Напоминание

Лепка авторской куклы


Автор: Касина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: город Сельцо, Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лепка авторской куклы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Сельцо Брянской области

Методическая разработка на тему:

«Лепка авторской куклы»

преподаватель изобразительного искусства

Касина Ольга Владимировна

2019 год

Введение

Методическая

разработка

предназначено,

для

детей,

обучающихся

в

учреждениях

дополнительного

образования

по

направлению

«Скульптура»,

педагогических

работников,

занимающихся

с

детьми

младшего

и

среднего

школьного

возраста

основами

лепки

из

скульптурного

пластилина.

Используя

данную

разработку

можно

не

только

самостоятельно

изготовить

фигуры

человека,

но

и

кукол

( марионетки), и вылепить их с детьми.

Работа с использованием данной методической разработки проведения

занятия

позволяет

приобрести

обучающимся

необходимые

знания,

умения и навыки по изготовлению кукол (марионетка).

Актуальность

данной

темы

заключается

в

эффективности

средств

познания

объемно-пространственных

свойств

действительности.

Трехмерное изображение объемных предметов, помогая детям познать

объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере

ре а лизуют ся

большие

возможно сти

для

эстетиче ского

и

художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития.

Дети, освоившие технику лепки , получают хорошую возможность в

овладении

навыками

работы

с

различными

материалами

и

инструментами,

которыми

пользуются

во

многих

видах

трудовой

деятельности.

Также

лепка

развивает

детей

и

является

одним

из

способов

реализации

творческого

потенциала.

Нельзя

не

отметить

положительное влияние лепке на развитие таких личностных качеств,

как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность.

Введение

Исторические аспекты создания куклы

Кукла - одна из самых древних игрушек. Первые из известных кукол -

египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы,

тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было

и

в

античном

мире:

здесь

и

глиняные

животные

(птицы,

черепахи,

лягушки,

зайцы,

змеи,

обезьяны).

Греческие

дети

забавлялись

и

троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и

римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко

размалевывались.

Изготовление

их

составляло

особую

отрасль

производства. А в наше время производство кукол способно претворить

в жизнь любую, даже самую неожиданную фантазию.

Кукла

-

это

важный

элемент

в

развитии

любого

ребенка.

Но

они

интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь

посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь

кукла

-

это

живое

существо,

если

в

нее

вложена

частичка

души

художника,

зародившая

неповторимую

ауру

куклы.

Создание

куклы

позволяет как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь

кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая

кукла

начинает

жить

своей

жизнью,

создавая

свою

неповторимую

историю

и

накапливая

в

себе

энергию,

которую

она

впоследствии

передает людям, созерцающим ее.

Симпатичные

куклы

шестнадцатого,

семнадцатого,

восемнадцатого,

девятнадцатого веков, сделанные из гипса, дерева или фарфора, вопреки

распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для

украшения

дома,

для

обрядовых

целей,

для

домашних

спектаклей

и даже государственными наградами.

Во многих английских аристократических семьях до сих пор передают

из поколения в поколение старинные куклы из гипса или папье-маше,

которые

были

вручены

их предкам

лично

королями

или

королевами

за заслуги перед империей.

Довольно

долгое

время

во

всём

мире

предметом

вожделения

для

коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века

художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась

в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют

не

только

старинные

куклы,

но

и

работы

современных

мастеров

настоящих "кукольных" художников-профессионалов.

Сегодняшние

технологии

далеко

шагнули

вперед,

и

современные

мастера делают кукол из многих материалов: из классического фарфора,

современных пластиков и даже текстиля.

По способу изготовления подразделяются на три основные категории.

Первая:

уникальные

куклы,

которые

выпущены

в

единственном

экземпляре.

Изготавливаются

они

из

специального

пластика,

позволяющего вырисовывать мельчайшие детали.

Вторая категория - куклы из классического фарфора.

И третья категория - текстильные куклы, которые могут быть сделаны

хоть из чего: любых лоскутков ткани, кусочков проволоки.

Одним

из

новых

течений

в

сегодняшнем

кукольном

мире

стало

изготовление

так

называемых репликантов точных

копий

старинных

кукол известных фирм, ставших в наше время антикварными.

Авторская кукла.

Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX

веке на фоне победоносно шагающих серийных игрушек. Двадцатый век -

век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало

новые

направления

и

виды

художественной

деятельности.

Вероятно,

зарождение

этого

жанра

было

своеобразной

попыткой

художников

отстраниться

от

агрессивного

искусства

эпохи

НТР,

уйти

от

хаоса

современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в

нем свои правила игры.

Сегодня

это

целостный

образ

со

своей

историей,

продуманный

и

воплощенный художником до тончайших деталей костюма и куклы в целом.

Художник

вкладывает

в

свое

детище

максимум

талантов

здесь

он

и

скульптор,

и

художник,

модельер,

парикмахер,

и

режиссер,

тщательно

вырисовывающий характер и судьбу будущего персонажа.

Искусство авторской куклы приобретает популярность в России с каждым

годом.

№ 1. Тема: «История авторской куклы».

Цель : Познакомить детей с историей куклы, ее происхождении, применении.

Мы будем лепить кукол- марионеток.

Задачи занятия:

1)Научить

ребят

воспринимать

куклу

не

только

как

игрушку,

но

и

как

произведение искусства с глубокой историей.

2) Развить у обучающихся интерес к искусству.

3)Воспитать мотивацию к учебной деятельности.

Материалы: Проектор, презентация. Цветные карандаш, ластик, формат А4.

Структура занятия:

1 Организационный момент

2. Проверка знаний обучающихся

3. Сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация учебной деятельности

4. Изложение нового материала.

5. Практическая часть.

6. Подведение итогов урока.

Ход занятия:

1.Орг.момент. Приветствие ,проверка готовности класса к занятию, проверка

отсутствующих.

2. Проверка знаний обучающихся. Вопросы группе: Что вы знаете о кукле?

Из каких материалов могут изготовляться куклы? Как вы думаете, зачем

нужны куклы?

3.Сообщение темы, цели и задачи урока.

Цель: Познакомить детей с историей куклы, ее происхождении, применении.

Задачи урока:

1)Научить учеников воспринимать куклу не только как игрушку, но и как

произведение искусства с глубокой историей.

2) Развить у обучающихся интерес к искусству.

3)Воспитать мотивацию к учебной деятельности.

4.Изложение нового материала.

5. Практическая часть. Выбор темы, рисование эскиза будущей куклы.

6. Подведение итогов урока.

2. Тема: Введение

в

практическую

деятельность

лепка

простой

куклы( марионетка) из пластилина по технологии.

Цель: познакомить детей с технологией изготовления кукол из скульптурного

пластилина.

Задачи:

1.

Научить

лепить

части

тела

человека,

познакомить

с

понятием

пропорции частей тела.

2.

Развивать у обучающихся глазомер, формировать навыки ручного

труда, творческие способности;

3.

Воспитывать аккуратность.

Материалы и инструменты:

Скульптурный пластилин, стека, клеенка,

Гуашь, блестки, мелкие аксессуары;

Моделировка форм

Прежде всего, надо отложить пластилиновый плинт. Он при построении

каркаса

обозначает

нижнюю

границу

пространства,

занимаемого

фигурой.

В работе с куклой должно стать заповедью: накладывать, срезать или

перемещать пластилин сразу настолько, насколько необходимо. Работая

над множеством больших и малых форм, передвигая их, мы остановим

себя, если по инерции занесем руку на твердо установленный элемент

остова построения.

В

накладывании

пластилина

должна

быть

определенная

дисциплина

действий. Наращивая первоначальную болванку, стараемся показать, как

мы размещаем в пространстве те или иные формы в нужном движении,

ракурсе (голова, ноги и т.д.). Нет нужды совершенно в начале работы

браться за отдельную часть и лепить мелкие детали а именно (голова -

нос, глаза и т.д.). Необходимо набрать основные крупные массы точные в

пропорциях,

весе,

движении.

Не

нужно

наращивать

одну

массу

до

границы другой, так как она может быть соразмерной или отпасть,

необходимо по мере возможности вести работу сразу над всеми массами,

хотя скачки от одной массы к другой будет очень заметны. При лепке

кукол выделяю три основных момента накладывания пластилина

1) Набор общей массы

2) Моделировка форм

3).Проработка деталей

Проработка деталей и окончание работы над этюдом

Если оглянуться на весь процесс лепки длительного этюда, то наиболее

общая

схема

его

будет

такова:

1)

грубое

упрощение,

где

точно

и

конкретно

берутся

только

немногие

места,

наиболее

важные

для

передачи

главнейших

закономерностей;

2)

разбор

«вплотную»;

3)окончательное прослеживание, исправление и уточнение всех связей и

зависимостей

целого,

определяющих

его

крепость,

характерность,

выразительность, содержательность — другими словами, завершающее

обобщение всего сделанного. Только такое обобщение, опирающееся на

доскональный

разбор,

можно

считать

полноценным,

свободным

от

упрощенчества

и

верхоглядства.

Это

обобщение

и

есть

итог

всего

процесса, конец, венчающий дело.

Заключение

Лепка из пластилина - как один из видов изобразительной деятельности

несёт огромные возможности для развития ребёнка. Задача педагога,

зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс

с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив

особенности

лепки

из

пластилина

с

использованием

металлического

каркаса,

пришла

к

выводу,

что

такие

занятия

способствуют

развитию

мелкой

моторики,

художественного

вкуса,

индивидуальности,

интуиции,

воспитывают

организованность,

дисциплинированность

и

аккуратность

при

работе

с

бумажным

материалом, а также умение планировать творческий процесс каждым

учащимся.

Лепка

фигуры

человека

является

эффективным

средством

познания

объемно-пространственных

свойств

действительности.

Трехмерное

изображение объемных предметов помогает детям познать объекты в

реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются

большие возможности для эстетического и художественного воспитания

учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают

детям

хорошую

возможность

в

овладении

навыками

работы

с

различными материалами и инструментами, которыми пользуются во

многих видах трудовой деятельности, развивают чувство материала и

пластической

формы,

совершенствуют

глазомер

и

тренируют

способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы

его

раскрытия.

Важным

моментом

поддержания

интереса

ребенка

к

занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен

увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед

ним

надо

ставить

посильные,

ясные

цели

и

задачи,

обязательно

фиксировать достигнутый результат, а затем предлагать новые задачи.

Занятия лепкой и скульптурой необходимы детям, так как они помогают

раскрыть

творческий

потенциал

ребенка,

его

индивидуальные

способности,

способствуют

всестороннему

развитию

личности,

помогают, ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику.

Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их

мира.

Список литературы

1. Соколов В. Н. Лепка фигуры. - М., 1963.

2. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. - М., 1982.

3.Мухина В. Скульптура. - М.-Л.: Просвещение, 1964.

4.Боголюбов

Н.С.

Лепка

на

занятиях

в

школьном

кружке.

-

М.:

Просвещение, 1979.



В раздел образования