Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей».
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и
материалов способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики и
тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги;
глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической
отзывчивости.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети
получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои
представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них
развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием
выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и
результат своей работы они видят сразу.
Результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно
активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при
помощи дополнительных стимулов – игра, сюрпризный момент, просьба о
помощи, музыкальное сопровождение и т.д.
Обучение строится с учётом постепенного нарастания сложности материала.
Необходимо обращать внимание детей не только на техническую, но и на
выразительную сторону изобразительной деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и
навыки, но и радость и удовольствие.
Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от
пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев,
цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка;
пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает
их, и вовлекает в творческий процесс.
Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно
чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой,
водой.
Рассмотрим основные виды нетрадиционной техники рисования.
. Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет
ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
. Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
. Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
. Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета
меняются и мисочка и пробка.
. Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения
изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской
и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.
. Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся
другие мисочка и поролон.
. Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
. Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может
изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или
бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно
взять другие мисочку и печатку.
. Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Список литературы:
1.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и
методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет / Т.С. Комарова. -
М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2..Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие / Т.С.
Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
3..Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет "Цветные ладошки" / И.А. Лыкова. - М.: "Карапуз - дидактика",
2006.