Напоминание

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАНЦАМИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Егорова Вера Дмитриевна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашия
Наименование материала: статья
Тема: ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАНЦАМИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: полное образование





Назад




Егорова В.Д.

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАНЦАМИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ

Перед каждым человеком, начинающим изучать иностранный язык,

непременно встает вопрос: зачем мне нужно выучить чужой язык?

Чтобы

изучение

иностранного

языка

было

эффективным,

обучающему необходима мотивация – устойчивое стремление человека к

достижению

положительных

результатов.

В

основе

любой

мотивации

находится

потребность

в

деятельности

для

достижения

поставленной

ц

е

л

и

.

В

эпоху

глобализации

всех

сфер

общественной

жизни

проблема

мотивации

в

изучении

иностранных

языков

становится

чрезвычайно

актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных

контактов

людей,

а,

следовательно,

вербальной

и

невербальной

коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания

иностранного языка. Невербальные средства общения проявляются только

при живом общении. Таким образом, общение с иностранцами является

условием наиболее полного понимания между носителями разных языков.

Оно стимулирует расширение знаний по иностранному языку и побуждает

учащихся упорно работать над формированием навыков.

Иностранные

языки

становятся

одним

из

главных

факторов

как

социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества.

Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и

повышении

образования,

ведь

с

помощью

него

можно

получить

непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить

возможность непосредственной коммуникации с представителями других

народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране

существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к

английскому. Теперь знание двух или более языков – это несомненный

атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение

иностранным

языком

стало

настоящей

потребностью,

без

него

уже

невозможно

устроиться

на

высокооплачиваемую

работу

и

построить

успешную

карьеру.

Новые

политические

и

социально–экономические

изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и

плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли

на

расширение

функции

иностранного

языка,

ведь

расширение

международного

сотрудничества

и

международных

контактов

требуют

сегодня более глубокого владения иностранным языком.

Таким образом, целью моей работы является изучение роли живого

общения с иностранцами как одной из главных мотиваций к изучению

иностранных языков. Для достижения поставленной цели были решены

следующие задачи:

- изучение видов мотиваций в изучении иностранных языков;

-изучение

роли

живого

общения

с

иностранцами

как

главная

мотивация.

Проблема

мотивированности

в

обучении

возникает

по

каждому

предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного

языка.

Все

дело

в

особой

специфике

предмета,

требующей

наличия

определенной

базы

и

коммуникативных

способностей.

Нередко

это

вызывает определенные сложности и мотивированность исчезает. Поэтому,

рассматривая

мотивацию

как

основную

движущую

силу

в

изучении

иностранного

языка,

отметим,

что

мотивы

относятся

к

субъективному

миру

человека,

определяются

его

внутренними

побуждениями.

Отсюда

все

трудности

вызова

мотивации

со

стороны.

Человек

сможет

выучить

иностранный

язык,

если

только

сам

почувствует

необходимость в этом, то есть будет замотивирован.

Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная

сфера человека и чем она характеризуется при учебной деятельности.

Понятие "мотив" ученые трактуют по–разному, большинство сходится во

мнении, что мотив – это либо побуждение, либо намерение, либо цель.

Поэтому к этому понятию нужно подходить комплексно.

Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место

при

обучении,

в

частности,

иностранному

языку.

Все

вместе

они

составляют

так

называемую

учебную

мотивацию.

Учебная

мотивация

определяется рядом специфических факторов:

-особенностями

обучающегося

(пол,

самооценка,

уровень

интеллектуального развития);

-особенностями преподавателя и его отношения к педагогической

деятельности;

-организацией педагогического процесса;

-спецификой

учебного

предмета

данном

случае

иностранного

языка).

На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию

можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация не

связана

непосредственно

с

содержанием

предмета,

а

обусловлена

внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

-

мотив

достижения

вызван

стремлением

человека

достигать

успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в

изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения

аттестата или диплома и т. д.;

- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить

одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить

определенный статус в обществе;

- мотив идентификации – стремление человека быть похожим на

другого

человека,

а

также

быть

ближе

к

своим

кумирам

и

героям

(например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми.

Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–

иностранцами;

-

мотив

саморазвития

стремление

к

самоусовершенствованию.

Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего

развития человека;

-

просоциальный

мотив

связан

с

осознанием

общественного

значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что

осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами,

а

непосредственно

с

самим

предметом.

Её

еще

часто

называют

процессуальной

мотивацией.

Человеку

нравится

непосредственно

иностранный

язык,

нравится

проявлять

свою

интеллектуальную

активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.

д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют прямого

отношения к содержанию и процессу деятельности.

Кроме

того,

учебную

мотивацию

можно

разделить

н а

положительную и отрицательную. К примеру, конструкция «если, я буду

учить английский, то получу на экзамене отлично» – это положительная

мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен и

меня

не

отчислят»

отрицательная,

поскольку

престиж

владения

иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и,

казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того,

абсолютно ясно, что требуется предприятие действий, направленных на

вызов в учениках внутренней мотивации. То есть необходимо создавать

такие

условия,

при

которых

у

учащихся

возникает

л и чн ая

заинтересованность

и

потребность

в

изучении

иностранного

языка.

Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям

внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение

на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и

инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).

Все

вышеперечисленные

виды

и

подвиды

мотивации

являются

главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка.

Однако

следует

помнить,

что

если

мотивация

слишком

сильна,

увеличивается

уровень

активности

и

напряжения,

вследствие

чего

эффективность

работы

ухудшается.

В

таком

случае

высокий

уровень

мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции. Необходимо

найти тот оптимум, при котором высокая эффективность соседствует с

получением радости от изучения иностранного языка.

Для более точного понимания мотивов к изучению иностранных

языков

у

школьников

было

проведено

анкетирование

среди

учащихся

нашей школы. Однако, подводя итоги анкетирования, результаты не стали

для нас удивительными. Почти 85% -95% учащихся выбрали «пункт 4 -

чтобы лично общаться с иностранцами».

Как

известно,

живое

общение

с

иностранцами

повышает

эффективность

изучения

английского

языка.

Немаловажную

роль

при

изучении

иностранного

языка

играют

зрительное,

слуховое

и

кинестетическое

восприятие.

Специфика

зрительного

восприятия

заключается

не

только

при

изучении

букв

алфавита

и

в

чтении.

На

начальном этапе изучения английского языка важно зрительно осознавать

артикуляционную базу, также, как и дети учатся говорить, повторяя за

взрослыми движения губ. А без слухового восприятия изучение любого

иностранного языка является невозможным. В связи с этим необходимо

отметить,

что

по

восприятию

информации

выделяются

3

типа

людей:

визуалы, аудиалы и кинестеты. Особенно важно общение с иностранцами

для кинестетов, которые составляют 40% людей, потому что только при

живом общении возможно восприятие языка тела. Неречевое поведение

является главным фактором их приверженности к изучению иностранных

языков.

Наибольший

эффект

обеспечивает

общение

с

иностранцами

и

визуалам (40%), и аудиалам (20%)

Именно

поэтому,

преподаватели

стремятся

добавить

в

процесс

изучения предмета живое общение с носителями языка. В настоящее время

появилась возможность использовать и более современные средства, к

которым относится общение через Интернет в видео чатах, с помощью

программы

Скайп

с

иностранцами.

На

начальном

этапе

изучения

иностранного языка подобным методом кажется сложным и непонятным.

Итак, в самом общении с иностранцами мы можем выделить два

интересующих

нас

типа:

1)

живое

общение

с

носителями

языка

проходящее

как

в

курсе

учебных

программ,

так

и

факультативно,

2)

общение через Интернет в видео чатах, с помощью программы Скайп с

иностранцами, когда присутствие собеседника необязательно при диалоге

(в учебном классе).

1) Живое общение с носителями языка

В

нашей

стране

в

каждом

регионе

по

различным

причинам

пребывают граждане иностранных государств, являющиеся носителями

языка

и

культуры,

это

и

специалисты

области

науки

и

образования,

студенты иностранцы отечественных вузов, аспиранты, приехавшие по

учебным

программам,

и

туристы

и

т.д.

Привлечение

их

к

процессу

преподавания английского языка дает возможность учащимся участвовать

в

живом

общении

с

носителями

языка.

В

конце

90-х

основными

участниками таких занятий были студенты иностранцы, 2000-х частыми

гостями

уроков

стали

аспиранты

иностранцы,

участники

программ

по

обмену и обучению, иностранцы, работающие в нашей стране.

2). Общение через Интернет в видео чатах, с помощью программы

Skype (Скайп) с иностранцами.

Интернет

является

одной

из

наиболее

значимых

для

широкой

публики

инноваций.

Он

затрагивает

практически

все

аспекты

нашей

жизни, и уже изменил её. Несомненно, расстояние и время больше не

являются препятствиями: мы имеем возможность общаться круглые сутки,

и

можем

выбирать,

с

кем

и

на

какие

темы

говорить.

В

условиях

глобального

информационного

пространства

преподаватель

больше

не

является

единственным

носителем

знаний,

а

становится,

скорее,

наставником-консультантом,

помогающим

разобраться

в

безграничном

потоке информации. Это особенно актуально для изучения английского

языка,

поскольку

язык

подавляющего

большинства

сайтов

всемирной

паутины - английский.

В современном мире, английский язык стал основным инструментом

международного общения. Проблема мотивации в изучении иностранных

языков

становится

чрезвычайно

актуальной.

При

этом

расширились

технические

возможности,

преподавание

стало

более

динамичным

и

насыщенным

живым

общением

с

носителями

языка,

что

несомненно

делает изучение английского языка более интересным и качественным.



В раздел образования