Напоминание

О ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" СТУДЕНТАМ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE


Автор: Джураев Шавкат Орзикулович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: Джизакский академический лицей Министерства внутренних дел Республики Узбекистан
Населённый пункт: г. Джизак
Наименование материала: Статья
Тема: О ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" СТУДЕНТАМ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
Раздел: среднее профессиональное





Назад




О ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

СТУДЕНТАМ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ MOODLE

Джураев Шавкат Орзикулович

преподаватель «Информатики и информационных технологий».

Джизакский академический лицей Министерства Внутренних Дел

Республики Узбекистан.

Республика Узбекистан, Джизакская область, город Джизак

Аннотация:

Обсуждаются

вопросы

преподавания

дисциплины

«Информатика»

студентам.

В

современных

условиях

у

студентов

как

будущих специалистов важно сформировать информационную культуру. В

связи

с

этим

информационные

системы

и

технологии

интенсивно

используются

в

образовании.

Одним

из

инструментов

формирования

информационной культуры студентов является дисциплина «Информатика»,

которая

преподается

студентам.

В

качестве

обязательных

составляющих

компетенций,

которые

должны

быть

сформированы

у

студентов

в

ходе

изучения

дисциплины

«Информатика»,

могут

быть

выделены

навыки

обработки

текстовой

информации,

подготовки

данных

в

электронных

таблицах и разработки баз данных. Поэтому одной из основных компетенций,

которые

формируются

у

студентов

в

ходе

изучения

дисциплины

«Информатика» является следующая: способность использовать для решения

аналитических и исследовательских задач современные технические средства

и информационные технологии (ПК-8).

Анализ

опыта

работы

преподавателей

кафедры

информатики

показывает, что учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

по

дисциплине

«Информатика»

разработано

на

достаточно

высоком

методическом уровне и активно используется в образовательном процессе.

Однако

с

развитием

информационных

технологий,

в

том

числе

постоянным

обновлением

программ

пакета

MS

Office,

возникает

необходимость

обновления

практикума.

Поэтому

автором

на

основе

уже

имеющихся

материалов

разработан

электронный

курс

по

дисциплине

«Информатика». Основное внимание уделено описанию структуры курса и

обобщению авторского опыта преподавания дисциплины «Информатика» с

его использованием.

Ключевые

слова:

информатика,

междисциплинарные

связи,

преподавание дисциплины.

В условиях информатизации общества одним из актуальных вопросов

является формирование информационной культуры граждан. Актуальность

проводимого

исследования

обусловлена

необходимостью

разработки

о б р а з о ват е л ь н ы х

р е су р с о в

д л я

о б е с п еч е н и я

ф о р м и р о в а н и я

профессиональных

компетенций

студентов

в

области

информационно-

коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

ходе

преподавания

дисциплины

«Информатика».

С

учетом

междисциплинарности

содержания

обучения

студентам

предлагаются

различные

задания,

направленные

на

изучение

различных аспектов применения ИКТ.

В

данной

статье

представлены

промежуточные

итоги

проводимого

исследования,

в

том

числе

описана

структура

разработанного

автором

электронного курса по дисциплине «Информатика». Целью преподавания

дисциплины студентам, является освоение студентами углубленных основ

информатики

и

современных

информационных

технологий,

основ

представления

знаний

с

помощью

информационных

технологий,

совершенствование навыков работы на компьютере и использование этих

навыков

в

практической

деятельности.

В

ходе

изучения

дисциплины

у

студентов формируются следующие компетенции:

– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности

на основе информационной и библиографической культуры с применением

информационно-коммуникационных

технологий

и

с

учетом

основных

требований информационной безопасности (ОПК-1);

– способность использовать для решения аналитических и исследовательских

задач

современные

технические

средства

и

информационные

технологии

(ПК-8);

способность

использовать

для

решения

коммуникативных

задач

современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).

Для формирования у студентов общепрофессиональной компетенции

ОПК-1

им

предлагается

выполнить

задания,

направленные

на

изучение

структуры

понятий

«информационные

системы»

и

«информационные

технологии», «информатизация» и «компьютеризация», а также рассмотреть

особенности информационных революций.

Студентам

предлагается

подготовить

материалы

по

операционным

системам

и

программному

обеспечению.

Для

формирования

у

студентов

профессиональных

компетенций

ПК-8

и

ПК-10

предлагаются

задания,

направленные на формирование приемов создания документов в программе

MS

Word

2010,

обработки

информации

в

программе

MS

Excel

2010

и

разработки баз данных в системе управления базами данных MS Access 2010.

Кроме этого, студентам могут быть предложены задания, направленные на

формирование приемов работы в программе MS PowerPoint 2010 и создания

компьютерных графических изображений.

учебники,

представляющие

текстовое

изложение

материала

с

большим

количеством иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и

переданы через сеть на домашний компьютер;

учебники

с

высокой

динамикой

иллюстративного

материала,

подготовленные на CD-ROM. Такие учебники обычно предоставляются на

CD-ROM, прилагаемых к книге, либо их можно скачать и установить на

домашний компьютер;

– современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-

исследовательских

работ.

К

таким

средствам

относятся

виртуальные

лаборатории, которые разработаны аналогично компьютерным играм;

системы

виртуальной

реальности.

На

сегодняшний

день

эти

системы

реализованы в виде разнообразных тренажеров, позволяющих смоделировать

поведение человека в определенных условиях обстановки;

– системы дистанционного обучения. К ним относятся в том числе Moodle,

iSpring,

Mirapolis.

Такие

системы

являются

аналогами

корпоративных

порталов,

позволяющими

управлять

учебным

контентом

и

организовать

самостоятельную работу студентов.

Все

перечисленные

средства

обучения

позволяют

преподавателям

подготовить теоретические материалы по дисциплине с учетом необходимого

уровня визуализации учебного материала.

Системы

дистанционного

обучения

являются

инструментом,

позволяющим

преподавателям

осуществлять

поддержку

самостоятельной

работы студентов на достаточно высоком уровне, сочетая возможности всех

групп средств обучения, за исключением систем виртуальной реальности.

Преподаватели

в

ходе

подготовки

учебно-методических

материалов

тщательно

продумывают

структуру

курса,

создают

различные

информационные

ресурсы

и

используют

различные

инструменты

для

активизации

учебной

деятельности

студентов

(такие

инструменты

называются видами деятельности), в том числе можно сделать ссылки на

загрузку заданий, интерактивные лекции с тестовыми вопросами и тесты.

Таким образом, целью проводимого автором исследования является

обобщение

опыта

коллег

в

области

преподавания

дисциплины

«Информатика» и разработка собственного электронного курса с помощью

системы дистанционного обучения Moodle для повышения эффективности

организации самостоятельной работы студентов.

Материалы электронного курса в системе Moodle сгруппированы по

схеме, представленной на рис. 1.

Обязательными разделами для изучения являются текстовые документы

и программные средства их создания, табличные документы и программные

средства их создания, базы данных и системы управления базами данных.

Общие

понятия,

связанные

с

программным

обе спечением

персонального компьютера, студенты рассматривают в ходе самостоятельной

работы. К вариативным разделам для изучения относятся «Компьютерная

графика

и

программные

средства

ее

создания»

и

«Презентации

и

программные средства их создания».

Фрагмент электронного курса в системе Moodle представлен на рис. 2.

В

ход е

р а з р а б о т к и

с т р у к т у р ы

и

материалов

электронного

курс а

автором

были

проанализированы

н а у ч н ы е

р а б о т ы

в

о б л а с т и

п р е п од а в а н и я

и н ф о р м ат и к и

и

использования

информационных

технологий, в том числе.

Система

Moodle

п р ед о с т а вл я е т

п р е п о д а в а т е л ю

в о з м о ж н о с т ь

анализировать

оценки

группы

в

целом

и

просматривать

динамику

выполнения

заданий

каждым

студентом.

Тесты

наряду

с

заданиями

позволяют преподавателю оценить уровень усвоения студентами материалов

дисциплины и формирования указанных выше компетенций. После того как

студент выполнил задание и загрузил в систему, преподаватель выставляет

оценку от 0 до 100 баллов и пишет комментарий студенту.

В ходе преподавания дисциплины формируется шкала, позволяющая

преподавателю

составить

рейтинг

студентов

по

дисциплине

в

целом

и

получить информацию по отдельному студенту. Эти сведения могут быть

использованы

преподавателем

как

в

ходе

проведения

текущего

контроля

знаний студентов, так и на зачете по дисциплине.

На

практических

занятиях

студенты

рассматривали

возможности

настройки

параметров

документа,

поиска

и

замены

в

тексте,

внедрения

документов

с

помощью

инструмента

«Специальная

вставка»,

вставка

и

форматирование графических объектов, а также создание электронных анкет

с помощью инструментов ленты «Разработчик».

После выполнения работ студенты решали задания тестов и выполняли

задания

контрольных

работ.

Далее

приведены

примеры

вопросов,

включенных в тесты. Примеры вопросов первого теста В каком окне можно

задать значение параметра

автосохранения документа?

В каком пункте меню или ленты находится инструмент «Экспресс-

блоки», используемый для вставки автотекста?

Какими способами можно защитить текстовый документ?

Какой из указанных способов создания нового стиля правильный в

программе MS Word 2010?

Примеры вопросов второго теста

Каким образом можно изменить регистр текста?

Какими способами можно задать настройки вида маркеров списка?

Какую вкладку нужно выбрать для того, чтобы можно было выбрать

настройки для обрамления абзаца (взять фрагмент текста в рамку)?

Где

находится

инструмент

для

осуществления

разбивки

текста

на

колонки? Анализ

полученных

результатов

(рис. 3, 4) показал, что студенты в целом

усвоили

материал,

представленный

для

выполнения,

а

именно

изучили

операции

поиска,

замены,

оформления

текста

с

помощью

линеек,

задания

шрифтов

и

абзацев,

форматирования

документов

с

помощью стилей, списков и колонок.



В раздел образования