Напоминание

Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка


Автор: Краснова Ольга Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Китовская СШ
Населённый пункт: Ивановская область, Шуйский район, с.Китово
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Использование технологии формирующего оценивания на уроках русского языка

Внутреннее (формирующее) оценивание…

сродни подкормке и поливу растений, являя

собой то, что напрямую влияет на их рост

Фишман И.С., Голуб Г.Б.

Реализация требований ФГОС в системе начального общего образования невозможна без ухода от

традиционной системы оценивания, которая не способна дать комплексную оценку предметных, лич-

ностных и метапредметных результатов обучающихся.

Поэтому именно формирующее оценивание даёт ответ на вопросы: "Как идут твои дела?

Что не получается? Что необходимо сделать, чтоб стало лучше?» Формирующее оценивание - это си-

стематическая работа, направленная на выявление пробелов в знаниях обучающегося, на нахождение

способов максимально эффективного восполнения этих пробелов. В этом виде оценивания отсут-

ствует открытое сравнение результатов оценивания разных обучающихся, так как текущие результа-

ты ребёнка сравниваются с его предыдущими успехами.

Формирующее оценивание предполагает живое общение педагога с учениками и учеников

друг с другом. При этом обучающийся занимает активную позицию. Он проявляет самостоятель -

ность в определении учебных задач, в выборе способа их решения, в организации своей учебной дея -

тельности и определении ее результативности. Ребёнок самостоятельно оценивает свои достижения

в учёбе, находит у себя слабые места, пытается понять, что и как ему следует сделать, чтобы про-

двинуться дальше, улучшить свои результаты. То есть дети понимают, что и для чего они делают, к

чему должны прийти.

Формирующее оценивание предполагает разработку понятных обучающимся критериев

оценивания, которые часто могут быть выведены совместно с учениками. При таком типе оценивания

выстраивается постоянная обратная связь от педагога к ученику и от ученика к педагогу. Благодаря

ей, обучающийся видит, где он сейчас находится, что у него получается, какие трудности появляются,

как он может с ними справиться.

Из всего сказанного выше следует вывод о том, что знать и применять технологию форми -

рующего оценивания должен каждый педагог, реализующий требования ФГОС. Поэтому данная тема

является актуальной.

Я расскажу о том, как можно использовать технологию формирующего оценивания на

уроках русского языка во 2 классе в ходе изучения темы «Имя существительное».

В соответствии с календарно-тематическим планированием на изучение темы « Имя су -

ществительное» во 2 классе отведено 17 уроков:

урока

Тема урока

1

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

2-3

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через озна -

комление с именами существительными.

4

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

5-6

Классификация имен существительных по значению и объединение в тематические

группы.

7

Одушевленные и неодушевленные имена существительные (обобщение).

8

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах

собственных.

9-10

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах

собственных.

11

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

12

Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся

только в одном числе.

13

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или

второстепенный член).

14

Первоначальное представление о разборе имени существительного как части речи.

15

Логические действия при определении признаков имени существительного.

16

Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

17

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. «Проверь

себя».

К концу изучения темы обучающиеся должны:

распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическо-

му значению и вопросу;

различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

различать собственные и нарицательные имена существительные;

изменять имена существительные по числам;

определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Практическое использование методов и приёмов формирующего оценивания

В ходе изучения темы «Имя существительное» использовать методики и приёмы формиру-

ющего оценивания можно следующим образом.

Как уже было сказано выше, данный тип оценивания предполагает самостоятельное опре -

деление ребёнком темы урока и его учебных задач. Например, при изучении темы « Изменение суще-

ствительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе» проблем-

ную ситуацию можно создать таким образом.

Фрагмент урока

В начале урока дети обобщают свои знания об имени существительном. (Имя существительное –

это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Имена суще-

ствительные делятся на группы: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицатель-

ные.)

2

Но, обобщив знания, обучающиеся видят, одна запись осталась закрытой, значит, сегодня на

уроке они узнают что-то новое об этой части речи.

Учитель: Попробуйте, работая в группах, вставить словарные слова: берёза, медведь в предло-

жения.

(Во дворе школы растут красивые … .

Зимой в берлогах спят ... . )

Что же вы сделали с этими словами, чтобы предложения получились правильными? (Мы измени-

ли имена существительные так, чтобы они обозначали много предметов).

- Предположите, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Об именах существительных, обозначающих 1 предмет и много предметов.)

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

(Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные.)

Учиться определять число имён существительных.)

На уроке возможно создание нескольких проблемных ситуаций. Например, предложив де -

тям поставить слово «брюки» в форму единственного числа, учитель подводит детей к выводу, что

есть

имена

существительные,

которые

употребляются

только

в

форме

множественного

или

единственного числа.

Формирующее оценивание включает в себя самооценку, взаимооценку, оценку работы пе-

дагогом и последующую работу, цель которой – продолжить движение дальше.

В ходе изучения темы «Имя существительное» на каждом уроке можно осуществлять

само- и взаимооценку. Например, после сравнения выполненной работы с эталоном ученики ставят

на полях тетради один из предложенных знаков:

Молодец, нет ошибок - «!»,

В целом всё правильно, но есть незначительные ошибки и неточности - «+»,

Ошибок много, нужна помощь - «-».

В конце урока ребёнок, посмотрев на полученные им за время занятия знаки на полях, подводит итог

своей деятельности.

Само-

и

взаимооценку

также

можно

осуществить

с помощью

«Светофора»

(приложение , рисунок 1):

Зелёный цвет – всё понятно, можно двигаться дальше.

Жёлтый цвет – есть незначительные ошибки, нет уверенности, что всё делаю правильно.

Красный цвет – ничего не понял, дальше идти не могу.

Интересно детям находить своё место «на лестнице успеха» (приложение, рисунок 2).

Например, на самом первом уроке «Имя существительное как часть речи: значение и употребление в

речи» каждый ученик может отметить ступеньку, на которой он «стоит» в начале урока, когда дети

ещё только в группе учатся распознавать имена существительные, и в конце занятия. (Или на первом

3

уроке изучения имён существительных и на одном из последних.) Сравнив результаты, обучающийся

может наглядно оценить свои достижения.

Нравятся ребятам «Волшебные линеечки» (приложение, рисунок 3), описанные Г.А. Цу-

керман. Они напоминают прибор, с помощью которого можно измерить свои успехи. Линейка разде-

лена на 3 уровня: высокий, средний и нижний. Ребёнок ставит крестик на самой верхней или правой

точке, если он выполнил задание правильно. Например, на уроке «Одушевленные и неодушевленные

имена существительные (обобщение)» учащиеся выполняют следующее упражнение:

1.Прочитай слова. Выпиши в первый столбик одушевлённые имена существительные, во

второй – неодушевлённые имена существительные.

Кисть, ворона, парта, яблоко, заяц, Света, щенок, тетрадь.

После проверки, дети рисуют на полях тетради линейку и ставят крестик на том уровне, которого

они, по их мнению, достигли.

Проверяя тетради, учитель ставит свои крестики на этих линеечках.

Совпадения оценок ребёнка и педагога говорит о том, что школьник может себя оценить адекватно.

В том случае, если оценка занижена или завышена, учитель ещё раз обсуждает с ребёнком критерии

и советует ему быть к себе более добрым или строгим.

В конце урока можно попросить детей, например, прикрепить к доске смайлики успеха

(приложение, рисунок 4).

Улыбающийся смайлик – всё понятно на уроке.

Серьёзный смайлик – в основном всё понятно, но небольшая помощь нужна.

Грустный смайлик – почти ничего не понял, дальше двигаться не могу.

Возможно проведение анкетирования.

1. Я был активным на уроке.

2. Я доволен тем, как работал на уроке.

3. Урок прошёл быстро.

4. Я понял материал, изучаемый на уроке.

5. С домашним заданием я легко справлюсь.

да / нет

да / нет

да / нет

да / нет

да / нет

В конце 2 недели изучения имён существительных можно предложить детям недельный от-

чёт.

1вопрос: Что ты узнал(а )об имени существительном?

2 вопрос: Какие задания по этой теме у тебя пока вызывают трудность. Подчеркни их.

a)

Найти имена существительные в тексте.

b)

Придумать имена существительные.

c)

Определить, одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

d)

Определить, собственное или нарицательное имя существительное.

3 вопрос: Какие вопросы ты задал(а) бы одноклассникам, чтобы узнать, поняли ли они изучен-

ную часть темы?

4

Цель: такой отчёт помогает обучающимся осуществить рефлексию вновь приобретённых знаний и

определить вопросы, ответы на которые им ещё недостаточно понятны. Педагог узнаёт о затруднени-

ях и ошибочных понятиях учеников, получает полезную обратную связь.

На уроке по теме «Обобщение знаний об имени существительном. «Проверь себя» можно

предложить детям выполнить задание такого вида.

Вариант 1

1.Прочитай текст, найди в нём имена существительные.

В лесу много интересного. Вот нора лисы. Поляны заросли чудесными цветами и травами.

Саша любит природу.

2. Выпиши из текста неодушевлённые имена существительные.

3.Придумай и запиши 4 собственных имени существительных.

4.Выпиши из текста имена существительные в форме множественного числа.

5.В 3и 4 предложениях подчеркни грамматическую основу.

Затем в ходе проверки целесообразно попросить учащихся заполнить следующую таблицу.

задания

Самооценка

(!, + или –)

Причина

удач и неудач

Оценка

учителя

Комментарий

учи-

теля

1

2

3

4

5

Цель: такой отчёт помогает ребёнку самостоятельно оценить свои достижения, определить слабые

места, попытаться понять, что ему необходимо сделать, чтобы улучшить свои результаты. Учитель

видит трудности школьника, выстраивается постоянная обратная связь от ученика к педагогу и от пе -

дагога к ученику.

Я остановилась лишь на части методик и приёмов проведения формирующего оценива -

ния, которые целесообразно использовать при изучении темы «Имя существительное» во 2 классе.

Приложение

«Светофор»

Красный цвет – ничего не понял, дальше идти не могу.

Жёлтый цвет – есть незначительные ошибки, нет уверенности, что всё делаю правильно.

Зелёный цвет – всё понятно, можно двигаться дальше.

«Лестница успеха»

5

рисунок 1

1 – слышал, что существительные есть

2 – могу их найти

3 – нахожу имена существительные

без ошибок, могу научить других

«Волшебные линеечки»

Всё понятно, могу двигаться дальше.

Почти всё понятно.

Ничего не понял(а).

рисунок 4

6

1

2

3

рисунок 2

рисунок 3



В раздел образования