непосредственно
иностранный
язык,
нравится
проявлять
свою
интеллектуальную
активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.
д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют прямого
отношения к содержанию и процессу деятельности.
Кроме
того,
учебную
мотивацию
можно
разделить
н а
положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду
учить английский, то получу на экзамене отлично» – это положительная
мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен и
меня
не
отчислят»
–
отрицательная,
поскольку
престиж
владения
иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и,
казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того,
абсолютно ясно, что требуется предприятие действий, направленных на
вызов в учениках внутренней мотивации. То есть необходимо создавать
такие
условия,
при
которых
у
учащихся
возникает
л и чн ая
заинтересованность
и
потребность
в
изучении
иностранного
языка.
Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям
внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение
на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и
инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).
Все
вышеперечисленные
виды
и
подвиды
мотивации
являются
главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка.
Однако
следует
помнить,
что
если
мотивация
слишком
сильна,
увеличивается
уровень
активности
и
напряжения,
вследствие
чего
эффективность
работы
ухудшается.
В
таком
случае
высокий
уровень
мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо
найти тот оптимум, при котором высокая эффективность соседствует с
получением радости от изучения иностранного языка.
Для более точного понимания мотивов к изучению иностранных
языков
у
школьников
было
проведено
анкетирование
среди
учащихся
нашей школы. Однако, подводя итоги анкетирования, результаты не стали
для нас удивительными. Почти 85% -95% учащихся выбрали «пункт 4 -
чтобы лично общаться с иностранцами».
Как
известно,
живое
общение
с
иностранцами
повышает
эффективность
изучения
английского
языка.
Немаловажную
роль
при
изучении
иностранного
языка
играют
зрительное,
слуховое
и
кинестетическое
восприятие.
Специфика
зрительного
восприятия
заключается
не
только
при
изучении
букв
алфавита
и
в
чтении.
На
начальном этапе изучения английского языка важно зрительно осознавать
артикуляционную базу, также, как и дети учатся говорить, повторяя за
взрослыми движения губ. А без слухового восприятия изучение любого
иностранного языка является невозможным. В связи с этим необходимо
отметить,
что
по
восприятию
информации
выделяются
3
типа
людей:
визуалы, аудиалы и кинестеты. Особенно важно общение с иностранцами
для кинестетов, которые составляют 40% людей, потому что только при
живом общении возможно восприятие языка тела. Неречевое поведение
является главным фактором их приверженности к изучению иностранных
языков.
Наибольший
эффект
обеспечивает
общение
с
иностранцами
и
визуалам (40%), и аудиалам (20%)
Именно
поэтому,
преподаватели
стремятся
добавить
в
процесс
изучения предмета живое общение с носителями языка. В настоящее время
появилась возможность использовать и более современные средства, к
которым относится общение через Интернет в видео чатах, с помощью
программы
Скайп
с
иностранцами.
На
начальном
этапе
изучения
иностранного языка подобным методом кажется сложным и непонятным.
Итак, в самом общении с иностранцами мы можем выделить два
интересующих
нас
типа:
1)
живое
общение
с
носителями
языка
проходящее
как
в
курсе
учебных
программ,
так
и
факультативно,
2)
общение через Интернет в видео чатах, с помощью программы Скайп с
иностранцами, когда присутствие собеседника необязательно при диалоге
(в учебном классе).
1) Живое общение с носителями языка
В
нашей
стране
в
каждом
регионе
по
различным
причинам
пребывают граждане иностранных государств, являющиеся носителями
языка
и
культуры,
это
и
специалисты
области
науки
и
образования,
студенты иностранцы отечественных вузов, аспиранты, приехавшие по
учебным
программам,
и
туристы
и
т.д.
Привлечение
их
к
процессу
преподавания английского языка дает возможность учащимся участвовать
в
живом
общении
с
носителями
языка.
В
конце
90-х
основными
участниками таких занятий были студенты иностранцы, 2000-х частыми
гостями
уроков
стали
аспиранты
иностранцы,
участники
программ
по
обмену и обучению, иностранцы, работающие в нашей стране.
2). Общение через Интернет в видео чатах, с помощью программы
Skype (Скайп) с иностранцами.
Интернет
является
одной
из
наиболее
значимых
для
широкой
публики
инноваций.
Он
затрагивает
практически
все
аспекты
нашей
жизни, и уже изменил её. Несомненно, расстояние и время больше не
являются препятствиями: мы имеем возможность общаться круглые сутки,
и
можем
выбирать,
с
кем
и
на
какие
темы
говорить.
В
условиях
глобального
информационного
пространства
преподаватель
больше
не
является
единственным
носителем
знаний,
а
становится,
скорее,
наставником-консультантом,
помогающим
разобраться
в
безграничном
потоке информации. Это особенно актуально для изучения английского
языка,
поскольку
язык
подавляющего
большинства
сайтов
всемирной
паутины - английский.
В современном мире, английский язык стал основным инструментом
международного общения. Проблема мотивации в изучении иностранных
языков
становится
чрезвычайно
актуальной.
При
этом
расширились
технические
возможности,
преподавание
стало
более
динамичным
и
насыщенным
живым
общением
с
носителями
языка,
что
несомненно
делает изучение английского языка более интересным и качественным.