Напоминание

Проект "Лес-это дом для многих жильцов"


Автор: Гладкова Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Проект
Тема: Проект "Лес-это дом для многих жильцов"
Раздел: начальное образование





Назад




3

1.Паспорт проекта

Наименование

проекта

«Лес - это дом для многих жильцов!»

Исполнитель

Цель и задачи

Цель проекта: Изучение значения леса в

жизни человека, воспитание бережного

отношения через проведение

информационно – просветительскую

деятельность.

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить роль леса в судьбе человека.

3. Выяснить какой ущерб природе наносит

человек.

4.проводить информационно-

просветительскую работу с целью

повышения экологической и

природоохранной культуры у учащихся и

населения города.

Основополагающий

вопрос

Как сохранить лес?

Год разработки

Тип проекта

Творческий

Сроки реализации

проекта

1.этап - подготовительный (октябрь-декабрь)

-анализ литературы;

2. этап - основной (январь-март)

Разработка сценария

Создание театрализованной

постановки

Изготовление памяток

4

3 этап - заключительный (март)

показ театрализованной постановки

учащимся начальной школы МБОУ ООШ;

подготовка презентации проекта;

выступления на школьной

конференции;

подготовка выступления к городской

конференции в соответствии с целями и

задачами.

Ожидаемые

результаты.

- развитие творческих качеств детей

посредством участия в театральной

постановке

-приобретения навыков коммуникативного о

бщения

-привлечь внимание обучающихся к

проблемам сохранения лесов родного края

Целевая группа

проекта

2.Актуальность проекта

В

современном

мире

проблема

загрязнения

лесов

относится

к

числу

приоритетных для мирового сообщества. Лес – важная составная часть

природной среды. Он выполняет различные функции и одновременно

5

является незаменимым природным ресурсом. Отношение людей к лесу

стало

обывательским

и

потребительским. Это

привело

к

серьезным

нарушениям в жизни лесного сообщества.

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних

только специалистов. Для эффективного достижения цели - повышения

экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей

вне зависимости от их социального или культурного статуса. Охрана и

защита

природы

позволяет ощутить

свою

значимость,

взрослость,

способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты

своей

деятельности,

приносить

радость

окружающим,

создавать

прекрасное. Если люди сейчас не начнут бережно относиться к природе,

они

погубят

не

только

ее,

но

и

себя.

Чтобы

этого

не

случилось,

необходимо

воспитывать

экологическую

культуру

человека

с

раннего

возраста.

3.Новизна проекта.

Новизна

экологического

проекта

«Лес-это

дом

для

многих

жильцов»

заключается

в

использовании

информационных

компьютерных

технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса,

6

личностную

включённость

школьников

и

родителей

в

событийную

жизнь.

Творческая деятельность в проекте способствует актуализации

знаний, умений, навыков школьников, их практическому применению во

взаимодействии

с

окружающим,

с

миром

природы;

стимулируют

потребность школьника в самореализации, самовыражении, в творческой

деятельности. Театрализованная

постановка

дала

возможность

стать

участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что

дает нам возможность глубже познать окружающий мир.

3.Цели и задачи

Цель проекта: Изучение значения леса в жизни человека, воспитание

бережного

отношения

чере з

проведение

и н ф о рм а ц и о н н о –

просветительскую деятельность.

7

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить роль леса в судьбе человека.

3. Выяснить какой ущерб природе наносит человек.

4.Проводить

информационно-просветительскую

работу

с

целью

повышения экологической и природоохранной культуры у учащихся и

населения города.

5.Объем и содержание работы

Введение

Л е с

-

з е л е н ы й

д р у г ,

просторный дом,

8

Всем уютно в доме том.

Лес дремучий тайною покрыт,

Он секреты многие хранит.

Очень захотелось всем ребятам

С т а т ь

б л и ж е

к

л е с н ы м

богатствам.

Наша работа посвящена лесу. Мы не случайно обратились к этой теме.

Каждому

человеку

известно,

что

наша

жизнь

и

здоровье

зависят

от

состояния окружающей среды, от здоровья природы. Мы стараемся есть

полезные,

экологически

чистые

продукты,

дышать

свежим

воздухом,

жить

в

экологически

безопасных

районах.

При

этом

часто

мы

не

задумываемся, что состояние экологии: чистота воздуха, воды, почвы

зависят,

прежде

всего,

от

нашего

поведения

в

природе.

Для

нашего

региона,

как

и

для

любого

другого

региона,

проблема

охраны

окружающей среды актуальна.

5.1.Что дает человеку лес

Зелёным океаном часто называют леса и это справедливо. Леса – часть

природы, без них как без воды, как без воздуха не может обойтись

9

человек. На огромных просторах страны раскинулись они. Это наше

национальное богатство и распоряжаться им мы должны по - хозяйски.

Лес – друг и защитник человека. Он кормит, одевает, лечит людей.

Лес является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ

простой

-

дышать,

обогащать

кислородом

организм

человека

или

животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух,

высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами.

Кроме того, леса богаты кормовыми и лекарственными травами, ягодами

и

грибами.

В

лесах

развивается

охотничье

хозяйство,

а

в

лесных

водоемах — рыбоводство. Лес оберегает реки от обмеления, поля — от

засухи. Лес — это прохлада в жаркий день, и отдых от городского шума,

и убежище от леденящего ветра и вьюги. Лесной воздух имеет целебные

свойства.

Стоит вырубить по берегам рек деревья, сразу мелеют они, смывается

почва и образуются овраги.

5.2.Как связаны между собой человек и лес

Человек многое получает от леса, но сам часто становится, умышленно

или

неумышленно,

источником

многих

бед:

разорения

лесов

неправильным

хозяйством,

уничтожения

пожарами,

браконьерством.

Использование леса для целей отдыха и туризма в той или иной степени

также причиняет вред нашему зелёному другу. Не проходит бесследно

присутствие в нём даже одного человека, тем более, если он считает, что

всё ему дозволено. А ведь в лес обычно отправляются

семьями или большими коллективами. Тут уж не обходится без костров,

которые оставляют после себя на несколько лет безжизненными участки

земли.

10

Незаметные, на первый взгляд, изменения лесного покрова вызывает даже

хождение по лесу, в результате которого вытаптывается трава и молодые

деревца, чуть поднявшиеся над землёй. Народ приметил: один человек

оставляет в лесу след; сотня – тропу; тысяча – пустыню.

Но влияние человека может быть разным. От того, кто относится к лесу

бережно, остаются едва заметные следы, которые уже через неделю могут

полностью

исчезнуть.

От

беспечных

отдыхающих,

не

заботящихся

о

природе и других людях, в лесах остаются горы мусора, поврежденные

деревья, а нередко их отдых и вовсе заканчивается лесным пожаром.

Беспечные и бездумные отдыхающие наносят лесу не меньший ущерб,

чем злоумышленники - браконьеры, "черные лесорубы", поджигатели.

Одним из самых заметных следов пребывания человека в лесу является

мусор. Сквозь стекло не проходит воздух, и под ним образуется мертвая

зона.

В

жаркую

солнечную

погоду

кусочек

разбитой

бутылки

может

вызвать лесной пожар. Мусор отнимает у растений и животных место для

жизни. Мусор нарушает красоту природы.

Объедки с вашего стола,

конечно, будут съедены. Надеемся, что сами по себе они не отравят

представителей

животного

мира.

Но

оставленные

в

полиэтиленовом

пакете,

в

разбитой

стеклянной

таре,

в

жестяной

банке,

они

могут

смертельно поранить животное, которое решиться вкусить ваших даров.

А если не съели – остатки пищи будут гнить, источая неприятный запах и

распространяя болезнетворные бактерии.

Шум, производимый людьми, может причинить лесу и его обитателям

немало бед. Многие звери и птицы, особенно в период выведения

потомства (весной и летом), очень чувствительны к посторонним громким

звукам.

Громкие

крики,

музыка,

хлопки

петард,

шум

мотоциклов

и

мопедов и другие тому подобные звуки могут напугать зверей и птиц,

11

заставить их бросить свои гнезда, потомство, переселиться на другие

участки.

Лес - дает нам не только материальные блага, но лес - живая душа,

которая

радуется

вместе с

нами

и

плачет

от

боли,

лес

-

наш

друг,

источник всего прекрасного, целитель наших душ.

5.3.Практическая работа. Этапы работы

Продуктом проекта является театрализованная постановка «Книга жалоб

жителей леса» и памятки «Правила поведения в лесу».

План работы заключался в следующем:

1.

Изучение материала по вопросу

2.

1.Создание правил поведения в лесу.

3.

2.Создание театральной постановки.

Лес - дает нам не только материальные

блага, но лес

- живая душа,

которая радуется вместе

с нами и плачет от боли, лес - наш друг,

источник всего прекрасного, целитель наших душ. Поэтому я решил

поделиться своими знаниями с одноклассниками и создать волонтерскую

группу.

Мои

одноклассники

охотно

согласились

мне

помочь.

Мы

разработали буклеты

«Правила поведения в лесу», которые раздали

учащимся нашей школы. Мы проиллюстрировали экологические знаки и

внесли их в буклет, используя программу Microsoft Publisher. Правила

поведения в лесу мы представили в виде небольших стихов. В буклетах

мы предоставили информацию о роли леса в жизни человека; о том, как

человек

вредит

лесному

сообществу;

о

правилах

поведения,

которые

человек должен выполнять в лесу.

Ребята нашего класса предложили сделать экологическую сказку «Книга

жалоб жителей леса». Так началась работа нашего театра. Мы выбрали

12

желающих класса для участия в сказке. Действующие лица: ведущий,

ежик,

мальчик

Андрей,

лесная

полиция,

рыбки,

бабочки,

лебедушка,

елочка,

дровосек.

Родители

помогли

сделать

декорации,

а

классный

руководитель помог в постановке театра. Эта сказка о том, как мальчик

мусорил в лесу, обижал животных. Лесная полиция всегда приходила на

помощь

лесу

и

пыталась

рассказать

мальчику

Андрею,

что

нельзя

загрязнять озера, срывать цветы, разводить костры. А бабочки, лебедушка

и

рыбки

в

танце

показали,

как

они

могут

радовать

своей

красотой

окружающих. В итоге мальчик Андрей вступил на защиту леса и защитил

елочку

от

дровосека.

Эта

сказка

учит

любить

и

охранять

природу

(Приложение 1).

Мы показали сказку учащимся нашей школы для того, чтобы призвать их

к бережному отношению к природе.

Заключение

Я работал над проектом в течение 2018-2019 года. В ходе работы над

проектом я узнал: зачем нужно охранять природу родных лесов; составил

свод правил поведения людей в лесу (разрешающих и запрещающих). Я

13

поделился своими знаниями с одноклассниками. Мы создали творческую

группу. Показали экологическую сказку учащимся нашей школы, тем

самым

привлекая

всех

к

охране

окружающей

среды.

Всем

ученикам

понравилась наша сказка. Это означает, что наши труды вложены не зря.

И все желающие, ознакомившись с нашим проектом, захотят принимать

участие в охране природы. Я думаю, многие ребята перестанут мусорить

в лесу и задумаются о том, какой вред могут нанести окружающей среде.

Мы

пришли к выводу, что необходимо охранять леса, и всем людям,

живущим на земле, выполнять правила поведения в лесу, и тогда мы все

вместе сможем сохранить природу родного края для себя и будущих

поколений.

Приложение 1

Сценарий

Ведущий: Дорогие зрители, отдохните,

Нашу сказку посмотрите.

14

Называется она «Жалобная книга природы»

На сцену «въезжает паровоз» с Ведущим и Андреем.

Они «едут» между деревьями, останавливаются в центре.

Ведущий: Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете

Лев и журавль, попугай и лисица,

Волк и медведь, стрекоза и куница.

Белые рощи, лесные дубравы,

Реки, речушки, деревья и травы,

Синее море, лесной ручеек

Все доверяют тебе, человек (поворачивается к Андрею).

Ты – самый умный, а значит, в ответе

За все живое, что есть на планете.

Андрей: Очень мне нужно за все отвечать.

В лес я приехал, чтоб отдыхать.

Лучше я буду цветы собирать.

Мальчик собирает цветы, а потом уходит. Ведущий тоже уходит с

паровозом.

Звучит жалобная песня.

На сцену выходит грустный Ёжик с Жалобной книгой в руках, ходит

между деревьями, останавливается.

Звучит полицейская сирена и на сцену «въезжает» зеленый патруль

(девочка и мальчик) на плоскостной машине.

Мальчик: Спешим на помощь мы природе,

Кто оказался вдруг в беде.

Не огорчайся, милый ёжик,

15

Сейчас поможем мы тебе.

Девочка: Милый ёжик, вижу, что-то

Хочешь громко ты сказать.

Крепко в лапах книгу держишь,

Видно, хочешь показать?

Ёж: Звери к вам меня послали,

Да свои наказы дали (показывает книгу)

Это жалобы зверей

На таких людей, как ваш Андрей.

Выходит Ведущий: Давай сюда все жалобы,

Попробуем помочь (забирает у ежа книгу, открывает, читает)

Пойдем спасать мы озеро,

Не то уж скоро ночь.

Все уходят. Танец Золотых рыбок (по окончании рыбки садятся в центре

озера)

.

Под музыку к озеру идет Андрей с собранными цветами, опускается на

колени.

Андрей (смотрит на цветы): Кажется, цветок завял,

И зачем я их сорвал? (кидает цветы в озеро)

Что-то я устал трудиться,

Пора уже и подкрепиться

Достает из рюкзака колу, йогурт, стакан одноразовый; пьет, а бутылку и

стакан бросает в озеро; достает конфету, разворачивает, и фантик бросает

в озеро.

Звучит полицейская сирена, «едет» зеленый патруль к Андрею.

Девочка: Что ты делаешь, Андрей?

Мусор убери скорей.

16

Мальчик: Здесь рыбка золотая в озере живет,

От мусора и грязи она сейчас умрет.

Андрей: Я пришел сюда не мусор убирать,

В лес пришел я, чтобы отдыхать. Новую полянку я пойду искать (уходит).

Мальчик и девочка убирают мусор.

Входит Ведущий с книгой.

Ведущий: Много правил есть в природе,

Знать их надо наизусть.

Нам сейчас настало время

В книгу жалоб заглянуть (открывает, читает):

Ещё одна есть жалоба, попробуем помочь –

Пойдем спасать мы бабочку,

Не то уж скоро ночь (уходит вместе с патрулем).

Между цветами на поляне летают бабочки, за ними с сачком бежит

Андрей, задевает сачком крыло одной бабочки, останавливается в центре

сцены и поворачивается к Андрею.

Бабочка: Что за слон пришел к нам в лес,

Только шум стоит да треск.

Все цветочки он порвал,

Мусор в озеро бросал,

Крылышко мое сломал.

Как же мне теперь летать?

Нужно ёжика позвать (садится на колени, плачет)

17

Андрей

(накрывает бабочку сачком):

Долго, долго я бежал,

Наконец, тебя поймал.

Что-то снова я устал,

Давно уже не отдыхал.

Разведу-ка я костер,

Как мой дедушка Егор

Отходит к деревьям, берет щепки или дрова, в центре сцены начинает

делать костер, достает бумагу, спички из рюкзака.

Звучит полицейская сирена, «едет» зеленый патруль и с ними Ёж,

Ведущий (к Андрею).

Девочка: Ты что, совсем не знаешь правил?

Тебя мы штраф платить заставим.

Андрей: Что за дела, какой-то штраф,

Я не пойму тебя никак.

Ведущий: Ох, видно плохо ты воспитан,

Таких простых вещей не знал.

Тебе поможет поучиться

«Экологический» устав.

Мальчик: Пожар в лесу ведь мог случиться,

Вот что в уставе говорится.

Ёж: Огонь – враг леса, он хитер,

Не разводи в лесу костер!

Не обижай в лесу зверей,

И бабочку ты отпусти скорей!

Андрей: Ну ладно (подходит к сачку, поднимает его)

Забирайте, мне не жалко!

Все отходят немного назад к деревьям, освобождая место для бабочки.

18

Бабочка: Мы живы, как же радостно и чудесно летать! Мои подружки,

прелестные бабочки, давайте порадуем всех танцем.

Звучит музыка. Танец Бабочек (бабочки улетают).

Мальчик (подходит к Андрею):

Ты сделал хорошее, доброе дело

Тебя мы в команду берем свою смело.

Андрей: Готов помочь, друзья, всем тем,

Кто просит помощи моей.

В книгу жалоб посмотрю,

И елочек от беды спасти смогу.

Звучит фонограмма «Маленькой елочке…» Выходит «девочка- елочка»

(пританцовывая).

Звучит тревожная музыка…. Заходит дедушка с топором.

Дед: Для своих родных внучат,

Праздник я устроить рад!

Елочку скорей срублю

И внучатам принесу.

Елочка: Очень страшно! Вдруг меня срубят и погубят! Ой, беда, спасите,

помогите

Андрей загораживает собой елочку и постепенно оттесняет деда за

ширму.

Елочка:

Елки вырасти хотят

Их обидеть каждый рад.

Не уж-то тяжело понять!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут.

19

Андрей и Елочка: Ой, смотрите, Лебедушка летит!

Под музыку вылетает Лебедушка! Танец Лебедушки.

Слышится выстрел.

Голос из-за кулис:

Не стреляйте в белых лебедей,

Сохраняйте счастье в небесах.

Ведущий:

Наш спектакль к концу подходит,

Приближается финал.

И на сцену к нам выходят

Все, кто в нем сейчас играл.

Все дети выходят на сцену (встают в одну линию лицом к зрителям).

Мальчик: Дорогие взрослые, дорогие дети!

С вами вместе мы живем на одной планете.

Девочка: Посмотрите-ка вокруг: дерево, травинки.

Рыбы, бабочки, цветы, птицы и былинки.

Бабочка: Вот какая красота!

Муравей ползет внизу - будьте осторожны!

Улыбнитесь вы дождю – он же ведь хороший!

Ёж: Давайте ж за руки возьмемся (все берутся за руки)

И друг другу улыбнемся (поднимают руки вверх)

Все вместе: Будем планету беречь и любить,

Будем мы в дружбе с природою жить! (поклон)

20



В раздел образования